НОВОСТИ
24.11.2024 09:25
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
376
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
665
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
626
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
1112
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ЧУВСТВО ЛОКТЕВА ГУБЕРНАТОРА КАРЛИНА
Совместно с:
02.12.2014
«Ради стабильности и устойчивости» Алтайского края Александр Карлин лишил местных депутатов права контролировать представителей исполнительной власти.
На прошлой неделе из Алтайского края пришла необычная новость: здешний губернатор Александр Карлин получил право без согласования с Законодательным собранием определять кадровый состав исполнительной власти. «Депутаты Алтайского краевого законодательного собрания внесли изменения в Устав региона, дающие губернатору право самому утверждать персональный состав краевой администрации, – сообщил корреспондент агентства «Интерфакс-Сибирь» с заседания парламента. – В окончательном чтении закон поддержали 49 депутатов, трое проголосовали против, двое – воздержались, и один не голосовал.
Другими словами, в Алтайском крае перешли к форме управления одного человека – Александра Карлина. Случай в истории современной России удивительный. Народные избранники почти в полном составе совершили политическое харакири – фактически лишили себя прав контроля представителей исполнительной власти края. Подобного нет даже в Чечне, где назначение ключевых чиновников производится с согласия Народного собрания парламента. Вице-губернатор Виталий Снесарь при этом на голубом глазу пояснил в СМИ, что сие не является снижением влияния АКЗС на «голубой дом». Просто, мол, губернатор Алтайского края Александр Карлин «ради стабильности и устойчивости» будет без их согласия назначать своих замов и руководителей ключевых ведомств администрации региона.
Впрочем, депутаты сами повинны в управленческом «озарении» главы региона. Зачем было перечить его воле 29 октября с. г. на сессии Алтайского краевого законодательного собрания? В тот день девять депутатов отказались голосовать за назначение первым заместителем губернатора Сергея Локтева! Вот назначение главным финансистом Владимира Притупова весь корпус народных избранников поддержал единогласно, а к прозванному «серым кардиналом» Локтеву у них, видите ли, есть вопросы…
Видимо, поэтому, в очередной раз назначив Локтева вторым после губернатора человеком в крае, Александр Карлин «в сердцах», как выразился один местный обозреватель, предложил поправки в Устав края, по которым глава региона перестанет согласовывать с краевыми депутатами кандидатуры четырех высших чиновников: первого заместителя губернатора, начальников финансового и социального ведомств, руководителя госкомимущества.
Неразумные, как говорится, получили свое – да еще с «привеском» в виде поправок, по которым депутатам оставят лишь утверждение стратегии развития края, то есть общих концепций. А вот утверждением программ, под которые идут реальные деньги, после сессии АКЗС займутся не депутаты, а тот, кто сейчас лично контролирует бюджет.
«ВОССТАНИЯ РАБОВ» НЕ БУДЕТ!
Александр Карлин пришел первым лицом в Алтайский край в 2005 году, вскоре после гибели в автомобильной катастрофе главы краевой администрации Михаила Евдокимова. Пошутившие тогда, что «юмориста сменил прокурор», оказались чуть ли не провидцами дальнейшей судьбы края.
Почетный работник органов прокуратуры Александр Карлин, начинавший службу в 1972–1986 годах в прокуратурах Бийска и Барнаула, доросший потом до помощника генерального прокурора СССР по особым поручениям (1990) и начальника управления Генпрокуратуры РФ (1992), первого замминистра юстиции РФ (2000–2002), мало-помалу привнес в Алтайский край дух этих дисциплинированных структур. «Человек – это стиль!» – говорят французы.
На первых порах деятельность равноудаленного от всех местных элит Александра Карлина многие оценили положительно: он даже штат своих заместителей сформировал так, чтобы сбалансировать интересы разных элитных групп. Во всяком случае, эксперты проводят грань между правлением Карлина в 2005–2009 годах и нынешним, с авторитарным стилем и активным вторжением в «сферы влияния», ранее не подвластные губернатору. Конечно, «свита играет короля», но ведь и король выбирает свиту.
Не удержались в губернаторском окружении очень многие чиновники и предприниматели, с которыми Карлин начинал работу. В то же время отлично постиг «прокурорский характер» шефа его неизменный первый заместитель Сергей Локтев – оборотистый аппаратчик с широкими деловыми интересами, когда-то бывший депутатом краевого Совета и гендиректором «Барнаульского пивоваренного завода». По информации от источника краевой администрации, он и сейчас вполне может сохранять через «уполномоченных» лиц контроль над предприятием.
Трудно сказать, с каких пор краевую администрацию в Барнауле в шутку стали называть: ООО «Локоть». И чем приглянулся главе региона Сергей Локтев, всегда с иголочки одетый, отменно вежливый и тактичный? Возможно, такой же, как у бывшего прокурора, скрытностью характера: не любит публичности, без суровой необходимости не участвует в мероприятиях, избегает СМИ, особенно не подконтрольных губернаторской власти. До сих пор на памяти у очевидцев эпизод открытия в Барнауле в 2013 году нового здания АКЗС, когда журналист спросил у губернатора и спикера парламента Ивана Лоора о цене вопроса. Карлин, рассказывают, тогда покраснел от гнева и, не дав ответ, тут же поручил помощнику выяснить, из какого СМИ журналист, посмевший задать ему неудобный вопрос…
Так или иначе, но в связке «Карлин – Локтев» сегодня решаются практически все вопросы в Алтайском крае. В регионе имя Локтева ассоциируют с действиями, которые привели к «отжатию» собственности судами, забастовками на предприятиях. Эксперты полагают, что «второй человек после губернатора» может стоять за такими активами, как ЦУМ, «Сити-центр», Оптово-розничный рынок Алтайского края на проспекте Космонавтов, 59; ему интересен автомобильный и химический бизнес («Ауди-центр» и ОАО «Кучук-сульфат»), и по степени влияния в области, он, конечно же, мог активно лоббировать бизнес-интересы близких ему рейдеров. К примеру, собственники ОАО «Алтай-вагон» жаловались, что в результате рейдерских схем лишились контроля над предприятием, причем на реестродержателя в интересах кемеровских акционеров выходили люди якобы от первого заместителя губернатора Алтайского края Сергея Локтева, вроде как имеющего с кемеровскими совместные длительные коммерческие интересы.
Но, пожалуй, главной структурой, которую буквально локтями проталкивает на победу в государственных тендерах вице-губернатор, является барнаульская строительная фирма «Селф». Гендиректора и единственного учредителя компании Нодара Шонию некоторые за глаза называют «кошельком» Сергея Локтева. Фирме, к примеру, удалось добиться крупного бюджетного транша на строительство элитного жилкомплекса в краевом центре. «Селф» отметился и крупным контрактом в соседней Республике Алтай, выиграв в конце 2011 года тендер на строительство производственной базы ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Долина Алтая». Помимо этого компания ведет крупные работы в ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь».
Несмотря на неприятности с выбором подрядчиков, в октябре этого года компания Нодара Шонии, как сообщило информационное агентство «Банкфакс», стала победителем аукциона по строительству нового перинатального центра в Барнауле. Помимо нее, в конкурсных документах фигурировала питерская компания «Верфау Медикал Инжиниринг», которая специализируется непосредственно на возведении крупных объектов медицинского назначения. В ее активе были возведенные здания Красноярского и Мурманского областных перинатальных центров, многих других лечебных учреждений. Тем не менее ООО «Селф», которое, судя по ее официальному сайту, прежде никогда не строило объекты подобного уровня, победило, предложив буквально на несколько тысяч меньше при стартовой цене лота 2,5 млрд рублей.
Стоит отметить поспешность, с которой проводился аукцион. Ранее конкурс переносился на месяц из-за претензий ФАС к организаторам торгов. Дело в том, что чиновники совместили в рамках одной госзакупки одновременно строительно-монтажные работы и поставку медоборудования. После предписания федеральных антимонопольщиков, действовавших по жалобе омского реготделения «Деловой России», аукцион подешевел почти на 200 млн рублей.
Тут надо сказать об определенной тенденции, сложившейся в конкурентной среде алтайских предпринимателей. Если в тендерах участвует «Селф» или другие «уполномоченные» компании, другие фирмы, не имеющие «аккредитации» при краевой администрации, предпочитают такие конкурсы обходить стороной. Если в поварской среде противники могут испортить суп соперника, насыпав в кастрюлю лишнюю горсть соли, то юристы склонны к возбуждению уголовных дел, которые используют как дубину. Не этим ли объясняется, что после прихода на Алтай нового губернатора – доктора юридических наук в массовом количестве начали банкротиться предприятия?
Как правило, их владельцы после банкротства попадали за решетку, а уголовные дела против оппонентов власти возбуждались одно за другим. К примеру, мэра Барнаула Владимира Колганова, с которым губернатор вошел в конфликт якобы из-за контроля над акциями «Горэлектросети», отрешили с должности с такой же предварительной юридической «артподготовкой»: на него возбудили уголовные дела за «халатность» и «злоупотребление должностными полномочиями». Под такие статьи УК РФ, по мнению политологов, «можно притянуть любые моменты работы градоначальника и расценивать их в нужном свете».
Местные СМИ за демонстративной акцией снятия Владимира Колганова с должности увидели первого заместителя губернатора Алтайского края Сергея Локтева. В январе 2010 года в Барнауле милиция выявила штаб, вербовавший студентов для распространения «антиколгановских» листовок и ведущий информационную войну против мэра. Под графиками и сметами проектов вроде как стояла виза… первого зама губернатора Локтева.
Видимо, для зачистки столицы края от «слишком самостоятельных» бизнесменов Карлиным был поставлен новый сити-менеджер Барнаула Игорь Савинцев. Блеклый и не самостоятельный Савинцев не снискал уважения барнаульцев, но зато, наверное, выполнял все поручения губернатора. В администрации обратили внимание, что он напрямую, минуя кабинет первого зама Локтева, начал все чаще и чаще ходить к «хозяину». И этим, как считают некоторые эксперты, подставил себя. Локтев такого своеволия, по всей видимости, не простил!
Неожиданно по подозрению в краже муниципальных 32 млн рублей было возбуждено уголовное дело в отношении Максима Савинцева – сына сити-менеджера. В результате на рабочем месте мэра неожиданно прошли обыски.
В заговор Локтева – что тот за его спиной хочет убрать Савинцева – губернатор, судя по всему, не верит. 25 октября он заявил в интервью «Интерфаксу», что «не является сторонником перманентной смены мэров», а «с нынешней администрацией города у краевых ведомств в целом сложился рабочий контакт».
Так что у почетного работника органов прокуратуры Александра Карлина все под контролем. И «восстания рабов», по римской терминологии, а по нынешней – элит – в Алтайском крае не будет. Первый вице-губернатор, как и жена Цезаря, вне подозрений.
КРАЙ БОГАТЫЙ, НО ВСЕМ ДОЛЖЕН
А в это время жизнь на Алтае идет, независимо от губернаторских зачисток и схваток за ресурсы. «Но, как всегда, власть в Алтайском крае ведет себя не по логике решения проблем граждан, а по логике интересов финансовых групп», – пишет в своем блоге известный местный аналитик и общественный деятель Константин Емешин.
Результаты печальны, если отвлечься от парадных картинок, где Правительство Москвы и губернатор Алтайского края подписывают соглашение о сотрудничестве или Карлин угощает на выставках-презентациях известных российских ВИП-персон медом и дарами алтайской земли. Что уж, при такой виртуальной благости, проблемы края или дома-развалюхи на улице Смирновой, грозящие рухнуть и похоронить под собой жителей, показанных по НТВ! Одни они, что ли? Более 9 тыс. домов в Алтайском крае нуждаются в капремонте после паводка, сообщил в начале ноября информационным агентствам губернатор Александр Карлин, намекая, что львиную часть средств на устранение последствий стихии край намерен получить из федерального бюджета. Оно и понятно, свои-то деньги откуда? «Серая тень» губернатора, Сергей Локтев, озвучивает вслед за шефом дополнительные цифры: на ремонт многоквартирных домов потребуется 90 млн рублей, а на ремонт частных жилых домов – аж 2,3 млрд рублей. Дождутся ли каких-либо средств сравнительно «благополучные» жильцы не попавших в паводок домов из телесюжета?
Вот почему из благодатного, казалось бы, края уезжают в массовом порядке в другие места и за границу молодежь и многие, кто разуверился в возможности построить на Алтае нормальную жизнь. В этой ситуации говорить о получении кредитов для развития бизнеса или защищенности от силовиков, находящихся под влиянием тандема на верхушке областной власти, просто не приходится. Алтайские истории захватов собственности с помощью сил правопорядка очень красноречивы. В анонимном докладе о коррупции в крае, который в августе 2010 года по электронной почте поступил всем депутатам Алтайского краевого законодательного собрания и опубликован на местных сайтах, немало фактов передела собственности «в пользу губернаторских людей». Были приведены и конкретные сведения использования правоохранительных органов в решении экономических споров. В них фигурировали имена губернатора края, его первого заместителя, первого заместителя начальника ГУВД по краю Новикова и других.
В получившем скандальную огласку докладе оказались затронуты буквально все сферы. К примеру, Локтев и Новиков не дали хода результатам проверки в 2007 году Счетной палатой Алтайского края нецелевого расходования краевых бюджетных средств руководством КГУП «Алтайкрайэнерго». В 2008 году после совещания под председательством первого вице-губернатора Сергея Локтева при помощи вооруженных сотрудников милиции был смещен директор ФГУП «Бурлинский солепромысел», а госпредприятие переделали в акционерное общество с нужными людьми. Мощь милицейской машины была обрушена на конкурентов, мешавших переделу региональной сферы добычи биоресурсов. В октябре 2008 года сотрудниками УБЭП при ГУВД были опечатаны склады ООО «Ареал», а затем изъято 85 тонн цисты артемии, причем 40 тонн цисты, находившейся под охраной сотрудников милиции, были похищены. А спустя девять месяцев дело прекратили за… отсутствием состава преступления.
Однако до коррупции ли, когда губернатор Александр Карлин готовит масштабную реформу исполнительной власти, ставя ту под свой контроль?
Похоже, идеей всех контролировать заразился весь краевой аппарат, да и контролеры всегда под рукой. Так удачно работавшего на славу краевой администрации служаку-генерала МВД Вячеслава Новикова, отправленного в отставку после многочисленных публикаций в СМИ о рейдерских захватах с участием его подчиненных, в феврале 2014 года первый зам губернатора Сергей Локтев пристроил на должность и. о. главы администрации Октябрьского района города Барнаула. Ну, чем, по его мнению, бравый отставник не будущий сити-менеджер Барнаула на смену Игорю Савинцеву? Словом, на вопрос, почему за два срока пребывания на губернаторском посту Александр Карлин не наладил жизнь алтайских жителей, наверное, можно ответить словами крыловской Стрекозы из басни: «До того ль, голубчик, было…».
КАК ПАУКИ В БАНКЕ…
Кстати, не вчера начались те тенденции, что не позволяют Алтайскому краю процветать, а, напротив, катят его в болото коррупции и обнищания. Уже первый срок пребывания у власти Александра Карлина, сделавшего ставку на таких людей, как местный Ришелье Локтев, ознаменовался ростками самовластия. Второй срок губернаторства с августа 2009 по 2014 год уже прошел под знаменами этого тренда, чему, думается, способствовало не только «прокурорское» мышление хозяина региона, который любое несогласие со своей точкой зрения, вероятно, воспринимал как происки врагов и угрозу персональной власти.
Часто цитируемый ученый-политолог, специалист в области региональных политических процессов России и стран СНГ Александр Кынев считает: «То, что мы наблюдаем во многих регионах и в Алтайском крае, – это процесс авторитаризации, когда все, что способно иметь альтернативную точку зрения, выбивается просто потому, что оно нарушает однотонность пейзажа».
Под этот тренд в Алтайском крае «пейзаж» за годы правления Александра Карлина сравняли, вытеснив с поля все «разнотравье», в том числе многолетнего спикера и лидера алтайских аграриев Александра Назарчука, барнаульских мэров и их команды, ввели систему назначения глав администраций и так далее. В раздумье притихли оппозиционные политические партии, не оказав практически никакой борьбы.
Съехав на эту стезю и окружив себя командой «своих» назначенцев, глава Алтайского края до такой степени «зачистил поляну», что на губернаторских выборах 2014 года не с кем было конкурировать: уцелевшие представители элиты предпочли договариваться с губернатором, а не бороться – «таковой им царь Дадон дал отпор со всех сторон…». Утверждением в октябре с. г. на сессии Алтайского заксобрания кандидатуры неизменного Сергея Локтева на пост первого заместителя губернатора был завершен разгром потенциальной оппозиции – протестный всплеск девяти депутатов на сессии был, пожалуй, последним мгновением вольницы…
Казалось бы, тут и расправить крылья Александру Богдановичу Карлину: никто не мешает, кругом дружеские лица приближенных, только шагай с такими в светлую даль рука об руку. Локоть о локоть…
Однако и закон перехода (или уменьшения?) количества в качество никто не отменял: окружение губернатора теперь составляют люди, для которых профессионализм не главное, а главное – любой ценой зацепиться за свой интерес и остаться при власти.
Ясно, что при таком тренде любые губернаторские 10 новаторских шагов или другие благие меры ни к какому процветанию не приведут, кроме как к «процветанию края» на страницах подвластных СМИ…
Однако губернатор Александр Карлин, победоносно теперь, после сентябрьских выборов 2014 года, оглядывающий покоренные им просторы, наверное, как-то не замечает, что борьба с зачисткой поля не прекратилась с его победами – да и не прекращалась никогда.
Просто приближенные ему люди как бы в интересах губернаторской команды решают свои личные финансовые вопросы и проблемы, используя прокурор-губернатора, как большую дубинку. Впрочем, это логика всех авторитарных систем, поскольку там, где врагов внешних одолели, по той же логике вечного боя, начинается борьба за «близость к телу», за возможность нашептать на ушко великому и могучему свой вариант подавления конкурентов с пользой для себя родного…
И в этой борьбе не оказалось равных серому кардиналу Сергею Локтеву. В Алтайском крае, славословя Карлина, многие даже втайне сомневаются: а кто главнее и влиятельнее в алтайских делах? На словах – губернатор. Но ведь и у того в кабинете висит портрет Владимира Путина – однако вопросы в регионе решает ведь не президент.
Эти заметки о замечательном крае хотелось бы закончить ободряющей новостью: 13 ноября с. г. через агентство «ПолитСибРу» губернатор Алтайского края Александр Карлин призвал жителей-алтайцев не запасать крупу и муку на балконах на черный день. Сказал людям, что трудолюбивые фермеры и аграрии, несмотря на аномальные погодные условия, не потеряют урожай. Так что выживем, мол, несмотря на упадок хозяйства…
Москва – Барнаул – Москва
Автор: Максим ЮРЬЕВ
Совместно с:
Комментарии