НОВОСТИ
Украинские БПЛА атаковали жилые дома в Казани
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ?

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ?

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ?
Автор: Илья СТУЛОВ
Совместно с:
08.06.2015
 
В Калининграде бывшим советским воинам-интернационалистам, имеющим иностранное гражданство, запретили участвовать в параде Победы.
 
Накануне празднования Дня Победы в Калининграде произошел скандал. До торжественного парада не была допущена «коробка» ветеранов локальных конфликтов, которые сейчас живут за границей России. Соответствующий приказ отдал командующий Балтийским флотом Виктор Кравчук. В подразделении действительно находились «афганцы», приехавшие в Калининград по приглашению. Притом их участие в параде было заблаговременно согласовано с командованием флота.
 
Получилось, что воинов-интернационалистов сначала пригласили, а потом попросили: отказали в святом – отдать долг павшим в этой великой войне и отпраздновать великую годовщину. Калининградские «афганцы» отказались предавать своих братьев по оружию. Поэтому командующий Балтфлотом запретил прохождение всей «коробки» воинов-интернационалистов. «Совершенно секретно» попыталась разобраться в этом вопросе.
 
«Совершенно секретно» в статье «Встречи на Эльбе» (№ 16/345, май 2015) рассказала об автопробеге Калининград–Торгау, устроенном двумя организациями ветеранов локальных войн – калининградской и немецкой, объединившей выходцев с территории бывшего СССР, которые в силу разных обстоятельств переехали на ПМЖ в Германию. Финалом этого международного мероприятия, согласованного во всех инстанциях, должно было стать возвращение в столицу западной губернии и совместное участие в параде Победы в Калининграде. Однако замыслу организаторов не суждено было сбыться, а приехавшие за тысячу километров русские немцы в очередной раз получили от страны, за которую проливали кровь, унизительную пощечину.
 
БЕЗ ОБИД НА РОССИЮ
 
На свидание со своей родиной они прибыли при полном параде. Собравшиеся со всех уголков Германии, оставив все домашние дела и заботы, приехали на пяти машинах туда, где однажды, после возвращения с фронта, остались никому не нужными.
 
«В первой чеченской я был старшиной, – сейчас уже с усмешкой рассказывает кавалер медали «За отвагу» Александр Видеман. – Как нас тогда подставляли политики, не передать. Останавливали на полумарше. Кажется, все, сейчас додавим. А тут приказ: отступать. Да и вы, журналисты, хороши. Я ребят после штурма Минутки по фрагментам одежды пытаюсь опознать, а по всем волнам радио в подробностях рассказывают о свадьбе Киркорова и Пугачевой. Других проблем в стране вроде как тогда и не было».
 
Уже после той командировки он вернулся домой к семье. К новому начальству, усвоившему менталитет военкомов периода Афгана: это там ты герой, а здесь не рыпайся. Не послушался, но, устав рыпаться и искать правду, Видеман подал рапорт и увез семью на историческую родину. Здесь он живет нормально. В достатке. На судьбу не жалуется. Со временем забылись сытые ряхи тыловиков, помнятся только лица ребят, с которыми спина к спине защищали конституционный строй России.
 
В канун 70-летия Победы вместе с Александром Видеманом в поход за три границы рванули еще 16 товарищей. У каждого своя история. И своя география горячих точек. Сумгаит, Карабах, Цхинвал и Грозный. Конечно же, Афган. Почти у каждого отложилось в памяти, как однажды, вернувшись с войны, они оказались ненужными стране, в которой родились. Которую по-прежнему считают своей родиной.
 
НА ПЕРВОМ РУБЕЖЕ
 
Конечно, они уже немцы. Но русского в них все равно больше.
 
«Бюргерами нам не стать никогда, – смеется ветеран Афганистана, награжденный медалью «За боевые заслуги», Валера Блюм. – Пиво любим, колбаски – за милую душу! Но чтобы променять нашу русскую водку на местный шнапс? Сам-то я не пью, но наши никогда не променяют! Уж слишком своеобразный напиток. Здесь много хороших напитков, но такой водки, что делают на родине…»
 
Слова насчет родины – не пафосный штамп. Давно пустившие корни в Германии воины-интернационалисты защищают интересы России на первом рубеже обороны. Уже в апреле прошлого года, когда США откровенно давили на своих европейских союзников в отношении санкций к России, наша десантура вышла на официальный протестный марш. В поначалу немногочисленную группу влились и представители русской диаспоры, и немцы. Мирная манифестация вдруг обрела такие масштабы, что даже радикально настроенные проукраинские молодчики не решились на провокации, ограничив свою приверженность к незалежности хамскими выкриками из-за угла.
 
«Ребята на голом энтузиазме проводят такой объем патриотической работы с молодежью, – рассказывает заместитель председателя Калининградской ассоциации воинов-интернационалистов Анатолий Ковалёв. – Той самой работы, что устраняет недопонимание между народами. Тот же Лёша Лыкасов, чемпион Германии по тхэквондо, в свободное от основной работы время учит детишек в Торгау борьбе и пишет книгу о деде своей жены – Герое Советского Союза, почетном гражданине Люблина Иване Гришине. Как, думаешь, станут относиться его ученики к России, когда вырастут? В этом году летом в Тюрингии будет организован лагерь для калининградских школьников. Опять-таки силами здешних ребят».
 
Уже традицией у братьев по оружию стало совместное празднование Дня Победы. В прошлом году «афганцы» не только приехали в Берлин сами, но и привезли с собой ветеранов Великой Отечественной войны.
 
«В Трептов-парке, на Зееловских высотах, у Рейхстага нас встречали аплодисментами, – вспоминает генерал-майор Владимир Мичурин. – На каждом углу подходили люди, просили сфотографироваться, подарить георгиевские ленточки, правда, в том году все больше вопросов было про Украину».
 
ВСТРЕЧА НА ПРЕГОЛЕ
 
Свой визит в Калининград немецкие «афганцы» начали с того, что проехались практически по всем братским могилам области.
 
«А как иначе? – удивляется Александр Кифель. – Это же действительно праздник со слезами на глазах. Нужно поклониться могилам тех, кто пал в этой войне».
 
Внук убежденного антифашиста – кадровый военный. Более четверти века служил в спецназе армии ГДР. Что не помешало Александру на три года зацепить Афганистан.
 
«Там вообще смешно вышло, когда посылали, говорили: парни, будете жить в раю, в Кабуле напротив дворца Амина, – улыбается внук антифашиста. – Как же! Приехали, вещи бросили, а после почти три года по горам как сайгаки скакали. Кабул только перед обратным отлетом снова увидели».
 
Встреча на главной калининградской реке Преголе мало чем отличалась от рандеву двухнедельной давности на Эльбе. Традиции русского гостеприимства никто не забыл и никто не отменял. Поэтому за четыре неполных дня пребывания на бывшей немецкой земле русским немцам нынешние калининградские «афганцы» постарались показать все самое интересное в Калинин­граде. Никто тогда не догадывался: спустя непродолжительное время приехавшие за тысячи километров на парад Победы окажутся на чужом празднике и получат очередную оплеуху от страны, за которую когда-то проливали кровь.
 
РОДИНА ПОМНИТ? РОДИНА ЗНАЕТ?
 
На двух репетициях калининградского парада Победы «коробка» воинов-интернационалистов была одной из лучших. Непредсказуемая развязка ожидаемого праздника наступила на генеральной. Репетиция уже подходила к завершению, когда к командиру сводного подразделения воинов-интернационалистов подошел командующий Балтийским флотом Виктор Кравчук.
 
«Я сначала не понял, – пожимает плечами генерал-майор Владимир Мичурин. – Мне поступила команда вывести из строя всех граждан других государств. Переспросил. Мне, непонятливому, тут же объяснили: немцы не будут участвовать в параде. И как поступать? Сказать ребятам: выйдите, постойте, поаплодируйте нам?»
 
Неожиданное распоряжение главного флотоводца Балтики вызвало недоумение у всех стоящих в строю.
 
«Лично звонил в штаб флота за несколько месяцев до этого дня, – недоумевает гвардии полковник в отставке, депутат областной думы Юрий Федорищев. – Нам дали добро на участие наших немецких товарищей, попросили все детали согласовать с офицером управления штаба».
 
В управлении штаба Балтийского флота подтвердили. Действительно, об участии в параде делегации из Германии всем было известно заранее, все согласовано, никто не возражал, но потом вдруг все решили переиграть.
 
«Это не футбол, чтобы переигрывать, – заочно парировал «веский» аргумент Анатолий Ковалёв, – а люди, которые кровью доказали свое право стоять в этом строю. А нам, калининградцам, что прикажете делать? Как бы отнеслись наши отцы, деды, если бы своих братьев, с кем делили последние глотки воды под Гератом, мы вышвырнули из строя?»
 
В полном составе, подняв знамена, парадная «коробка» строевым шагом покинула генеральную репетицию. До последнего момента всем казалось: это нелепое недоразумение разрешится, и 9 мая сводный батальон «афганцев» промарширует по площади Победы.
 
«Мы ребятам говорили: не нагнетайте, – пожимает плечами немецкий гражданин Дмитрий Овчинников, вернувшийся в далеком 1988-м из Афганистана с ранением и медалью «За боевые заслуги». – Идите на парад без нас. Конечно, неприятно, хоть бы объяснили, почему такой разворот. Сколько раз говорил Владимир Путин, что о каждом русском человеке, где бы он ни жил, страна должна помнить. По-моему, за нас России стыдиться не стоит…»
 
9 мая парадный полк прибыл на место построения. Но к генерал-майору Владимиру Мичурину подошли офицеры военной полиции и повторно передали распоряжение командующего: сводный батальон воинов-интернационалистов в таком виде до парада не допускается.
 
НА СВОЕМ ПРАЗДНИКЕ
 
В штабе Балтфлота объяснить такую перемену настроений командующего никто не решился.
 
«Пишите запрос, я его дня через четыре отнесу в канцелярию», – почти с издевкой сказал «Совершенно секретно» руководитель пресс-службы Балтийского флота Владимир Матвеев.
В качестве неофициальной версии откровенного парадного конфуза офицеры штаба называют рекомендации военной контрразведки – вывести из парадного расчета граждан Германии командующему флотом посоветовали офицеры особого отдела.
 
«Непонятен мотив, – улыбается Александр Кифель. – В ГДР мы всегда праздновали День Победы. Потому как были уверены: Красная Армия не победила Германию, а освободила немецкий народ от фашизма. У нынешних стратегов иная трактовка истории?»
 
Они уезжали без обид и недоговоренностей. Главное, что встретились с друзьями, помянули павших и еще раз в неожиданном испытании проверили боевую дружбу. Они уезжали без обид на Россию, которой по-прежнему, что бы ни говорил президент, правят тысячи столоначальников.
 

Автор:  Илья СТУЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку