Депутатский мандат: отдать или «ни за что»?
Совместно с:
28.01.2013
2013 год начался со сбора подписей за роспуск Государственной думы РФ. Число подписавших быстро перевалило за 100 тысяч. Под лозунгом роспуска Государственной думы прошел и многотысячный марш в Москве, поддержанный малочисленными акциями в других регионах России. Причина гражданской активности – в ряде законов, принятых Думой в 2012 году. «При каких обстоятельствах вы бы лично сдали депутатский мандат?» – с этим вопросом редакция «Совершенно секретно» обратилась к депутатам Госдумы, представляющим разные политические силы.
Более чем за год работы Государственная дума приняла ряд законов, которые резко критиковались оппозиционными политиками и гражданскими активистами. Вот самые громкие из них.
Против участников митингов и шествий
Спустя полгода после начала массовых протестов депутаты приняли поправки, ужесточающие правила проведения митингов, шествий и пикетов. В частности, штрафы за нарушение правил проведения митинга многократно увеличены (до 300 000 рублей для граждан, до 700 000 – для юридических лиц). Участникам запрещено носить маски (в последнее время некоторые митингующие надевали на себя маски, похожие на лицо президента Владимира Путина).
Организаторами не могут выступать люди, которые не меньше чем два раза привлекались к административной ответственности за нарушения на митингах. Совет по правам человека постановил, что закон фактически криминализует «процедуру использования базового конституционного права собираться мирно».
Цензура в Интернете
Официальное название этой инициативы Госдумы – поправки в закон «О защите детей от вредоносной информации». Эти поправки фактически позволяют закрыть любой сайт без решения суда. Согласно им, создан черный список сайтов русскоязычного сегмента Интернета, куда попадают сайты, пропагандирующие наркотики, самоубийство, порнографию и экстремистские материалы. При этом правоприменительная практика доказывает: термин «экстремистские материалы» может трактоваться достаточно гибко. Закон обязывает операторов связи информировать владельцев сайтов о том, что необходимо удалить запрещенное содержание, и блокировать сайт, если его владельцы эту информацию игнорируют. Раньше правоохранительные органы могли добиться подобной блокировки в отдельных регионах по запросу или решению суда. Теперь же запрещать доступ к сайтам можно по всей стране.
Против некоммерческих организаций
Согласно новому закону, некоммерческие организации (НКО), существующие на иностранные гранты, должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов» или – понести уголовную ответственность. Статус иностранного агента предполагает, что литература и онлайн-контент этих НКО должны помечаться фразой «распространено иностранным агентом». Кроме того, такие НКО должны отчитываться проверяющим органам чаще, чем не агенты. Министерство юстиции обязано ежегодно докладывать Госдуме об их финансировании и деятельности.
Криминализация клеветы
Спустя всего полгода после того, как Дмитрий Медведев декриминализовал клевету, Госдума вернула статью о клевете в Уголовный кодекс, причем увеличила штраф. Теперь он достигает пяти миллионов рублей; альтернатива – обязательные работы сроком до 480 часов.
Запрет на усыновление детей американскими семьями
Самый скандальный из законов 2012 года. Принят в ответ на американский «акт Магнитского», который запрещает въезд в США российским должностным лицам, причастным, по мнению законодателей, к гибели в тюрьме юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Полное название этого закона – «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ». Кроме усыновления, запрещена работа НКО, которые финансируются США или которые возглавляют люди с американским гражданством.
Закон о шпионаже
Новый закон позволяет шире трактовать понятия «шпионаж» и «государственная измена». Теперь это оказание любой помощи – даже сбор и передача информации из открытых источников – иностранному государству «в деятельности, направленной против безопасности России».
Закон об образовании
Закон, в частности, отменяет льготы при поступлении в вузы для инвалидов и сирот.
[gallery]
***
Госдума продолжает принимать противоречивые законы. Так, ожидается, что в ближайшее время будут приняты поправки, внесенные президентом Путиным. Они ужесточают правила регистрации для иностранцев и россиян. Например, каждый гражданин России при переезде в другой город должен будет вставать на регистрационный учет в ФМС в течение 90 дней.
В Совете Федерации разработали законопроект о волонтерах, по которому им придется регистрироваться и получать волонтерские удостоверения.
В марте 2013 года, как ожидается, будет рассмотрен и законопроект об оскорблении чувств верующих, внесенный в Госдуму после акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Он предполагает до трех лет тюрьмы за «публичное унижение богослужений, религиозных обрядов и церемоний». Примерно тогда же может быть принят закон, запрещающий курение в общественных местах и продажу сигарет в магазинах площадью меньше пятидесяти квадратных метров
Илья Пономарев, «Справедливая Россия», один из основателей Левого фронта, проводил оргкомитеты протестных митингов зимой 2012 года:
«Если почувствую, что больше совсем ничего делать нельзя. Пока можно хоть что-то: работа Думы не сводится только к «закону Димы Яковлева». Есть, например, новый законопроект о госзакупках, и я стараюсь на него повлиять. В Думе, скажу откровенно, нечем гордиться – только правозащитными действиями: походами по всевозможным ОВД, переговорами с властями на массовых акциях… Мы, можно сказать, спасаем честь российского парламента, потому что там есть хоть кто-то, кто оказывает сопротивление. Но я не могу сказать, что это большое достижение».
Владимир Кашин, заместитель председателя президиума ЦК КПРФ:
«Если большинство Государственной думы будут представлять члены фракции КПРФ. Тогда я бы занялся хозяйственной, исполнительной работой. Если бы, условно говоря, нашу программу взял на вооружение президент Путин со своей командой, я бы мог участвовать в ее реализации. Мандат – это не самоцель, а наша возможность формировать программу, доводить ее до людей и бороться за нее, заставляя наших конкурентов и оппонентов использовать хотя бы какие-то ее элементы».
Елена Афанасьева, ЛДПР, выступила соавтором законопроекта, запрещающего американским семьям усыновлять российских детей:
«Ни при каких. Кто хоть раз баллотировался в своем регионе в качестве кандидата, особенно последние два созыва, видел: это была настоящая битва за депутатский мандат. Ты должен был доказать избирателю, что именно ты имеешь право занимать это место. Сколько угодно можно говорить о роспуске, о причинах, по которым можно уйти. Но об этом говорят те, кто не бился за это место. Избиратель сейчас действительно грамотный. Просто так человека не обманешь. Ты должен доказать ему, что интеллектуально имеешь право занимать депутатское место, а для этого нужны знания. Можно иметь восемь классов образования и говорить, что ты спокойно напишешь закон. Не напишешь! Чтобы внести даже одну поправку в уже существующий закон, надо перелопатить несколько законодательных актов, посмотреть заграничную практику. Мой мандат достался мне кровью и потом».
Борис Резник, «Единая Россия», единственный депутат от партии власти, который голосовал против закона, запрещающего американцам усыновлять российских детей:
«Ни при каких. Меня четвертый раз избрал народ, и я служу своим избирателям. Дважды меня избирали с колоссальным отрывом по одномандатному округу. Если бы избиратели сочли мое пребывание в Думе неэффективным, то я бы сложил мандат. Но лишь в случае, если бы люди сделали это с помощью референдума, например. Обидно, что в течение года в адрес моей партии и Госдумы льется столько грязи. Но у нас такая работа: надо стиснуть зубы и брать рациональное зерно. Сколько людей, столько мнений. Партию называют «партией жуликов и воров». Рядом со мной сидят потрясающие люди. Я долго могу перечислять их имена, но они все мазаны одной – черной – краской. И кто мажет? В одном из созывов я сидел в Думе вместе с Борисом Немцовым. То, чем он занимался тогда, по моему мнению, называется политической проституцией. Прочие люди, которые у меня не вызывают уважения, стали кумирами так называемой оппозиции и учат всех жизни. Это грязная, вульгарная, порочная борьба за власть. Она должна быть нормальной. Критики должны обосновывать свою позицию».
Дмитрий Гудков, «Справедливая Россия», вместе с Ильей Пономаревым участвовал в протестных акциях за честные выборы:
«Чтобы не выходить из игры, надо складывать с себя полномочия тогда, когда этот уход может спровоцировать роспуск Государственной думы и перевыборы. Когда моего отца Геннадия Гудкова вышвыривали из Думы, я думал: наверное, сейчас наступит момент, когда Дума перестанет хоть кем-то восприниматься как легальный политический институт. Вроде бы это произошло, но дело до роспуска так и не дошло. Значит, остается использовать эту парламентскую трибуну против монополии, чем мы и занимаемся. «Белоленточное» протестное движение сначала – например, 10 декабря 2011 года на Болотной – хотело бы, чтобы депутаты сдали мандаты. Сейчас многие лидеры и участники этого движения, наоборот, говорят: хорошо, что есть хотя бы два депутата, которые помогают нам в Думе, поднимая те или иные проблемы. Видно, что моему отцу, например, депутатского мандата не хватает, чтобы иметь политический вес для давления на власть, отстаивания идей перемен. Протестное движение с его уходом из Думы проиграло. Оно не хочет, чтобы мы просто так сдавали мандаты. На наше место придут те люди, которые вряд ли будут ходить на митинги протеста
Еще у меня есть ответственность перед избирателями в Рязани и Тамбове. Многие в регионах могут лишиться свободы, если утратят свой статус помощников депутата. Они проявили мужество во время выборов. Некоторые из них занимаются мелким предпринимательством, но не поддались давлению со стороны чиновников и могут лишиться бизнеса. Многим людям я нужен в Думе. Если не я, то кто? Если уйду, то первый удар будет по ним.
Станет ли мой уход ударом по легитимности Думы? Боюсь, я не обладаю таким политическим весом, чтобы обрушить сразу всю конструкцию. Надо менять власть не только снаружи, но и изнутри. Мы вместе с еще семью депутатами голосовали против «закона Димы Яковлева». Думаю, этим мы подтолкнули элиту к определенному расколу. Мы боремся за власть, а не за медиапространство».
Олег Смолин, КПРФ:
«Если бы это привело к досрочным выборам. Пока это невозможно. Я знаю законодательство. Вопреки стандартной глупости, которую приходится слышать на митингах, отказ депутатов оппозиции от мандатов не приводит к досрочным выборам. Когда нам говорят «сложите мандаты», это звучит примерно так: вас обокрали, но отдайте последнее, что вам еще оставили. Если депутаты от оппозиции уйдут из Госдумы, она продолжит работать за счет пополнения теми, кто не ушел. При этом депутат лишится всех своих возможностей, например, посылать депутатские запросы. Он исчезнет из информационного поля.
Геннадий Гудков в одном из интервью жаловался на это: убрали из Госдумы – стало меньше возможностей попадать в информационное поле, посылать запросы. Со всеми, кто покинет Думу, будет то же самое. Гудкова средства массовой информации еще как-то раскручивают, а остальные такой возможности будут лишены. Я с удивлением слышу о том, что оппозиционные депутаты, оставаясь в Думе, якобы придают ей легитимность. Нечто подобное проходили примерно девяносто лет назад, когда Владимир Ленин писал работу «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Еще тогда левые коммунисты требовали неучастия в буржуазном парламенте, а Ленин им объяснял, что каким бы ни был парламент, нужно туда идти, чтобы использовать предоставляемые им возможности. Это себя, безусловно, оправдывает. Сейчас Дума хотя бы периодически превращается в место для дискуссий, а так она превратилась бы полностью в голосующий не приходя в сознание орган. Не думаю, что это приблизило бы перевыборы».
***
Председатель ГосдумыСергей Нарышкин («Единая Россия») отказался отвечать на вопрос «Совершенно секретно». Об этом сообщила его пресс-секретарь Евгения Чугунова. Она не уточнила причину отказа, зато подчеркнула, что имя Нарышкина и вовсе не должно упоминаться в опросе.
Пресс-секретарь Сергея Миронова («Справедливая Россия») Владимир Авдеев сказал, что Миронов не сможет ответить на вопрос «Совершенно секретно» до сдачи номера в печать.
Особый случай
«Вы действительно хотите вернуться в состав Госдумы шестого созыва»?
Геннадий Гудков, бывший депутат Госдумы от «Справедливой России», в сентябре 2012 года лишен депутатских полномочий «за незаконную предпринимательскую деятельность»:
«Нет, конечно. В этом составе Дума, на мой взгляд, и вовсе не должна работать. Сейчас я борюсь не за мандат. Я пытаюсь доказать, что Дума совсем выжила из ума. Депутаты принимают решения, которые не имеют ничего общего ни с общемировой, ни с европейской практикой, ни вообще со здравым смыслом.
Нет худа без добра. Цирк, который устроили члены «Единой России», опустил Думу ниже плинтуса. Достаточно того прозвища, которым наградили Госдуму журналисты: «взбесившийся принтер». Кажется, такого точного эмоционального определения еще не было у парламента государства, которое считает себя великим. Семейных конфликтов на почве того, что я разделяю это мнение, а мой сын остается в Думе, у нас не возникает. Я сам говорю: ребята, терпите, я первый дам вам сигнал, когда можно будет последовать лозунгу «сдай мандат». Пока терпение себя оправдывает, потому что можно делать огромное количество запросов, чтобы теребить власть по поводу незаконных задержаний, репрессий, уничтожения бизнеса.
Думаю, что Дума не доработает до окончания своих полномочий, и мандаты можно будет сдавать очень скоро – тогда, когда будет ясно, что перевыборы по новым правилам неизбежны. Такой парламент недостоин народа – по крайней мере, если народ не чувствует себя электоральным быдлом».
Автор: Елена ВЛАСЕНКО
Совместно с:
Комментарии