НОВОСТИ
Песков: мигранты нужны России, и мы приветствуем их приезд
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Долой шахер-махер!» и другие партийные лозунги

«Долой шахер-махер!» и другие партийные лозунги

«Долой шахер-махер!» и другие партийные лозунги
Автор: Юрий ПАНКОВ
Совместно с:
21.02.2016

20 февраля исполнилось 95 лет со дня основания Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС – крупнейшего из когда-либо существовавших в XX веке центров по научному изучению международного опыта коммунистического движения. К годовщине события в бывшей институтской библиотеке (ныне – филиал Государственной исторической библиотеки) открылась выставка книг и документов по истории ИМЭЛ.

Хлёсткая аббревиатура ИМЭЛ крепко запечатлелась в памяти нескольких поколений советских людей. И в первую очередь – у тех миллионов граждан, которые получали высшее образование, изучая историю, философию, политэкономию… Учебники по истории марксизма, КПСС и Октябрьской революции, книги о жизни и деятельности Ленина, руководителей партии – весь этот материал, актуальный для советского периода, публиковался, издавался и тиражировался под исключительным контролем ИМЭЛ.

Между тем вопросы развития института и его превращения в мощную научную организацию были делом поэтапным, которое продолжалось на протяжении всех семидесяти лет его существования.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Изначально, в 1921 году, решением ЦК РКП (б) был создан Институт К. Маркса и Ф. Энгельса – своего рода «лаборатория» по изучению развития и распространения марксизма. Институт должен был собирать все литературные, музейные и архивные материалы, связанные с теорией и практикой научного коммунизма. Директором ИМЭ стал Давид Рязанов, большевик с дореволюционным стажем.

Двумя годами позже, за несколько месяцев до смерти вождя революции, пленум московского комитета партии постановил создать Институт В.И. Ленина, объявив его «государственным хранилищем всех рукописных материалов Владимира Ильича Ульянова (Ленина) и всех документов, имеющих отношение к его деятельности». Его первым руководителем был Лев Каменев.

Ещё через несколько, в 1928 году, к Институту Ленина на правах отдела присоединили Истпарт – Комиссию по истории Октябрьской революции и РКП(б).

Ну а в 1931 году оба этих учреждения были слиты в Институт Маркса – Энгельса – Ленина при ЦК ВКП(б), а их библиотечные фонды объединены.

В 1991 году ИМЭЛ ликвидировали.

За семь десятилетий существования институт, с середины 1930-х годов занимавший комплекс зданий в районе Ботанического сада на севере Москвы, превратился в центр, курировавший вопросы научного, методологического, а также издательского характера. Здесь занимались одновременно и творческим развитием марксизма, и анализом происходящего в компартиях всего мира, а также издательской деятельностью – подготовкой и выпуском собраний сочинений Маркса, Ленина, Сталина, учебников по марксистско-ленинской теории и партстроительству.

Важными задачами ИМЭЛ были сбор и хранение документов о деятелях партии. Особую ценность, в частности, представлял выпуск так называемого ленинского сборника, в котором публиковались по мере обнаружения новые материалы, касающиеся Ленина. Теоретическим изданием, готовившимся консультантами ИМЭЛ, был журнал «Вопросы истории КПСС». Его задачами были теоретическая борьба с оппортунизмом и ревизионизмом в комдвижении, а также с фальсификациями истории партии.

После 1991 года в стенах бывшего ИМЭЛ обосновался Российский государственный социальный университет (ректор – Наталья Починок). Однако отдельные помещения по-прежнему занимают фонды библиотеки ИМЭЛ, ставшей подразделением «Исторички» (ГПИБ).

Её фонды содержат около 2 миллионов 300 тысяч единиц хранения. Среди книжных коллекций – издания периода Великой Французской революции, документы Парижской Коммуны и Первого Интернационала. Здесь же – прижизненные труды социалистов-утопистов (Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна).

О ценности материалов, накопленных подразделениями ИМЭЛ, можно судить по мероприятиям, которые осуществлялись с участием экспертов института и финансово поддерживались советским государством. Таковыми, например, были работы по изысканию и выкупу материалов, связанных с деятельностью РСДРП.

Например, председатель ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) Александр Аросев в 1936–1937 годах вместе с Бухариным выезжал во Францию для приобретения архивов РСДРП. Эти документы после революции оставались в руках меньшевиков, не вернувшихся в 1917 году из эмиграции (об этом его дочь Ольга Аросева рассказывала в интервью «Совершенно секретно» в № 12/2012).

Необходимость прямых неформальных отношений с антисоветскими кругами впоследствии сыграла трагическую роль в судьбе некоторых имэловцев. В частности, директор первый директор и основатель Библиотеки ИМЭ Давид Рязанов, поддерживавший тесные отношения с Троцким и иными оппозиционерами, был осуждён по обвинению в содействии антисоветскому подполью в СССР. Александру Аросеву были предъявлены обвинения в несанкционированных контактах с сыном Троцкого, Львом Седовым, жившим в Париже

В более поздние годы в сделках по приобретению документации участвовали первые лица ИМЭЛ. В начале 1970-х один из руководителей института Геннадий Обичкин лично выезжал во Францию для оценки и покупки значительной части документов, связанных с судебным иском Ленина к меньшевикам по делу о так называемых держательских деньгах, завещанных большевикам в 1906 году Николаем Шмидтом и переданных на хранение немецким социал-демократам Каутскому, Адлеру и Люксембург.

Приобретённые за десятки тысяч долларов и франков десятилетия назад, сегодня эти документы, окажись они на антикварном рынке, стоили бы сотни тысяч, если не миллионы.

ГОЛЛАНДСКАЯ РУКА ПОМОЩИ

Тревожные события, связанные с расформированием Института в 1991–1992 годах, могли отразиться на сохранности коллекций библиотеки и архива. Массовые увольнения сотрудников ИМЭЛ, как в результате сокращения, так и «по собственному желанию» (из-за хронической невыплаты зарплат), грозили обернуться нарушением учёта и утратой ценных собраний. Однако этого не случилось. По рассказам ветеранов, в критический момент помощь поступила со стороны Международного института социальной истории. Созданный в Амстердаме в середине 1930-х годов на основе архивов соцпартий Второго Интернационала, этот институт традиционно воплощал собой образ «идейного врага» для советских историков. Между тем, по воспоминаниям имэловцев, именно руководство голландского института весной 1992 года неоднократно инициативно осуществляло выплату финансовой помощи ветеранам института, не бросавшим свои рабочие места в период разорения.

Впрочем, по некоторым свидетельствам, отдельные «единицы хранения» архива и библиотеки в 1990-х годах все же попали на черный антикварный рынок. По оценкам экспертов, таковыми могли стать книги, содержащие рукописные пометки Сталина, а также фотографии, имеющие штамп «Архив ИМЭЛ №____»

В рамках 95-летнего юбилея ИМЭЛ в читальном зале библиотеки прошла научная конференция «Предваряя революцию: книжные, архивные и музейные коллекции». Её участники – работники библиотек, музеев и архивов – представили новые сведения о фондах, прежде досконально не изученных отечественными историками. В частности были представлены документы еврейской революционной партии БУНД, ныне хранящиеся в Исторической библиотеке. Среди материалов, вызвавших особо живой интерес участников конференции, – пропагандистские материалы о деятельности БУНД в первые годы после Октября 1917 года (в 1921 году часть БУНД, действовавшей в РСФСР, самораспустилась. – Ред.). В частности, листовки «Плохие дети бывают только у плохих родителей», «Долой шахер-махер! Да здравствует производительный труд!», «Товарищ, ты ещё не записался в члены клуба имени Ленина и Троцкого?»

Следующая конференция состоится в 2017 году, в связи со столетним юбилеем Октябрьской революции.


Автор:  Юрий ПАНКОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку