НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЕГО ГОДА – ЕГО БОГАТСТВО

ЕГО ГОДА – ЕГО БОГАТСТВО

ЕГО ГОДА – ЕГО БОГАТСТВО
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
08.08.2014
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЧИНОВНИКОВ ВНОВЬ УВЕЛИЧИЛИ
 
Президент России Владимир Путин недавно изменил параграфы закона «О государственной гражданской службе РФ», касающиеся предельного возраста пребывания на этой службе. В этом документе, «библии чиновничества», теперь закреплено положение о 70-летнем возрасте, до которого «слуги государевы» могут греть свои кресла в органах власти. Однако в России уже десяток лет действуют одновременно четыре (!) программы кадрового резерва. Неужели они поставляют «продукт» столь низкого качества, что приходится буквально приковывать к галерному веслу пожилых людей, чьи мечты преимущественно сводятся к тому, чтобы нянчить внуков где-нибудь на Сардинии, управляя честно нажитым за годы беспокойного служилого рабства? 
 
Еще недавно закон регулировал возрастное завершение карьеры более жестко и бескомпромиссно. Так, с 2004 года предельный возраст был установлен по планке 60 лет. Однако в результате последующих правок картина выглядела таким образом: если сам чиновник не против, а государство («представитель нанимателя») его в этом поддерживает, то срок продлевался до 65. Не более. Отдельная ссылка была указана для категории «советники» («помощники») высокопоставленного руководителя: они могли оставаться на службе до той поры, пока служит это самое лицо. Хоть до 85 лет. Кстати, этой мерой закон закрепил сложившуюся в «русской политической культуре» (термин В.Ю. Суркова) практику: с уходом (падением) ключевого чиновника уходит и вся его камарилья. С введением новых поправок срок службы чиновника может быть продлен (по его желанию) лично президентом до 70 лет. Но это касается только категорий «руководитель», относящихся к высшей касте.
 
Что характерно, поправку в Думу вносил президент, которому в тот момент было 60 лет, но Конституция верхнюю планку возраста своего гаранта никак не ограничивает. По мнению экспертов, продление срока службы высших руководителей резко сужает «социальный лифт», который в России и без того узок, движется рывками, с натугой, и попадание в него – не правило, а везение. Либеральные эксперты полагали, что таким образом президент постарался успокоить ряд своих высокопоставленных сотрудников: Евгения Мурова, Михаила Фрадкова, Николая Патрушева, Юрия Ушакова, Андрея Фурсенко и т.д. Немало «старцев» и среди тех, кто руководит и входит в советы директоров (правления) крупнейших госкорпораций. В принципе, нежелание Владимира  Путина опираться на людей молодых в определенный период было настолько заметно, что некоторые политологи, например Евгений Минченко и Ольга Крыштановская, ввели в обиход термин «политбюро 2.0». С прямым намеком на Политбюро ЦК КПСС. Но причина продления предельного срока службы гражданских чиновников может быть гораздо более неприятной, чем простое желание главы государства работать с людьми, которые ему близки.
 
ЧЕТЫРЕ ЛИФТА НАВЕРХ
 
Попытки системно формировать «скамейку запасных» в недавней истории были. В годы президентства Дмитрия Медведева появилась «золотая тысяча». Выбирали молодые, но уже выделившиеся кадры из регионов, причем списки были действительно смешанными. Там присутствовали не только юные функционеры «Единой России», но и кадры других партий, а также те, кто добился управленческого успеха в других сферах (университетах на менеджерской должности) или в бизнесе. Последние всегда привлекали к себе внимание власти – не без оснований считается, что тот, кто сумел выстроить свое дело, вполне справится с федеральным агентством или министерским департаментом. Немаловажным был и остается и такой факт, как сложность коррумпирования представителей бизнеса, рекрутированных во власть. Их не получается покупать так, как многих региональных чиновников – «пучок за ярд», да и ФСБ с ФСО за экс-бизнесменами на всякий случай присматривают.
 
Что характерно, на момент объявления Медведевым программы кадрового резерва в стране существовали еще две такие же объемные программы. «Ельцинская» программа 1997 года, охватившая 50 тысяч человек, и программа «Единой России» «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны». Она была утверждена президентом Путиным в 2007-м, и за время действия через жернова программы ЕР прошли порядка 17 тысяч человек. Соответственно, все три программы, по сути, действовали единовременно и черпали воду в одном колодце (кроме ЕР, где также учитывали наличие партбилета). Мало того, с появлением ОНФ сразу же заговорили о том, что Фронт станет «кадровым резервом Путина». Сам президент косвенно подтвердил это, заявив, что праймериз ОНФ сформируют таковой «резерв для пополнения органов исполнительной власти в регионах». Итак – четыре программы.
 
Каков итог? Из официально известных списков «кадровых резервов» вышли три губернатора – Андрей Воробьёв, Андрей Турчак и Алексей Островский. Также из «резервистов» вышли экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник и министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Скрынник «прославилась» приглашением на свой день рождения группы «Чай вдвоем». А вот самый юный министр России Никифоров (1982 г.р.) удивляет тем, что на федеральном уровне как бы застыл и свои таланты вкупе с энергией скрывает. Работая в Казани, он сумел выдвинуть республику Татарстан на первое в стране место по развитию Интернета, его применению в коммуникации граждан с властью, а ведомств друг с другом. В Москве лишь выступил с заявлением о… необходимости введения цензуры в Интернете. Пока что его заслугой можно считать только сохранение в должности при смене президента (все же он кадровая креатура Медведева). Но от «образца кадрового рывка» ждали совсем другого/
 
ЗАШЕДШИЕ С «ЧЕРНОГО ХОДА»
 
Но наиболее яркие примеры дают не рекрутированные из этих списков, а те, кого в обход всяких перечней (служащих некой туманной гарантией) набирают в команду молодые губернаторы, явно считающие «чиновных старцев» заматерелыми бюрократами, чью, казалось бы, бесконечную жизнь подпитывают нескончаемые циркуляры и распоряжения, перетекающие по всей властной вертикали по очень сложной траектории. И ярчайший из ярких  – известный всей стране Алексей Навальный, с его аферой в «Кировлесе» и офшорными фирмами в Черногории. Но история Навального оказалась «на свету» лишь из-за его политической активности. А сколько таких «навальных», которые не пишут в бложики и не твиттят, обделывают свои делишки в других, не более благополучных, чем Кировская, областях и краях? Когда-нибудь Счетная палата, КРО президента и ФСБ смогут дать ответ на этот вопрос. Явно не в обозримом будущем.
 
Вдобавок большинство рекрутированных в «кадровый резерв»  осели на вторых-третьих ролях, где им сложно развернуться и показать свои лидерские качества. Несмотря ни на какие «резервы», у каждого главы региона существует собственная команда, которая менее всего заинтересована в обновлении, что рушит карьеры и устойчивые связи (часто – коррупционные). Как неоднократно лично жаловались автору этих строк такие вот «введенные во власть», «проще градообразующий завод на ход поставить, чем что-то решить, когда на тебя сверху давят карьерные бюрократы, а снизу – размывают всю инициативу осторожные бесхребетные мелкие чиновники, вся жизнь которых состоит в ожидании пенсии». Впрочем, сложно судить, сколько в таких жалобах истины, а сколько – чиновничьего кокетства перед СМИ. Случаются и гораздо худшие истории, когда в подчинении у такого вот «назначенца из бизнеса» оказывается не тусклый имитатор деятельности, а «дурак с инициативой» (выражение тоже относится к спектру «русской политической культуры». – М.В.).
 
Расхлебывать его идеи и действия приходится потом огромными усилиями и за отнюдь не бесконечный бюджетный счет. Никто пока не брался за такие подсчеты, но в общей сумме банковских кредитов, набранных дотационными регионами России, немалую часть занимают спасательные мероприятия после деятельности таких вот «дураков с инициативой». А потом банки с госучастием, такие, как Сбербанк или ВТБ, показывают убытки или недополученную прибыль на региональных займах.
 
Очевидно, что продлить срок чиновничьей службы Путина подвигло не столько желание видеть вокруг проверенных временем соратников, а качество тех чиновников, которые дали действующие программы «кадрового резерва». Пока в их достижениях первые строчки занимают скандалы либо коррупционного, либо личного характера. «Кремлевским старцам» остается только горько сетовать: какую-то не ту молодежь вырастили нам на смену.

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку