Француз из Ровно
Совместно с:
01.06.2002
Юрий ПОПОВИЧ |
Елена СВЕТЛОВА, |
Операции, связанные с освобождением заложников, справедливо считаются сложнейшими, поскольку требуют практически одновременного решения двух, по сути, взаимоисключающих задач: спасения жертв и обезвреживания террористов. Редкий штурм обходится без крови и без потерь.
То, что произошло в начале апреля в украинском городе Ровно, может войти в учебники по борьбе с терроризмом. Генерал-майору милиции Анатолию Французу удалось невозможное: захватить вооруженных террористов и освободить заложницу. Без единого выстрела.
Полиция нижнесаксонского городка Wrestedt зафиксировала вызов 2 апреля в 18 часов 33 минуты. Позвонившая женщина сообщила, что на отделение банка, по-видимому, совершено нападение. В это время события развивались, как в остросюжетном фильме. Но это было не кино.
Трое вооруженных мужчин в масках ворвались в помещение и захватили в заложники двух сотрудниц банка – 25-летнюю Кирстен Г. и 39-летнюю Уте Б. Банк был закрыт, обе женщины случайно задержались на работе. Угрожая оружием, неизвестные террористы потребовали немедленно открыть сейф и уложить в сумку всю наличность. Сумма была приличная – 240 тысяч евро. Разоружив прибывший наряд полиции, гангстеры затолкали заложниц в серебристый автомобиль марки «сеат» и рванули с места.
В погоню устремились полицейские машины, в воздух был поднят вертолет. Но все попытки задержать автомобиль с налетчиками ни к чему не привели. Террористам терять было нечего, они мчались, преодолевая искусственно созданные преграды и не подчиняясь требованиям остановиться. Сюжет развивался по дерзкому плану.
Согласно специальной инструкции полиции земли Нижняя Саксония, «в случае преследования автомобиля с преступниками абсолютный приоритет имеет сохранение жизни и здоровья заложников, поэтому следует отказаться от захвата террористов с негативными последствиями для их жертв».
Похоже, это знали и преступники. Они понимали, что, пока заложники в их руках, ни одного выстрела по автомобилю произведено не будет.
«Сеат» приближался к государственной границе с Польшей. Оставалось пересечь мост через реку Одер. Пограничники уже получили сигнал тревоги и в принципе могли помешать бандитам выехать за пределы ФРГ. Достаточно было, как положено в чрезвычайных ситуациях, закрыть мост через Одер, чтобы автомобиль с заложниками остановился. Но этого почему-то не сделали.
В полуночный час службу по охране несли лишь несколько пограничников. Смена была неполной. Преступникам фантастически повезло. Легко обогнув единственное препятствие – грузовик, который мог блокировать путь, они пересекли границу и очутились на территории Польши.
Воодушевленные успехом, решили пробиваться в Россию. Дорога предстояла неблизкая.
Немецким полицейским оставалось только по договоренности с польскими коллегами продолжать преследование.
По просьбе германской стороны поляки отказались от каких-либо силовых акций, ограничившись лишь выстрелами в воздух. Над трассой барражировал полицейский вертолет.
Преследуемая машина проскочила Познань, Лодзь, Люблин. Прошло уже больше четырнадцати часов с момента преступления. В «сеате» заканчивался бензин. Пришлось остановиться на заправке в польском городке Пиаски, практически на границе с Украиной. Никто из преступников из машины не вышел. Они понимали, что снайперы церемониться не станут, поэтому потребовали, чтобы бензобак заправила заложница. Для Уте Б. это был единственный шанс спастись, и она не замедлила им воспользоваться – спряталась за бензоколонкой и вскоре уже сидела в полицейском автомобиле.
«Сеат» двинулся дальше. На Украину полетела депеша из полиции ФРГ: «Считаем целесообразным, чтобы украинские правоохранительные органы действовали аналогично. Желаем успеха!» Аналогично – то есть не подвергая опасности жизнь и здоровье заложницы.
* * *
Информация, которой располагали в МВД Украины, была довольно скудной. Не поступили данные ни о преступниках, ни об их требованиях, ни о маршруте дальнейшего передвижения
Позже выяснилось, что террористы – этнические немцы, бывшие граждане СНГ. Двое из Казахстана, один из Молдавии. У всех троих жизнь на исторической родине сложилась не лучшим образом. Как, впрочем, у многих переселенцев, приехавших в Германию в надежде на безбедную жизнь. Недостаточное образование, отсутствие перспектив, слабое знание немецкого языка – плохой старт для Запада. Неудивительно, что вчерашние переселенцы дают ощутимый процент преступности.
Фото AP |
А пока «сеат» на хорошей скорости приближался к польско-украинской границе. Спецслужбы двух стран действовали слаженно, без бюрократических проволочек. Вопросы, которые обычно согласовываются неделями, решались молниеносно. Восточная Европа, на которую Запад привычно смотрит свысока, показывала пример отличной работы.
В МВД республики немедленно создали штаб операции по задержанию террористов. В повышенную боевую готовность были приведены лучшие оперативные подразделения милиции, госбезопасности, погранвойск. В Луцк, по направлению к которому двигался «сеат» с германскими номерами, срочно вылетел самолет с руководством МВД и Совета безопасности Украины. Тревога была объявлена в половине областей республики.
Милиция Луцка получила команду госсекретаря Украины Александра Гапона передать преступникам мобильный телефон для ведения переговоров и попытаться задержать автомобиль. Одному милиционеру удалось бросить в открытое окно «сеата» мобильный телефон.
Машина с террористами и заложницей двигалась по трассе Ковель – Киев, приближаясь к городу Ровно. Позади был двадцать один час непрерывной погони и 1600 километров пути.
Опять требовалась дозаправка. Сели батарейки мобильного телефона. На автозаправочной станции вблизи кафе «Сюрприз» автомобиль остановился. К заправке были стянуты силы спецподразделений «Альфа» и «Беркут». Спецназ ждал сигнала к действию, но приказа стрелять никто не отдавал.
И тут к «сеату» неожиданно ринулись телерепортеры. Со стороны это казалось безумием. Реакция бандитов могла быть любой. Измученные долгой погоней, взвинченные до предела, голодные, они могли совершить непредсказуемые действия. Во всяком случае, преступное трио не собиралось сдаваться. Из «сеата» раздались крики: «Уберите машины!», «Освободите площадь!», «Будем стрелять!».
Положение становилось угрожающим. Напряженная ситуация требовала немедленного разрешения. Отморозки, пролетевшие пол-Европы, были готовы на все. На заднем сиденье машины находилась Кирстен Г. Девушку била дрожь, из глаз текли слезы. Почти сутки она жила под дулом пистолета.
И тогда к «сеату» шагнул человек. Это был начальник УМВД Ровенской области генерал Анатолий Француз. Он уже принял решение: преступники из Ровно не уедут. Им придется сдаться, сложить оружие и отпустить заложницу. Он сумеет провести переговоры. Главное – сохранять хладнокровие.
Он шел под аккомпанемент тишины. Сотни глаз провожали каждый шаг генерала. В любую секунду преступники могли открыть огонь.
Из досье «Совершенно секретно»
Генерал-майор Анатолий Иосифович Француз – продолжатель милицейской династии. Выпускник Киевской высшей школы милиции и милицейской академии в Москве. Свыше пяти лет возглавлял Управление МВД Ивано-Франковской области, теперь начальник УМВД Ровенской области. Анатолий Француз – заслуженный юрист Украины, почетный академик, член Национального союза журналистов. Во многих странах мира изданы его книги для детей «Христианский букварь» и «Автобукварик». Генерал Француз – почетный президент федерации бокса Ровенской области, чемпион областного чемпионата по зимним видам плавания. Жена Татьяна Ивановна – подполковник милиции. В семье двое детей.
– Я предложил преступникам отпустить девушку, а в заложники взять меня, – рассказывает генерал Анатолий Француз, – но они не согласились. Я сел в машину, и на меня направили пистолет. Бандиты были в масках, но чувствовалось, что они напряжены до предела, один из них практически потерял самообладание, он постоянно срывался. Видимо, мне удалось найти правильный тон в разговоре. Решающую роль сыграло мое чрезвычайное спокойствие. Они поняли, что смерти я не боюсь. В какой-то момент агрессивное напряжение преступников начало спадать. Это давало возможность вести диалог, что-то предлагать. Возможно, они действительно поверили мне. А говорили мы о многом: о жизни, о Боге, о душе. На моей руке они увидели перстень с крестиком. Я рассказал, что это подарок Папы Римского. А вскоре преступники сняли маски, и я увидел совсем молодых ребят, которые годятся мне в сыновья.
…Чудеса продолжались. Один из гангстеров, Артур Фишер (его считают главным), согласился на предложение генерала зайти в кафе «Сюрприз» и продолжить переговоры за кофе с бутербродами. Вскоре к ним присоединился Андрей Кремер.
– Его позвал Артур, сказав, что все нормально, – продолжает Анатолий Француз. – Мы долго беседовали, я даже заказал коньяк. Оказалось, что у Андрея – день рождения, ему исполнилось двадцать пять лет. В конечном итоге ребята сдали оружие. Потом они убедили Виталия Герта последовать их примеру и отпустить заложницу. Теперь ее жизнь была вне опасности…
Сидя за столиком кафе «Сюрприз», преступники рассказали генералу о своих прежних криминальных похождениях, о том, как готовились к ограблению банка. Артур признался, что они собирались добраться до Анапы, где живет его отец. Генерал слушал их, смотрел в лица, которые недавно скрывались под масками, и не мог поверить, что все уже почти позади: и тревожное ожидание, и бешеный риск. Просто завершалась еще одна операция.
Оставалось доставить террористов в управление. И эту миссию генерал Француз выполнил сам. Он посадил преступников в свой служебный автомобиль, вставил в магнитолу кассету. Говорят, что это были блатные песни про романтику мест не столь отдаленных.
Позже германская полиция вышла на след еще одного участника налета. Им оказался двадцатилетний военнослужащий Евгений Б. Ему будет предъявлено обвинение в соучастии. Именно Евгений взял напрокат тот самый серебристый «сеат», на котором преступники так бесславно финишировали в украинском городе Ровно.
P.S. 15 апреля 2002 года Указом Президента Украины Леонида Кучмы начальнику Управления МВД Ровенской области генерал-майору милиции Анатолию Иосифовичу Французу присвоена наивысшая государственная награда – звание Героя Украины с вручением ордена «Золота Зiрка». За личное мужество и героизм, проявленные при задержании международной террористической группы и освобождении заложницы. Почти за одиннадцать лет независимости Украины это первый действующий боевой генерал украинской милиции, который удостоен такого высокого звания.
Автор: Елена СВЕТЛОВА
Совместно с:
Комментарии