НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Геннадий Онищенко: неожиданная отставка?

Геннадий Онищенко: неожиданная отставка?

Геннадий Онищенко: неожиданная отставка?
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
22.10.2013

Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко покинул свой пост в связи с истечением срока полномочий, сообщила 22 октября «Интерфакс» вице-премьер РФ Ольга Голодец.  Вместо Геннадия Онищенко, которому 21 октября исполнилось 63 года, ведомство может возглавить его заместитель Анна Попова. Как заявила Голодец, Попова — «квалифицированный врач и хороший специалист». На сайте Роспотребнадзора говорится, что Попова была заместителем главы ведомства «в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Последнее заявление Геннадия Онищенко на посту руководителя Роспотребнадзора сделал на тему ОРВИ. Утром 22 октября он сказал, что в России сохраняется низкий уровень заболеваемости ОРВИ.

В соответствии с законом о гражданской службе, предельный возраст госслужащего составляет 60 лет, но может быть продлен нанимателем.

 Сначала Онищенко отказался от комментариев. Затем лаконично прокомментировал «Интерфаксу»: «Странный персонаж, сделавший это заявление (имеется ввиду Ольга Голодец), не относится к числу людей, принимающих решение». Затем пресс-секретарь главы российского правительства Наталья Тимакова сообщила: «Распоряжение об отставке Онищенко не подписано. Такого документа нет». Однако подтвердила, что у Онищенко действительно истекает срок пребывания на госслужбе и что решение по кандидатуре на должность главы Роспотребнадзора должен принимать Дмитрий Медведев.

Геннадий Онищенко возглавлял Роспотребнадзор с 2004 года, а с 1996 года является главным санитарным врачом России. Главным государственным санитарным врачом страны Геннадий Онищенко трудится 17 лет. С учетом же того, что с 1991 по 1996 годы он был вторым лицом в Госкомитете санитарно-эпидемиологического надзора, номенклатурный стаж Геннадия Григорьевича и вовсе перевалил за 20 лет. В должности  главного санитара он пережил пять президентских сроков и 11 правительств, не считая такой мелочи, как шесть глав Минздрава, которому ведомство Онищенко было подчинено до 2012 года.

Возглавляемая Геннадием Онищенко Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — ведомство грандиозное. 110 тысяч служащих, 10 управлений центрального аппарата, 84 территориальных управления, 89 региональных центров гигиены и эпидемиологии, 29 научно-исследовательских институтов, 13 противочумных учреждений, 33 дезинфекционных станции. Не считая того, что в структуру Роспотребнадзора входят еще восемь санитарно-эпидемиологических служб таких министерств и ведомств, как МО, МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН, Управделами президента, Главного управления специальных программ Президента и Федерального медико-биологического агентства. Реальную мощь службы Онищенко трудно переоценить: его подчиненные запросто могут дотянуться до любого магазина, рынка, овощебазы. Да что там, до любого помещения, которое можно проверить на предмет гигиены или хода дератизации — борьбы с грызунами. Власть, если умело ей распорядиться, огромная. И прибыльная — кто рискнет назвать сотрудников санэпидемстанций и всевозможных лабораторий Роспотребнадзора бедными людьми? Структуру эту вряд ли можно назвать открытой. Скажем, на том же сайте ведомства Онищенко никакой реальной информации о руководящих кадрах просто нет. Не считая предельно лаконичной биографической справки о самом Онищенко и трех его заместителях, не дающих никакого реального представления о профессиональном пути чиновников.

— Онищенко, безусловно, талантливый человек, — считает известный эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков (основатель отделения «Гринпис» в СССР, длительное время работал советником по вопросам экологии в президентских структурах и Совете безопасности). — В его компетентности сомневаться не стоит, совершенно точно, что он высокий профессионал. Хотя залогом политического долголетия Онищенко Алексей Яблоков склонен считать «его гибкость — умение подыграть власти, угадав ее желания». Но при этом, уверен Яблоков, «он — не стяжатель, лично его нельзя назвать коррупционером, он очень успешный менеджер, выживающий потому, что ловит сигналы сверху». При этом Яблоков не стал отрицать, что сама система Роспотребнадзора коррупциогенна, а такое политическое долголетие «при всех царях» характеризует Онищенко, скорее, как не слишком принципиального человека.

— Он — человек просто гениальный, — утверждает известный медик, профессор, доктор медицинских наук Павел Воробьев. — Это не несет в себе позитивной или негативной окраски, а касается и чисто профессиональных качеств, и констатация того факта, что Геннадий Онищенко умудряется быть полезным власти, умеет подать ей то, что нужно.

Официальная биография Геннадия Онищенко не дает нам ни единой зацепки, позволяющей понять реальную подоплеку столь беспрецедентно долгого пребывания в верхнем эшелоне власти. Скорее, она вызовет вопросы

«Осознанное желание стать санитарным врачом появилось у Г. Г. Онищенко уже в годы обучения в Донецком государственном медицинском институте имени А.М. Горького, куда он поступил в 1967 году». Странно, какое же еще могло возникнуть желание, если он поступал на санитарно-гигиенический факультет, готовивший специалистов исключительно этого профиля? Впрочем, в медицинской среде известно, что на этот факультет, по составу преимущественно женский, парни шли лишь «за девушками» или ради карьеры — чисто административной. Ее в санитарных коллективах было сделать проще. Так или иначе, но после относительно недолгой работы врачом-эпидемиологом линейной санэпидемстанции (СЭС) одного из отделений Донецкой железной дороги (ДЖД), последовал стремительный взлет Геннадия Онищенко именно по линии административной. В 1976-м, спустя всего три года после окончания мединститута, Онищенко — уже главный врач транспортной СЭС Донецкой железной дороги в городе Красноармейске: для 26-летнего медика это очень неплохой рост. Казалось бы, по стандартной формуле чиновных перемещений той эпохи дальнейший карьерный путь должен был пролегать по линии санитарно-эпидемиологических учреждений  той же Донецкой железной дороги или Донецкой области. Однако произошло необычное: в марте 1982 года, как значится в биографии, Онищенко переехал в Москву. В начале 1980-х годов взять и просто «переехать» в столицу СССР было просто невозможно: туда могли перевести, направить на учебу в аспирантуру или на курсы повышения квалификации, соблюдая все ограничения того времени — паспортный режим, жилье, прописка… Хотя, конечно, еще можно было жениться на москвичке. Но ведь и карьерный рывок был сделан мощнейший — новоявленный 32-летний москвич тут же был назначен главным врачом санэпидемстанции Московского метрополитена. Очень любопытно: главным санитаром столичного метро (позиция в номенклатурной иерархии довольно привлекательная) назначен молодой чиновник из провинции, к тому же перескочивший сразу несколько ступеней. Мало того, это был скачок сразу через несколько барьеров, в том числе и ведомственных: из Украинской ССР — в РСФСР, с Донецкой железной дороги — в Московский метрополитен…

И уж вовсе  необъяснимо выглядит следующий рывок вверх: не проработав в метро и года, Онищенко в 1983 году назначен главным врачом Центральной санэпидемстанции Министерства путей сообщения СССР. Меньше чем за год пройти путь от руководителя одной из множества санэпидемстанций Донецкой железной дороги до должности, фактически, главного санитарного врача МПС всей страны?! Никакими подвигами на ниве санитарии и гигиены такой взлет не объяснить: без сильной поддержки дело обойтись не могло. Равно как без нее не мог состояться и следующий подъем по властной лестнице — в 1987 году Онищенко трудится уже в аппарате Совета Министров РСФСР  референтом Отдела здравоохранения и социального обеспечения. Еще через год он — заместитель начальника Главного эпидемиологического управления Минздрава СССР, второй человек в системе санитарно-эпидемиологического надзора страны.

Одни эксперты утверждают, что стремительной карьере Онищенко способствовал тогдашний зампредседателя Совмина РСФСР Николай Трубилин, с 1983 до 1986 годы бывший министром здравоохранения РСФСР. Другие — намекают на связь с компетентными органами, без согласования с которыми назначения на такой пост быть не могло: санитарно-эпидемиологические структуры Минздрава СССР занимало важное место как в системе защиты от отравляющих веществ (ОВ) и биологического оружия, так и в санитарно-гигиеническом сопровождении и обеспечении разработки и производства того же самого химического и бактериологического оружия. Так что с соответствующими структурами КГБ и Минобороны эпидемиологи сотрудничали тесно. Хотя гражданская санитарно-эпидемиологическая служба была как бы на периферии этой сферы, но и в ряде ведомственных и, казалось бы, чисто «гигиенических» НИИ занимались, как можно судить по трудам известного микробиолога Канатжана Алибекова и химика Льва Федорова, скорее, разработкой боевых штаммов, нежели поиском средств защиты от них. Мог ли второй эпидемиолог страны избежать тесного сотрудничества с «боевыми эпидемиологами»?

…Так или иначе, политическому долгожителю Геннадию Онищенко в гениальной прозорливости (или исполнительности) точно не откажешь: именно под его руководством такая, казалось бы, сугубо банальная вещь, как санэпидемнадзор, превратилось в самое успешное оружие российской внешней и внутренней политики, своей эффективностью превосходящей даже спецслужбы. 

Не исключено, что отставка Геннадия Онищенко может стать продолжением его политической карьеры, но в другом качестве.

В ноябрьском выпуске газеты «Совершенно секретно» политический портрет Геннадия Онищенко публикуется полностью. Номер выйдет 28 октября.

Все материалы спецпроекта «Кадры Путина»


 


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку