НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ГРАНАТА ПОД СОГЛАШЕНИЯ

ГРАНАТА ПОД СОГЛАШЕНИЯ

ГРАНАТА ПОД СОГЛАШЕНИЯ
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
08.09.2015
 
ЧТО ПРОИСХОДИТ С «ДОРОЖНОЙ КАРТОЙ» ЗАМИРЕНИЯ УКРАИНЫ
 
На первый взгляд переговорный процесс на Украине худо-бедно, но продолжается: идут переговоры по пунктам Минских соглашений, Киев принимает некие документы и заканчивает обстрелы, Донецк отводит войска. Обозреватель «Совершенно секретно» разбирался, что сейчас происходит на Украине.
 
Обсуждение реформы Конституции Украины в Верховной раде, как в зале, так и за стенами, вызвало такие страсти, каких не видел украинский парламент за все время своего существования. На площади Конституции и улице Грушевского (перед Радой) собралась толпа радикалов-патриотов из «Правого сектора», УКРОПа, партии «Свобода» и Радикальной партии  Олега Ляшко. Собравшиеся таким образом пытались надавить на депутатов перед голосованием по внесенным Порошенко поправкам.
 
Среди радикалов оказался приехавший в отпуск боец одного из украинских добровольческих батальонов, находящихся в Донбассе, который разрешил противостояние с кордонами Нацгвардии самым радикальным образом: бросил в толпу боевую гранату. Разлет осколков привел не только к ранению более сотни нацгвардейцев, но и к смертельным исходам.
 
РАСКОЛ В СТАНЕ «ПАТРИОТОВ»
 
Бросок гранаты оказался глубоко символичным – в зале Рады в это время также рвались политические «гранаты», которые в итоге раскололи пропрезидентскую коалицию фракций. Сейчас киевские элиты вообще начинают говорить о грядущем роспуске Рады и назначении досрочных выборов. Олигархи и политические противники Петра Порошенко, которых теперь прибавилось (меньше чем за год Президент Украины потерял порядка 35 % поддержки, по опросам местных социологов. – Прим. ред.), вполне могут осуществить этот план. И все ради одного – не дать президенту и его администрации продавить поправки в Конституцию, которые якобы ведут к децентрализации Украины.
 
Порошенко и летом, когда проталкивал через Верховную раду свой законопроект «Об особом статусе ряда районов Донецкой и Луганской областей», и сейчас – в последние две недели – клялся депутатам, что никакой децентрализации страны не будет, «из Конституции вычищены все указания на это». Безусловно, депутаты понимают разницу между «особым статусом» и децентрализацией. Однако в Раде речь идет уже не столько о принятии или отклонении проекта, а о репутации и статусе самих народных избранников. Обвиняя Порошенко в предательстве национальных интересов, депутаты, группы и целые фракции просто ведут борьбу за влияние в Раде и областях под флагом «Кто здесь самый большой патриот».
 
Президенту Украины деваться некуда: к разработке и принятию поправок в Конституцию его толкали и толкают американцы. По открытой информации, об этом ему неоднократно говорили и вице-президент США Джо Байден, посол США на Украине  Джеффри Пайетт и замгоссекретаря США Виктория Нуланд.
 
Белый дом также приветствовал принятие поправок в первом чтении в последний день августа, назвав это «важным шагом в направлении комплексной реформы управления Украины и расширения прав и возможностей региональных и местных органов власти» (из выступления пресс-секретаря СНБ США Неда Прайса. – Прим. ред.).
 
Кстати, Порошенко уже после принятия поправок в первом чтении заявил, что из Конституции будет исключена статья 92, которая предусматривает в теории возможность провозгласить специальный статус для отдельных городов.
 
Помимо США к реформе, естественно, приложили усилия и дипломаты с политиками Германии и Франции. По словам источника «Совершенно секретно» в дипломатическом корпусе Германии, там серьезно относятся к выполнению Украиной и Донбассом принятых соглашений. А также ко всем договоренностям, которые достигнуты между самими странами ЕС в связи с украинским кризисом. Впрочем, и в Европе понимают, что Минские соглашения не выполняются, мало того, они составлены так, что выполнены быть не могут.
 
РЕФОРМА БЕЗ РЕФОРМЫ
 
«Эта реформа промосковской не является, – пояснил «Совершенно секретно» политический эксперт Евгений Минченко. – Она вообще не связана с Минскими соглашениями. Москва же предлагает выполнять Минские соглашения. Не были проведены консультации с (представителями властей. – Прим. ред.) ДНР и ЛНР. Это не реформа, а имитация выполнения Минских соглашений».
 
Киевские политологи прямо говорят, что «никто никаким особым статусом наделять Донбасс не собирается». Максимум, что могут выжать Донецк с Луганском из контекста протаскиваемых Порошенко изменений в Конституцию, – это временный особый режим самоуправления в контексте децентрализации. Причем страны – гаранты выполнения Минских соглашений явно не позволят управлять всем тем, кто засветился в ходе конфликта. И неважно, будут ли это командиры ополчения или гражданские управленцы. Никому из них не дадут занять постов губернаторов или мэров, а также не позволят заседать в Раде.
 
Это отметил и политтехнолог Глеб Павловский в интервью украинскому сайту «Новое время»: «Нужна какая-то осуществимая редакция Минских соглашений, потому что в нынешнем виде они не выполняются. Но это опять-таки не может сделать никто по отдельности. И сколько бы Берлин и Париж ни дергали Порошенко, и сколько бы Вашингтон ни давил на Москву, все равно здесь нужна какая-то коллегиальность, как это ни противно для всех участников.
 
Пока не будет какого-то смягчения здесь, реального стремления в Киеве к интеграции востока, процесс будет идти в противоположную строну. В сторону замораживания, но не полного. Замораживания взрывоопасного конфликта. Более взрывоопасного, чем Приднестровье или Карабах».
 
ДОНБАСС ЗАБЫЛ ПРО УКРАИНУ
 
Со стороны, не из Киева, ситуация выглядит несколько по-иному. По словам источника «Совершенно секретно» в Донецке, в ДНР и ЛНР возмущены тем, что происходит в Киеве. Позиция их в этой новой ситуации вполне понятна: Минские соглашения подразумевают при составлении таких документов, особенно при правке Конституции, взаимные консультации, хотя бы на уровне экспертных подгрупп. Никаких консультаций с Донецком и Луганском никто не проводил, их просто поставили перед фактом. В итоге: Донецк худо-бедно, но следует «дорожной карте» Минских соглашений – отводит войска и т. д., а в 
Киеве просто тянут время с какими-то своими не вполне понятными целями.
 
«Наши позиции озвучены давно – мы направляли свои варианты законопроектов и поправок Киеву, но они заблокированы, – пояснил «Совершенно секретно» главный переговорщик от Донецка на дипломатических раундах Денис Пушилин. – А их надо согласовывать. И о каких поправках в Конституцию может идти речь, если заблокирован основополагающий законопроект «Об особом статусе»? (речь идет о согласованных экспертами документах, которые ДНР и ЛНР направляли в Киев. – Прим. ред.)».
 
Как полагает Пушилин, в Киеве были вынуждены сымитировать принятие законопроекта Порошенко в первом чтении, чтобы «показать, как им тяжело». В то же время консультации и согласования документов, как и прописано в Минских соглашениях, идут в подгруппах экспертов, бумажная работа ведется. 
 
«У нас до последнего времени продолжались обстрелы, гибло мирное население, страдала инфраструктура, – перечисляет Пушилин то, что Киев делает вопреки договоренностям. – До сих пор не снята экономическая блокада, не принят закон «Об амнистии участников». Но мы внутри республик справляемся. Что касается поведения Киева, то мы надеемся, что Германия и Франция как страны-гаранты найдут решение».
 
Фото: Efrem Lukatsky/AP/ТАСС
 
РАСТЯНУТЬ МИНСКИЙ ФОРМАТ
 
Политики несколько изменили свою позицию: сейчас в дипломатических кулуарах обсуждается вероятность расширения формата, увеличения числа стран – гарантов выполнения соглашений. В ближайшее время в Берлине или Брюсселе будут обсуждать возможность ввести в минский формат Польшу. Чиновники Польши открыто проявляют свою заинтересованность, что вполне понятно: эта страна всегда имела свои интересы на западе Украины, с которой она граничит. Кроме того, в формат хотят включить по ряду причин и США, которые, проводя собственную политику на Украине, в Минских соглашениях не участвовали. По крайней мере, источник утверждает, что Россию не собираются удалять из минско-нормандского процесса.
 
Европейцы кивают на то, что расширение формата – просьба Киева. Как пишет газета Mittelbayerische Zeitung, Киев хочет расширения числа участников переговоров. Среди них должны присутствовать также США и Польша, чтобы вместе с ЕС, Россией и Украиной позаботиться о выполнении принятых в Минске мирных соглашений. В то же время в ЕС считают, что Россия не примет расширение числа участников формата. Однако вопрос этот сложен: тот же Берлин хотел бы расширения формата, чтобы потянуть время и, может быть, в связи с этим поменять что-то в соглашениях. 
 
Но расширение погасит весь внутригерманский и внутрифранцузский политический успех Меркель и Олланда. Минские соглашения удалось организовать в первую очередь благодаря усилиям Ангелы Меркель, использовавшей все свое политическое влияние, чтобы убедить Россию подписать договоренности, в то время как США получили возможность воздержаться от поставок тяжелых вооружений на восток Украины.
 
На бытовом уровне в Донбассе говорят о том, что вялотекущий переговорный процесс, по сути, та же имитация, что и законы Порошенко. Донецк уже не думает о Киеве, не смотрит на другую сторону фронта, а постепенно встраивается в российскую зону влияния. Это выражается во многом – во внутренних расчетах анклавы перешли на российский рубль, многие посты замещаются бывшими российскими управленцами, в том числе и теми, кто прошел школу госслужбы. То есть надо понимать, что в головах людей произошло изменение: они больше никак не связывают себя с Украиной. И это главное, чего не понимают европейские гаранты и посредники, озабоченные выполнением Минских соглашений, которые, кстати, имеют четкий срок выполнения – 31 декабря 2015 года. Что на практике, как говорят источники «Совершенно секретно» в регионе, невыполнимо и нереально.
 
МНЕНИЯ
 
Евгений КРУТИКОВ, военный эксперт:
 
Если говорить о тенденциях, то минский формат – это прикрытие для Европы. И выход из него будет личным поражением для Ангелы Меркель и Франсуа Олланда. Выполнение Минских соглашений – это давно их забота, а не Киева или Москвы. Но нарушить эти соглашения можно только двумя способами: либо снова начать масштабную войну, либо не принимать прописанные в соглашениях документы.
 
Собственно, поэтому Меркель и Олланд недавно в Берлине отговорили Порошенко от начала наступления (в Мариуполе сосредоточена очень серьезная войсковая группировка. – Прим. ред.). Но минский формат должен быть выполнен до конца года.
 
Сейчас пошли предложения от МИД Германии о продлении соглашений. По моей оценке, Киев никогда не пойдет на какой-то особый или специальный статус для Донбасса. Причины этого кроются в том положении, в котором сейчас оказалась Украина: там идет какая-то истерия по этому поводу, работает пропаганда, собираются и митингуют люди. 
 
Хуже всего, что в Киеве сейчас нет политиков, которые на это способны, а многие должности заняли радикалы и не совсем адекватные люди. Так что сейчас вся эта история не имеет политического решения. Это нерешаемая проблема, в первую очередь из-за Киева, который находится в заложниках у радикалов. И возврат к прежней нормальной и мирной жизни невозможен.
 
Выйти из ситуации можно, либо развязав войну снова, либо заморозить ситуацию, как замораживались конфликты на пространстве СНГ в последние 15–20 лет. Установившаяся ситуация (ни мира, ни войны. – Прим. ред.) продлится не более двух месяцев. Потом на Украине пройдут муниципальные выборы, и снова будет нагнетание истерии, скандалы, радикальные решения. И нужно будет снова везти Порошенко в Берлин отговаривать от поспешных действий.
 
Что касается идущих консультаций в подгруппах экспертов, то они абсолютно бессмысленны, их польза только в том, что это единственная возможность поговорить двум сторонам конфликта. Иначе разговоры будут только по рации. 
 
Алексей МАРТЫНОВ, директор Института новейших государств:
 
Порошенко попросту выхолостил статус Донецкой и Луганской областей из Конституции. Во вторых Минских соглашениях записано прямо: определить статус и децентрализацию сложившихся анклавов в Конституции.
 
Хочу напомнить, что канцлер Германии Ангела Меркель записала себе в актив на самом высоком уровне принятие именно этих договоренностей во время известных 14-часовых переговоров. Якобы она уговорила Путина за 14 часов согласиться на такой путь к миру. 
 
А теперь Порошенко разводит одно с другим – статус с децентрализацией. Олигарх Порошенко хочет как можно дольше тянуть нынешнюю ситуацию – «ни войны, ни мира». Она ежедневно приносит ему и его коллегам-олигархам прибыли, ведь на Украине есть немало предприятий, ресурсов, и все это ежедневно «отжимается» властью у собственников, часто бежавших.
 
Украина 20 лет строила олигархическое государство, а философия олигархов – перераспределение собственности и прибылей. И этот фактор накладывается на гражданскую войну.
 
Полагаю, что можно ввести новый термин – гибридная гражданская война. Ведь в ДНР и ЛНР у собственности тоже появились новые хозяева. А гражданская война из-за действий Порошенко переходит в новую фазу: если раньше ее удавалось сдерживать на двух территориях, теперь она постепенно распространится по всей Украине. Просто пока другие регионы ее не оформили свое желание, но теперь они это сделают.
 
Российские власти хотят, чтобы война закончилась, и уж точно не желают, чтобы Украину растащили на энное количество частей. Ее раздел принесет огромные издержки всем – и Москве, и Польше, и Германии, и Румынии.
 

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку