НОВОСТИ
Глава Коркино ушла в отставку после погрома в цыганском районе из-за убийства таксистки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Грязная зона Европы

Грязная зона Европы

Автор: Владимир ИВАНИДЗЕ
Совместно с:
01.07.2000

 

 
Владимир ИВАНИДЗЕ,
обозреватель «Совершенно секретно»

 

 

Схема из доклада BND

От кошмара следственных процедур Путина отделяет только шаг. И этот шаг может сделать какой-нибудь слишком ретивый следователь австрийской прокуратуры. Один из тех, которые расследуют сейчас крупномасштабные нелегальные финансовые операции в оффшорном княжестве Лихтенштейн. Бывший шеф Федеральной службы безопасности, бывший председатель правительства России и бывший исполняющий обязанности президента России, как сообщила компания SPAG, лишь в день своей инаугурации сложил с себя полномочия «консультанта-не-получающего-деньги» во франкфуртской компании SPAG, созданной в 1992 году с участием Комитета по управлению имуществом Санкт-Петербурга и банка «Санкт-Петербург». А компания эта вошла в число «фигурантов» ставшего уже знаменитым доклада немецкой экономической разведки BND, который в прошлом году был частично опубликован сначала в немецком журнале «Шпигель», а затем во французской газете «Монд». Несколько недель назад заместитель председателя наблюдательного совета, акционер этой компании и подданный княжества Лихтенштейн Рудольф Риттер был арестован по подозрению в отмывании криминальных денег и связях с организованной преступностью. В докладе BND утверждается, что он работал на колумбийскую и мексиканскую наркомафии и российскую организованную преступность. Какое из преступных сообществ в России пользовалось услугами Риттера, в докладе не уточняется. Весьма вероятно, речь идет о так называемой «тамбовской группировке» из Санкт-Петербурга. Во всяком случае, некоторые из лидеров этой группировки имеют прямое отношение к SPAG.

 

Можно, конечно, опять все списать на провокации Запада, но возникает вопрос: что делали в компании, как утверждают, работающей на наркомафию, российские высокопоставленные советники-консультанты Владимир Путин и Герман Греф? Еще одним консультантом был главный архитектор Санкт-Петербурга и бывший заместитель Анатолия Собчака в мэрии Олег Харченко. Сейчас он председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга. Если верно, что через SPAG мафия вкладывала деньги в недвижимость Петербурга, то появление чиновника Харченко в списке консультантов логично. Образно говоря, неприятности для Путина таятся в холодном финансовом тумане, спустившемся на горные вершины княжества Лихтенштейн. И прежде чем мы попытаемся осмыслить присутствие Путина среди консультантов SPAG, повнимательнее взглянем на доклад BND и на то, что происходило в Лихтенштейне, где разгорается скандал международного масштаба.

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС

 

После того как рапорт BND, подготовленный весной 1999 года, опубликовали в Германии, принц Лихтенштейна Ханс Адам II ужасно расстроился. Именно это побудило его обратиться к «третьей стороне» – австрийским правоохранительным органам, – чтобы покончить со слухами об одной из самых закрытых и «грязных» оффшорных зон мира, какой и является Лихтенштейн сегодня.

Два десятка сотрудников австрийской прокуратуры и экономической полиции приступили к работе в начале этого года. Спустя два месяца они уже проводили обыски в банках и крупных компаниях и даже в частных домах. Для расследования финансовых преступлений два-три месяца совсем не долгий срок. Тем не менее его оказалось вполне достаточно, чтобы арестовать очень влиятельных в Лихтенштейне адвокатов и бывшего шефа полиции княжества. Некоторые из них являются родственниками высших должностных лиц этого маленького государства.

Судя по тем интервью, которые принц дал за последнее время, он был «поражен и разочарован» тем, как быстро информация из рапорта BND начала подтверждаться фактами. Более того, расследование начинает стремительно расширяться в Австрию и Германию. Принц посеял бурю, которая уже привела к настоящей панике в кругах финансового менеджмента Лихтенштейна, привыкшего к сытой и спокойной жизни. Правда, эта сытость достигнута не трудом праведным, а своеобразными государственными законами, позволяющими практически полностью скрывать характер и владельцев того гигантского финансового капитала, который движется через десятки тысяч реальных и полумифических компаний и банков, зарегистрированных в Лихтенштейне. Тут много ума и не надо. Главное, делать все аккуратно и не задавать вопросов. Лихтенштейн – это наивысшая форма либерального капитализма и почти пародия на него

Само существование княжества становится дорогостоящей проблемой для следственных органов Европы и США. Расследование таких дел отнимает уйму времени и средств. Лихтенштейн, с населением в 32 тысячи человек, сам превратился в финансовую мафию, зарабатывающую отмыванием чужих, «грязных» денег. Практически в каждой семье княжества найдется хоть один человек, который занимается финансовым управлением в двух-трех, а то и в десятках таких компаний. Поэтому аресты и обыски в Лихтенштейне затронули интересы очень многих не слишком щепетильных людей.

В течение многих лет, до дня своего ареста, Рудольф Риттер зарабатывал на жизнь тем же. Но его проблема в том, что он обслуживал не «черную кассу» какой-нибудь политической партии в Европе, а криминальные капиталы мафии. Уточню – для некоторых руководителей российских правоохранительных органов: Риттер был арестован, несмотря на то что его брат, Михаэль, является заместителем председателя правительства и министром экономики Лихтенштейна. И Риттер уже дал показания.

Важную роль в этом скандале BND отводит бывшему премьер-министру княжества Хансу Брюнхарту, который, еще занимая высокий пост, создал настоящую криминальную организацию. Кроме Риттера, как утверждается в докладе, в нее вошли крупные чиновники, полицейские, судьи, политики и банкиры. На протяжении нескольких лет, согласно докладу BND, Брюнхарт создавал финансовую сеть, которая отмывала «грязные» деньги колумбийских наркокартелей Медельина и Кали. В поле зрения спецслужб и полиции разных стран он попал еще в начале 90-х годов. Чтобы погасить готовый разразиться скандал, в 1993 году его тихо отправили в отставку с поста главы правительства Лихтенштейна. Но дело было уже сделано. Деньги наркомафии, ее основа, становились недосягаемыми для правоохранительных органов различных стран.

ЛИХТЕНШТЕЙНСКИЙ КАРТЕЛЬ

 

В докладе BND роль Риттера объяснена совершенно недвусмысленно. Вместе с другим адвокатом, Эженом Хибом, он «создал сеть компаний в Лихтенштейне, в Европе и на западном побережье Атлантики». Согласно докладу, этой сетью пользуются, прежде всего, наркокартели Латинской Америки, например клан братьев Очоа, а также «новая русская клиентура» (так сказано в тексте). Большая часть денежных переводов осуществлялась через Bank in Liechtenstein (BIL), Bank in Buchs (BIB) и через Kreditanstalt Grabs. Причем многие финансовые операции стали возможны благодаря прекрасным личным отношениям Риттера и его партнера Эжена Хиба с руководителями этих банков.

Надо знать, кто такие братья Очоа, чтобы понять, что скрывается за сухими фразами доклада. Братья Очоа (Хуан-Давид, Хорхе-Луис и Фабио) создали в конце 80-х годов самую мощную из криминальных организаций Медельинского наркокартеля Колумбии. В начале 1991 года они добровольно сдались властям и получили по пять с половиной лет тюрьмы. Возможно, для них это было единственно верным решением, для того чтобы сохранить свою власть в Медельине. В 96-м году братья оказались на свободе, но в октябре 99-го Фабио вновь отправили в тюрьму.

 

Висенте Карилло-Фуентес

Мексиканский картель Хуареса (это еще один клиент Риттера и Хиба) создал Амадо Карилло-Фуентес, которого DEA (подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Департамента юстиции США) считало самым влиятельным торговцем наркотиками в Мексике. После загадочной смерти Амадо во время пластической операции в 1997 году его преступную группировку стали называть картелем Хуареса – по месту, где он был создан. Смерть босса вызвала настоящую гангстерскую войну, в которой погибли не менее шестидесяти человек, но картелю, в конце концов, удалось удержать свою власть. Считается, что сейчас им управляет Висенте Карилло-Фуентес, брат Амадо. Полиция Мехико официально разыскивает Висенте, а в Западном округе штата Техас (США) против него выдвинуто обвинение в создании и руководстве преступной организацией. Особенностью наркокартеля из Хуареса считается то, что они занимаются поставками в США и Европу не только колумбийского кокаина, но и искусственных наркотиков – марихуаны и героина. Именно на поставках и выросли мексиканские наркоторговцы. Составитель доклада BND признается, что ему неизвестны реальные «наследники» картеля после смерти Амадо, однако точно установлено, что Хиб и Риттер неоднократно встречались с нынешними боссами из Хуареса.

 

Вот такие замечательные клиенты у Рудольфа Риттера, который участвовал несколько лет назад в очень важной для клана Очоа операции: приобретении 25 процентов капитала в румынском банке International Bank of Religions (IBR). Этот банк был создан православной церковью Румынии, точнее, высокопоставленными отцами церкви. Поэтому IBR имеет очень мощное прикрытие. С инициативой его создания в 1993 году выступил Международный экуменический центр в Румынии, который, как считается, находится под патронажем Румынской национальной комиссии ЮНЕСКО

Интересная деталь. Риттер был почетным консулом центральноамериканской Республики Коста-Рика. Последний раз название республики фигурировало в скандале с выдачей дипломатического паспорта этой страны другому почетному консулу Коста-Рики – Сергею Михайлову, Михасю. По утверждению посольства Коста-Рики в Москве, полномочия Михайлова были прекращены в 1995 году. И в том же году прекращены полномочия Рудольфа Риттера и еще пятнадцати «почетных консулов» по всей Европе, замешанных в самых громких криминальных скандалах. Интересное совпадение. А вот и другое интересное совпадение. В приведенном в докладе списке фирм, обслуживающих колумбийских наркобаронов, есть одна лихтенштейнская компания, след которой можно обнаружить в Санкт-Петербурге. Эта фирма учредила в Питере предприятие, возглавляемое «тамбовским» авторитетом и бывшим депутатом Госдумы. Впрочем, о Питере – в следующий раз. А пока вернемся к Риттеру.

С 1995 года Риттер служил посредником для Очоа и, как было установлено немецкими спецслужбами, вложил в IBR около 22,5 миллиона долларов от продажи наркотиков, что позволило наркомафии не только получить надежную церковную «машину» для отмывания денег, но и вкладывать большие суммы в проекты на европейском финансовом рынке. IBR имеет корреспондентские отношения со швейцарским банком l’Union de Banques Suisse (UBS), в котором были открыты счета для перевода на них денег братьев Очоа. Переводы в 35 миллионов долларов на эти счета впервые зафиксированы еще в 1996 году. (По всей видимости, это произошло сразу после того, как братья вышли из тюрьмы после недолгой отсидки.) Такая же система корреспондентских отношений сложилась у IBR с другим швейцарским банком – l’Union bancaire privee (UBP).

Именно в румынском банке, по утверждению BND, были размещены так называемые «полуотмытые» (прошедшие через анонимные оффшорные компании) фонды российской организованной преступности. Благодаря Риттеру через IBR и его корреспондентские связи с другими банками осуществлялись переводы денег, предназначенных и для приобретения недвижимости в России. А недвижимость, как сказано в докладе BND, приобреталась немецкой компанией SPAG (St. Peterburg Immobilien und Beteiligungen Aktiengesellshaft). В этой компании сам Риттер был крупным акционером и получал дивиденды от трансфертных операций.

И вот теперь выясняется, что консультантами (советниками) SPAG все это время являлись нынешний президент России Владимир Путин и министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Нынешний управляющий SPAG Маркус Резе предпочитает называть их «почетными советниками». Он, очевидно, считает, что это в корне меняет суть дела.

БЕДНЫЙ МАРКУС

 

В телефонном разговоре с корреспондентом Le Monde (наше расследование проводилось совместно с этой газетой) Маркус Резе на протяжении часа старательно пытался сгладить роль Путина в деятельности SPAG, утверждая, что тот не получал зарплату в компании. Охотно верю, только жаль, что, согласно официальному сообщению для акционеров компании, Владимир Владимирович сложил с себя полномочия консультанта лишь в день своей инаугурации. Хорошо еще, что имя его не попало прямиком в доклад немецкой разведки.

Да, в докладе BND имени Путина нет, хотя некоторые российские газеты написали об этом. Имя Путина присутствует в тех самых сообщениях для акционеров SPAG (и потенциальных инвесторов) на официальном сайте компании. Предприятия, акции которых предлагаются к продаже на бирже, обязаны иметь свой сайт и информировать акционеров и инвесторов обо всех важных событиях в компании. Так принято в Германии. Именно здесь бедного Резе подстерегала опасность.

Надо сказать, что после упомянутого телефонного разговора официальное сообщение о консультанте Путине исчезло с интернет-сайта SPAG буквально той же ночью (полную копию страницы SPAG с этим сообщением я сохранил в своем рабочем компьютере).

Но «глубоко внутри сайта» можно было найти другое сообщение о консультанте Путине. Называется сообщение – «чрезвычайная встреча», и суть его, как мне представляется, гораздо интереснее. Речь в нем идет о встрече крупных акционеров SPAG, связанной с обсуждением процесса полного слияния компании со своими петербургскими «дочками» ЗАО «Знаменская» и «Информ-Футуре», в уставном капитале которых доля SPAG достигает 51 процента. Это означает, что крупные объекты недвижимости в Санкт-Петербурге, такие бизнес-центры, как «Знаменская» и «Информ-Футуре», полностью переходят в собственность вновь образованной компании, то есть фактически к SPAG.

Братья Очоа: Хорхе, Фабио и Хуан

Интересно, что встреча состоялась 17 декабря 1999 года. А через несколько дней компания SPAG устами своего управляющего Резе в сообщениях для инвесторов уже рекламировала себя как эксклюзивный канал для западных инвестиций во всей России. Почему? Потому, что Путин вскоре стал исполняющим обязанности президента. И, по утверждению Резе, он сможет «благотворно изменить законодательство и налоги в России». Какая связь? Очень простая. В скобочках скромно указывается, что «Путин – наш консультант». Иначе говоря, в заявлении Резе содержится ясный намек инвесторам на то, что «благотворные изменения» после выборов нового президента России наступят, прежде всего, для SPAG. Должен признаться, что, с точки зрения современного российского коррумпированного чиновника, логика Резе идеальна. В этом же сообщении акционерам говорится о том, что компания SPAG стала эксклюзивным каналом для западных инвестиций в Санкт-Петербург и уже готова стать столь же эксклюзивным каналом для всех проектов в России.

 

Я так подробно описываю тревожное беспокойство Маркуса Резе и тех, кто за ним стоит, не для того, чтобы его унизить или оскорбить. Важно увидеть то, как они это делали, а затем понять почему. Трудно сказать, сколь далеко продвинулись бы грандиозные намерения управляющего SPAG по части «эксклюзивного канала западных инвестиций», если бы не доклад BND.

После публикации в Le Monde в редакцию этой газеты позвонили швейцарские журналисты и спросили, действительно ли Резе отвечал на вопросы газеты. Получив ответ, что пленка с разговором до сих пор хранится в редакции, они посмеялись и сказали, что Резе в разговоре с ними вначале отрицал начисто сам факт такого разговора. Потом Резе об этом забыл. 15 июня 2000 года он прислал факс в редакцию Le Monde, утверждая, что публикация повредила имени и имиджу компании SPAG. Глупости. Говорят, связи с российской мафией даже увеличивают приток капитала – «грязного», правда. Кроме того, доклад BND с упоминанием SPAG впервые был опубликован в немецком журнале «Шпигель», задолго до появления статьи в Le Monde. Хотя немецкие журналисты тогда ничего не знали о SPAG. Они просто процитировали доклад.

Возвращаясь к факсу управляющего SPAG, хочется отметить два его пассажа. Противореча своим утверждениям в интервью Le Monde, он уже заявляет, что инициатором создания компании было не правительство Санкт-Петербурга, а некие «немецкие инвесторы». Резе также утверждает, что в Санкт-Петербурге нет никаких отделений SPAG и поэтому, по его мнению, нет никаких руководителей этих отделений, «близких к Путину», как написала Le Monde. Наконец, самая очевидная, на мой взгляд, глупость заключается в том, что Резе попытался отрицать сам факт упоминания компании SPAG в докладе BND. «Компания SPAG, – пишет Резе, – никогда не упоминалась в рапорте немецкой спецслужбы BND. BND в своем рапорте упоминает компанию SBAG. И она (SBAG) не имеет ничего общего со SPAG с юридической точки зрения и не имеет никаких деловых контактов со SPAG».

Бедный Резе. Как же квалифицированный адвокат может так провалиться?! Ведь в рапорте BND упоминается не только упрощенная аббревиатура компании SPAG, что означает St. Peterburg AG (и вовсе не SBAG), но и полное ее название – St. Peterburg Immobilien und Beteiligungen Aktiengesellshaft. На что рассчитывал Резе со своим SBAG-ом, совершенно непонятно.

Резе также говорит, что Рудольф Риттер никогда не был руководителем SPAG. Это чистая правда. Риттер был просто заместителем председателя наблюдательного совета и одним из главных акционеров SPAG. Резе явно надо перечитать старые официальные сообщения об этом в Торгово-промышленной палате Франкфурта-на-Майне. Если он будет давать такие же показания в суде, то любой прокурор загонит его в угол.

Наконец, в последнем пункте своего факса Резе утверждает буквально следующее: «Г-н Путин никогда не был консультантом SPAG. Г-н Путин в течение какого-то периода в начале 90-х годов, отвечая за внешнеэкономические связи администрации города Санкт-Петербург, был одним из множества членов Совета консультантов SPAG. Это подразделение (компании SPAG) не является организацией, и участие в нем не предполагает никакой коммерческой активности для SPAG».

Что тут скажешь! Между «консультантом» и «членом Совета консультантов» лежит глубокая темная пропасть. Это надо признать. Но если Резе заглянет в коммерческий регистр и посмотрит сведения на компанию SPAG, в которой он числится менеджером, то узнает много интересного. Согласно официальным сведениям на 3 мая 2000 года, среди управляющих SPAG, «физических лиц», значится не только сам г-н Резе, но и его арестованный коллега Рудольф Риттер. Кроме того, все сведения о создании компании в 1992 году, приведенные на сайте SPAG, полностью совпадают с информацией о SPAG в официальном коммерческом регистре. Есть даже сведения о количестве служащих, нанятых компанией. Скажу прямо, один наемный служащий, которым и является сам Резе, – это не много для «эксклюзивного канала» западных инвестиций в России. Даже после избрания Путина президентом.

А теперь обратим свой взор на сумрачный Санкт-Петербург и попытаемся понять, что это за компании такие – «Знаменская» и «Информ-Футуре» и что их связывает с президентом Путиным. Читайте об этом в следующем номере «Совершенно секретно».


Автор:  Владимир ИВАНИДЗЕ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку