НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ИРАН ЗА СПИНОЙ АРМЕНИИ

ИРАН ЗА СПИНОЙ АРМЕНИИ

ИРАН ЗА СПИНОЙ АРМЕНИИ

ФОТО: ZUMA/TASS

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
03.10.2023

19 сентября Баку начал и на следующий день триумфально завершил Третью армяно-азербайджанскую войну по возвращению Нагорного Карабаха. Причём лёгкость и быстрота победы над противником, с которым не мог справиться многие десятилетия, вынуждает его не останавливаться на достигнутом. Напомним, что три года назад, осенью 2020 года, за полтора месяца Азербайджан разбил Армению во Второй карабахской войне, взяв реванш за проигрыш Первой карабахской войны 1992–1994 гг. Баку выбил армян из ряда азербайджанских районов, включая часть Нагорного Карабаха. Важную роль в этом сыграла предоставленная азербайджанцам военно-техническая помощь со стороны Турции и Израиля, особенно ударные БПЛА и дроны-камикадзе. А в 2023 году Азербайджан завершил возвращение своих территорий. Однако Баку явно не намерен почивать на лаврах и дарить Армении мир.

Чего хочет Азербайджан? Восстановление контроля над Карабахом – лишь часть его планов. Многие турки и азербайджанцы считают себя единой, но пока ещё разделённой нацией. Азербайджан явно мечтает об «историческом соединении» с Турцией, чему мешает разделяющая их Армения. Поэтому многие в Баку и Анкаре желают вообще ликвидировать её как государство.

В этом случае Турция получит прямой выход к Каспийскому морю и станет де-факто каспийской державой, резко усилившись. И не только за счёт Азербайджана и получения прямого доступа к его нефти и газу. Анкара в последнее время активно развивает связи с Казахстаном и Туркменией, пропагандируя их «единство» с Турцией как центра «тюркского мира». И небезуспешно...

Как уже писала газета «Совершенно Секретно», Анкара договорилась с Казахстаном построить ему на Каспийском море полноценные военно-морские силы, которые фактически могут оказаться турецким флотом. И с учётом уже имеющихся на Каспии военно-морских сил дружественных Анкаре Азербайджана и Туркмении, Турция способна стать сильнейшей в регионе державой. Её флот способен бросить вызов и российской Каспийской флотилии, и иранским боевым кораблям, и в случае необходимости перекрыть морской путь между Россией и Ираном.

АРМЯНСКИЕ ВОПРОСЫ К РОССИИ

В связи с крахом Карабаха многие армяне в Армении высказывают претензии к России, которая-де их не защитила. Похожие упрёки озвучивались и в 2020 году, когда только дипломатическое вмешательство Москвы спасло Ереван и армянскую Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) от полного разгрома, теперь же подобное негодование относительно «сдавшей» их России может достигнуть своего апогея.

Уничтоженная армянская техника.JPG

Заметим, что прежде на пути амбициозных планов Баку по возвращению Карабаха стояла именно Россия. Пока Ереван чётко ориентировался на Москву, азербайджанским мечтаниям не суждено было сбыться. Ведь она гарантировала Армении, своему союзнику по Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), защиту. Так, на армянской территории в Гюмри находится российская военная база. Ситуация изменилась в 2018 году с избранием в Армении прозападного премьер-министра Никола Пашиняна. Часть её населения после обработки западными фондами возжелала «уйти из орбиты Москвы на Запад» и выбрала либерального лидера, способного, по мнению некоторых, воплотить их желания в жизнь. И это несмотря на то, что помимо физической защиты Россия обеспечивала Армению газом и нефтепродуктами по цене едва ли не дешевле, чем для регионов РФ.

А Баку тем временем, наблюдая такое охлаждение российско-армянских отношений, в 2020 году разгромил НКР и Армению. Начало же конфликта в Украине Азербайджан расценил подходящим моментом для подготовки к полному разгрому армянских формирований, посчитав, что занятая Украиной Россия не пойдёт с ним на обострение.

В сентябре Азербайджан сосредоточил свои вооружённые силы на границе с Арменией, однако Ереван только усилил претензии к России. Руководство Армении почему-то обвинило в своём поражении в 2020 году именно Москву: дескать, она не помогла армянам, союзникам по ОДКБ. Между тем оборонные договорённости действовали только относительно территории Армении, но не Карабаха, отторгнутого у Азербайджана армянскими силами в ходе Первой карабахской войны 1992–1994 гг. На территории Нагорного Карабаха была тогда создана независимая НКР, армянская «республика Арцах». Её никто, включая и саму Армению, официально не признал (кроме Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья), поэтому силовое вмешательство России в карабахский конфликт с подачи Еревана фактически означало бы агрессию против Азербайджана – по международным законам Карабах по итогам раздела СССР принадлежит Баку.

Несмотря на это, Ереван обвинил в своём поражении Россию и, игнорируя полученный в 2020 году опыт, продолжил ухудшать отношения с Москвой, уверовав в получении западной помощи. Россия была обвинена в невыполнении обязательств 2020 г.: российские миротворческие войска якобы не обеспечивают работу Лачинского коридора, связывающего столицу Карабаха Степанакерт с Арменией, по которому Ереван снабжал своих карабахских собратьев всем необходимым, и поэтому Армения потребовала от России «радикально вмешаться», разблокировать Лачинскую дорогу и «защитить армян Арцаха».

Россия, в свою очередь, оправдывала своё неучастие в этих событиях недавним официальным признанием Пашиняном азербайджанской принадлежности Карабаха: если сама Армения не собирается за него драться, то к чему это России? Однако Ереван продолжил призывать Москву «срочно вмешаться», а в ответ на замечание официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, что «представители Армении допускают риторику на грани хамства», глава парламента Армении Ален Симонян заявил: «Не собираюсь комментировать слова какой-то секретарши какого-то ведомства».

Дальше-больше: супруга премьер-министра Никола Пашиняна Анна Акопян привезла Украине «гуманитарную помощь», попутно сделав там недружественные по отношению к России заявления. Не отстаёт от своей супруги и сам Пашинян – в сентябре 2023 года он пригласил для участия в военных учениях в Армению американскую армию. Правда появление бравых вояк из НАТО совсем не напугало Азербайджан, зато стало для России, гаранта безопасности Еревана, настоящим вызовом. Следом пошли новости о возможном прибытии в Армению и французских войск (напомним, что Вашингтон и Париж весьма серьёзно помогают Украине бороться против России).

Вскоре Пашинян ратифицировал Римский статут. Таким образом, в случае получения ордера из Гаагского суда армянские власти могут выдать ему Президента РФ В. Путина, окажись он на их территории. Наконец, Ереван отозвал своего представителя из ОДКБ, вроде бы как гарантирующего ему безопасность. По сути, он остановился в одном шаге от выхода из этой организации.

И в таких условиях Ереван требовал выполнения от Москвы «союзнических обязательств» – несмотря на всё вышесказанное, 19 сентября после начала азербайджанской атаки на Степанакерт, Пашинян воззвал к помощи российских миротворцев!

ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА НА ИРАН

Как и следовало ожидать, появление в Ереване американских военных и попытка Франции собрать экстренное заседание Совбеза ООН в защиту НКР не остановило азербайджанского удара и не предотвратило краха карабахских армян.

В этих условиях, а также по причине очередного разочарования в России Армения рассчитывает на защиту Ирана. В Ереване прекрасно понимают, что Баку постарается воспользоваться нынешней армянской слабостью, чтобы добить своего исторического врага. Причём делать он это, по-видимому, будет в два этапа: «пробивание» Зангезурского тоннеля через территорию самой Армении к своему нахичеванскому «анклаву», отрезанному от остальной части Азербайджана, и далее – добивание самого Армянского государства.

Провернуть подобное Баку может, пока Запад и Россия сильно заняты Украиной. А значит, времени для реализации нового блицкрига XXI у Азербайджана не так уж и много.

Между тем в сентябре 2023 года Иран сконцентрировал войска на границе с Азербайджаном, демонстрируя серьёзность своих намерений. И дело тут не в любви Тегерана к Армении, критикуемой там за одновременный «флирт с Россией и Западом». В Исламской Республике прекрасно понимают, что в случае разгрома Армении и соединения Турции с Азербайджаном турецкая мощь многократно вырастет и создаст непосредственную угрозу самому Ирану.

Фото_18_04_Ира.jpg 

Сосредоточение иранских сил на границе с Азербайджаном вызвало резкую реакцию в Баку. Так, ряд информационных агентств сообщили о начавшихся арестах в Баку и других городах этой страны «шпионов Тегерана».

ИРАНСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Иран не блефует. При необходимости он защищает силой свои интересы и союзников – Сирию, йеменских хуситов и т.д.

И для Азербайджана Иран представляет серьёзную угрозу. По количеству войск и военной техники Исламская Республика его заметно превосходит. Более того – как минимум с 2012 года иранцы получают регулярный военный опыт в Сирии, Ираке и Йемене, а Азербайджан имеет за спиной в последние годы лишь полтора месяца избиения уступавших ему во всех отношениях армянских формирований. Также Иран готов поспорить с Азербайджаном и по качеству вооружения. Единственный крупный пробел, пожалуй, был с современными военными самолётами, но и он успешно решается с помощью России.

В целом иранцы обеспечивают себя и своих союзников всем необходимым – достаточно вспомнить знаменитые дроны-камикадзе «Шахед», активно применяемые Россией в украинском конфликте. Причём это лишь часть иранского арсенала, и не самая новая. К примеру, в йеменском конфликте против Саудовской Аравии и ОАЭ Исламская Республика Иран в последние годы применяла более совершенные модели ударных дронов, против которых оказались бессильны знаменитые американские системы ПВО «Пэтриот». В результате по критично важным нефтеперерабатывающим заводам Саудовской Аравии и Эмиратов были нанесены болезненные удары, что в числе прочего повлияло на их недавнее согласие замириться с Ираном. Соответственно, в случае столкновения с Азербайджаном Тегеран обрушит на его критично важные объекты газо- и нефтедобычи целый рой смертоносных беспилотников и ракет.

Впрочем, подобное оружие турецкого и израильского производства имеется и у азербайджанцев – недаром в последние дни их транспортные «илы» то и дело совершали рейсы за подобными грузами в Анкару и Тель-Авив. Кроме того, силу возможного иранского удара может ослабить и вмешательство в конфликт Турции, которая, несмотря на свои экономические сложности и вовлечённость в ливийский и сирийский конфликты, не оставит своего стратегического союзника – Азербайджан – на растерзание Ирану.

А сражаться против объединённых азербайджано-турецких сил может быть сложно даже для закалённых боями иранцев.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ «ТРОЯНСКИЙ КОНЬ» ПРОТИВ АЯТОЛЛ

Тем не менее «лобовое» столкновение с Ираном может стоить его недругам очень дорого, поэтому Тегерану пытаются ударить в спину. Традиционно Исламскую Республику пытаются «раскачивать» при помощи национального вопроса – курдского, белуджистанского, арабского, азербайджанского. В ход идут обвинения Тегерана в «угнетении нацменьшинств», которые он-де лишает автономии и жёстко подавляет любое проявление недовольства с их стороны. Не случайно, что именно на национальных окраинах Ирана отмечается концентрация недовольных правящим религиозным режимом аятолл, и в последнее время оппозиция всё чаще протестовала с оружием в руках, нападая на полицейские участки, органы власти и т.д.

Наиболее лакомый кусок для пропаганды недоброжелателей Тегерана – иранские азербайджанцы. Это крупнейшее национальное меньшинство, доля которого может достигать четверти или трети от всех иранцев. Причём азербайджанцев в Иране проживает от 15 до 30 миллионов человек, тогда как в самом Азербайджане – немногим более восьми миллионов. И с момента Исламской революции в Иране (1979 год) иранских азербайджанцев пытались обратить против Тегерана – от «угнетателей-персов» необходимо отделиться! Тогда это не сработало. Напротив – в 1980-е годы иранские азербайджанцы выставили на войну с соседним Ираком несколько добровольческих дивизий, проявивших себя в боях с самой лучшей стороны.

Однако западные спецслужбы не прекратили работу с иранскими азербайджанцами, используя любой повод для вбивания клиньев между ними и Тегераном. В ход шли даже спекуляции относительно падения уровня исторически значимого для азербайджанцев озера Урмия. Дескать, иранские власти перерасходовали его воду на орошение полей, из-за чего оно и обмелело. Вспоминают и последствия введённых против Ирана западных санкций, ухудшающих уровень жизни простых иранцев. В связи с этим, недруги Тегерана пытаются в том числе и азербайджанцам внушить: стоит только освободиться от мракобесов-аятолл, как жизнь тут же наладится.

Фото_18_05_Ира.jpg 

Несмотря на всё это, уровень протестной активности среди иранских азербайджанцев далек от критического, и в целом он не превышает среднего по стране. Во всяком случае, по своему уровню оппозиционный накал далёк от курдского и белуджистанского.

Причём многие иранские азербайджанцы совсем не горят желанием присоединяться к Баку. Среди аргументов – Тегеран дал им все возможности для реализации в самом Иране, а в «едином» Азербайджане, им придётся конкурировать во всём с «местными». К тому же этнические азербайджанцы в Иране в почёте – их представители занимали и занимают самые высшие посты в руководстве страной, включая самого великого аятоллу Али Хаменеи.

Таким образом, в случае столкновения с Азербайджаном вряд ли стоит ожидать массового восстания иранских азербайджанцев, и ставка на уничтожение Ирана при помощи азербайджанского вопроса может оправдать себя только в случае резкого падения уровня жизни населения (правда, и этот вариант исключать совсем нельзя).

«ВПИШЕТСЯ» ЛИ ИРАН ЗА АРМЕНИЮ?

Итак, насколько всё же вероятно то, что Исламская Республика при таком раскладе «впишется» за Армению?

«Иран демонстрировал, что «красной чертой» для него станет посягательство на существующие транспортные коридоры и границы в регионе, – объясняет «Совершенно секретно» эксперт по Ирану Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин. – Соответственно, на мой взгляд, Иран может вмешаться, только если будет угроза оккупации самой южной Сюникской области Армении, связывающей основную часть Армении с Ираном, или в случае возникновения угрозы существованию самой Армении. Кроме того, требуется ещё прямая просьба от правительства Армении к Ирану. Если же бои ограничатся территорией Карабаха, то Иран тут вмешиваться не будет», – выразил уверенность эксперт.

Впрочем, нельзя исключать, что Тегеран способен пойти на это совместно с Москвой. Так, 19 сентября в Исламскую Республику прибыл министр обороны РФ Сергей Шойгу, и без обсуждения с его иранскими коллегами «армянских дел» визит явно не обошёлся.

Во всяком случае, сейчас ответной реакцией Москвы и Тегерана на успехи Баку и Анкары становится дальнейшее укрепление российско-иранского союза.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку