Автор: Игорь СЫТНИК Совместно с:
13.08.2015
КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ ДЕРЖАВНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КУРС СТРАНЫ?
До недавних пор главной российской политологической тусовкой – был международный дискуссионный клуб «Валдай», созданный в 2004 году по инициативе агентства РИА «Новости», Совета по внешней и оборонной политике, газеты The Moscow Times, журналов «Россия в глобальной политике» и Russia Profile. На ежегодных заседаниях Валдайского клуба исправно выступает президент Владимир Путин.
Однако многие эксперты считают, что Валдайский клуб – это российская идеология в ее экспортном варианте, приглаженном для взыскательного общественного мнения Запада. Надо же показать, что современная Россия идет в ногу с мировым либеральным трендом. Мол, мы вместе, «большая семерка» и тому подобное. Однако в последние годы на волне протестного «болотного» движения и событий на Украине «либеральные» тренды в идеологии стали сдавать позиции.
На смену им пришла новая козырная политологическая масть – «изборская». Именно так называется это экспертное сообщество – «Изборский клуб» (по названию города в Псковской области, где он в 2012 году был учрежден). У клуба есть основополагающий документ – Консервативно-патриотическая декларация. И такие задачи, как «создание и представление власти и обществу России аналитических докладов, направленных на формирование обновленной патриотически ориентированной государственной политики во всех сферах национальной жизни», «постоянное взаимодействие с интеллектуальной элитой страны», «формирование новой повестки дня в российских медиа».
И главное – «способствование формированию мощной политико-идеологической коалиции патриотов-государственников, имперского фронта, противостоящего манипуляциям, осуществляемым в российской политике зарубежными центрами влияния и «пятой колонной» изнутри страны».
Среди членов Изборского клуба – вице-премьер РФ по ВПК Дмитрий Рогозин, пресс-секретарь главы «Роснефти» Михаил Леонтьев, депутаты Госдумы Владимир Бортко и Жорес Алфёров, «президентский батюшка» архимандрит Тихон… В общем, тусовка весьма влиятельная. Но мы остановимся лишь на теоретиках, идеологах нового курса.
СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ. КОЛОБОК-ОТЛИЧНИК
Именно он, по мнению знающих людей, является посредником между Изборским клубом и Президентом РФ.
Начнем с парадной стороны биографии. Блестящий ученый-экономист, выпускник экономфака МГУ с отличием, Глазьев защитил докторскую диссертацию в 29 лет, избран членкором РАН в 39 лет, а действительным академиком – в 48 лет! Весьма стремительно для, как правило, геронтологической академической экономической среды.
В 1992–1993 годах занимал пост министра внешнеэкономических связей России и ушел в отставку, протестуя против разгона Верховного Совета РФ. Затем трижды избирался в Госдуму. В интервалах работал начальником управления в аппаратах Совета безопасности РФ и Совета Федерации. В 2009 м стал ответственным секретарем Комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а в 2012 году – советником Президента РФ, курирующим развитие интеграции в рамках ЕврАзЭС.
Вроде отличная карьера мирного ученого, видящего смысл политики не в бряцании оружием, а в выстраивании тесных экономических связей между странами ради улучшения жизни их граждан. Автор этих строк когда-то работал с Сергеем Юрьевичем и помнит его как верующего, тихого человека. Но Богу – богово, а кесарю – кесарево.
Тот же Глазьев теперь называет Президента Украины Петра Порошенко «нацистом» и требует от России нанести удар по украинской армии, чтобы «не дать ей окрепнуть». Сделать это он рекомендует с помощью создания бесполетной зоны над соседним государством, то есть проведения в жизнь недавнего сценария натовской оккупации Ливии. Любопытно, что действительный член Академии наук Украины Глазьев родился и вырос в Запорожье.
Более того, он учился в единственной в этом городе украиноязычной (!) школе, окончив ее с отличием. Одноклассники Глазьева не верят в искренность его суждений об Украине и видят в них лишь желание старательного отличника угодить кремлевским патронам. Увы, в биографии Глазьева, помимо парадной, есть и обратная сторона, которая рисует его отнюдь не «богобоязненным пацифистом».
Взять хотя бы его отставку с поста министра «в знак протеста против разгона Верховного Совета». По информации наших коллег у этой отставки могли быть другие причины. Как писала «Ленинградская правда»: «Бурная деятельность Сергея Юрьевича, попытавшегося сформировать собственную схему торговли оружием, привлекла внимание руководителей аж пяти государственных ведомств.
3 июля 1993 года на имя Бориса Ельцина была направлена докладная «Об ответственности должностных лиц Минэкономики России. МВЭС России и Минтопэнерго России за невыполнение распоряжений Президента РФ, постановлений Совмина РФ по вопросам внешнеэкономической деятельности». В ней говорилось, что десяти подведомственным министерству внешнеторговым объединениям дано право выступать на внешнем рынке в качестве спецэкспортеров почти всех стратегически важных сырьевых товаров… хотя по этим вопросам они не специализированы.
Ущерб, нанесенный стране, подписанты записки тогда оценили в 13,6 миллиона долларов США». Так или иначе добровольная отставка Глазьева из правительства «реформаторов» стала грамотным ходом на опережение. Надо уметь вовремя уходить…
Еще более поразительным было перемещение Глазьева по думским коридорам. Он избирался депутатом вначале от Демократической партии России, затем от КПРФ, и, наконец, от национал-социалистского блока «Родина». К этому еще можно добавить работу с генералом Лебедем и активное участие в Конгрессе русских общин. Зато теперь в политической карьере Глазьева найдет что-то близкое любой избиратель: он был своим и для «реформаторов», и для «державников», и для коммунистов, и для националистов, выступая за «самоорганизацию русского населения в борьбе с этнической мафией».
К этому можно добавить еще слухи о сотрудничестве с Борисом Березовским, о шикарной квартире в двухуровневом пентхаусе в «Алых парусах», которую «борцу с олигархами» подарил Австрийский банк. Вот такая разнообразная идеология у нашего героя…
АЛЕКСАНДР ДУГИН. МЕФОДИЙ ОТ ГИММЛЕРА
Главный идеолог концепции кремлевского евразийства.
Сын генерал-лейтенанта ГРУ Генштаба ВС СССР, Дугин по настоянию отца поступил в МАИ, но очень скоро бросил институт. Папа помог ему устроиться работать в секретный архив, вследствие чего отпрыск «золотой молодежи» увлекся оккультизмом и стал завсегдатаем богемного андеграундного кружка, собиравшегося в квартире писателя-мистика Юрия Мамлеева. Там проповедовали гремучий коктейль из каббалы, черной магии, учений стоиков, пифагорейцев, средневековых алхимиков и оккультистов. А главное – идеологов фашизма Хаусхофера, Генона, Элиаде, Вирта, Эволы, Парвулеску. Был создан Черный орден SS, членом которого стал и Дугин…
Итогом учения стало вступление Дугина в 1988 году в …национал-монархистское общество «Память». На мой взгляд, не для того, чтобы вернуть России «блаженное время династии Романовых», как мечталось прочим «памятникам». Нет, что вы – у Дугина уже тогда амбиции были гораздо большими. Возможно, он ощутил себя мессией, пророком «консервативной революции». Она, мол, призвана разрушить нынешний мир, основанный на деньгах, и вернуть идеалы Средневековья – честь, бескорыстность, мужество. А с ними впридачу и жесткое деление людей на «посвященную элиту» и «обслуживающий персонал», а также замену чересчур гуманного христианства на оккультное язычество. В общем, получается этакий мир идеального фашизма.
Как писал Дугин, «настоящий властелин не должен передвигаться самостоятельно – для чего же тогда рабы? Он просто стоит в центре вещей и крутит колесо». Эдуард Лимонов восторженно называл Дугина «Кириллом и Мефодием фашизма», «ибо он принес с Запада новую для нашей земли Веру: правые импульсы, правые мифы и легенды. Правую энергию. Правый неотразимый романтизм, которому невозможно противостоять». Лидеры «Памяти» поняли, что интеллектуал Дугин – опасный конкурент, и исключили его из организации за «контакты с представителями эмигрантских кругов оккультистско-сатанинского толка».
Вскоре контакты Дугина вышли за пределы эмигрантской тусовки. Он встречается с главой французского отделения слывущего сатанинским Ордена восточных тамплиеров, увлекается трудами его главного теоретика Алистера Кроули, называвшего себя «Великим Зверем».
На смену «Памяти» приходит лимоновская НБП. Дугин решает обратить в свою веру тысячи молодых радикальных «нацболов», рассказывая им о положительных аспектах фашизма для русского освободительного движения. Но желания хватило ненадолго.
Обозвав нацболов «полудурками», Дугин покинул партию. Идеолог «консервативной революции» решил, что лучше всего обращаться не к радикальной оппозиции, а непосредственно к власти. И не под знаменем «фашизма», а с не вызывающим идиосинкразии лозунгом «геополитика евразийства».
Дугин становится советником председателя Госдумы, заведующим кафедрой в МГУ, читает лекции в Генштабе. В 1998 году он опубликовал монографию «Основы геополитики. Геополитическое будущее России» с предисловием завкафедрой стратегии Академии Генштаба генерал-лейтенанта Клокотова. Логично. Кому, как не армии и ВПК, поддержать концепцию «осажденной крепости», которая так помогает получать бюджетные заказы на перевооружение?
Вот идеология Дугина: «Мы стоим перед выбором – либо отстоять верность своему государственному и национальному бытию, либо покорно следовать воле западной цивилизации. Так как Россия представляет собой масштабное стратегическое образование, то управление ее стратегическим потенциалом должно быть сосредоточено в руках небольшой группы или отдельного лица, как бы он ни назывался – президентом, монархом, Высшим Советом, вождем и так далее. Лучше, чтобы была беспартийная система с полностью пропрезидентским парламентом. Слава Богу, к этому и идет. Арийская раса – это раса нордических воинов-священников». И его сетования: «Жаль, что наши лидеры воспитаны не на Геноне, Вирте и Леонтьеве, но это мы постепенно исправляем». Если вы еще не до конца прониклись, то напоследок еще одна история:
«И немые солдаты, что так бесполезно погибли,
Установят на троне из льда двухголовый скелет,
Из замшелой могилы восстанет сияющий Гиммлер
И туманом глазниц обоймет Абсолютный рассвет».
Эти строки были процитированы поэтом Татьяной Щербиной в передаче «К барьеру!» во время дебатов между писателем Виктором Ерофеевым и Александром Дугиным из стихотворения «Нежданный никем аватара», написанного в 1994 году неким Александром Штернбергом и опубликованного на сайте «Арктогея», посвященном творчеству Дугина.
Щербина прочитала стих, стараясь доказать близость идей Дугина к фашизму, на что Дугин ответил, что он не есть автор этих строк. Действительно ли Александр Штернберг, как на своем сайте «Антикомпромат» утверждает Владимир Прибыловский, псевдоним Дугина или нет – эти стихотворные строки сходны с политическими заявлениями сегодняшнего лидера Международного евразийского движения, которое он делал в период 1990-х.
НАТАЛЬЯ НАРОЧНИЦКАЯ. ПАТРИОТКА ИЗ ПАРИЖА
Дочь известного академика, историка, вроде всей своей биографией не располагала к квасному патриотизму. Детство девочки прошло под присмотром гувернантки, которая общалась с детьми исключительно на немецком языке. В семь лет Наташа декламировала Генриха Гейне на языке оригинала, затем училась в немецкой спецшколе, окончив ее с золотой медалью.
Также с отличием окончила Московский государственный институт международных отношений, стала старшим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН, работая преимущественно в Швейцарии, а затем еще и стала сотрудницей секретариата ООН в Нью-Йорке.
Казалось бы, совершенно космополитическое воспитание. Однако Нарочницкая, словно вопреки этому фактору, стала активистом организаций радикально-патриотического толка – Всероссийского национального правого центра, движения «Держава», «Земского собора», депутатом Госдумы от блока «Родина», сопредседателем I и II Всемирных русских соборов, членом Межсоборного присутствия Руской православной церкви и членом совета Императорского православного палестинского общества. Более того, была соавтором принятого на этом Соборе «Акта о единстве русского народа», провозгласившего русских разделенным народом.
Нарочницкая считает непременным условием успеха внешней политики России возвращение к ее традиционным основам, называет себя христианским консерватором. Ее философия сводится к тому, что низкопоклонство перед западным либерализмом очень навредило и продолжает вредить России, у которой, дескать, свой особый православный путь. Нарочницкая уповает на чувство принадлежности к РПЦ, «соединяющей с Христом всех верующих»: «будем стремиться к освященному Духом чувству принадлежности к своему Отечеству». Вот такая философия у доктора политических наук.
При всем этом патриотизме главным местом приложения общественной активности Нарочницкой является возглавляемый ею Европейский институт демократии и сотрудничества в Париже. Есть только две российские неправительственные организации за рубежом, финансируемые из Российской Федерации. Парижский институт во главе с Нарочницкой – одна из них.
За период с 2008 по 2012 год он заявил о примерно полусотне мероприятий, наиболее удачными из которых посчитал дебаты между Нарочницкой и грузинским послом во Франции, встречи с Президентом Чехии и экс министром иностранных дел Франции. Как думаете, сколько на это нужно денег? Помощник Президента РФ Сергей Ястржембский говорил, что страна выделит на нужды Института демократии в Европе примерно 70 миллионов евро.
Заместитель Нарочницкой Джон Локленд и эксперт из нью-йоркского отделения института Николай Пахомов утверждают, что финансирование из Москвы приходит, и при этом ни один из доноров не требует никакой отчетности за потраченные средства. Правда, здорово?
АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ. СОЛДАТ ИМПЕРИИ
Певец системы, оставшийся верным ей даже тогда, когда она рухнула.
Так назвал нашего персонажа вышеупомянутый г-н Дугин в своей книге «Последний прыгун империи». По его словам, в Проханове – «истинно русская природа духовного христианина, способного к утверждению покорности через бунт, своего рода советское, государственническое исповедничество».
Как и Дугин, Проханов поступил в МАИ. И, в отличие от того, окончил вуз, однако работать по специальности не стал. Вместо этого Проханов ушел в журналистику и стал специализироваться на «горячих точках», благо что мест применения советских военных спецов хватало – Афганистан, Никарагуа, Ангола, Камбоджа и так далее.
В 1990 году Проханов создает свою газету «День» и становится ее главным редактором. «День», исповедовавший жесткую имперскую, сталинистскую линию, стал одним из самых радикальных антиельцинских СМИ начала 1990-х, пока не был закрыт властью за поддержку ГКЧП. Проханов был настойчив и непреклонен.
На смену «Дню» была создана газета «Завтра» – точно с тем же идеологическим вектором. Проханов восторженно называет Сталина «скоростью света»: «Его роль описывается формулой E = mc в квадрате. Где Е – история человечества, m – история России, c – Сталин».
Остался верен Проханов своему оппозиционному кредо и после избрания президентом Владимира Путина. В романе «Господин Гексоген», удостоенном в 2002 году премии «Национальный бестселлер», Проханов рассказывает о заговоре спецслужб, олигархов и политиков. Они организуют смену власти в стране – от дряхлого Истукана молодому Избраннику, задействуя для этого взрывы жилых домов.
По слухам, материальную поддержку в этом оказал Борис Березовский. В общем, то же «ФСБ взрывает Россию», что и у Литвиненко, – только не документальное, а художественное произведение. Кто бы мог подумать, что пройдет совсем немного времени, и Проханов станет восхищаться главой государства?
На самом деле все логично. Президент заговорил в духе возрождения державы, и Проханов немедленно перешел на его сторону. По его словам, «русский народ всегда будет считать государство важнее маленького личного счастья». Проханов много раз говорил, что его философия – философия солдата империи.
Вот только как увязать с этим и сотрудничество с Березовским, и восторженные статьи в адрес Ходорковского, по поводу которого Проханов писал: «Его левый поворот – лишь один из первых изгибов на спирали духовного возрождения»? Уж Сталиным-то здесь никак не пахнет…
АНДРЕЙ ФУРСОВ. ДИНАМИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТОР
Комментарии