КАК НАКАЗАТЬ ИРАН?
ФОТО: WIKIPEDIA.ORG
12.02.2024
28 января в результате удара беспилотника проиранских боевиков с территории Ирака по базе Тауэр в Иордании погибли трое и были ранены десятки американских военных. И как заявил Президент США Джозеф Байден, этот удар не останется без последствий.
Как известно, американцы всегда жёстко отвечают своим недругам. К примеру, лидеры Ливии, Югославии и Ирака Муаммар Каддафи, Слободан Милошевич и Саддам Хусейн поплатились своими «шкурами». Причём заказчики их убийств оказались весьма изобретательны. Так, Хусейна повесили, Милошевича уморили в демократической тюрьме, а Каддафи получил аутентичную африканскую «изюминку» в виде штыка в «пятую точку». Вопрос – что уготовили американцы иранским лидерам.
Однако Иран – это не Ливия, Ирак или Югославия. С момента своего возникновения в 1979 г. Тегеран регулярно слышал угрозы в свой адрес, но существует до сих пор.
КАКОЙ БУДЕТ АМЕРИКАНСКАЯ МЕСТЬ
Секрет выживания объясняется увлечением Штатов и их союзников избиением самых слабых своих недругов. А Иран за это время добился внушительных военно-технологических успехов, обзавёлся самым современным арсеналом ударных БПЛА и ракет. И учитывая темпы обогащения иранцами урана в последние годы, они, возможно, способны «порадовать» своих недоброжелателей и ядерными «сюрпризами». Поэтому нападать на Исламскую Республику чревато.
Во время подхода к прессе Джо Байдена спросили - если атаки хуситов не прекратятся, будет ли Вашингтон продолжать наносить удары по их базам?
Однако и спустить на тормозах «иранское хамство» Штаты не могут. Ведь на глазах у всего ближневосточного «салуна» «индеец» в лице Ирана смачно плюнул американскому ковбою в лицо и только посмеялся на вынутый пострадавшим «кольт».
Если никак не отреагировать на подобную выходку, желание повторить это появится не только у обнаглевшего Ирана, но и у всех прочих. Кроме того, былые союзники в регионе – Саудовская Аравия, Эмираты и прочие могут усомниться в силе своего американского «патрона» и как минимум сократить закупки у Вашингтона дорогостоящего оружия, которые ежегодно оцениваются во много десятков миллиардов долларов.
Таким образом, Штатам придётся как следует обдумать, какой способ мести выбрать. Тем более что в текущем году там пройдут президентские выборы и находящимся у власти демократам важно не облажаться в столь важном вопросе. Не случайно, что их конкуренты-республиканцы уже гневно клеймят Байдена за политическую импотенцию. Они требуют примерно «высечь» Иран, который развенчивает легенду об американской мощи.
И перед американским президентом встаёт вопрос: как «по-взрослому» наказать распоясавшегося иранского «хама», при этом не получив от него? «Иран и США многие годы демонстрируют готовность к войне друг с другом, – рассказывает «Совершенно секретно» о перспективах американо-иранского конфликта эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин, – Однако обе стороны понимают тяжёлые последствия полномасштабного столкновения и не хотят его. Поэтому и пытаются удержать ситуацию в рамках ограниченной конфронтации.
Соответственно, США пытаются откалибровать свои действия, продемонстрировав свою силу, как для собственного населения, так и всего мира, но одновременно стремясь не допустить большой войны с Ираном.
В свою очередь, Тегеран и его региональные союзники (ливанская «Хезболла», йеменская «Ансар Аллах» и иракские ополчения. – Прим. ред.) пытаются путём втягивания Израиля и США в цепочку ограниченных локальных конфликтов оказывать на них постоянное давление, принуждая окончить боевые действия в секторе Газа.
Ливанская «Хезболла» сейчас оттягивает на себя значительные силы Израиля, на ливано-израильской границе продолжается ежедневный обмен ударами. Из-за внутриполитических договорённостей с другими ливанскими политическими силами она ограничивает свои действия приграничными территориями. Но начни Израиль полномасштабное наступление на ливанском фронте, для Ирана это будет просто подарок», – резюмирует эксперт.
ИРАНСКИЕ «ФРОНТЫ»
Соответственно, США могут начать «ограниченную войну» против иранских союзников. И, кажется, осуществлённые в ночь со 2 на 3 февраля американские удары по Ираку и Сирии подтверждают это предположение.
Напомним, что Тегеран использует ориентирующиеся на него силы за пределами иранской территории для борьбы против Израиля. Это позволяет Ирану избежать прямого столкновения с более сильными и технологически развитыми врагами.
Иран находится чуть в стороне от «горячего» Ближнего Востока, но это не мешает ему оказывать мощнейшее влияние на всё, что там происходит
А атаки Израиля в Тегеране объясняют «терроризмом со стороны Тель-Авива и в том числе убийствами иранских физиков-ядерщиков».
И вот 7 октября 2023 года натравленный Ираном ХАМАС атаковал Израиль. А далее руками хуситов Иран ударил по коммерческому судоходству, важному элементу «мировой экономики». В свою очередь, ответные атаки США и их союзников не привели к прекращению нападений проиранских сил на корабли недружественных стран. Более того – в случае продолжения ударов Запада хуситы угрожают захватить весь Йемен и решительно изменить расстановку сил на Ближнем Востоке в иранскую пользу.
Не решив проблему с безопасностью судоходства, США наносят удары по Ираку и Сирии, тем самым открывая новый «фронт». В ответ проиранские шиитские ополчения способны очень больно ответить по американцам при помощи своего внушительного ракетного и беспилотного арсенала.
Но куда более болезненным для Вашингтона является обострение отношений с официальным Багдадом. Оно стало особенно заметным после убийства в начале января американским беспилотником Муштака Талеба аль-Саиди (больше известен как Абу Таква. – Прим. Ред.), одного из командиров иракских шиитских ополченцев «Аль-Хашд аш-Шааби». Багдад расценил произошедшее как «нарушение суверенитета Ирака» и 18 января объявил, что никакой надобности в сохранении американского военного присутствия на иракской территории нет. А потому «американцам и их союзникам следует как можно скорее уйти из Ирака».
Присутствие американцев в Ближне-восточном регионе очень нервирует и раздражает местные власти
Напомним, что американцы в Ираке находятся уже более 20 лет, когда они туда вошли, чтобы уничтожить режим Саддама Хусейна. В 2011 году США вывели почти все свои силы из этой страны, но вернулись туда в 2014 г. по просьбе Багдада для борьбы против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Всего в Ираке находятся 2500 американских военнослужащих, которые ещё до настоящего обострения жаловались, что их обложили в казармах в Багдаде враги, из-за чего они «даже не могут выйти в город».
Важно заметить, что конфликт между проиранскими силами в Ираке и американцами тлел уже не один год. Поскольку, по мнению многих иракцев и иранцев, американцы явно «засиделись» в регионе, в 2020 году шиитские иракские группировки «АльХашд аш-Шааби» и «Катаиб Хезболла» стали наносить удары по войскам США. В ответ на это американцы убили основателя шиитских группировок Абу Махди аль-Мухандиса и иранского генерала Касема Сулеймани. Тогда Тегеран открыто пообещал отомстить, и мы видим, что он отнюдь не был голословен.
Важность американского присутствия в Ираке обусловлена тем, что с территории этой страны осуществляется снабжение американской группировки на северо-востоке Сирии. Это 950 военнослужащих, борющихся против недобитых игиловцев и поддерживающих в противовес Багдаду и Дамаску курдов-сепаратистов. Одновременно войска США пытаются не допустить усиления в Сирии и Ираке Ирана и России.
И если американцы уйдут из Ирака, автоматически встанет вопрос и об оставлении ими Сирии.
Одна из американских военных баз в Иордании, атакованная проиранскими силами
Между тем, на фоне усиливающегося дипломатического давления на Вашингтон правительства Ирака, Тегеран усиливает диверсионные действия против США. Так, в январе в Багдад для проведения антиамериканских операций прибыл высокопоставленный представитель ливанской «Хезболлы» Мухаммед Хусейн аль-Кавтарани.
Причём уход американцев может буквально положить Ирак к иранским ногам. Для Тегерана эта страна имеет стратегическое значение, и её возможное «получение» в орбиту своего влияния заметно усилит Исламскую Республику. Ведь в большинстве своём лояльные Ирану иракские шииты составляют почти две трети иракского населения. Также в Ираке находятся шиитские святыни в Кербеле и Наджафе, и эта страна является второй по значимости для иранского экспорта. И что особенно важно, Ирак поставляет на мировой рынок огромные объёмы нефти и природного газа. Таким образом, Иран, используя своих региональных союзников, повышает ставки в большой ближневосточной игре, постепенно выкладывая свои козыри, бить которые, как показывает практика, довольно сложно.
ЛИВАНСКИЙ «КОЗЫРЬ»
При этом одним из самых важных и почти не использованных иранских козырей является ливанская «Хезболла». И возможность полноценного вступления в дело, этого, пожалуй, самого опытного из шиитских союзников Тегерана, особенно тревожит США.
Как уже показала Вторая ливанская война 2006 года и первая, не выигранная израильтянами, прежние возможности Израиля громить своих врагов заметно снизились. Потенциал же его противников существенно вырос.
Благодаря Ирану ливанская шиитская группировка обладает гораздо более разрушительным ракетным арсеналом. В результате в Израиле не осталось ни одного безопасного места, куда бы ни смогла добить «Хезболла». А с учётом наличия целого ряда сильно уязвимых израильских нефтехимических производств (например, в той же Хайфе), для Тель-Авива перспектива прямого столкновения с «Хезболлой» становится ещё более грустной.
Причём «Хезболла» уже сильно попортила кровь израильтянам, даже не вводя в бой свои основные силы. К примеру, в ходе приграничной войны с применением обычного оружия проиранские бойцы поразили многие десятки целей, включая знаменитые танки «Меркава-4». Израильтяне же демонстрируют неспособность обезопасить от ударов этой группировки своё приграничье.
Соответственно, американцам в случае неудачи Израиля в Газе и Ливане придётся конкретно «впрячься» за израильского союзника.
ДАДУТ ЛИ «СЛОВО» АМЕРИКАНСКИМ «ЯСТРЕБАМ»
Однако бить иранских «братьев меньших» как-то мелко и недостойно имиджа сильнейшей державы планеты. Словно тот самый медведь Салтыкова-Щедрина, от которого злодейств ожидали, сожрал чижика.
Потому вызывающие иранские действия порождают у американцев предложения не ограничиваться одними лишь ударами по проиранским силам. Ведь «разовые» атаки не только не достигнут цели, но и способны вызвать новые удары по важному для мировой (то есть западной) экономики судоходству в Персидском заливе и вызвать резкий рост стоимости энергоресурсов на международном рынке. Это, в свою очередь, будет лишь на руку тому же Ирану и его союзнице России.
Также необходимость нанесения непосредственного удара по Тегерану диктуется, по мнению американских «ястребов», слабой результативностью ударов по хуситам. Даже если в итоге они окажутся успешными, главный источник опасности в районе Персидского залива – Иран – останется. Соответственно, победа над проиранскими силами без устранения причин «головной боли» будет бесплодной.
То есть для полноценного решения проблемы напрашивается полный «снос» иранского руководства. У США есть для этого технологические и военные возможности, но цена может оказаться слишком высокой.
Ведь, во-первых, у американцев, кроме Израиля, нет реальных союзников, готовых участвовать в нападении на Иран, с которыми бы Вашингтон разделил военный «груз». Саудитов, например, после полученного йеменского урока от хуситов перспектива вовлечения в конфликт против Тегерана бросает в холодный пот. Не случайно, что после начавшихся ударов США и Великобритании по «младшим иранским братьям» саудовские власти призвали Запад «избегать эскалации». Противники Ирана особенно опасаются богатого арсенала Тегерана. Часть которого, далеко не самая разрушительная, уже была продемонстрирована на Украине. Знакомиться же на собственном опыте с более серьёзными образцами иранского оружия очень не хочется и самим американцам.
Во-вторых, ответные удары могут обрушиться на американские военные объекты в регионе. К примеру, на важные для Вашингтона и Лондона базы в Бахрейне и Катаре, обладая которыми США во многом и «держат руку» на ближневосточном «пульсе».
В-третьих, в случае непосредственного нападения на Иран США придётся гарантированно вступить в конфликт со всеми проиранскими силами в регионе (включая ливанскую «Хезболлу»), которые не станут молча наблюдать за уничтожением кормящей их руки.
В-четвертых, устраивать войну с Ираном в условиях затянувшегося противостояния на Украине и в секторе Газа, обострения «тайваньского вопроса», чревато.
Поэтому пока американские «ястребы» остаются в меньшинстве. Хотя США считают действия Ирана угрозой своим жизненно важным интересам, сейчас они не готовы к полноценному конфликту. Американское руководство может выбрать компромиссный вариант наказания Ирана. Скажем, нельзя исключать, что в итоге США атакуют иранские силы за пределами территории Исламской Республики, а среди вероятных целей могут оказаться находящиеся у йеменского побережья иранские разведывательные корабли, помогающие хуситам выявлять морские цели.
ВОЙНА, РАСТЯНУТАЯ ВО ВРЕМЕНИ
Однако всё это мало пугает Иран. Тегеран пытается использовать втягивание Запада в украинское «болото», чтобы нанести максимальный ущерб своему врагу Израилю и ослабить американское присутствие в регионе. Выполнив эти задачи, Иран рассчитывает вынудить Запад отменить введённые против него санкции.
И освободившись от них, Тегеран сможет «подмять» под себя Ближневосточный регион.
Такие иранские мечты о региональном господстве способны вызвать более серьёзное столкновение с США в будущем. Особенно когда там пройдут президентские выборы и «шиитской проблемой» можно будет заняться всерьёз. Вне зависимости от того, кто будет у власти – демократы или республиканцы.
К серьёзному столкновению американцев по сути подталкивает сам же Тегеран. Так, 24 декабря иранский беспилотник поразил танкер-химовоз Chem Pluto в Индийском океане, следовавший из Саудовской Аравии в Индию, а 10 января Иран отбил в Оманском заливе у американцев ранее захваченный за нарушение санкций нефтяной танкер Suez Rajan.
Тем самым Иран сигнализирует Вашингтону о готовности вообще перекрыть судоходство в Персидском заливе, «нерве мировой экономики». И возможности у него для этого есть – сотни тысяч ракет, современные катера, подводные лодки, в том числе малоразмерные, обнаружить которые и предотвратить атаку крайне уязвимых танкеров для Запада будет очень сложно.
Соответственно, ситуация для американцев складывается патовая. С одной стороны, от США требуют ухода из ряда важнейших стран региона во избежание большой войны. Но тогда сильно пострадает их имидж, что также неприемлемо. С другой – Иран ставит американцев в условия, когда им не хочется делать изначально болезненный шахматный ход, чреватый потерей важных фигур. Но совершить его придётся во избежание «технического» поражения.
Произошедшие американские удары по Ираку и Сирии вряд ли удовлетворят жажду мести Вашингтона, и ввиду сложности иранской цели ответ США будет, судя по всему, многоступенчатым и растянутым во времени. Он затронет как важные для Ирана объекты, так и лидеров этой страны. Причём, как представляется, наиболее опасными будут для Тегерана удары спецслужб, без привычных массированных атак крылатыми ракетами «Томагавк». И гарантированно отбить нападения со стороны радикальных суннитских и сепаратистских группировок Иран пока тоже не может.
Что же касается России, то нам усиливающееся американо-иранское обострение политически несомненно выгодно, поскольку оно в очередной раз отвлекает внимание Запада от событий в нашем регионе.
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии