Мель для Литовской Фемиды
27.03.2019
«Совершенно секретно»: В среду, 27 марта, Судебная коллегия Вильнюсского окружного суда вынесла приговоры 64 бывшим советским гражданам, в том числе 58 россиянам, подозреваемым по делу «13 января». Всем без исключения подсудимым было инкриминировано совершение «военных преступлений» и «преступлений против человечности» в январе 1991 года. Однако, несмотря на обилие фигурантов все, кроме калининградца Юрия Меля, были осуждены «беспристрастной» литовской Фемидой заочно. Полковник запаса российской армии получил 7 лет лишения свободы. Как выяснилось из материалов дела – за сломанный забор.
«Все это судилище с самого начала и до конца напоминало плохо поставленный спектакль, — рассказал «Совершенно секретно» ветеран спецназа ВМФ, депутат Калининградской областной Думы Андрей Колесник. – С первых же строк дела, общий объем которого составил более 700 томов, стало ясно, что следствие велось предвзято, с явным обвинительным уклоном. Не стоит забывать, что Меля и его товарищей судили по законам принятым много позже, инкриминируемых им преступлений».
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Стоит напомнить, что в январе 1991 года Литва де-юре входила в состав тогда еще существовавшего Советского Союза. Чтобы обуздать деятельность местных националистов, ратовавших за независимость, Москва послала в Вильнюс войска с целью обеспечить бесперебойное вещание на всю Прибалтийскую республику. Вильнюсскую телебашню бойцы «Альфы» и взаимодействовавшие с ними подразделения Советской Армии взяли под контроль без единого выстрела. Это не домысел, а констатация факта. И это был вынужден по горячим следам признать даже первый президент независимой Литвы Витаутас Ландсбергис на заседании Верховного Совета республики 16 января 1991 года.
Однако «Саюдисты» (так называлась организация, под знаменем которой объединились литовские националисты) подготовили ряд провокаций, и мятежные события сурового января не обошлись без жертв.
Долгое время дело «13 февраля» не интересовало литовские власти. Местная Фемида поставила на нем крест. Однако в августе 1999 года, обвинив в попытке государственного переворота ряд членов Коммунистической партии Литвы во главе с первым секретарем Миколасом Бурокявичюсом, подсудимым вынесли вердикт за совершение уголовных преступлений.
Далее, в 2011 году Уголовный кодекс Литвы претерпел ряд кардинальных новаций, в целях соответствия Римскому статуту, в результате которых действия советских военнослужащих в январе 91-го стали преступлениями против человечности. И дело «13 января» приобрело новый масштаб.
ДЕЛО МЕЛЯ
Под раздачу Литовской прокуратуры попал офицер запаса, житель калининградского райцентра города Советска Юрий Мель, который, будучи на пенсии, неоднократно посещал Литву и не подозревал, что против него в этом европейском государстве открыто уголовное преследование. Во время одной из таких поездок в марте 2014 года полковник запаса и был задержан литовскими правоохранителями на погранпереходе Советск-Панемуне.
Более пяти лет в ожидании приговора, страдающий диабетом Юрий Мель томился в СИЗО литовской столицы. Все пять лет к нему не допускали российских адвокатов.
В чем же, на взгляд литовского кривосудия, заключался состав преступления Юрия Меля, который в 1991 году только получил звание лейтенанта? Выдержка из определения Вильнюсского городского участкового суда достаточно скрупулезно свидетельствует о всей тяжести «жутких преступлений» молодого офицера:
«Танк под командованием Ю.Меля выломал забор, ограждающий территорию телебашни с западной стороны, опасно маневрируя, въехал на территорию, где не менее трех раз выстрелил из орудия холостыми зарядами, пускал дымовые завесы, световыми приборами военной техники светил в гражданских лиц, занимаемый объект и расположенные вокруг здания, таким образом, запугивая и терроризируя гражданских лиц».
За этот комплекс «деяний» Мель получил семь лет лишения свободы. При этом литовская Фемида не стесняется заявлять о своей гуманности: ведь минимальный срок по статье, предъявленной Мелю и товарищам, определяет 16 лет лишения свободы.
«В рамках международного права вынесенный сегодня приговор является фарсом, — прокомментировал вердикт Андрей Колесник. – Если уж Литва ссылается на Римский статут, то на Меля распространяется изложенный в нем принцип «jure imperii», подразумевающий, что лицо, обязанное исполнять приказы государства и даже совершившее преступление по приказу этого государства, от уголовной ответственности освобождается. Во-вторых, дело, открытое спустя 20 лет, по сути, является политической фикцией. Ведь переквалификация преступлений возможна только в связи с открывшимися новыми обстоятельствами. Но таковых – «новых открывшихся» просто не существует. Поэтому гуманность и не ангажированность литовской Фемиды можно определить просто: семь лет за сломанный забор. Мы, конечно же, будем продолжать бороться за нашего товарища. Но надеяться на то, что сегодняшняя Литва внемлет элементарным принципам гуманности, пока не приходится».
Вместе с Юрием Мелем, но заочно Вильнюсский окружной суд приговорил экс-министра обороны СССР маршала Дмитрия Язова и бывшего офицера КГБ Михаила Головатова к реальным тюремным срокам по уголовному делу о событиях 1991 года в столице Литовской ССР. Российских дипломатов и журналистов не пустили на заседание суда без объяснения причин и вопреки протоколу.
Антон ПОНОМАРЕВ, специально для «Совершенно секретно»
Автор: Евгения ИВАНОВА
Комментарии