«Не так проголосовали…»
Совместно с:
31.03.2016
Когда в ежедневном потоке новостей мы натыкаемся на сообщения из многострадальной Украины о фактах развернувшейся там «декоммунизации», которая выражается в варварском сносе памятников и переименовании улиц, то у всякого нормального человека возникает брезгливо-жалостливая реакция: больные люди, ну что с них возьмёшь? Об этом часто пишут на российских интернет-форумах и в соцсетях. И очень часто такие комментарии заканчиваются фразой: «Слава Богу, у нас такое невозможно!»
Действительно, как бы ни поносили наш народ и российскую власть заграничные «доброжелатели», после 1991 года мы все проявили непостижимую для Запада мудрость, когда не стали открещиваться от советского периода истории, раз и навсегда решив для себя, что «из песни слова не вычеркнешь», а потому – история великой страны есть вещь неразрывная, и что бы в ней ни происходило, это всё должно оставаться в памяти. Ибо только так можно сохранить гражданский мир и уберечь общество от ненужного раздрая.
Отметим, что этот негласный общественный договор все 25 лет, прошедшие после уничтожения СССР, достаточно эффективно работал. Пожалуй, кроме хулиганского и несанкционированного сноса памятника Дзержинскому в августе 1991-го, больше особых актов «декоммунизации» в России не было. Обошлись мы и без люстраций, и без «охоты на ведьм». Может быть, кто-то очень расстроен, что не получилось такого шоу и глумления, какое сейчас происходит на Украине, но мы оказались умнее и терпимее, и этот сложный период проскочили без напрасных жертв и актов вандализма.
Поэтому особо неприятно, когда сегодня в стране, сплотившейся под нажимом внешних санкций и обструкций, в стране, которая осознанно прекратила войну против собственного прошлого, вдруг начинают звучать призывы, невольно напоминающие лозунги нынешней безумной Украины или подловатой Польши, приговорившей к сносу 500 советских памятников. И вдвойне неприятно, что прозвучали они с той стороны, откуда русский человек привык слушать слова о мире, добре и всепрощении. Я имею в виду абсолютно неожиданное выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла перед депутатами Мосгордумы 29 марта, где он призвал народных избранников стереть из столичной топонимики имя революционера и дипломата Петра Войкова, зверски убитого в Варшаве в 1927 году террористом Борисом Ковердой.
Напомню, что истерия вокруг станции метро «Войковская», о которой подробно писала «Совершенно секретно» в №43 от 18.11.2015, достигла своего накала прошлой осенью, когда в Москве проходило голосование на портале «Активный гражданин», где более 161 тысячи человек – 53% от общего числа – высказались за сохранение прежнего названия станции.
После этого городские власти смирились, и тема была закрыта.
Я не знаю, что побудило нашего патриарха – человека, безусловно, мудрого и дальновидного – внезапно реанимировать эту острую, но уже затухавшую проблему. Во-первых, что-то мне подсказывает, что тема городской топонимики не входит в сферу влияния Русской православной церкви, которая, если кто забыл, отделена от государства, а вопрос переименования станции – дело, безусловно, политическое, а значит, очень даже государственное.
Во-вторых, на фоне тех глобальных задач, которые решает предстоятель РПЦ – воссоединение с Русской зарубежной церковью, восстановление нормальных связей с Римско-католической церковью, межконфессиональный диалог и прочие мировые проблемы – немного странно выглядит переключение его высочайшего внимания на такую мелкую и суетную вещь, как переименование какой-то станции метрополитена. Ну, правда, как-то совсем не по чину…
И в-третьих, если духовный пастырь РПЦ всё-таки счёл своим долгом вмешаться в мирские дела городского уровня, то те люди, которые готовили материалы для его выступления в Мосгордуме, могли бы более тщательно отнестись к своим обязанностям. Напомню, что именно сказал патриарх в своём выступлении: «Нельзя, чтобы в городе сохранялись – в нашей топонимике – имена преступников и террористов. Я имею в виду Войкова… Если в названии места – личность, которую прямо можно назвать убийцей и террористом, то что будет это значить для молодых людей, которые докопаются до истории этого человека? И вот его имя в названии улиц, метро. Такие имена нужно убирать».
Это хорошо, что патриарх так переживает за молодых людей, которые захотят докопаться до истории жизни Петра Лазаревича Войкова, потому что если эти молодые люди обратятся к серьёзным историческим источникам, то с удивлением обнаружат, что никаким убийцей и террористом Войков никогда не был. А все байки о его участии в расстреле царской семьи были придуманы предателем и перебежчиком, бывшим советским дипломатом Григорием Беседовским.
Можно по-разному относиться к личности Петра Войкова, который входил в Уральский совет, проголосовавший за расстрел Николая Второго, но по поводу его личного участия в казни Романовых есть совершенно чёткое юридическое определение, которое высказал нашей газете старший следователь-криминалист СК РФ Владимир Соловьёв, долгие годы расследовавший это дело
«В уголовном деле об убийстве царской семьи я вывел тему Войкова в отдельный файл, где зафиксированы все эпизоды… Петр Войков действительно принимал участие в голосовании за расстрел царской семьи. К нему также Совет обратился с просьбой, чтобы он выписал бумагу на серную кислоту. Больше никакого участия самого Войкова в этих событиях не было. Вся остальная беллетристика про то, как он с пистолетом в руках у кого-то снимал кольцо, рубил трупы – это полная чушь… Все обвинения против него основаны на апокрифах, которые распространял перебежчик Беседовский… В 2011 году я прекратил уголовное дело против Войкова».
Таким образом, возникает щекотливая ситуация: глава Церкви, призванной проповедовать идеалы любви и справедливости, называет убийцей человека, которого уголовное право убийцей не считает.
Очень хочется думать, что несправедливые обвинения против Войкова, который, между прочим, погиб на своём посту, защищая интересы нашей страны, это результат некорректной исторической справки, подготовленной для патриарха его спичрайтерами. Такое, увы, случается.
Однако, есть в этой истории ещё более щекотливый нюанс: а как быть с теми десятками тысяч москвичей, которые поверили в свободное волеизъявление народа и проголосовали за сохранение названия станции, рядом с которой многие родились и выросли? По словам, патриарха Кирилла, интернет-опрос был проведён «совершенно непрофессионально», дескать, «никто ничего не мог отследить – сколько раз кто, какие кнопки нажимал». Согласитесь, это уже совсем что-то новенькое, если Церковь начинает оценивать способы голосования в интернете. Тут поневоле возникает мысль, что кто-то занимается не своим делом – то ли веб-мастера на портале «Активный гражданин», то ли ещё кто…
И ещё одна цитата из выступления патриарха: «Разумное изменение названий – это то, что формирует нравственное состояние общества и, если хотите, формирует национальную идею». Напомню, что «разумное изменение названий» мы уже переживали и в 1920-е, и в 1960-е, и в 1990-е годы. Во-первых, как мы помним, ни к чему хорошему эти «разумные изменения» не приводили.
А во-вторых, позволю себе процитировать выступление Владимира Путина перед историками, где он говорил: «Речь идёт о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода».
Чувствуете, на чём делает акцент президент: на НЕРАЗРЫВНОСТИ истории. А это входит в полное противоречие с «разумными изменениями». На мой взгляд, президент абсолютно прав. Так и давайте же прекратим наконец рвать нашу великую и трагическую историю на клочки, которые кому-то будут нравиться, а кому-то нет. Куда важнее сейчас подумать над тем, что останется после нас и как будут писать о нынешнем времени пытливые молодые люди будущего…
Автор: Сергей ФРОЛОВ
Совместно с:
Комментарии