НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Нехорошие квартиры

Нехорошие квартиры

Нехорошие квартиры
Автор: Сергей ПЛУЖНИКОВ
01.02.1998

 
Сергей ПЛУЖНИКОВ, обозреватель
«Совершенно секретно»

В февральском номере «Совершенно секретно» за прошлый год был опубликован материал «Ленинградское дело-2».

В нем мы первыми рассказали о беспрецедентном по масштабу уголовном деле N 18/238278-95, которое вели следователи Генпрокуратуры РФ и оперативники Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Санкт-Петербурга против всей коррумпированной верхушки городской власти, включая бывшего мэра Анатолия Собчака. Публикация вызвала большое количество читательских откликов. Минул год. Но интерес к этой теме не ослабевает. И читатели постоянно спрашивают нас, чем же закончилось «Ленинградское дело-2», привела ли к конкретному результату первая реальная попытка начать борьбу с коррупцией в постсоветской истории России? Это и стало поводом для очередной командировки в Питер – за новыми, эксклюзивными подробностями расследования по так называемому «квартирному» делу Анатолия Собчака и его окружения.

Очень краткое содержание предыдущих томов дела

Еще в мае 1995 года оперативники 2-го отдела (борьба с коррупцией) УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга вышли на некую госпожу Евглевскую, возглавлявшую строительную фирму «Ренессанс». Выяснилось, что эта питерская «Властилина» раздаривала направо и налево местным чиновникам квартиры, получая взамен выгодные подряды и кредиты.

Информация о массовой коррупции отцов города на Неве, которой обладала Евглевская, оказалась настолько серьезной, что в декабре 1995 года появилось беспрецедентное совместное распоряжение силовых российских министров М.Барсукова, А.Куликова и Генпрокурора РФ Ю.Скуратова «О создании межведомственной оперативно-следственной группы для расследования фактов получения взяток должностными лицами мэрии Санкт-Петербурга». Эту группу возглавил заместитель начальника следственного управления Генпрокуратуры РФ Леонид Прошкин – один из самых известных российских «важняков», что говорило о серьезности намерений Кремля разобраться с питерскими коррупционерами.

Менее чем за год работы следственная группа выдала на-горЗ несколько десятков томов уголовного дела: финансовые документы, протоколы допросов и прочие материалы, доказывающие коррумпированность не только представителей питерской мэрии, но и горпрокуратуры, Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Самое главное: питерские следователи и оперативники успешно разработали технологию борьбы с российской коррупцией, отслеживая сделки чиновников по приобретению недвижимости, добывая неопровержимые доказательства их мздоимства, поскольку вступление во владение собственностью всегда документируется в отличие от получения взяток наличными в конверте.

Ниточки «квартирного» дела потянулись из Питера в Москву, в Кремль, засвечивая старые грехи питерского окружения Анатолия Чубайса. Поэтому после президентских выборов 1996 года и изменений в составе кремлевских фаворитов расследование не могло не застопориться.

Более того, прокурор Санкт-Петербурга В. Еременко возбудил нелепое само по себе уголовное дело против всего питерского УБЭП. На некоторое время за решеткой оказались начальник 2-го отдела УБЭП В. Шуляков, сотрудник 4-го отдела УБЭП Ю. Семенов. Были проведены обыски в кабинетах оперативников, чтобы найти и по возможности уничтожить важную криминальную информацию.

Но развалить «квартирное» дело не удалось. И события дальше развивались не менее стремительно.

Непрерванный полет Собчака

В декабре 1996 года следственную группу по «квартирному» делу возглавил новый следователь из Генпрокуратуры РФ Николай Михеев. И расследование вновь начало набирать обороты.

В течение лета 1997-го были арестованы сразу три значительных фигуранта «квартирного» дела: начальник планово-экономического отдела «Главснаб» мэрии Санкт-Петербурга В. Любина, помощник бывшего мэра Собчака по жилищным вопросам Л. Харченко и начальник аппарата мэра В.Кручинин.

К осени накопилась критическая масса материалов о неблаговидной деятельности Анатолия Собчака на посту мэра Санкт-Петербурга, и дело явно шло к его аресту.

В прошлогодней публикации «Ленинградское дело-2» мы упоминали занятный эпизод о том, как Собчак в аналогичной ситуации искал защиты у президента США Билла Клинтона во время его краткосрочного пребывания в Санкт-Петербурге. После осмотра Янтарной комнаты, когда Клинтону уже нужно было ехать в аэропорт, мэр неожиданно оказался в президентской машине, и они минуту-другую о чем-то поговорили с глазу на глаз. Судя по всему, Собчак попросил Клинтона замолвить за него словечко «другу Борису».

На этот раз Анатолий Александрович решил опять прибегнуть к проверенной тактике. Во время визита в Питер французского президента Жака Ширака он встретился с ним, видимо, с той же целью. В отличие от более занятого Клинтона первое лицо французского государства уделило Собчаку аж четыре часа своего драгоценного времени. По нашим данным, в долгой беседе Ширак и опальный мэр обсуждали в том числе план переезда последнего в Париж, пока не утихнет «квартирное» дело. Высокое согласие на такой исход было, судя по всему, получено, и Собчаку оставалось только дождаться удобного момента.

Затем были известные события 3 октября с «сердечными проблемами» бывшего питерского мэра и его месячной отлежкой в госпитале Военно-медицинской академии. Мало кто знает, что в это время следователь Николай Михеев встречался с руководством Минздрава РФ в Москве и договорился о независимом обследовании Собчака московской профессурой. Специальное постановление о независимой судмедэкспертизе мэра-сердечника на предмет выяснения, был ли все-таки у него инфаркт, приняла Генпрокуратура РФ.

Но 7 ноября 1997 года, примерно за три дня до приезда группы московских кардиологов, прямо на взлетную полосу питерского аэропорта Пулково стремительно выехала машина «скорой помощи». Очевидцы рассказывают, что из нее буквально выскочил Анатолий Собчак в сопровождении жены Людмилы Нарусовой и почти бегом устремился по трапу в маленький частный самолет, принадлежащий финской фирме «Jetflite OY». Перелет по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург – Париж, заказанный, кстати, кем-то неизвестным в Москве, прошел успешно. Стоимость такого перелета, по мнению знающих людей, обычно составляет 25–30 тысяч долларов.

В Париже

В ближайшее время Собчак домой возвращаться не собирается, пытаясь издать во Франции свою новую книгу. Известно, правда, что сердечная недостаточность не помешала бывшему питерскому мэру слетать не так давно на Канары.

Странный суд Кравцова

Еще одному высокопоставленному фигуранту «квартирного» дела, председателю Законодательного собрания Санкт-Петербурга и члену Федерального собрания РФ Юрию Кравцову, в будущем, наверное, предстоит пережить «сердечный приступ», чего мы ему искренне не желаем.

Следствие инкриминировало ему ремонт квартиры за счет бюджетных средств города в размере 350 миллионов рублей и предъявило обвинение по нескольким статьям УК за злоупотребление служебным положением и подлог документов. Генпрокурор РФ Ю.Скуратов по этому поводу обращался в Совет Федерации Федерального собрания РФ с просьбой лишить Кравцова депутатской неприкосновенности. Но Верхняя палата не сдала своего члена и засекретила генпрокурорское послание (проект представления Генпрокуратуры РФ имеется в распоряжении редакции). Повторного представления из Генпрокуратуры РФ, как это обычно бывает, почему-то не последовало. Но материалы все равно были направлены в суд.

В середине января в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга состоялось заключительное заседание по этому эпизоду «квартирного» дела, по которому проходили еще несколько сотрудников мэрии. И поскольку Совет Федерации отказался лишать Ю. Кравцова депутатского иммунитета, то суд вынужден был заслушать его лишь как свидетеля. В ходе слушания суд установил непричастность Кравцова к растрате, выразив свое решение в нелепой формулировке: «за отсутствием события преступления». Словно и не было растраты 350 миллионов бюджетных рублей, никакого ремонта за госсчет и прочего криминала. Тем самым Генпрокуратуре РФ была нанесена такая пощечина, на которую еще никто и никогда не отваживался.

Непонятное назначение горпрокурора Еременко

Следствие под руководством Николая Михеева продолжило заниматься квартирными и прочими махинациями прокурора Санкт-Петербурга В.Еременко.

Нелегким оперативным путем, например, удалось узнать, за какие заслуги главный питерский прокурор получил по символической цене квартиру для своей дочери от «Северного завода». Выяснилось, что В.Еременко поспособствовал «кончине» уголовного дела, заведенного на сына директора «Северного завода» в связи с запутанной историей о невозврате кредита и хищении крупной партии никеля.

По ходу «квартирного» дела вскрылось еще несколько «висяков» и «сухарей» (нераскрытые уголовные дела), которые не без участия прокурора Еременко спустили на тормозах. Выяснилось также, что Еременко, продав свою недвижимость во Владимире, не имел права на бесплатное получение квартиры в Питере.

Были добыты и вот такие железные свидетельские показания (имя свидетеля по понятным причинам не называем):

«...У Еременко что-то не получалось с Собчаком, и он никак не мог получить ту квартиру, которую он хотел. Примерно в конце 1992 года... он собрал какой-то компрометирующий материал на Собчака и очень этому радовался. В разговоре Еременко сказал, что у него теперь есть все документы, чтобы посадить Собчака в тюрьму, и теперь его квартирный вопрос будет решен так, как ему надо. Речь шла о каких-то квартирных махинациях Собчака. Через некоторое время... ему была выделена квартира 104 в доме N96 по Невскому проспекту... Квартиру отделывала фирма «Уют». Она была отделана красным деревом, вся мебель также делалась на заказ...

К нему в гости приезжал бывший Генпрокурор Ильюшенко. Причем этот визит хранился в большой тайне, т. к. для Еременко планировалась должность заместителя Генпрокурора. В этом ему, кроме Ильюшенко, протежировал бывший зам Генпрокурора Гайданов...»

Основные поездки начались после продажи владимирской квартиры. Еременко ездил в Китай, Финляндию, Германию, Турцию, США... В Турцию его приглашала строительная фирма «АТА», с которой связана скандальная история о получении значительных сумм при реконструкции старинного особняка горпрокуратуры. Большая часть из 5 миллионов долларов, выделенных на эти цели начальником хозуправления Генпрокуратуры РФ Назиром Хапсироковым, растворилась в Швейцарии. Об этом много и безрезультатно писали.

А вот новая подробность. Оказывается, еще летом 1995 года В.Еременко ездил в Стамбул и останавливался в гостинице «Хайатт», принадлежащей фирме «АТА». На особо почетных гостей «АТА» обычно открывает лицевой счет, с которого при помощи кредитной карточки оплачиваются все расходы по пребыванию в Турции. Был ли у Еременко статус почетного гостя – это стоило проверить.

Поэтому эти и другие подробности из жизни горпрокурора следователи группы Михеева в основном аккуратно задокументировали, подшили в четыре отдельных тома и тихо отвезли в канцелярию Генпрокуратуры РФ еще 14 апреля прошлого года. Проблема заключалась в том, что принять решение о возбуждении уголовного дела против любого прокурорского работника имеет право только Генпрокурор РФ. В десятидневный срок. Лично.

О том, какое решение принял Ю.Скуратов относительно подсудных материалов на Еременко, до сих пор ни слуху ни духу. Известно другое. Не так давно В.Еременко назначен военным прокурором ни много ни мало целого Северо-Западного военного округа. Так решил Ю.Скуратов. Лично. Кроме него, некому. И поэтому Генпрокурор РФ нанес еще одну пощечину уже сам себе.

Новые фигуранты

Со временем в «квартирном» деле появились и новые фигуранты. Вот наиболее колоритные.

Есть в Питере такая популярная газета «Час пик». Главным редактором в ней работает г-жа Чаплина. В августе 1995 года журналистка написала мэру Собчаку письмо необычного содержания:

«В дополнение к заявлению с просьбой о приобретении квартиры по адресу Невский просп., 95, кв.10 подтверждаю свое согласие на покупку указанной квартиры по цене, определяемой в соответствии с распоряжением N122-р от 3.02.95, и по установленной в нем методике. Это составит 97,5 млн. рублей. Учитывая большую сумму, надлежащую выплате, прошу Вас, Анатолий Александрович, разрешить рассрочку по платежам сроком на 4 года и определить сумму первого взноса в 6% от стоимости квартиры».

Слева направо: Анатолий Собчак, Сэм Левис, Ален Делон, Людмила Нарусова, Джерри Левис

И Собчак легко соглашается. Почему?

Не потому ли, что муж г-жи Чаплиной, генерал-лейтенант Черкесов, – глава питерской ФСБ? Имелся у него компромат на Собчака или нет – неведомо. Но семикомнатную (!) квартирку г-же Чаплиной выделили, более того, выдали на руки и свидетельство о собственности задолго до окончательной расплаты.

В Питере все знают, что «Корпорация ХХ трест» была «придворной» строительной организацией местной мэрии и прочей номенклатуры. Ее бессменный руководитель С.Никешин – депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. А каждый питерский депутат имеет право самолично тратить на нужды избирателей 5 миллиардов рублей из казны города. Детский садик там благоустроить, канализацию починить и прочее. Депутат Никешин распорядился этими казенными деньгами более оригинально. Отправил на отдых в Испанию 150 неимущих горожан. Только вот отдыхали неимущие в отеле, принадлежащем «ХХ тресту», и вместо обычных 600 долларов (средняя цена двенадцатидневного тура в Испанию) стоимость каждой путевки почему-то составила две тысячи долларов. А среди отдыхающих-неимущих странным образом оказался хозяин всех бюджетных денег города, начальник Федерального казначейства РФ по Санкт-Петербургу Каретин, со всей своей семьей...

Что дальше?

Объем и масштаб «квартирного» дела с каждым месяцем увеличиваются. Но реального результата борьба с коррупцией, приняв затяжной и в основном оборонительный характер, в Питере пока не принесла, то есть еще никто из чиновников не сел окончательно и надолго.

Оскорбленная Генпрокуратура РФ 21 января сего года вынесла протест по решению Куйбышевского райсуда, который, по сути дела, оправдал человека, причастного к растрате бюджетных средств, – депутата Кравцова. Это нелепое судебное решение будет, естественно, пересматриваться.

Следственную группу по «квартирному» делу возглавил уже третий по счету «важняк» из Генпрокуратуры РФ – Владимир Лысейко. Профессионал очень жесткий и принципиальный, прошедший Чечню.

А пока идет следствие, возникают новые судебные тяжбы. Так, нынешний губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев подал иск в суд о защите чести и достоинства, требуя от А.Собчака извинений за сведения, которые тот сообщил нашему корреспонденту Л.Крутакову: «...Сегодня... и сами «тамбовцы» не скрывают, что они уже во власти и что Яковлев – их человек».

Дзержинский суд Санкт-Петербурга привлек редакцию газеты «Совершенно секретно» в качестве соответчика по этому делу.

В ходе судебного разбирательства стало ясно, что оно затянется на очень длительный срок в связи с «болезнью» Собчака, и стороны приняли «соломоново решение» согласиться с тем, что информация, которую так уверенно излагал А.Собчак, является непроверенной. Дзержинский суд Санкт-Петербурга своим определением обязал редакцию опубликовать следующее:

«На странице 9 газеты «Совершенно секретно» в N2 за 1997 года в статье «Ленинградское дело-2» под подзаголовком «Я вам дам поток сознания» в беседе журналиста Л.Крутакова с бывшим мэром Санкт-Петербурга А.А.Собчаком распространены непроверенные сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию губернатора Санкт-Петербурга Яковлева Владимира Анатольевича. В частности, не проверены сведения о том, что Владимир Анатольевич Яковлев:

– связан с тамбовской преступной группировкой;

– является человеком «тамбовцев».

Газета сожалеет о публикации этих непроверенных сведений и приносит Владимиру Анатольевичу Яковлеву свои извинения».

Редакция также понимает, что впереди у бывшего мэра еще много нелегких дней, когда ему придется отвечать на вопросы следствия и, скорее всего, суда. Достойны ли слова А.Собчака доверия – окончательно покажет следствие, которое еще не закончено. Так что прекращение нашего судебного процесса заключением мирового соглашения вряд ли повлияет на дальнейшую судьбу участвовавших в нем лиц.



Автор:  Сергей ПЛУЖНИКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку