НОВОСТИ
Начальник УФНС по ЯНАО задержана по подозрению в получении взятки в виде Porsche
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
НЕКУРОРТНЫЕ СТРАСТИ

НЕКУРОРТНЫЕ СТРАСТИ

НЕКУРОРТНЫЕ СТРАСТИ

ФОТО: YANDEX

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
07.10.2024

Отношения между Россией и Абхазией сильно ухудшились, об этом свидетельствует приостановка с 1 сентября 2024 года финансовой помощи Москвы Сухуму. В первую очередь удар на себя примут работники госучреждений и социальной сферы республики.

Российская помощь во многом позволяла формировать государственный бюджет Абхазии. По данным МИД республики, только за последние 15 лет Сухум получил от Москвы 110 млрд рублей. И это не считая помощи сырьём и продукцией, включая вооружения.

Кроме того, присутствие российских военных служило для Абхазии гарантией сохранения независимости от Грузии, которую Сухум также получил в 1993 году в основном благодаря действиям российских военных, разбивших грузинскую армию.

РОССИЙСКИЕ ПРЕТЕНЗИИ

Однако сейчас между союзниками «пробежала чёрная кошка». Проявляется это в усилении нелояльной Москве оппозиции в Абхазии. Так, в 2023–2024 гг. депутаты местного парламента сорвали принятие законопроектов о взаимном признании решений арбитражных судов, предоставлении гарантий российским инвесторам в Абхазии (в первую очередь, на приобретение собственности) и расширении в ней силового присутствия РФ.

В результате задерживается реконструкция пункта технического обслуживания ВМФ РФ в Очамчире и Сухумского аэропорта.

Аэропорт Сухум.JPG

Также оппозиция противится подписанию двусторонних договоров о сотрудничестве силовых структур двух стран, в частности – МВД.

Особое же негодование оппозиционеров вызвала попытка принятия абхазским правительством закона об иностранных агентах. Он предполагал раскрытие иностранных источников финансирования, размножившихся в последние годы в республике прозападных и протурецких некоммерческих организаций (НКО) и физических лиц. Противники российского влияния в республике утверждали: принятие закона подразумевало «создание чёрного списка граждан, куда могут внести любого неугодного властям человека», из-за чего «представители гражданского общества в Абхазии могут оказаться в безвыходном положении».

Одновременно массовым оскорблениям в соцсетях подвергался посол РФ в Абхазии Михаил Шургалин. Как признал глава абхазского МИД Сергей Шамба, это нанесло существенный урон двусторонним дипломатическим отношениям.

Недовольство Москвы не стало неожиданностью. По признанию секретаря Совбеза Абхазии Рауля Лолуа, «Россия во всех документах прописывала, что в случае невыполнения [Абхазией] взятых обязательств, приостановит финансовую помощь». Официальный же Сухум явных претензий к Москве, соблюдавшей обязательства в отношении Абхазии, кажется, не имеет.

РОЛЬ В РАЗЛАДЕ АБХАЗСКОЙ ОППОЗИЦИИ

Кроме того, сильное недовольство оппозиции вызвала попытка, как она утверждала, «присвоения Кремлём в 2023 году стратегических объектов Абхазии под предлогом их модернизации». Среди них единственный аэропорт республики в Сухуми. Противники российского влияния видят в этом стремление «забрать» себе местный туризм и ограничить абхазские авиаперевозки исключительно российскими маршрутами. Многие же абхазы желают летать за границу без контроля Москвы.

Оппозиция заявляет, что введение с 1 марта 2024 года новых правил пересечения границы только по российскому паспорту сделано с целью принудить абхазов принять российское гражданство, и якобы представители непризнанной республики уже получали соответствующие и весьма настойчивые предложения.

По данным абхазских властей, столь острая реакция оппозиции вызвана тем, что данные изменения заметно осложнили получение этой самой оппозицией иностранного финансирования, а при попытках пересечения границы на представителей оппозиционных сил Абхазии российские силовики якобы оказывали давление путём проведения «профилактических бесед».

Также оппозиция выступает резко против продажи России бывших санаторно-курортных объектов СССР, включая знаменитую государственную дачу в Пицунде. В ход идут информационные вбросы, что российские спецслужбы якобы планируют приспособить её под резиденцию Президента РФ и вообще «захватить экономику Республики Абхазия».

Абхазия митинг.JPG

Причину произошедшего охлаждения Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ Госдумы РФ, видит в следующем: «на иностранные гранты различные организации и лица активно вносят раскол между Россией и Абхазией, хотя они не представляют большинство, но, видимо, влияют на него».

«Во-первых, Абхазия давно воспринимается «чёрной дырой», где бесследно исчезает российская финансовая помощь, направляемая на восстановление её инфраструктуры, – говорит «Совершенно Секретно» кавказовед, основатель экспертноаналитической сети PolitRUS Виталий Арьков. – Речь фактически шла о плате абхазским правящим кланам (именно кланам, а не элитам) за лояльность и пророссийский курс. Однако в последнее время Сухум интенсифицировал контакты с Анкарой за спиной Москвы. Что, мягко скажем, не нравится Кремлю.

Во-вторых, через влиятельную армянскую общину в Абхазии на политику Сухума всё бесцеремоннее пытается воздействовать Ереван, с которым у Кремля сейчас не самые лучшие отношения. То есть через Никола Пашиняна его западные «друзья» расшатывают ось Россия – Абхазия.

В-третьих, Сухум не снял ограничения для российских компаний и физических лиц по инвестированию в экономику республики – на покупку недвижимости, земельных участков. Многочисленные родственники и друзья высших абхазских чиновников не хотят терять свои доходы, которые они имеют, выступая в роли юридических «прокладок». При этом далеко не все оказываются порядочными – истории с «кидаловом» в Абхазии, даже на промышленные предприятия, появляются регулярно», – напоминает эксперт.

В августе президент республики Аслан Бжания посетил Москву, где вёл переговоры с высокопоставленными российскими чиновниками. Однако разногласия устранены не были. И, возможно, в отместку Москве представители абхазской стороны и «слили» в соцсети документ, вызвавший дополнительное возмущение оппозиции. Речь идёт о так называемом «Протоколе встречи заместителя главы Администрации Президента РФ Дмитрия Козака с Президентом Республики Абхазии А. Бжания».

Оппозиция утверждает, что Москва, известив Сухум о лишении финансовой поддержки за невыполнение двусторонних договорённостей, одновременно предупредила о возможном аннулировании российского гражданства местных оппозиционеров, включая членов парламента.

Глава абхазского МИД предупредил абхазских парламентариев, что подобный прецедент уже имеется в отношении лишенных в 2024 году гражданства РФ группы депутатов Южной Осетии и что будет неудивительно, если Россия поступит подобным образом в отношении тех, кто работает против неё.

ПОЗИЦИЯ ГРУЗИИ

Тем временем за событиями в Абхазии внимательно наблюдает Грузия, не отказавшаяся от мечты вернуть эти территории. К этому Тбилиси подталкивает и политически активная группа беженцев из этой республики (около 260 тысяч человек). И грузинские политики, особенно перед выборами, не могут их игнорировать, тем более что в условиях украинского конфликта у некоторых возникают дополнительные ожидания реванша за неудачи 1993 и 2008 годов – грузинская оппозиция периодически озвучивает призывы воспользоваться данной ситуацией, чтобы отомстить Москве за неудачи 1993 и 2008 гг. (Шестидневная война). Показательно в связи с этим и наличие граждан Грузии среди воюющих на стороне Киева против РФ иностранцев.

Пока грузинские власти избегают нового обострения отношений с Россией, взаимодействие с которой даёт им серьёзные валютные поступления (прежде всего от туризма, экспорта вина и мандаринов, продажи и аренды недвижимости и тому подобное), но никто не может поручиться за то, что поддерживаемая Западом оппозиция не придёт здесь к власти и не попытается организовать «второй фронт» в помощь Киеву. Грузинская оппозиция утверждает, что Москва пытается «уничтожить гражданский политический сектор Абхазии, чтобы полностью изолировать и аннексировать её». Ещё оппозиционеров беспокоит попытка Москвы получить бездействующий три десятилетия с грузино-абхазской войны аэропорт Сухуми. Они опасаются, что объект будет использоваться в военных целях. Но особую тревогу оппозиционеры испытывают из-за возможного размещения российского военно-морского флота в Очамчире недалеко от важного грузинского порта Анаклия.

Фото_18_24_14_Абх.jpg 

Такие идеи транслируют поддерживаемые Западом структуры, включая финансируемый Брюсселем грузинский Институт исследования демократии. По его данным, РФ планирует добиться полного «подчинения» республики, в том числе прекращения деятельности агентств ООН в Абхазии. И якобы отчасти России это удалось: «некоторые местные организации гражданского общества прекратили свою деятельность из-за возросшего давления и нападений».

Грузинская оппозиция сетует на «полное бездействие официального Тбилиси и игнорирование наиболее острой абхазской проблемы». Она призывает власти «планировать целенаправленные действия совместно с международными субъектами, чтобы предотвратить аннексию Абхазии Россией, разработать государственную стратегию и механизмы уменьшения на неё российского влияния». В частности, предлагается осуществить «деизоляцию Абхазии путём продолжения оказания поддержки её населения и укрепления процесса её сближения с Европейским союзом».

КАК ОТВЕТИТ РОССИЯ?

До сих пор Москва успешно отбивала попытки извне наладить официальные параллельные связи с непризнанной республикой в «обход» себя. Грузинские источники утверждают, что в 2024 году под давлением России Абхазия не пустила на свою территорию специального представителя ЕС, а ещё раньше, в 2022 году, приостановила гуманитарные и развивающие программы ЕС и ООН.

Параллельно глава МИД РФ Сергей Ларов настоял перенести дискуссии из Женевы (организованы с 2008 г. по согласованию с Западом и ООН с целью нахождения политического решения с участием «всех заинтересованных сторон») в более нейтральный город, вроде Минска или Стамбула.

Во всяком случае, Россия так просто Абхазию не отдаст. Ведь наряду с Крымом и российским Черноморским побережьем она имеет огромную значимость для российской безопасности и контроля западной части Южного Кавказа и Чёрного моря.

По мнению Виталия Арькова, «Москва будет действовать таким образом, чтобы Грузия как минимум не занимала антироссийскую позицию и сохраняла для неё свои транзитные возможности. А потому Россия явно не станет подрывать позиции правящей в Тбилиси группы, публичным выразителем интересов которой выступает «смотрящий» Бидзина Иванишвили и его «бойскауты» – партия «Грузинская мечта».

Исходя из этого Москва, вероятно, и будет строить отношения с Сухумом. Так, чтобы не будировать эмоционально-взрывную грузинскую общественность и не давать дополнительные козыри прозападной оппозиции, Кремль приостановил вхождение в состав России другой республики, которую в Тбилиси многие считают «своей» – Южной Осетии. Кроме того, сейчас Россия не препятствует гуманитарным контактам Тбилиси с Сухумом при условии их негласного патронирования Москвой.

И действительно, Абхазия никуда не денется с российской орбиты, несмотря на все «шашни» с Турцией и с Западом. Чего не скажешь о Грузии, битва за которую с США вновь обострилась.

«Что касается будущего Абхазии, то речь не идёт об аннулировании государственного суверенитета даже в перспективе, но ранее выдвигавшимся интеграционным инициативам России на Кавказе могут дать второй шанс. Будет ли это реализовано в рамках ЕАЭС или в ином формате – сейчас сложно сказать, но очевидно, что определённые движения в этом вопросе уже начались», – уверен Виталий Арьков.

Вопрос: что будет дальше в условиях, когда ситуация, похоже, зашла в тупик. Предположим, что стороны не смогут быстро найти компромисс. Ведь Сухум долго не решал накопившиеся проблемы в отношениях с Москвой, которые сейчас выплеснулись наружу. Однако абхазское руководство, будучи неспособно выполнить социальные обязательства перед собственным населением, может надавить на оппозицию. Это, в свою очередь, способно вызвать попытки дестабилизации в республике, а её финансовые трудности могут попытаться решить Запад или Турция.

Как известно, природа не терпит пустоты. Если не будет давать средства РФ, непременно попытается дать кто-то другой.

Пока же глава абхазского МИД Шамба предлагает «всем вместе через СМИ, социальные сети и везде решать эту проблему с нашим стратегическим союзником, а не ухудшать их». И вопрошает оппозицию: «готова ли она затянуть пояса, ссорясь с Россией?»

Представляется сомнительным, что «закусившая удила» оппозиция его услышит. Её представители не исключают применения против себя силы, утверждая о наличии между Россией и Абхазией соглашений, позволяющих Москве осуществить силовое вмешательство в ситуацию. А если станет действительно «горячо», то в дело может вступить уже находящаяся в республике группировка 7-й военной базы в Бомборе.

Как поведёт себя Россия, если абхазы «не поймут» нынешних беспокойств и предостережений Москвы? Она способна ударить финансово по «ослушникам» ещё больнее. Например, сократить выделение средств на местные силовые структуры. О такой возможности уже упоминал глава МИД Абхазии Сергей Шамба.

Следующим шагом может стать полноценное введение платы с Сухума за потребление российской электроэнергии, от которой республика зависит на 60 процентов, и её потребности в ресурсах из РФ продолжают увеличиваться. Заметим, что уже в 2023 году в Абхазии из-за усиления добычи криптовалют обострился энергокризис – Сухуму понадобилось больше российской электроэнергии. Соответственно, любое энергетическое давление Москвы будет для республики очень чувствительным.

Фото_18_24_15_Абх.jpg 

Оппозиция опасается, что Москва попытается установить контроль над энергетикой республики. В частности, над Ингурской гидроэлектростанцией, откуда Абхазия получает 40 процентов потребляемого ей электричества. Это лишит республику самостоятельных «криптовалютных» источников доходов, извлекаемых, правда, из жертвуемых Сухуму Россией ресурсов.

Но если и тут противники российского влияния устоят, в дело может пойти «тяжёлая артиллерия», и тут даже западные и турецкие деньги смогут решить далеко не все проблемы Абхазии. Так, если Сухум проигнорирует российские «пожелания», он рискует вызвать против себя применение действительно болезненных рычагов – введение ограничений на поставки в РФ основных абхазских экспортных товаров – вин и мандаринов. Но особенно тяжёлым ударом станет уменьшение туристического потока в саму Абхазию из РФ. Во всяком случае, эти статьи доходов абхазам никто, кроме России, возместить не сможет.

В любом случае, противостоять давлению Москвы Абхазии будет сложно. Ведь, как считают представители грузинского Института исследования демократии, зависимость непризнанной республики от России такова, что Москва может легко и быстро «задушить её экономику».


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку