Отверженные россияне
Совместно с:
06.05.2019
Новая Концепция государственной миграционной политики РФ должна отменить унизительные практики натурализации соотечественников и остановить их массовое изгнание из России.
В новой Концепции государственной миграционной политики предлагается резко увеличить число граждан России за счет выходцев из Молдовы, Украины, Белоруссии и Казахстана. Речь идет о цифрах 5–10 млн человек. Это неплохая новость для миллионов русскоязычных в странах бывшего СССР, которым историческая родина отказывает до сих пор в праве на гражданство. Россия – одна из немногих стран мира, которая не дает никаких привилегий по вступлению в гражданство представителям коренных этносов и культур.
КАК НИ КРУТИ, ТЫ ПРЕСТУПНИК
«Мы отсюда никуда не уйдем, моя жена тут, дети там, на той стороне границы, мне некуда идти», – кричит мужчина пограничникам. Вместе с женой они вдвоем находятся внутри пешеходного перехода границы между Россией и одной из стран бывшего СССР. Четыре дня назад Марианну Сельвян не выпустили из России, на границе выяснилось, что имевшееся у нее разрешение на временное проживание в РФ (РВП) необходимо перерегистрировать раз в год. Теперь, чтобы выехать на родину, необходимо решение суда о санкции по административному нарушению, незаконному пребыванию иностранного гражданина на территории РФ, так как РВП не было перерегистрировано. Однако добиться суда оказалось совсем не легко. Федеральная миграционная служба (ФМС) Марианну нарушителем не считает, ее РВП действительно.
Девушка оказалась в правовой ловушке, жертвой несовершенного российского законодательства. Четыре дня она прожила в приграничной гостинице. За это время ее муж отвез двоих их детей через границу, оставил там родственникам и вернулся назад. Но проблема нерешаема, из России Марианну не выпускают. Супруги решили пробиваться через границу напролом.
«Смотрите, что вы можете сделать, только никому не говорите, что мы вам посоветовали», – к супругам подходит начальник пограничной смены. «Сделайте документ о возвращении на родину. Заявите в посольстве или консульстве об утере паспорта, вам выдадут этот документ. Только реально выкиньте документ, если покажете его потом на границе, будет еще хуже. Вам будет ближе не лететь в Москву, в посольство, а перейти границу, и оттуда в течение дня-двух привезти документ», – советует пограничник мужу Марианны.
Действительно, через два дня девушка смогла перейти границу, «потеряв» паспорт и РВП.
Вся ее семья, муж и дети являются гражданами России, семья живет в Москве, сама Марианна по происхождению из Армении, однако несколько поколений ее семьи – москвичи. Однако сложилось так, что у нее нет российского гражданства. Теперь, а прошло уже с тех пор два года, она каждые три месяца летает на родину только за тем, чтобы, немедленно вернувшись назад, получить миграционную карту. Это дает возможность находиться на территории России еще три месяца.
Однако теперь получается, что Марианна нарушитель миграционного законодательства. Поскольку по закону на каждые три месяца, прожитых в России, должны быть еще три месяца, проведенные на родине. Это так называемое «правило 90\\180». Пограничники не следят за соблюдением этой нормы, и въехать в страну можно. Но прежде чем обратиться за натурализацией статуса в стране, необходимо написать явку с повинной как нарушитель закона. А суд может вынести разные решения. Оштрафовать на 2500 рублей с предписанием покинуть территорию страны в течение 10 суток или депортировать на несколько лет. Если не депортируют, можно через три месяца вернуться и начать собирать документы на получение РВП. Но суды по статистике чаще депортируют.
«Проще вот так летать каждый квартал, чем рисковать положением семьи – если депортируют, придется всем уехать, а там мы не выживем – у нас в Армении ничего нет», – говорит Марианна.
«В 2013 году была создана Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ), обеспечившая персонифицированный учет иностранных граждан, находящихся в России. В 2014 году было введено «правило 90/180», на нарушителей которого накладывался запрет на въезд в Россию сроком от 3 до 10 лет. Тогда же появились «черные списки» иностранных граждан, которым запрещен въезд в Россию в случае, если они совершили два и более административных правонарушения на территории Российской Федерации, и списки эти достигли сотен тысяч человек», – пишет в экспертном анализе новой Концепции государственной миграционной политики РФ эксперт по миграционной политике Ирина Ивахнюк.
СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ ДЛЯ МИЛЛИОНОВ «НЕДОРОССИЯН»
Новая концепция миграционной политики, которая поддержана Президентом РФ Владимиром Путиным, может решить их проблемы.
Ныне действующая «запретительная» миграционная политика ставит знак равенства между мигрантом из любой страны мира, не имеющим отношения к культуре страны, и человеком русскоязычным, выросшим в советской или российской культуре. Более того, старая миграционная политика не выделяет из числа иностранцев собственно русских или представителей других коренных для России культур. Здесь правовая почва множества резонансных дел о депортации на Украину пророссийских активистов – они с точки зрения закона обычные нелегалы-иностранцы
Предполагаемая либерализация миграционного законодательства, однако, в более широком смысле, – лишь полумера на пути создания реальности, в которой каждый, кто является по происхождению и культуре россиянином, сможет автоматически рассчитывать на гражданство страны. Такую политику исповедуют сотни стран мира от Израиля до Абхазии, законодательство которых определяет соотечественников и их потомков лицами, имеющими особые права на вступление в гражданство своей исторической родины. В нашей стране пока подобное даже не обсуждалось.
В результате – десятки тысяч разделенных семей, унижение миллионов, годами добивающихся натурализации в России.
Один из них, Алексей Ильинов, человек с «очень русским» именем и фамилией, но депортированный из страны на 5 лет в прошлом году за нарушение миграционного режима.
На протяжении двух лет его семья, в которой все, кроме него – граждане России, жила в Тульской области. Не каждый материально может потянуть ежеквартальные поездки за пересечением границы. Тем более если ты все равно при этом нарушитель. Кому-то, как Марианне Сельвян, везет, она не попадала в поле зрения миграционных властей. Алексею Ильинову не повезло.
Суд мог вынести решение о штрафе с предписанием покинуть страну в десятидневный срок, но вынес решение о депортации на 5 лет.
Не во всякой стране можно увидеть подобную практику. Очень трудно представить себе немца или чеха, депортированных из Германии или Чехии.
Но времена меняются, хотя пока неизвестно, какие конкретно новации в законодательстве последуют за общей догмой о либерализации миграционной политики. Смогут ли тысячи таких как Алексей Ильинов вернуться в свою страну из вынужденного изгнания?
Пока известно вот что: президент наделен правом определять категории граждан иностранных государств, которые могут иметь особые преференции при вступлении в гражданство РФ. Будет очень хорошо, если в их числе окажется не только широкий круг соотечественников, но и те пока еще иностранцы, чьи ближайшие родственники, члены их семей, дети, родители, жены и мужья являются гражданами России.
Второе важное предложение исходит от Министерства внутренних дел РФ, которое предлагает сделать бессрочным вид на жительство. Это категорически важно для миллионов иностранцев, среди которых большинство русскоязычные, но не имеющие желания либо возможностей выходить из гражданства своих стран. Сейчас срок действия вида на жительство ограничен пятью годами.
И третье: предложение об амнистии. В стране миллионы нелегальных мигрантов, и большинство из них не в бытовках на стройках, не трудовые мигранты. Это люди, чья жизнь, работа, семья, неразрывно связаны с Россией. Возможно, именно амнистия позволит Алексею Ильинову вернуться в страну.
«В настоящее время вместе с заинтересованными ведомствами разрабатывается подробный план мероприятий по реализации концепции. Он будет содержать нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические и другие меры, направленные на стимулирование и поддержку соотечественников, переселяющихся в Россию, совершенствование механизмов привлечения иностранных работников, предоставления убежища, противодействия незаконной миграции, а также борьбу с криминальными, коррупционными и иными негативными проявлениями в сфере миграции», – сообщается в пояснительной записке Министерства внутренних дел.
ИЛЬЯ ПИТАЛЁВ/«РИА НОВОСТИ»
РЕПРЕССИИ ВМЕСТО ГРАЖДАНСТВА
Россиянину, далекому от вопросов приобретения российского гражданства, очень трудно представить, с каким неимоверным трудом миллионы людей шаг за шагом продвигаются к заветной мечте, получению российского паспорта. Очереди длиной в недели и месяцы; ранние подъемы; нервотрепка – примут или не примут документы, не найдут ли случайных ошибок… Годы в дороге между разными странами, поиск и получение нужных документов, беготня по архивам – путь к российскому гражданству невероятно сложен и занимает несколько лет.
Прежняя концепция миграционной политики, несмотря на свою либеральность и готовность к помощи в приобретении гражданства соотечественниками, на практике была репрессивным механизмом.
«Период между 2012 и 2018 годами нужно условно разделить на три этапа: первый – до 2016 года, пока миграционными вопросами в стране управляла Федеральная миграционная служба, второй (условный) этап – это вторая половина 2016 года и 2017 год, когда шла передача дел от ФМС к ГУВМ МВД и миграционное законодательство как таковое практически не развивалось, и третий этап – с конца 2017 года, когда законодательные инициативы стали исходить из стен нового миграционного ведомства. После принятия Концепции-2012, казалось бы, обозначившей курс на реализацию положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, для целей экономического и демографического развития России, на деле законодательные усилия и практические действия ФМС были сфокусированы в основном на усилении контроля за исполнением мигрантами миграционного законодательства и ужесточении самого законодательства», – говорит эксперт по миграционной политике Ирина Ивахнюк. В 2010–2016 годах она являлась членом Правительственной комиссии РФ по миграционной политике
ФМС создало индустрию платной поддержки и консультирования для тех, чьи перспективы натурализации в стране были закрыты коррумпированной и репрессивной машиной. В рамках этой политики возникали абсолютно унизительные практики. Например, экзамен по русскому языку для трудовых мигрантов.
«Простая и прозрачная поначалу система выдачи патентов на право трудоустройства у физических лиц была с 2015 года распространена на всех граждан стран СНГ, трудоустраивающихся в России, и усложнена дополнительными требованиями, прежде всего, необходимостью сдачи экзамена на знание русского языка, истории и законодательства России», – говорит по этому поводу Ирина Ивахнюк.
Представьте себе человека с русской фамилией, родившегося и прожившего большую часть жизни в Советском Союзе, обыкновенного россиянина, который вынужден как школьник сдавать экзамен по родному для него языку, на котором он говорит всю жизнь с рождения. Позже эта унизительная практика была отменена, так как усложнение и бюрократизация процессов уводят миграцию в тень. «Результатом этих мер стало сокращение численности лиц, оформляющих патент, при том что число граждан СНГ, въезжавших в Россию с целью трудоустройства, отнюдь не уменьшилось (в 2015 году их въехало 4517 тыс. человек по сравнению с 4045 тыс. человек в 2014 году). Иными словами, ужесточение мер миграционной политики в отношении трудовых мигрантов привело к росту незаконной миграции и нерегистрируемого трудоустройства», – пишет в своем комментарии к новой Концепции государственной миграционной политики Ирина Ивахнюк.
Впрочем, пока на практике мало что поменялось. Сейчас используется унизительная практика «НРЯ», – процедура натурализации через получение статуса носителя русского языка. Эта процедура прописана в Федеральном законе 62 «О гражданстве» и подразумевает возможность мигранта документально доказать свое отношение к культуре и гражданскому обществу страны. Опять-таки, этим вынуждены заниматься люди, граждане стран бывшего Союза, чье отношение к российской культуре и русскому языку совершенно очевидно и не нуждается в дополнительной доказательной базе. Допустим, это была бы лишь формальность. Но нет. Это крайне тяжелый и унизительный для людей процесс.
Необходимо архивными справками доказать факт проживания на территории нынешней РФ родственников по прямой восходящей линии. Само по себе это очень сложно. Мы не живем в стране, которую можно объехать за несколько часов. В разное время люди жили в разных частях огромного государства. Запросы, поездки – все это время и деньги.
Но в архивных документах могут быть ошибки в написании имен, данных. Могут быть разночтения и разные данные – архивное дело в Советском Союзе не было совершенным. Представьте себе человека, который потратил месяцы на сбор документов, в которых имеются ошибки. Теперь ему нужно идти в суд.
А теперь не забываем, что срок пребывания такого «иностранца» в России, согласно правилу «90/180», ограничен тремя месяцами, в течение которых он должен все это успеть сделать. Или отбыть на родину не менее чем еще на три месяца.
Никак не помогла и Программа возвращения соотечественников в Россию, которая на протяжении нескольких лет работала во многих регионах страны. На бумаге она создавала определенные возможности, на деле был построен еще один коррупционный монстр.
«Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, явно пробуксовывала, по крайней мере, до 2014–2015 гг., когда число ее участников пополнилось вынужденными мигрантами, бежавшими из зоны боевых действий на юго-востоке Украины», – говорит Ирина Ивахнюк.
Заявленные изменения в миграционной политике страны отталкиваются от демографических проблем – наметилась убыль населения, упала рождаемость. Но они не связаны с устремлениями в культуре. В России не обсуждается абсолютно человеконенавистническая, репрессивная, ориентированная на изгнание из страны миллионов людей, являющихся по культуре и духу россиянами, политика. Если новая Концепция государственной миграционной политики хотя бы немного облегчит натурализацию и создаст условия для легальной жизни в стране этих людей, это уже будет большим шагом вперед.
Автор: Ярослав ФЕОФАНОВ
Совместно с:
Комментарии