Партия стрелкового типа
Совместно с:
13.01.2016
Партия «нового типа» Стрелкова – Сулакшина готова прийти к власти «примерно в первом квартале 2020 года», применяя при этом «уроки Новороссии»
В Москве, в Краснознамённом зале Культурного центра Вооружённых сил РФ на Суворовской площади 29 апреля 2014 года проходил «научно-юбилейный вечер» Степана Степановича Сулакшина, бывшего советника руководителя «Российских железных дорог». В этот день седому как лунь юбиляру исполнялось 60 лет, но коллеги-друзья не провожали его на пенсию, а, напротив, желали ему новых карьерных высот.
–Мне в этой жизни приходилось быть и физиком-экспериментатором, и государственным деятелем, – говорил Сулакшин. – Но начинается новая жизнь. Я знаю, как Россия заблудилась и как ей найти дорогу. Я знаю, откуда берётся счастье…
Эти слова Сулакшина можно было истолковать как тост-приглашение отправиться с ним за счастьем в тридевятое царство.
Ровно в то же самое время на Украине, в Славянске, молодцеватый сорокалетний мужчина, одетый в полевую куртку защитного цвета, давал своё первое интервью Российской государственной телекомпании. Немногословный по-военному, чуть грассируя, говорил, что он «давно в запасе». В титрах вечерних новостей его назвали Игорем Стрелковым, «командующим отрядом самообороны Славянска». В тот же самый день Евросоюз официально внёс его имя в свои чёрные санкционные списки. Так Стрелков (настоящая фамилия Гиркин) стал известным в России добрым молодцем и «народным освободителем», а для Запада – чуть ли не «международным террористом».
В один день Россия приобретала и мудреца, ведающего, где прячется счастье, и доблестного рыцаря Бову Королевича. Казалось, Сулакшина и Стрелкова разделяли и социальная пропасть, и пространство в тысячи километров, но время не устаёт подтверждать, что ничего не бывает случайным.
Под крылом околокремлёвских «ястребов»?
Что всё-таки могло объединять этих людей? По одной из версий, их связывала одна группировка околокремлёвских «ястребов». Амбициозный боевик Стрелков в тех кровавых событиях ранней «русской весны» якобы использовался втёмную. А пожилой профессор Сулакшин в это время дописывал в Москве программу «партии нового типа». Но обстоятельства сложились так, что эти двое объединились только через год.
В подтверждение этой версии называют фамилии Владимира Якунина и Константина Малофеева. Оба руководили госкорпорациями – РЖД и «Ростелеком» соответственно, интересы обоих простирались далеко за пределы их профессиональной сферы. Оба основали крупные православные фонды. Вместе они организовывали принесение святыни Даров волхвов из Греции в Россию и на Украину, которые на пути в Киев и Крым Стрелков, по его словам, сопровождал якобы как «простой паломник».
Стрелков, после увольнения в чине полковника ФСБ в 2013-м, был начальником службы безопасности инвестиционного фонда Marshall Capital, которым владеет Малофеев. Сулакшин с 2006-го по 2013-й был советником «по идеологии» президента РЖД Владимира Якунина. В 2010-м они в соавторстве выпустили книгу, в которой описываются «новые сетевые технологии разрушения российской государственности, в том числе посредством вербовки деструктивных масс через социальные сети Интернета».
– Я работал в очень тесном контакте и содружестве с Владимиром Якуниным, – рассказывал мне Сулакшин. – Это были годы невероятно интенсивной, плодотворной, научной, экспертной, проектной работы. Якунин принимал участие в этой творческой работе. В эти годы родились основные наши разработки, теории, родилась кафедра государственной политики в МГУ, которой сейчас заведует Якунин.
Похоже, Якунин и Малофеев стояли на вершине пирамиды околокремлёвских «ястребов-неоконсерваторов», в центре которой оказались Стрелков и Сулакшин.
Мог ли Стрелков самочинно заявиться в Славянск по просьбе неких «добровольцев из Луганщины и Донетчины»? По мнению известного политолога Ростислава Ищенко, московские «ястребы» были уверены, что «ввод российских войск на Украину должен состояться в последнюю неделю апреля – в начале мая». И отряд Стрелкова оказался тогда в Донбассе только затем, чтобы, по словам Ищенко, «к тому времени, как на Украину войдут российские войска, иметь некий кусок «освобождённой территории» под своим контролем, чтобы можно было войти в новую власть. Они (московские «ястребы». – Ред.) даже не скрывают, что мечтали создать в Новороссии такое государство, которое хотели бы видеть в России».
Для Кремля Стрелков стал чёртом из табакерки, геополитическим «фактором неопределённости» в то время, когда ситуация в Донбассе требовала точных решений, от которых в буквальном смысле зависела судьба России. «Ответственный руководитель не может принять решение, влекущее за собой глобальные последствия, – писал Ищенко, – когда критическая точка позиции контролируется непонятными самозванцами, которые могут быть идеалистами в той же мере, что и провокаторами»
Ровно четыре месяца понадобилось Кремлю, чтобы понять, какую роль играет Стрелков, и вынудить его в августе подобру-поздорову убраться восвояси. На прощание боевик заявил, что «пятая колонна в Кремле заставила Путина пойти на уступки и договориться с США за счёт Донбасса».
Выше халифатов и «царства благодати»
Какое же государство мечтали создать на юго-востоке Украины московские «ястребы»? На одном из своих последних публичных выступлений Якунин произнёс: «Те, кто хочет увидеть великий халифат, пускай знают, что он уже существует. Пускай приедут в нашу страну и увидят, что название этого халифата – Святая Русь!» Более детально концепцию идеальной России разработала «экспертная группа» во главе с Сулакшиным.
«Нравственное государство» – таково название 400-страничного труда, в котором обосновывается невиданная доселе форма политического устройства. И для обозначения этой формы власти Сулакшин придумал название – «идеалократия». Её суть в том, что нравственные идеалы всех народов, религий и конфессий якобы одинаковы.
– Мы скрупулёзным, научным образом изучали основополагающие религиозные тексты, – сказал Сулакшин. – На удивление, базовые ценности во всех ведущих мировых религиях совпали с тем набором высших ценностей, которые мы выдвинули как основу для будущей России.
Таким образом, Библия, Коран и Манифест коммунистической партии должны образовать амальгаму концепции «нравственного государства». Эта будет некая высшая «теократия идеалов», которая якобы превзойдёт и христианское «царство благодати», и коммунистический рай, и разного вида халифаты. По мнению Сулакшина, эпоха настоящего «нравственного государства» приходит только сейчас. Его главный враг – западный либерализм. На пути к «теократии идеалов» следует миновать крайности фашизма и коммунизма.
Весной 2015-го в Москве и Санкт-Петербурге прошли презентации «Нравственного государства», а уже в начале июня под эгидой возглавляемого Сулакшиным Центра научной политической мысли и идеологии (ЦНПМИ) состоялась конференция «Уроки Новороссии для будущего России». На ней Сулакшин и Стрелков впервые публично предстали вместе как единомышленники и соратники по борьбе с «пятой колонной» в Кремле и мировым либерализмом в целом. И здесь же впервые было заявлено, что, хотя Москва не сдала экзамен под названием «Новороссия», есть надежда, что «малороссийский казак», как у Гоголя, вновь «обратится к грядущему русскому царю». И вскоре на сайте ЦНПМИ появилась статья-манифест «Русские богатыри и бояревы глашатаи», где Стрелков представал как «олицетворение героев нашего эпоса», которые «повели освобождаемый народ за собой».
Трикнижие от Сулакшина
В конце октября 2015-го на очередной конференции ЦНПМИ провозгласили создание «партии нового типа», и Стрелков стал её усатым лицом. По крайней мере, почти все вопросы журналистов об этой новой партии были адресованы персонально Стрелкову, хотя в Мраморном зале Центрального дома журналиста, за круглым столом, как на Тайной вечере, рядом с Сулакшиным и «народным спасителем», сидели учёные апостолы.
На большом экране демонстрировали слайд «Большевики – партия нового типа начала XX века»: рядом с Ильичём в кепке изображалась карта Российской империи, на которой нанесена сеть красных кружков, объединённых исходящими из одного центра лучами. Красные кружки – это ячейки организации эсдеков. Произносившие речи не только не скрывали, но и подчёркивали, что название и принципы партийного строительства заимствовали у Ленина. В России «партия нового типа» и большевизм всегда были синонимами. Ленин считал, что европейские «партии старого типа» – это соб-рания либеральных «болтунов», а «партия нового типа» призвана радикально преобразовать мир.
«Партии нового типа» всегда неуловимо напоминали древние религиозные партии Ближнего Востока. Словно подтверждая это, Сулакшин поднял над головой три небольшие – в ладонь – книжечки красного цвета: «В этом Трикнижии описана модель, восходящая к Нагорной проповеди Христа и переосмысленная в рамках коммунистического учения идея истинного человечества…» Это был программный документ новой партии – «Послание России», в трёх брошюрах. И слово «трикнижие», как и название партии, Сулакшин взял из истории, но на этот раз из религиозной – по аналогии с известным библейским Пятикнижием, или Торой.
В «Трикнижии» собраны все главные заповеди «партии нового типа». В последней брошюре говорилось, что в ближайший год надлежит создать «сети соратников, сочувствующих, экспертные группы». Затем «Большая идея», то есть доктрина «высшей теократии», должна распространиться в Интернете и «по народным информационным цепочкам». Ещё через три года оформятся «центр, иерархия и структура сетевой организации». И, наконец, как указывает «Трикнижие», «примерно в первом квартале 2020 года» партия Сулакшина – Стрелкова будет готова «взять власть в свои руки», создавать «теневые правительственные кабинеты»
В личной беседе профессор пояснил, что точную дату прихода к власти дал «научно-экспертно достоверный и обоснованный» анализ.
– Мы вычислили очень важный коэффициент инерции страны, – сказал Сулакшин. – Я секрет открою: 400 человеко-лет тяжкого экспертного научного труда было заложено в разработку этой концепции.
Электромагнитный бог
Непоследовательным был путь профессора Сулакшина в политике. На сломе эпох в конце 1980-х и в начале 1990-х таких причисляли к ставшему притчей во языцех «поколению завлабов». Молодой доктор физмат наук из Томска, он на волне либеральной перестройки и такой же риторики попал в состав Верховного Совета СССР, состоял в Межрегиональной депутатской группе, вместе с Андреем Сахаровым, Анатолием Собчаком, Галиной Старовойтовой и другими известными либералами. Два года был представителем президента Бориса Ельцина в Томской области. Избирался депутатом Госдумы I и II созывов (1993–1999), входил во фракции радикальных демократов «Выбор России» и «Демократическая партия России».
В 2000-м Сулакшин защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз в области политологии на тему «Политика центризма в современном российском обществе». Проверявший эту диссертацию на плагиат эксперт не обнаружил в тексте заимствований, но от себя в сердцах заметил: «Никто такую ахинею и воровать не хочет!» Похоже, Сулакшин разочаровался в либеральных идеях и стал создавать свою оригинальную доктрину ещё с конца 1990-х.
В 2006 году Сулакшин возглавил Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, который финансировался РЖД. Центр проблемного анализа играл роль «идеологического штаба», который использовался в каких-то геополитических амбициях самого Якунина. Например, Сулакшин руководил созданием в Интернете российского аналога известного экспертного сообщества ЦРУ США.
Деятельность центра, похоже, с самого была заточена против политики кремлёвских либералов, разрабатывала альтернативную политическую концепцию, которая шла вразрез с официальной. Игра в консервативную оппозицию незаметно пересекла красную линию. Сулакшин опубликовал скандальные «научные выводы» о том, что выборы в Госдуму 2011 года были сфальсифицированы. Похоже, только тогда власть поняла, кого пригрел Якунин на груди Кремля. И возможно, этот скандал предопределил его отставку со всех государственных постов в 2015-м.
…В новом рабочем кабинете Сулакшина бросается в глаза выставленная, как икона, книга «Нравственное государство», на голубой обложке которой две скрещенные ладони излучают яркий свет.
– Кого из философов вы считаете своими учителями?
– Авторство всех моих доктрин принадлежит только мне, – ответил Сулакшин, извинившись за нескромность. – Но претензий войти в историю, как Карл Маркс, не имею.
– А религия какую роль играет в вашей доктрине?
– Религии исчезнут. Они перенесут через века представления о высших ценностях, а затем человек разумный, научно вооружённый, будет пользоваться ими как инструментом.
– Стало быть, и Бог – понятие временное?
– Не совсем так. Есть научные основания считать, что Бог – это не аллегория и не выдумка. Это электромагнитная волна – бесконечная, целостная и единая. Каждый человек есть принадлежность этого целого и единого. Поэтому Бог в нас, а мы есть Бог.
Удивительно, что друг и идеолог чиновника высшего ранга, известного своей якобы истовой православностью, сконструировал свою гражданскую религию из западного традиционализма, русского национал-большевизма, экуменизма и пр. Что его представление о Создателе как о каком-то «электромагнитном боге» обычно встречается у сайентологов Рона Хаббарда или у адептов многоликого New Age. Но это лишний раз доказывает, что какая-то часть московской политической элиты всерьёз взялась за создание новой идеологии.
«Иван-Царевич» и главный «урок Новороссии»
Наверное, наивно искать в политике или чиновнике «правильную веру». Даже Стрелков, монархист по убеждениям, расстреливал в Донбассе, ссылаясь на сталинский приказ 1941 года. Знающие его лично утверждают, что по своей натуре этот человек – «боевик до мозга костей». И он как будто соткан из противоречий. «Ботаник» по своей первой профессии архивиста, буквально из-за парты отправился на войну в Приднестровье. Затем была Босния, служба в Российской армии на низших должностях и стремительный карьерный взлёт в антитеррористическом подразделении ФСБ. В сорок с небольшим лет становится полковником, за какие-то особые успехи в Чеченской войне его премируют легковым автомобилем, что в спецслужбе случается крайне редко
Версий причин отставки Стрелкова строилось немало. Одна, наиболее вероятная из них, заключается в том, что он стал всерьёз играть, мягко говоря, в «неформальную политику». И эта страсть к «прямому действию» привела его в конце концов на юго-восток Украины. Здесь Стрелков, по словам одного из его сподвижников, на собственном неудачном опыте познал, как можно эффективно захватывать власть на больших территориях.
– Стрелков понял: его главная ошибка заключалась в том, что он пришёл с небольшим отрядом в Донбасс, сел и просидел только в одном городе, пусть даже стратегически важном, – сказал этот бывший «доброволец». – А ему нужно было радиус развивать, занимать посёлок за посёлком, город за городом, персонально повязывая разными обязательствами мэров, глав администраций, начальников полиции. Короче, есть такая «психология причастности», ей и надо было руководствоваться.
Знакомый Стрелкова ещё говорил что-то насчёт организации «спящих ячеек» – маленьких отделений «партии нового типа», разбросанных по всей стране. Их задача в том, чтобы по сигналу, когда власть в стране «сама упадёт» и подобрать её будет некому, просто войти втроём-вчетвером в кабинет и узурпировать местную власть.
Сейчас своей задачей Стрелков считает «защиту Новороссии, потому что она необходима для восстановления суверенитета России…».
– И пока центральная фигура, Путин, не поймёт, что он балласт на ноге им же соз-
данной элиты и она не упустит возможности от него избавиться, а сама эта элита – чугунный хомут на его шее, который тянет его на дно, я буду бегать с огнетушителем, – заявляет Стрелков и подчёркивает: – Процесс свержения Путина уже запущен.
…Помните этот знаменитый диалог литературных героев:
– Мы пустим пожары… Мы пустим легенды… Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут да ещё за честь благодарны останутся. Ну-с, и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… Ну-с, тут-то мы и пустим… Кого?
– Кого?
– Ивана-Царевича.
– Кого-о?
– Ивана-Царевича; вас, вас!
Увы, мало что изменилось со времён этого разговора между прототипом русского революционера и красавцем, демонической личностью из «Бесов» Достоевского. Много «партий нового типа» возникало с тех пор в России. Каждая из них предлагала свои идеалы, на основании которых должен быть переустроен мир. Но те из них, руки которых всё-таки дотягивались до власти, никогда не считали себя связанными нормами морали и закона. И всегда выступали в политике как агрессивные, жестокие банды.
Автор: Алексей ЧЕЛНОКОВ
Совместно с:
Комментарии