Последнее дело Чувашова
Совместно с:
01.05.2010
«Неправильных» судей в России убивают. Как и неугодных адвокатов, журналистов, правозащитников
…И как вы только там живете, – сокрушалась хозяйка маленькой швейцарской гостиницы, с ужасом глядя в телевизор, по которому весь день шли прямые включения о трагедии в московском метро. И, с сочувствием посмотрев на меня, сама же ответила: как на вулкане! Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль (да простят меня исландцы – легче написать, чем выговорить) в тот момент еще не обездвижил Европу. Но у нас, у русских, собственные, рукотворные вулканы и вулканчики, которые уносят жизни значительно чаще, чем те, что так невовремя просыпаются в дикой природе.
Не успела страна пережить ужас 29 марта, громом среди ясного неба прозвучал выстрел в федерального судью Эдуарда Чувашова.
12 апреля он был убит у дверей московской квартиры.
Молодой человек лет 25-30 славянской внешности, одетый в темную матерчатую куртку и джинсы – по описанию очевидцев и данным камеры наблюдения в подъезде, – около 7.40 утра неспеша подошел к дому, в котором жил судья, замешкался у двери, попросил дворника открыть – мол, ключ забыл. Поднялся по лестнице на четвертый этаж, покурил, разбросал окурки на своем «посту ожидания», чуть ли не с соседями пообщался (правда, надвинув бейсболку почти на глаза) – во всяком случае, пять человек его точно видели. Дождался, пока Чувашов в обычное время – 8.20 – выйдет из квартиры, чтобы направиться на работу. Спустился на один этаж, дважды выстрелил в судью без глушителя – в грудь, и контрольный в голову. Оружие забрал с собой. Сбежал вниз и спокойно направился на соседнюю улицу, где его, по версии следствия, ждал сообщник в автомобиле.
«Серые» полковники…
Эдуард Владимирович Чувашов был человеком неординарным. Начинал участковым в Пресненском ОВД, в том же районе, где и жил до последнего дня. Потом служил начальником криминальной милиции – тоже на Пресне. Близкие говорят, всегда мечтал стать судьей и добился своего. В новой ипостаси приступил к работе в Гагаринском межмуниципальном (районном) суде Юго-Западного административного округа. А 11 октября 2005 года указом президента РФ был назначен судьей судебной коллегии по уголовным делам первой инстанции Мосгорсуда.
Если полистать дела, которые вел Эдуард Чувашов, бросается в глаза, что практически все они – резонансные: человек профессионально амбициозный, он, видимо, намеренно брался именно за такие. Большинство приговоров связано либо с коррупцией, причем бывших коллег по милицейскому цеху, либо с национал-экстремизмом. Иными словами, главный принцип следствия уже по его собственному делу – ищи, кому выгодно – указывает в совершенно определенных направлениях.
Вот лишь некоторые примеры. В апреле 2008 года Мосгорсуд под председательством Эдуарда Чувашова приговорил к семи годам лишения свободы старшего оперуполномоченного по особо важным делам МВД России Дмитрия Лузгина. Подполковник милиции наладил своего рода «серый бизнес». Его признали виновным в получении взятки в особо крупном размере (300 тысяч долларов). В сентябре того же года судья Чувашов признал виновным в «покушении на получение взятки» старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями департамента по охране порядка на общественном транспорте МВД РФ Николая Ульянова. Милиционера приговорили к восьми годам заключения в колонии строгого режима, лишили звания и запретили в течение трех лет занимать должности в правоохранительных органах. (После трех лет, видимо, можно.)
Еще один специалист по взяткам – бывший мэр подмосковного Красноармейска Михаил Булгаков – и его подельник руководитель городской Торгово-Промышленной палаты Сергей Титенок в июне 2009 года тоже внимали приговору из уст судьи Чувашова. За вымогательство у главы местного агентства недвижимости 9 миллионов долларов каждый схлопотал по семь с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в полмиллиона рублей. А одним из первых нашумевших процессов Эдуарда Чувашова стало дело о хищении денег при возведении делового комплекса «Царев сад» на Софийской набережной. В афере ценой 49 миллионов долларов, выделенных столичным управлением Сбербанка, обвинялась глава финансово строительной компании «Кейстоун» Елена Клименкова.
Но не взяточниками едиными…
…и «Белые волки»
Полтора месяца назад судья Чувашов вынес приговор банде скинхедов «Белые волки»: обвинялись в нападениях на граждан на почве национальной вражды. Группа образовалась в день рождения Гитлера. Убивали с особой жестокостью, записывая на камеру мобильника. Возглавлял «зондер-команду» несовершеннолетний Алексей Джавахишвили, который снискал «известность» убийствами гастарбайтеров из Средней Азии. Приезжему из Узбекистана Аширову скинхеды нанесли 79 ножевых ранений. Из 12 подсудимых только девять были признаны виновными в убийстве 11 человек и отправлены в колонию на сроки от 6 до 23 лет. В ходе процесса Чувашов вызвал негодование неонацистов из-за «своей жестокости к русским патриотам» – что немедленно растиражировали их сайты. В адрес судьи сыпались угрозы в русофобстве.
Практически накануне убийства новый громкий приговор членам банды Рыно – Скачевского. За покушение на убийство трех лиц, организованной группой из хулиганских побуждений по мотивам расовой, национальной ненависти, они получили максимальные сроки.
В роковой день, 12 апреля, Чувашову предстояло председательствовать на повторном процессе по обвинению в терроризме Владимира Белашова, бывшего майора Главного управления по борьбе с оргпреступностью, члена так называемого «Реввоенсовета». Белашов со товарищи «прославились» взрывами памятников российским монархам – с этого они начинали, а закончили подрывом газопровода. Однако после вмешательства Европейского суда по правам человека, куда обратился Белашов в связи с неудобоваримыми условиями его предварительного содержания, Верховный суд отправил его дело на новое рассмотрение. И прямо к судье Чувашову.
О намерении взять убийство судьи под контроль немедленно заявили все кто только можно. Остается надеяться, что толку от этого будет больше чем в предыдущих случаях, о которых руководство правоохранителей вспоминать не любит. Один из них имел место 9 августа 2004 года в подмосковном Долгопрудном. Погибла судья городского суда Наталья Урлина. Тоже застрелена по дороге на работу. В тот день ей предстояло огласить приговор офицерам угрозыска Долгопрудненского ОВД Валерию Блохину и Алексею Коноваленко, обвиняемым в фальсификации доказательств при задержании наркоторговцев. Подозрение в убийстве Урлиной пало на Блохина, в поддержку которого выступали активисты РНЕ, но доказать его участие в преступлении прокуратура не смогла. В ходе процесса покушения пережили прокурор и еще одна судья.
Вот уже несколько лет по националистическим форумам гуляет список «Врагов русской нации» – по версии ультраправых. В нем – российские правозащитники, журналисты, судьи и адвокаты. К списку прилагается памятка с адресами и инструкциями, как кого удобнее найти.
Сделай сам
В 1997 году судьям стали выдавать служебное оружие. У судьи Чувашова тоже был пистолет. И он, как утверждают коллеги, умел им пользоваться. Но раз он его не взял, глубокомысленно заметил один из следователей, значит, не чувствовал угрозы. Хотя приемов самозащиты от профессионального киллера, по-моему, до сих пор не придумала ни одна даже самая крутая спецслужба.
Председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников считает: если судья принял к своему производству громкое уголовное дело, связанное с терроризмом, экстремизмом, бандитизмом, организованной преступностью, необходимо обеспечить ему личную охрану соответствующей федеральной службой. Думцы, уверен депутат, готовы внести поправки в действующее законодательство, чтобы предусмотреть необходимые расходы.
Российские власти, словно встряхнувшись после преступлений и трагедий, последнего месяца, развили лихорадочную активность. Думцы взялись за милицию. Президент – за коррупцию. Дмитрий Медведев созвал свой совет по противодействию сему общероссийскому злу. Оказывается, уже есть и проект национальной стратегии, и антикоррупционный план, который будет обновляться каждые два года. Ну и самое эффективное предложение – бить рублем или, скорее, долларом: установить штраф за коррупцию, кратный размеру взятки.
Думцы, в свою очередь, одобрили некоторые поправки в закон о милиции, ужесточающие ответственность за преступления, что называется, «при исполнении», а заодно за неисполнение приказа. Последнее связывают в том числе с недостаточным рвением при разгонах несанкционированных манифестаций.
Визитная карточка
…С места убийства Эдуарда Чувашова изъяты пули калибра 7,62 миллиметра, предположительно от револьвера «Наган», который исчез, как и в случаях убийства адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. И в этом смысле действительно есть общее: киллер не бросает оружие и не оставляет гильз. Некоторые эксперты уверены: это «визитная карточка» экстремистских групп. Другие наши источники в правоохранительных органах, напротив, называют поведение киллера непрофессиональным – мол, так ведут себя фанатики-одиночки.
И все-таки, прежде всего, на мой взгляд, просматривается одна закономерность – абсолютное хладнокровие и даже бравада. Киллер будто говорил нам: все равно мне за это ничего нет будет. Откуда такая уверенность? Может быть, дело в том, что кто-то где-то предпочитает, чтобы по нашим улицам ходили «дисциплинированные скины», а не какие-то неуправляемые несогласные. Точно так же, как кто-то до сих пор хотел бы видеть портреты Сталина в московском метро.
…В ночь на 18 апреля двое фашиствующих молодчиков забросали самодельными бомбами общежитие гастарбайтеров на Северо-Западе Москвы. Трое раненых отправлены в столичные больницы. Преступники растворились
в ночи.
По злой иронии, переулок в котором жил судья Чувашов, – Стрельбищенский. Старую пятиэтажку без лифта, говорят, строили пленные немцы. А сразу после расстрела Чувашова неонацисты в Интернете начали праздновать победу…
Галина СИДОРОВА
Автор: Галина СИДОРОВА
Совместно с:
Комментарии