Предвыборная лихорадка или агония
ФОТО: НАТАЛИЯ ФЕДОСЕНКО/ТАСС
15.03.2020
Встреча Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко в Сочи в феврале этого года, похоже, не принесла пока ощутимых результатов в вопросах урегулирования нефтяного спора и тем более никак не повлияла на ступор в процессах продвижения 31-ой дорожной карты, способного форсировать интеграционный проект Союзного государства не на словах, а на деле.
На встрече с руководителями белорусских медиа, которая состоялась менее чем через неделю после встречи, Президент Белоруссии фактически мобилизовал своих журналистов на противодействие российской пропаганде. В концепции информационной безопасности и организации информационного заслона, по словам белорусского лидера, основная роль всегда будет принадлежать телевидению:
«Мы находимся в таком положении, что нам и от союзников достается, и от врагов, и в этом плане Беларусь простреливается с двух сторон»…
Самым сенсационным стало заявление, что белорусскому ТВ пора избавляться от зарубежного контента. Учитывая, что основная масса этого контента поставляется Россией, речь идет именно о нашей стране. «Пора решить главную проблему. Это наше. А если кто-то хочет сюда прийти – платите деньги!» – отрезал Батька.
Конфронтация продолжается… И, по крайней мере, до августа, когда состоятся выборы президента в Белоруссии, будет усугубляться, ибо Лукашенко сделал на сей раз ставку на националистов, раскачивая недовольство доминированием России в экономической области и разъясняя потенциальным избирателям, что он, дескать, свой, и является единственным результативным лидером, способным противостоять так называемой российской экспансии.
Что примечательно, свою первую предвыборную гонку Батька строил ровно на противоположных посылах – на необходимости противостоять националистам и немедленному сближению с Россией…
Надо признать, в Белоруссии действительно усилилось влияние националистической прослойки населения. Настроения подобного рода подогреваются легально функционирующими в республике СМИ, штабквартиры которых находятся в Варшаве и Праге, а финансируются США и Великобританией. Их власти не трогают. Почему? Потому что не боятся. Не считают конкурентами в борьбе за власть.
Пророссийских активистов по-прежнему маргинализируют с помощью пула интернет-политологов и публицистов, которым приятнее выезжать на форумы в Брюссель, чем на передачи о Белоруссии в Москву.
ЛОДКА С ОДНИМ ШТУРМАНОМ НАВСЕГДА!
Приступив к анализу ситуации в Белоруссии, надо отметить, что Александр Лукашенко в части, касающейся удержания политической власти неподражаем.
Когда в Казахстане и России совершают немыслимые гамбиты и маневрирование с транзитом власти, он прет напролом. Гребет одним веслом, без мачты. Но в случае необходимости – само весло станет парусом! А сам кормчий добавит свои широкие ладони, чтобы ловить даже самое слабое дуновение. Курс не важен, лишь бы лодка плыла, а у руля был тот самый штурман.
И снова, как в прежние времена все будет зависеть от ветра! Куда ветер, туда и лодка.
Его политическое долголетие зиждется на многих факторах: жесткий контроль над госсектором, олигархи под гнетом его настроения и своих налогов – не платишь – уходи или отдай все, наличие средств на социальные программы даже в условиях финансовых кризисов.
Экспорт мясной и молочной продукции, белорусского текстиля, перепродажа российской нефти – эти статьи бюджета известны своей маржинальностью, а о порядке и чистоте городских и междугородних магистралей, да и об ухоженности лесных угодий можно слагать панегирики.
Власть Батьки автократична и незыблема. Валюта в последнее время не подвергается большим скачкам инфляции, знакомой другим автократиям, и ее эмиссия контролируется государством. Конституция утверждена плебисцитом. А в ней черным по белому зафиксировано право президента избираться сколько угодно раз.
Какие там транзиты, ухищрения. Все решено раз и навсегда!
Никакие циклоны и ветра, казалось бы, не сметут власть Александра Лукашенко. Но дело в том, что этого захотели одновременно на Западе, и на Востоке.
Националисты в Белоруссии, как водится, именуемые себя либералами, одинаково с российскими имперцами величают Батьку флюгером и мечтают его сковырнуть!
А ведь он просто борется за единоличную власть, как все политики. Но наше журналистское дело: сделать прогноз, опирающийся на голые факты. Действительно ли он как лидер, умудряется сочетать выгоду личную с выгодами большинства населения? Действительно ли Россия посягает на суверенитет Белоруссии и мечтает о ее поглощении?
В последнее время именно эта тематика не сходит с новостных лент.
ЗИМНЕЕ ОБОСТРЕНИЕ
Череда произошедших в Белоруссии событий в коротком интервале времени с ноября прошлого года по январь текущего в ближайшем будущем станет предметом исследования аналитиков, экономистов и политологов. Но уже сейчас их легко расставить по ранжиру важности.
Итак:
1. Отказ Лукашенко от предложенной Владимиром Путиным углубленной интеграции, которая соответствует духу и букве Союзного договора 20-летней давности.
Означает ли фактическое сворачивание политико-экономического сближения России и Белоруссии на неопределенный срок провал самой идеи.
Денонсация договора в части, касающейся принятия единой валюты, наделения властными полномочиями надгосударственных органов управления единым экономическим и политическим пространством, вероятно, угрожает всему договору в целом. За рамки союзного понимания выведено и приведение налоговой системы к единым стандартам. Речь о едином флаге и гербе, заявленными в пункте 1 статьи 10-ой Договора о создании Союзного государства, уже не идет вовсе. Заморозка по всем направлениям.
2. Начало традиционной предновогодней тарифной войны, ее затяжной характер, приведший в итоге к приостановке закачки российской нефти на белорусские НПЗ, отказе России в транзите казахской нефти по своей территории и заявлению Александра Лукашенко о старте вынужденной «диверсификации».
Озвучено решительное намерение закупать нефть в Польше через реверс по аналогии с Украиной, правда, Польша пока отрицает договоренности. Так же устами Президента Белоруссии заявлено об уже состоявшейся покупке норвежской нефти по цене, превышающей российский тариф и существенно увеличенной вследствие логистики. Декларируется готовность покупки нефти у Венесуэлы, доставки ее нефтеналивными танкерами через Клайпеду и Одессу. С учетом укрепления сотрудничества «Роснефти» с государственной нефтегазовой компанией Венесуэлы PDVSA в рамках проекта «Карабобо» и в свете событий неудачной попытки США свергнуть Николаса Мадуро, удержавшегося у власти во многом благодаря российской поддержке, данная альтернатива представляется наиболее сомнительной, хотя и вполне вероятной, но еще более дорогостоящей.
3. Начало предвыборных заявлений Александра Лукашенко (выборы намечены на август 2020 года.– Прим. ред.) с привязкой к нефтегазовым спорам в политическом контексте. И с упором на то, что тарифы – это инструментарий России для лишения Белоруссии независимости.
На встрече с руководством одного из бумажных комбинатов в Шклове Лукашенко, не выбирая выражений, сообщил, что Россия поставила Белоруссию «раком» своими углеводородами, а несколькими днями раньше сказал, что цель России – сделать его последним президентом независимой Республики Беларусь.
Хотелось бы верить, что эти фразы – обычный предвыборный вброс, риторика, направленная на националистический электорат. Но дело все в том, что националистический пласт в Белоруссии не имеет явного лидера, во многом контролируем, и не обладает цементирующими свойствами, способными сплотить общество на идее отторжения от России. Молодежь же, на которую делают упор пропольские силы (парадоксально, но именно Польша подогревает и финансирует белорусских националистов), в большинстве своем аполитична, именно поэтому на митинги БНФ выходит не более 5 тыс. человек, их разгон обходится без жертв и эксцессов.
Для чего тогда это заигрывание с националистами и готовность на финансовые потери? На мой взгляд, ситуацию можно сравнить с подошедшим к почетной пенсии руководителем. Он считает себя полным сил, возможно даже, возомнил себя мессией для своего народа. Но время его пришло. Быть последним президентом независимой Белоруссии при этом необязательно. Можно стать и первым президентом, передавшим власть второму.
Но дело в том, что в списке кандидатов нет реально альтернативной кандидатуры ни от националистической креатуры, ни от государственников пропрезидентского толка, ни от независимых центристов, ни тем более – явного пророссийского политика.
С натяжкой таковым можно было бы считать Олега Гайдукевича, лидера Либерально-демократической партии Белоруссии (ЛДПБ), однако он все же пока входит в отвлекающий спойлерный ряд политических фигур, претендующих скорее на преференции и лояльность от самого Батьки, нежели на реальную борьбу за высшую в стране власть...
Хотя надо отметить, что при ослаблении Лукашенко, именно Гайдукевич сможет гарантировать пророссийский курс страны и неприкосновенность Батьки. К тому же он выбрал практически ту же беспроигрышную стратегию, что и нынешней глава белорусского государства – заигрывание с прозападным электоратом с помощью приближенных членов команды, стоящих на националистической идеологической платформе, и громкими заявлениями о безальтернативности российско-белорусского союза.
Мы упомянули, что пророссийской фигуры в списке кандидатов на пост президента нет и быть не может. Националистов Батька не боится. Он боится конкуренции как тот эгоист, который считает, что только от него можно принимать блага. И что только он уполномочен белорусским народом взаимовыгодно дружить с Россией на принципах равноправия. В контексте борьбы за власть и ее удержания он действует в рамках сложившейся на постсоветском пространстве парадигмы.
ЧТО «ПОЮТ» МЕСТНЫЕ ПРЕДСКАЗАТЕЛИ?
Будучи лично хорошо знакомым с входящими в пул приближенных к Президенту Белоруссии Александру Лукашенко политологов, некоторые из которых в 2019 году стали депутатами палаты представителей Республики Беларусь, возьму на себя смелость утверждать, что в свете последних событий в Синеокой многие из них в декабре и январе текущего года пребывали в состоянии легкой прострации.
Прострация – состояние все же спокойное в отличие от агонии. Иногда она приводит к молчанию, но не в случае этих умнейших профессионалов, вооруженных эрудицией и способных виртуозно излагать мысли, выводя их в схему зазубренных постулатов.
Их задача – комментировать и объяснять заявления, высказанные действующим президентом публично. Делать это они должны на медиа-ресурсах, не всегда подотчетных администрации президента. Там-то подкорректируют, если что-то выйдет за рамки курса.
Но зачастую они выезжают в Москву для участия во всевозможных ток-шоу и общественно-политических программах, некоторые из которых идут в прямом эфире.
Ведут они себя на российском телевидении крайне осторожно, не жонглируя словами, как это легко может сделать сам Лукашенко. Напротив, аргументируя каждый тезис, нанизывая на шампур голого высказывания своего президента стройный ряд пусть даже софистических, но логичных оценок с точки зрения малого государства, трепетно относящегося к собственному суверенитету.
Однако и здесь случилась незадача. В последнее время белорусских экспертов не тянет в Россию, хоть федеральные телеканалы и готовы с удовольствием компенсировать им расходы на билеты и проживание. Показательно поведение самых умных и продвинутых из них: они стараются говорить витиевато и касаются глобальных тем, не сужая себя рамками комментариев конкретных идиом и новых фразеологизмов, запущенных сгоряча.
А все потому, что риторика Александра Лукашенко и иных официальных лиц белорусского истеблишмента, включая специалиста по энергетике и Чрезвычайного Посла в России Владимира Семашко, и министра иностранных дел Владимира Макея изменились настолько, что лучше не рисковать, дабы не ляпнуть чего-нибудь, что идет в разрез с правящим кланом.
Скорее всего, клан удержится у власти и в августе, и власть его продлится еще пять лет. Но что есть пять лет в сравнении с вечностью? Да и с усилением евразийских тенденций при усилении России…
МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА?
«Многовекторность» белорусской политики, активным адептом которой числится Владимир Макей (проводник установок Батьки), дошла до того, что в медиа-пространство то и дело вылетают фразы о «чужой войне», о реверсе российской нефти, о невыгодной продаже газопровода, о недостаточности дисконта для погашения потерь от поставки некачественной хлорированной нефти…
Подпевалы из политологов, конечно же, берут в оборот именно разногласия, экономическими выкладками обосновывая, что Белоруссия – не нахлебница России, а Крым не признает российским лишь потому, что торгует с Украиной на $5,3 млрд в год. Но с Россией-то на $37,7 млрд!
Как говорится, почувствуйте разницу! И ключевое слово «почувствуйте» в последнее время приобрело практические очертания.
А существует ли на самом деле многовекторность в условиях малой страны при усилении Большого соседа? Особенно, если именно от этого соседа зависит твой импорт, и цена на приоритетные товары экспорта… Вряд ли. Мир стал жестче. И Батька знает это сам, прекрасно отдавая себе отчет, что не обладает рычагами, способными отсрочить принятие глобального для него решения. И все же, он пытается это сделать.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ, НИЧЕГО ЛИЧНОГО
По сообщению Еврорадио – оппозиционного ресурса, функционирующего в Белоруссии на западные деньги, Белорусская нефтяная компания закупила партию норвежской нефти Johan Sverdrup (80 тыс. т) с поставкой в литовский порт Клайпеда. Нефть доставляется железной дорогой на Новополоцкий НПЗ. Упоминается так же о заявлении Александра Лукашенко, что в будущем Белоруссия собирается покупать в России только 30–40% от необходимой стране нефти.
Давайте прикинем: баррель нефти, в зависимости от марки, торгуется по $64–65. Рыночная стоимость тонны равна $470. Некоторые эксперты утверждают, что Белоруссия заплатит $9 за тонну за перевалку норвежской нефти в порту Клайпеда, $40 за тонну – за доставку до завода «Нафтан» в Новополоцке. Тонна норвежской нефти обойдется в $520.
«Белнефтехим» заявлял, что цена российской нефти для Белоруссии составляет 83% от мировой, то есть нефть из России обходится Республике Беларусь в районе $390 за тонну. Значит, тонна норвежской нефти на $130 дороже. Приблизительно 3 млн тонн «альтернативной» нефти за год через Литву – это по самым скромным подсчетам – $400 млн прямых потерь для белорусской экономики. Зачем?
Выборы… Все же надеюсь, что именно предвыборная лихорадка способствовала принятию столь недальновидных решений. И как все уляжется, то закончится и свистопляска, которая не принесет ничего хорошего нашим народам, настолько близким, что даже подобные демарши не влияют на отношения. От слова – никак.
Автор: Владимир ЕРАНОСЯН
Комментарии