ПРИГЛАШЕНИЕ К МИРУ ИЛИ УЛЬТИМАТУМ?
ФОТО: МИХАИЛ МЕТЦЕЛЬ/POOL/TASS
01.07.2024
С начала СВО Запад и руководство Украины представляет Россию в глазах мирового сообщества эдаким непримиримым «исчадием ада» и «обителью зла». Украинский вопрос уже множество раз обсуждали на встречах в Копенгагене, Джаффе, Давосе, Мальте, и каждый раз без участия Москвы, хотя даже на суде подсудимому дают слово. Настала очередь и Швейцарии. Организовывая там саммит Киев и стоящие за ним международные политические силы разрекламировали предстоящую конференцию чуть ли не собранием практически всех стран ООН, предрекая ей большие перспективы. Но накануне саммита Президент России огласил очередные мирные инициативы России, и весь мир задумался – для чего это было сделано?
24 февраля 2022 года Российская армия начала специальную военную операцию (СВО) в Украине, целью которой, согласно официальным заявлениям, было объявлено прекращение войны на Донбассе и денацификация Украины. Однако кто-то что-то недоучёл – боевые действия затянулись, потери росли с обеих сторон, а потому Москва и Киев сели за стол переговоров.
Переговоры проходили в марте 2022 года сначала в Белоруссии, затем в Турции. Россия выдвигала Украине следующие требования: признание Крыма российской территорией, создание к полуострову сухопутного коридора, внеблоковый статус Украины, полный запрет нацизма, защита прав русского населения. Взамен Россия гарантировала безопасность Украины и обязывалась вывести войска с территорий, которые перешли под контроль Российской армии в ходе СВО. То есть фактически от Украины требовали признать границы, сложившиеся к 24 февраля 2022 года. «Киев проиграл войну сразу, через несколько недель. Именно поэтому президент Зеленский изначально был готов довести стамбульские переговоры до конца. Но ему угрожало непримиримое фашистское течение в украинском государственном аппарате», – считает Эдуард Юссон историк, профессор Института социальных, экономических и политических наук Лиона (Франция), комментируя ту ситуацию, в которой оказался Киев весной 2022 года.
Не дожидаясь результатов переговоров, Российская армия покинула Киевскую, Сумскую и Черниговскую области. Это было объявлено жестом доброй воли и первым шагом к мирному урегулированию конфликта, хотя многие эксперты высказывают мнение, что к этому её вынудили многочисленные потери и засады, в которые попадали колонны российских войск.
Далее в переговорный процесс между Киевом и Москвой вмешался так называемый «коллективный Запад». Премьер-министр Британии Борис Джонсон предложил Киеву ничего не подписывать и, как потом вспоминали сами украинские политики, доверительно изрёк: «Давайте будем воевать». В Киеве воевать согласились, полагая, что «давайте» из уст английского премьера будет подкреплено поставками вооружений и боеприпасов в количествах, достаточных для возвращения Украине всех потерянных с 2014 года территорий, а, может, и прямым вмешательством в конфликт. Отход Российской армии из трёх областей был объявлен бегством и победой ВСУ. Подбодрённые США и их союзниками, украинские власти стали выдвигать неприемлемый теперь уже для России ультиматум: возвращение Украины к границам 1991 года, военные репарации, военный трибунал над руководством РФ, и вступление в НАТО. В таких условиях вести мирные переговоры не представлялось возможным, и Москва «свернула» все свои мирные инициативы.
«Зеленский был обманут Западом во главе с британцами, которые заставили его поверить, что его поддержат до такой степени, что он сможет вернуть себе территории, утраченные Украиной с 2014 года, – говорит Эдуард Юссон. – У американцев никогда не было иной цели, кроме как изматывать Россию в войне. США никогда не собирались вмешиваться напрямую».
КОПЕНГАГЕН, ДЖИДДА, МАЛЬТА – «МИР» БЕЗ РОССИИ
После того как все мирные инициативы России были отвергнуты, военное противостояние получило новый толчок к эскалации. После отвода российских войск с правобережной части Херсонской области и из Харьковской, Киев и западные элиты уверовали, что Россию можно победить на поле боя. В связи с этим появился Киевский вариант разрешения конфликта – так называемые «10 пунктов Зеленского», которые включали полный вывод российских войск с территории Украины в границах 1991 года (включая и Крым). Запад пытался созвать глобальную конференцию, на которой её участники поддержали бы территориальную целостность Украины и, таким образом, выступили бы против позиции России.
24 июня 2023 года она прошла в Копенгагене (Дания), её инициатором формально значилась Украина. Среди прочих участников были представители стран БРИКС: Индии, Бразилии, ЮАР (всего более 14 стран). Приглашался и Китай, но делегаты от Поднебесной отсутствовали. Представители стран Запада, говоря о гарантиях безопасности для Украины, утверждали, что таковые могут предоставить только члены НАТО. Однако, несмотря на большое желание, тогда никаких внятных решений, как урегулировать конфликт в Украине, принято не было.
После первой неудачной попытки в Копенгагене, очередной раунд переговоров со странами Глобального Юга прошёл 5–6 августа 2023 года в Джидде (Саудовская Аравия). На саммит прибыло более 40 государств, включая делегации Бразилии, Индии, Египта и даже Китая. Как и на предыдущей конференции, в Джидду не пригласили Россию. По итогам саммита не было принято никаких громких документов, а самым большим достижением его организаторов стало участие Китая. Но последний имел свой «план мира», в котором указал прекращение огня и не указал, чтобы Российская армия покинула территорию Украины.
Наконец, ещё одна встреча по Украине состоялась 28 октября на Мальте. По числу участников (66 стран), она превзошла Копенгаген и Джидду, однако вновь отсутствовал Китай. По мнению большинства российских экспертов, Копенгаген, Джидда, Мальта стали попытками США и их союзников попросту расширить антироссийскую коалицию.
ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Весной 2024 года СМИ наперебой обсуждали будущий саммит по конфликту в Украине, который должен был пройти снова без России, 15–16 июня 2024 года в Швейцарии. Российские власти открыто заявили, что не считают Швейцарию нейтральной стороной конфликта, поскольку она открыто поддерживает позицию Киева и стран Запада.
«Согласно мнению западных политтехнологов, саммит в Швейцарии должен был стать отправной точкой для формулировки потенциальных мирных соглашений по Украине, и, естественно, эти условия носили исключительно антироссийский характер в силу того, что предусматривали контрибуции, опирались на «формулу Зеленского», – говорит Евгений Семибратов заместитель директора ИСИП РУДН, кандидат исторических наук.
Накануне конференции, 14 июня, Президент России Владимир Путин на встрече с руководством МИД РФ выступил с новыми предложениями по мирному урегулированию конфликта в Украине. Они во многом похожи на то, что Москва предлагала Киеву два года назад. Но только теперь Украина, помимо всего прочего, лишалась пяти регионов: Крыма, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, принадлежность которых России в Киеве должны были признать. Это выступление вызвало в мире нешуточный резонанс.
«Мирные инициативы Путина, озвученные накануне конференции, произвели эффект разорвавшейся бомбы в медийном пространстве, в силу того что многие эксперты утверждали, что российское руководство не формулировало официально никакого образа победы. Отмечу, что данный образ он далёк от плана-максимума, но в то же время для нашей страны он является выигрышным», – считает Евгений Семибратов.
Однако к кому же обращался президент Путин со своими предложениями? К Киеву? К Брюсселю? К Лондону и Вашингтону? Или, может, к странам, которые не поддерживают ни одну из сторон? Существует мнение, и его приверженцев всё больше, что мирные инициативы Москвы были адресованы вообще не к правительствам каких-либо стран или же функционерам ЕС, а для внутрироссийской аудитории.
Но реакция за российским периметром, естественно, последовала. В Киеве выступление российского президента, конечно же, заметили. Владимир Зеленский назвал его очередным ультиматумом. Канцлер Германии Олаф Шольц был более осторожен в формулировках, назвав предложения Путина «несерьёзными». Генсек же НАТО Йенс Столтенберг заявил, что мирные инициативы Путина – это достижение Россией целей СВО, и потому для Украины они неприемлемы. В России большинство экспертов придерживается другого мнения.
«Я бы не стал называть мирные инициативы ультиматумом. Это вполне адекватное предложение, которое отражает ситуацию, ту инициативу, которой владеют ВС РФ, – считает Евгений Семибратов. – Я расцениваю эти инициативы в первую очередь как работу на информационном фронте. Все понимают в нашей стране, что Запад пока не готов к мирному диалогу. Запад отличается тем, что у них нет плана «Б». Я бы не стал исключать сценарий вхождения в состав России ряда других регионов Украины... Всё зависит от реальных успехов на земле, от продвижения Вооружённых сил Российской Федерации».
Условия новых российских предложений для Киева намного хуже того, что предлагалось в 2022 году, – это не может не бросаться в глаза. Также в обращении Путина прямо говорилось, что следующие будут ещё хуже. «Чем дольше Украина и её западные союзники будут ждать, тем менее благоприятными окажутся условия мира, предложенные Москвой. Я не удивлён, что в Вашингтоне этого не понимают. Соединённые Штаты проводят мессианскую внешнюю политику, которая отказывается от компромиссов. С другой стороны, мне грустно, что французские лидеры не видят, что российский военный аппарат продолжает укрепляться. Удары по украинским военным объектам гиперзвуковыми ракетами дали свой эффект. В США, в Евросоюзе, в военных кругах напуганы перспективой войны с Россией. Это не мешает североамериканским и европейским лидерам делать важные заявления, например, об отправке европейских войск в Украину», – считает французский историк Эдуард Юссон.
Пикантности ситуации добавляет то, что в России Владимира Зеленского не считают легитимным Президентом Украины, так как срок его полномочий истёк 21 мая этого года. От проведения выборов он отказался, тем самым сохранив власть под предлогом ведения войны. То есть, даже если Украина согласится на московские предложения, с кем вести диалог?
«Поэтому не следует ожидать скорого начала переговоров, а если они начнутся, то будут постоянно затягиваться. Переговоры возможны лишь под эгидой ООН и с участием всех ключевых государств мира, но только тогда, когда Россия достигнет желаемого результата», – считает Фёдор Пашин, заместитель директора Института информационных войн Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСАНОИК).
МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, НА КОТОРОЙ МИРОМ И НЕ ПАХНЕТ
Как и анонсировалось, «мирная конференция» по поводу ситуации в Украине была проведена 15–16 июня 2024 года в Швейцарии. В город Бюргеншток прибыли представители более 90 стран: Великобритании, Германии, США, Франции и прочих – конференция оказалась намного представительнее всех предыдущих. Правда, не приехали представители Китая. По мнению многих политологов и экспертов, швейцарским саммитом Запад пытался представить Россию агрессором, прежде всего перед странами Глобального Юга (страны Азии, Африки, Латинской Америки), с которыми у России сложились дружественные отношения.
На конференции обсуждали безопасность украинских атомных электростанций, ситуацию вокруг Запорожской АЭС, глобальную продовольственную безопасность, обмен военнопленными и прочее. Многие участники саммита (из которых большинство были далеко не первыми лицами своих государств) прибыли на эту встречу, чтобы в очередной раз встретиться и обсудить разные вопросы, которые ситуации в Украине не касаются.
Цели, которые возлагали на конференцию в Киеве, Лондоне и Вашингтоне, достигнуты не были. Показать, будто бы весь «цивилизованный» мир, и особенно так называемый Глобальный Юг, осудили действия России единым «фронтом», не удалось. Итоговый документ подписали около 80 стран (включая Венгрию, Сербию и Турцию), из которых за несколько часов отозвали свои подписи Ирак, Иордания и Руанда. Документ вовсе не подписали Таиланд, Индонезия, Индия, Колумбия, ОАЕ, Саудовская Аравия, ЮАР и прочие.
«Швейцарская конференция стала некой лакмусовой бумажкой, которая демонстрирует резкое ослабление роли США в глобальной политике, которое происходит на протяжении последних двух лет, – говорит Евгений Семибратов. – Нужно подчеркнуть, что конференция не проходила на основе «10 пунктов Зеленского». Многие страны-участницы конференции открыто заявляли, что говорить о мире в Украине без участия России является нерациональной идеей. Интересен и итоговый документ конференции со «свободной подписью», которую можно попросту отозвать. Видимо, многие страны согласились подписать документ только с такой «свободной подписью».
ПОПЫТКА №2 ИЛИ НОВОЕ ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА?
После окончания швейцарского саммита в СМИ появились заявления европейских, американских и даже украинских политиков, в которых утверждалось, что на следующий мирный саммит по украинскому вопросу всё-таки пригласят Россию. Правда не говорится, какая страна станет новой площадкой для такой встречи. Возможно, это будет Королевство Саудовская Аравия, возможно – Индия или какие-либо другие действительно нейтральные страны. Украинские же политики добавляют, что для них важна позиция Китая, они не исключают, что следующие переговоры, уже с участием России, пройдут в Китае. Но публичные заявления для общества и прессы – это одно, а реальные намеренья – совсем другое.
«Стороны вынуждены будут повышать ставки в глобальном противостоянии, стремительно приближаясь к линии невозврата. Временные PR – отступления от тотальной конфронтации лишь способны ввести в заблуждение противостоящие стороны, которые зорко отслеживают каждый ход противника, просчитывают варианты дальнейших действий», – считает Фёдор Пашин.
Для Украины есть два пути: принять предложение Кремля, прекратить войну и смирится с территориальными потерями, сохранив жизни людей. Либо продолжать сопротивляться, надеясь на помощь западных союзников, но и здесь без потерь не обойдётся.
«Вашингтон и его союзники не готовы к компромиссу, поскольку западные элиты отрицают реальность. Однако важно, чтобы эта реальность была чётко выражена. Украина теряет тысячи солдат каждую неделю. И, тем не менее, Соединённые Штаты хотят, чтобы страна находилась в состоянии войны; по крайней мере, до президентских выборов в США, в ноябре. Важно донести до мира это ужасное американское, «западное» поведение. Это важно не только для лидеров союзных или нейтральных стран России. Это также важно для всех людей мира, в том числе и для населения стран Запада. Если я смотрю на свою страну, подавляющее большинство французов не хотят войны в Европе, войны против России», – говорит Эдуард Юссон.
Киевские власти надеются продержаться до 2025 года, когда ВПК Запада заработает на полную силу, и Украина сможет получать больше военной техники и боеприпасов. Но тут возникает другой вопрос: для США главным соперником остаётся Китай. Кроме того, растёт эскалация на Ближнем Востоке, в Палестине и Ливане, также Израиль регулярно провоцирует Иран. Пойдёт ли западное оружие в достаточном количестве в Украину даже в 2025 году, или же оно окажется нужнее в других местах? К тому же боеприпасы и техника – это одно, а как быть с живой силой? Ведь те новобранцы, которых сейчас в Украине массово отлавливают и доставляют в военкоматы силой, не станут за короткое время профессиональными бойцами, да и не факт, что вообще захотят воевать.
Многие военные эксперты считают, что Запад может решиться на интервенцию в Украину, и тогда война разразится с ещё большей силой и фактически станет Третьей мировой. Россия может ответить поначалу общей мобилизацией, ей на помощь придут военные контингенты из КНДР, Ирана и других стран. Ну а далее недалеко и до использования ядерного оружия.
«Киев полностью зависим от западных военных поставок. Президент Франции откровенно признался, что в Украине присутствуют французские инструкторы. НАТО предоставляет ВСУ разведданные благодаря многочисленным спутникам. В случае открытого столкновения России и НАТО, учитывая то количественное превосходство в обычных вооружениях, которым владеет НАТО, у России попросту не будет другого выбора, как применить свои ядерные силы согласно военной доктрине. Этот сценарий несёт огромную угрозу для всего мира», – говорит Евгений Семибратов.
Остаётся только надеяться, что обоюдостороннее повышение ставок и бряцание оружием, наконец, закончатся, и все стороны сядут за стол переговоров. Ведь ядерные арсеналы США и России по-прежнему достаточны, чтобы уничтожить всё живое на планете гарантированно несколько раз. Маловероятно, что элиты, реально влияющие на мировую политику, всерьёз желают, чтобы когда-либо они были использованы по своему прямому назначению.
К тому же нужно различать публичные выступления лидеров Украины и России и закулисные контакты, которые в той или иной степени продолжаются. В частности, по линии разведок Москвы и Вашингтона. Там речь может идти совсем о другом, так что надежда на лучшее есть всегда.
Автор: Алексей СТАЦЕНКО
Комментарии