НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
РОССИЯ ЗАМАХНУЛАСЬ НА ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН…

РОССИЯ ЗАМАХНУЛАСЬ НА ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН…

РОССИЯ ЗАМАХНУЛАСЬ НА ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН…

ФОТО: ZUMA/TASS

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
30.01.2023

Россия возвращается в Индийский океан, где она отсутствовала со времен СССР. Так, в феврале 2023 года ее Военно-морской флот проведет многодневные учения с коллегами из Китая и ЮАР.

Напомним, что военное сотрудничество России с ЮАР началось после присоединения последней к организации БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай и ЮАР) в 2011 г. В ноябре 2019 г. российские военные моряки впервые провели подобные маневры в Индийском океане. Но теперь, по данным посвященного оборонным вопросам сайта DefenceWeb, они будут гораздо более серьезными – одних только южноафриканских моряков будет задействовано 350 человек, не считая летчиков, спецназа, военной разведки и прочих частей Южно-Африканских национальных сил обороны (SANDF).

СТРАННЫЕ И ДАЛЕКИЕ УЧЕНИЯ

Заметим, что совместные ежегодные морские учения Китай и Россия проводят с 2012 г., но теперь они сместились в Индийский океан. В связи с этим на Западе подозревают, что они готовят десантные операции в Индо-Тихоокеанском регионе.

Отметим так же, что ранее ЮАР проводила военные учения с Германией и Францией, членами НАТО, поставляющими этой стране боевые корабли. Но теперь ЮАР все дальше уходит от Запада.

Руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов объясняет «Совершенно секретно», зачем наша страна возвращается в столь отдаленные от нее районы: «Россия, претендующая на сохранение статуса великой державы, не может не иметь сильного флота и не присутствовать в Индийском океане для обеспечения безопасности морских путей (прежде всего от пиратов) и охраны наших рыбаков. После «24 февраля», когда ЕС и США наложили санкции на торговлю с Россией, наше присутствие в Индийском океане стало жизненно необходимым. Запад пытается подорвать торговлю с нашими ключевыми партнерами КНР, арабскими странами, Индией, государствами Юго-Восточной Азии. Поскольку делает он это агрессивно, вплоть до задержаний кораблей, как это было в феврале 2022 года с российским судном Baltic Leader в Ла-Манше, Россия вынуждена отвечать. Для обеспечения безопасности морских перевозок и рыболовства, от которых зависит выживание ее экономики, Россия усиливает военное присутствие в дальних морях, взаимодействуя с флотами дружественных стран. Однако такое сотрудничество с Китаем с тревогой воспринимается нашим стратегическим партнером Индией. Она считает Индийский океан сферой своих жизненных интересов. Поэтому необходимо поддерживать баланс, взаимодействуя с индийской стороной не менее интенсивно, чем с китайской».

Специалист Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин считает, что «Россия и Китай демонстрируют сильный интерес к Индийскому океану не случайно. И их участие в учениях с ЮАР в южной его части необходимо рассматривать вместе с проведением аналогичных маневров в его северной части с флотом Ирана.

Так они ответили на решение США и их союзников – Италии, Дании, Нидерландов и Франции сформировать враждебную Тегерану военно-морскую коалицию в Персидском заливе. Предлог – защита танкеров с нефтью для Запада от нападений, якобы совершенных на них Ираном. В обоих случаях учения проводятся у оживленных морских маршрутов, критично важных для Запада и мировой торговли. Тем самым Китай и Россия демонстрируют уязвимость судоходства по Суэцкому каналу и альтернативному ему маршруту вдоль африканских берегов в Атлантику. Опираясь на Иран и ЮАР, они демонстрируют возможность передавить эти кровеносные экономические артерии. Поскольку по ним перевозится львиная доля сырья для Запада, это вызовет там очень серьезные экономические последствия».

КЭГЭБЭШНИКИ У ВЛАСТИ В СОЮЗНИЧЕСКОЙ ЮАР

Говоря о ЮАР как о базе для таких действий, отметим, что прежде эта страна была главным союзником Запада в Африке. С ее помощью он остановил здесь советское наступление в 1970–1980 годы. Все изменилось после краха прозападного режима апартеида в ЮАР, «слитого» за ненадобностью США и Европой после распада СССР. К власти там пришли воспитанные в Московской школе КГБ представители Африканского национального конгресса, борцы против «белого расизма», с которыми дружат Россия и Китай.

Они-то понимают стратегическую значимость ЮАР – ее расположение позволяет одновременно контролировать выходы в Атлантический и Индийский океаны. Не случайно, что в декабре 2022 года Джулианна Смит, посол США в НАТО, комментируя усиление там активности России с Китаем, заявила: «Они пытаются подорвать позиции членов Североатлантического альянса, разделив их при помощи Южной Африки».

Кроме того, ЮАР – пожалуй, сильнейшая военная держава Африки с учетом ее развитого оборонного комплекса. Не случайно, что она имеет там большой авторитет. Так, ЮАР играет роль арбитра в различных конфликтах и помогает африканским странам бороться против радикальных исламистов и пиратов в Мозамбике, различных повстанцев в Судане и Демократической Республике Конго (ДРК).

Обладание крупными материальными ресурсами дает ЮАР основание демонстрировать себя «голосом Африки». Не случайно, что Россия пытается укрепить связи с таким союзником. Поскольку Москва закрепилась в северной части Африки (Судан, Мали, ЦАР, Буркина-Фасо), получение южноафриканского «плацдарма» позволит ей и Китаю контролировать почти весь Чёрный континент.

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ КОРАБЛЬ: ЗОЛОТО В ОБМЕН НА ОРУЖИЕ?

Опасения Запада относительно замыслов Москвы подкрепляются в связи со скандальным появлением в ЮАР российского контейнеровоза «Леди Р». Согласно американской версии, он тайно прибыл поздно вечером 6 декабря на военно-морскую базу Кейптауна.

Посольство США успело предупредить власти ЮАР о недопустимости приема этого корабля. Ведь ранее на него американцы наложили санкции якобы за участие в снабжении российских военных на Украине. Ответа на это не последовало и «Леди Р» беспрепятственно пришвартовалось на военной базе. По американским данным, это судно выгрузило в темноте какие-то контейнеры на хорошо охраняемые грузовики, и, загрузившись контейнерами южноафриканскими, отбыло восвояси. Что в них было, установить не удалось. Как предполагают американцы, российский корабль забрал золото, алмазы и другое ценное сырье, которыми власти ЮАР расплатились за привезенное для местных и танзанийских военных оружие.

Это лишь дополнительно разожгло интерес западных спецслужб к произошедшему. И хотя сейчас юаровцы «кивают» на подготовку к предстоящим февральским учениям, Запад в этом убедить сложно. «Если это так, то зачем соблюдать такую секретность и отключать автоматическую систему опознания судна под предлогом «чрезвычайной ситуации», – вопрошают там.

И Запад видит, что из всех африканских стран именно ЮАР наиболее ярко поддерживает действия России на Украине, открыто заявляя о несоблюдении эмбарго против Москвы. Так, в октябре 2022 года власти ЮАР демонстративно объявили, что позволят российскому сталелитейному магнату Алексею Мордашову, против которого Запад также ввел санкции, зайти на своей яхте в гавань Кейптауна.

И подобное «непослушание» вызывает на Западе желание наказать бывшего союзника.

ЮАР КАК БОГАТЕЙШИЙ ИСТОЧНИК СЫРЬЯ

Впрочем, не обошлось здесь и без экономики. Кроме «демонстрации мускулов», тут имеются сырьевые интересы. Китай и Россия пытаются использовать ЮАР как «ворота» для расширения своего политического и экономического влияния в Африке, поставщике сырья западной экономике.

Причем сама ЮАР является одной из богатейших стран, и Запад критично зависит от ее минеральных ресурсов. Страна контролирует 90% мировых запасов платиноидов, 80% марганца, 72% хрома, 32% ванадия, 13% золота, 6% урана. И это не считая других крупных запасов полезных ископаемых, включая цветные металлы и алмазы.

Общая же стоимость южноафриканского сырья составляет три триллиона долларов. Однако особое значение ЮАР получила из-за наличия у нее крупных запасов редкоземельных металлов, необходимых для мировой электронной промышленности, и спрос на них быстро усиливается. Они требуются для производства компьютеров, телевизоров и смартфонов, электромобилей, оружия (реактивных двигателей, систем наведения ракет, спутников, оборудования GPS) и многого другого.

Фото_23_13_Суд.jpg 

Но еще большую значимость редкоземельные металлы представляют для выпуска передовой техники по производству возобновляемых источников энергии (ветряные турбины, солнечные панели) и аккумуляторов для электромобилей. Причем Запад, расширяя их применение, рассчитывает уменьшить свою зависимость от российской нефти и газа.

В результате к 2030 году спрос на редкоземельные металлы увеличится по сравнению с 2019 годом в полтора раза с 208 250 до 315 тысяч тонн. Восполнять эти потребности Запад планировал, в том числе за счет ЮАР. Так, только один рудник Стинкампскрааль на западе этой страны содержит 15 редкоземельных элементов из 17 известных, особенно неодим и празеодим. Это одно из самых привлекательных месторождений в мире.

Важно заметить, что до сих пор главным поставщиком редкоземельных металлов на планете был Китай (60 % производства и 85% переработки). Соответственно, недопущение сюда западных компаний становится для Пекина и Москвы жизненно важным делом.

Интересно, что сейчас в ЮАР активно «лезет» Саудовская Аравия. Она «интересуется» в несвойственной ей манере не нефтью, а редкоземельными металлами. Для этого ее представители одаривают лидеров Южно-Африканской Республики щедрыми подарками, обещая им крупные инвестиции.

Фото_23_14_Суд.jpg 

За саудитами, учитывая их былую политическую близость с Западом, могут стоять американцы и европейцы. В ЮАР последние, скорее всего, получат отказ, а вот через саудитов, вроде бы, «к делу не относящихся», попробовать зайти туда можно. Ведь, несмотря на их нынешний разлад с США, бизнес-интересы никто не отменял. Что же касается ЮАР и Запада, то их диалог все больше напоминает отношения кошки и собаки. Так, США и Евросоюз обвиняют первую в активном использовании угольной энергетики, плохо влияющей на климат планеты и способствующей глобальному потеплению.

Критикуют ЮАР и за недавний развал совместного предприятия Total Energies и Shell, занимавшегося здесь геологоразведкой. Тем самым они поставили под угрозу развитие нефтегазовой отрасли Южной Африки. Соответственно, у Претории (столица Южно-Африканской Республики. – Прим. ред.) не остается иного выбора, кроме как активнее использовать уголь.

Однако Франция и Великобритания утверждают, что развал совместного предприятия Total Energies и Shell спровоцировала южноафриканская бюрократия своими судебными решениями против них. В ответ на это ЮАР утверждает, что штрафы против них вызваны несоблюдением требований западных же экологических организаций к работе сырьевых компаний.

В свою очередь, Запад обвиняет ЮАР в «вымогательстве» у сотрудников западных сырьевых компаний денег за оформление и продление виз. Которые якобы выдают лишь тем, кто готов инвестировать в Южную Африку миллиарды долларов. Но особенно много претензий к ЮАР у Запада за ситуацию, которая сложилась в соседнем Мозамбике.

Напомним, что в последние годы боевики запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ) своими действиями парализовали здесь производство сжиженного газа (СПГ), в которое западные компании вложили миллиарды долларов. В 2021 году для борьбы с радикалами ряд африканских стран ввели в Мозамбик войска. Причем ЮАР с Руандой и возглавили данную интервенцию.

С этого момента прошло уже полтора года, но прогресса в борьбе, позволяющего возобновить выпуск СПГ, не наблюдается. В связи с этим у Запада появились сомнения, так ли ЮАР нацелена победить горстку исламских радикалов или она только делает вид, стремясь насолить былым колониальным хозяевам Африки.

А теперь США и Брюссель обвиняют южный регион Африканского континента в совершении там военных преступлений против мирного населения и даже поддержке игиловцев (запрещенная в РФ организация). Напротив, у властей Мозамбика нет претензий к ЮАР, что вызывает в США и Европе подозрения, что и туда скоро зайдут «плохие русские и китайские парни». Дескать, не для них ли ввозил в декабре российский корабль оружие под видом запланированных учений?

Данные подозрения у Запада усиливаются помехами со стороны ЮАР португальской компании Efacec Power Solutions добывать графит в Мозамбике. Это лишний раз подпитывает его опасения, что вскормленные КГБ борцы с апартеидом намерены и вовсе изгнать их компании из Африки.

ОТВЕТНЫЙ УДАР ЗАПАДА

Соответственно, по мнению Запада, его отношения с ЮАР и другими африканскими странами портит Россия. Которая, как ожидают в Париже, использует свои успехи здесь, чтобы сделать 2023 год «годом российского военного наступления на Чёрном континенте».

Причем Россия, по мнению западных политиков и экспертов, всенепременно использует для развития там своих успехов предстоящие саммиты Россия – Африка в РФ и БРИКС в ЮАР. Их, как опасаются США и Евросоюз, Владимир Путин и Президент ЮАР Сирил Рамафоса используют, чтобы побольнее ударить по западным интересам.

Таким образом, Африка может стать еще одним фронтом борьбы наряду с украинским.

Однако Запад не намерен равнодушно взирать за превращением прежде дружественных ему стран в оплот России и Китая. И пытается «раскачивать» там ситуацию. Так, крупнейшая прозападная оппозиционная партия ЮАР «Демократический альянс» критикует пророссийскую политику Рамафосы, «выслуживающегося перед Кремлем». Она же обвиняет его относительно скандала с российским контейнеровозом «Леди Р» во «втягивании своей страны в опасные для страны и Африки игры, превращая их в базу для российских наемников».

Однако у министра обороны Южно-Африканской Республики Танди Модисе иная версия – это «США угрожают Африке за все, что хотя бы пахнет Россией». Из-за этого и усиливается давление на руководство ЮАР. Интересно, что ранее США пытались продать ЮАР 12 военно-транспортных самолетов для борьбы с исламистскими боевиками в Мозамбике, но министр обороны ЮАР, настроенный на сотрудничество с Россией и Китаем, отказался от этого.

Причем сразу после этого в ноябре 2022 года США стали обвинять Преторию в связях с «финансовыми сетями «Исламского государства» (запрещенная в РФ организация).

Это-де объясняет причину того, почему интервенция ЮАР в Мозамбике не дает практических результатов. Якобы отсюда исламские радикалы направляют средства своим единомышленникам на подрыв других стран Чёрного континента, включая Кению и Мозамбик.

Понимая, что может последовать за подобными обвинениями, ЮАР экстренно перевооружает свою армию и флот. И делает это с помощью России и Китая, поскольку его агентство по закупкам оружия Armscor и компания Denel сами не могут выполнить эту амбициозную программу. Им на это не хватает денег, и власти этой страны рассчитывают на укрепление союза с Москвой и Пекином. Которые, проводя учения с ЮАР, тем самым сигнализируют Западу – эта страна находится под их защитой.

То есть, африканская «интрига» с действиями России на Чёрном континенте углубляется. Ясно, что она продолжит свое удачно начавшееся здесь наступление, столь беспокоящее Запад. И готовящиеся учения служат одним из признаков, что оно действительно начнется с южноафриканского «плацдарма». Вопрос, куда именно.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку