Сергей Удальцов, кандидат в Навальные
Совместно с:
30.09.2013
Лидер «Левого фронта»: кому и зачем?
В середине октября должен начаться суд над лидером «Левого фронта» Сергеем Удальцовым. С февраля 2013 года он находится под домашним арестом. Удальцова обвиняют в подготовке и организации массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года, и, по всей видимости, Басманный суд согласится с такой квалификацией его действий. Сергею Удальцову грозит до десяти лет лишения свободы.
Что видит в Удальцове власть и что – ее оппоненты? Имеет ли он шансы попасть под амнистию, которую не исключил для фигурантов «Болотного дела» президент Владимир Путин?
Наследственный революционер
Сергей Удальцов родился в 1977 году в Москве – в городе, где к этому времени одна из улиц уже давно носила его фамилию.
Удальцов – правнук известного революционера и экономиста Ивана Дмитриевича Удальцова. За заслуги перед партией Ивана Удальцова поставили во главе Московского государственного университета, а в 1944 году сделали первым директором созданного тогда Института международных отношений (МГИМО).
Дедушка Сергея Удальцова – Иван Иванович Удальцов – занимал пост заместителя заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС, откуда был направлен советником-посланником посольства СССР в Чехословакию. Именно в бытность Ивана Удальцова дипломатом в ЧССР были введены
войска стран Варшавского договора, что означало конец реформ в этой стране. В 1970-е годы Иван Удальцов возглавлял правление Агентства печати «Новости» (ныне – РИА «Новости») и служил чрезвычайным и полномочным послом СССР в Греции.
Его сын, дядя Удальцова Александр, был послом в Латвии и Словакии, возглавлял Второй Европейский департамент Министерства иностранных дел России.
Родители Сергея Удальцова пошли не по номенклатурной, а по научной линии. Оба они историки, отец, Станислав Тютюкин, имеет докторскую степень. Сергей носит фамилию матери.
Сергей Удальцов окончил юридический факультет Московской государственной академии водного транспорта.
Сталинист
То, что сочувствующие называют неразборчивостью Удальцова, – одна из главных характеристик его политической биографии. По крайней мере, именно эта неразборчивость, как многие считают, сделала возможным появление в 2012 году псевдодокументального фильма «Анатомия протеста – 2» на телеканале НТВ, который дал отечественным следователям повод обвинить Удальцова в «подготовке и организации массовых беспорядков». В этом фильме якобы запечатлена встреча Удальцова, его соратников Леонида Развозжаева и Константина Лебедева с грузинским политиком Гиви Таргамадзе, где они якобы обсуждают необходимость организовать в Москве беспорядки с целью свергнуть президента Владимира Путина.
Но еще в студенческие годы – в конце 1990-х – Удальцов присоединился к лидеру «Трудовой России» Виктору Анпилову – человеку, чья репутация уже тогда была весьма неоднозначна.
В 1999-м Удальцов баллотировался в депутаты Государственной думы третьего созыва в составе блока, который Анпилов создал вместе с главой Союза офицеров Станиславом Тереховым и при участии лидера тогда еще не запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова. Блок назывался «Сталинский блок: Трудовая Россия, офицеры – за СССР». В первой его тройке вместе с Анпиловым был внук Сталина Евгений Джугашвили. Блок не набрал и одного процента. Это не смутило Удальцова, до середины 2000-х он числился одним из самых активных сторонников Анпилова.
Зато Удальцов встретил в НБП свою будущую жену и пресс-секретаря Анастасию. Сегодня их сыновья – Иван и Олег – уже школьники. Правда, не в России – их маме пришлось отправить их в Украину после того, как папу обвинили в подготовке и организации массовых беспорядков на Болотной.
В поисках «красной молодежи»
Первая политическая организация, созданная Удальцовым – Авангард красной молодежи (АКМ), – была задумана как молодежное крыло «Трудовой России».
Эмблема этой организации – автомат Калашникова. Самый яркий ее девиз – «Социализм или смерть!». Другие – «Наша Родина – СССР» и «Будущее за коммунизмом».
Деятельность АКМ сводилась к протестам на акциях либеральных политиков, которых активисты АКМ обвиняли в развале Союза и голоде «лихих девяностых», пикетам у посольств «буржуазных стран», а также митингам против точечной застройки и за права рабочих и жителей общежитий. Другие мероприятия – участие в первомайских демонстрациях и ежегодный марш «Антикапитализм», инициатором которого Удальцов выступил в 2001 году.
В 2003 году АКМ раскололся: Удальцов усомнился то ли в идеях, то ли, наконец, в репутации Анпилова, назвал АКМ «красно-коричневой организацией с реваншистскими настроениями и излишней апологетикой сталинского периода» и ушел в так называемую восстановленную Коммунистическую партию Советского Союза. Его даже взяли в центральный комитет партии. В этом статусе он второй раз попробовал участвовать в выборах – теперь в Московскую городскую думу, но безрезультатно. С тех пор Удальцов ни в какие партии не входил. Вместо партий были Национальная ассамблея и «Другая Россия», а впоследствии Координационный совет оппозиции – объединения, куда считал нужным войти почти каждый, причислявший себя к российской оппозиции. Удальцов не был исключением, но сколь-нибудь значительных успехов в этих общедемократических, не левых организациях не достиг
В конце 2000-х Удальцов стал координатором так называемого Совета инициативных групп Москвы. Как и в случае с АКМ, деятельность этой организации сводилась в основном к уличным акциям протеста против точечной застройки.
В 2008 году Удальцов выступил одним из основателей организации «Левый фронт» и стал ее координатором. Ее целью было объединить всех разрозненных левых, которые отдельно друг от друга так или иначе создавали аналоги КПСС, как они себе ее представляли. Планировалось, что из «Левого фронта» впоследствии получится новая левая партия – своего рода обновленная КПРФ. Но ничего толком не вышло из обеих этих идей. Запомнилось только выступление Удальцова по российскому телевидению в поддержку Геннадия Зюганова на президентских выборах в 2012 году.
До предшествовавших им выборов в Госдуму большинство людей – тех, кто не разделяет тезис «Социализм или смерть», – Удальцова не воспринимали всерьез как оппозиционного политика. Они узнавали о нем главным образом по сотням сообщений о его административных арестах за участие в несанкционированных митингах и акциях – а их действительно были сотни: и арестов, и сообщений о них. Сторонники Удальцова по «Левому фронту» и благодарные жители Москвы, с которыми Удальцов митинговал против незаконных застроек, были немногочисленны и разрозненны – Удальцову не удалось стать авторитетным лидером консолидированного левого движения.
После выборов в Госдуму в декабре 2011 года ситуация изменилась: Удальцов обрел широкую известность и новый статус.
Мученик
Так сложилось, что именно Анастасия Удальцова была в числе заявителей первого митинга на Болотной площади 10 декабря 2011 года. Ни она, ни кто-либо еще не ожидали, что на него придут десятки тысяч человек, что в путинской России было вещью неслыханной. Ждали стандартный состав: жители общежитий, активисты «Левого фронта» – не больше стабильных нескольких сотен.
Удальцова на том митинге не было – в это время его постоянно переводили из СИЗО в больницу и обратно: к концу 2011-го власть так зачастила с его административными арестами, что он объявил голодовку, голодал долго и тяжело: здоровье его было сильно подорвано.
Сочувствие сотен тысяч людей, большинство из которых ждало перемен и лидера, который поможет им их добиться, – это, пожалуй, и сделало Удальцова героем самых масштабных митингов последних лет, проходивших под лозунгом «За честные выборы».
Политическая карьера только одного человека во время первых митингов «За честные выборы» пошла в рост так же стремительно – Алексея Навального. Он из блогосферы вышел на площадь, где ему простили национализм.
Удальцов переместился из аудитории ненавистников богатых в широкую аудиторию и богатых, и бедных ненавистников Владимира Путина и «Единой России», которые ему простили сталинизм.
Но Навальный с тех пор превратился в федерального политика, которому, как считают его сторонники, «почти проиграл» на выборах действующий мэр Москвы и член высшего совета «Единой России» Сергей Собянин. А Удальцов остался мучеником, чьи идеи вновь интересны лишь узкой аудитории участников марша «Антикапитализм», и то не всех.
Об этом свидетельствует, в частности, то, что никто, кажется, не вспомнил, что Удальцов тоже пытался участвовать в нынешних выборах мэра Москвы, что он последовательно излагал детальную предвыборную программу, используя сайт «Эха Москвы» и все социальные сети, что он писал многократные обращения в Следственный комитет, Мосгоризбирком и Басманный суд, в которых доказывал незаконность отказа в регистрации его в качестве кандидата. Все было безуспешно. В конце концов Удальцов заявил, что права потенциальных участников выборов – не только его – существенно нарушены, что делает эти выборы нелегитимными, и призвал к бойкоту. И вновь не был услышан. Надо полагать, вовсе не потому, что не поддержал антимигрантскую тему – а программа Удальцова, пожалуй, была наиболее гуманна в этом отношении, она принципиально отличалась от националистической риторики остальных кандидатов.
И в отношении Удальцова можно было бы сказать то же, что многие говорили про Навального: давайте спасем парня от тюрьмы. Не захотели.
Почему
Не Навальный
Возможно, все могло сложиться иначе в судьбе Сергея Удальцова и Алексея Навального.
Когда-то общество, уставшее от полицейского произвола, видело мессию в майоре милиции Алексее Дымовском из Новороссийска. Он оказался то ли городским сумасшедшим, то ли аферистом – уж точно не мессией, – но очень долго, не делая, по сути, ничего, вызывал всеобщий восторг. Не потому что все наблюдатели – глупцы, а потому что общественный запрос – это большая сила, как правило, не поддающаяся логическому осмыслению.
В декабре 2011 года такой запрос – в тысячи раз мощнее, чем запрос на разоблачителя коррупции в правоохранительных органах, – возник на Болотной площади, и два харизматичных молодых политика без больших заслуг и преступных ошибок в прошлом дали многим повод полагать, что могут его удовлетворить. Кому они дали повод в большей степени так считать – обществу или власти, – станет ясно скоро: во время процесса Удальцова в Басманном районном суде и Навального – в Ленинском районном суде Кирова.
Ошибаться, как известно, могут и власть, и общество, а особенно люди, которым так нужен лидер, что они готовы простить и национализм, и сталинизм.
В любом случае Сергей Удальцов имеет примерно равные шансы на то, чтобы превратиться в Навального или Анпилова. Но, кажется, его подлинная проблема состоит в том, что оба эти места уже заняты.
ПОДРОБНОСТИ
Что Сергей Удальцов планировал делать на посту мэра Москвы. Выдержки из предвыборной программы
– Добиться ратификации статьи 20-й Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает введение уголовной ответственности чиновников за незаконное обогащение;
– активно использовать «провокацию взятки» в целях выявления жуликов и воров в госструктурах;
– пересадить городских чиновников (в том числе мэра и членов Правительства Москвы) на общественный транспорт, велосипеды и скутеры – в целях экономии бюджетных средств на закупки служебных автомобилей и борьбы с пробками на дорогах;
– соблюдать права граждан на свободу слова и собраний, открыть центральные площади Москвы для проведения массовых акций – в том числе Красную площадь и Васильевский спуск;
– упростить порядок внесения в Мосгордуму гражданских законодательных инициатив, используя при этом электронные технологии. Сбор 50 тысяч бумажных или электронных подписей автоматически влечет за собой рассмотрение законопроекта в Мосгордуме…
***
– поэтапно ввести выборность участковых уполномоченных, начальников РОВД и их подчинение органам местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции;
– поэтапно ликвидировать управы и префектуры; полномочия префектур, которые целесообразно осуществлять в масштабах больше района, передать межрайонному совету муниципальных депутатов;
– запретить продажу бывших ведомственных домов и общежитий по принципу «крепостных деревень» (вместе с жителями) – до полного расселения таких домов в соответствии с нормами закона;
– ввести бессрочный мораторий на снос и перемещение памятников, а также на переименование улиц и площадей;
– внедрить прозрачную систему тарифообразования в ЖКХ, включая разработку и законодательное закрепление процедур проведения обязательного независимого технико-финансового аудита тарифов и обязательной корректировки тарифов по результатам ежегодного проведения такого аудита;
– заморозить существующие тарифы ЖКХ до момента проведения независимого технико-финансового аудита; в перспективе – плата за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 10% от совокупного дохода семьи;
– взимать платежи только за фактически выполненные работы и предоставленные услуги…
***
– запретить перекрытие дорог и использование спецсигналов («мигалок») всем автомобилям, кроме машин, принадлежащих экстренным службам;
– изменить условия страхования автогражданской ответственности с тем, чтобы немедленно освобождать проезжую часть при ДТП, не связанном с жизнью и здоровьем его участников…
***
– запретить применявшиеся в 2010–2013 годах противогололедные технологии, связанные с разбрасыванием сухих гранулированных солей (вместо распыления их растворов);
– прекратить тотальную уборку листового опада;
– преобразовать городские библиотеки в сеть общедоступных информационно-культурных центров, оснащенных современными электронными технологиями;
– регулярно выделять бюджетные средства на обновление музейных фондов; ежемесячно проводить в Москве день бесплатного посещения музеев;
– создать сеть свободных зон Wi-Fi во всех московских парках и других зонах отдыха горожан…
***
– существенно увеличить зарплаты, надбавки, премии работникам московской полиции и других правоохранительных органов, вернуть городские доплаты; узаконить выделение кредитов на покупку жилья сотрудникам правоохранительных органов с погашением кредита государством через 10 лет безупречной службы;
– поддерживать и развивать добровольные народные дружины…
***
– обеспечить всем работникам, независимо от гражданства, равную оплату труда и социальные гарантии в соответствии с действующим российским законодательством;
– принять городскую программу языковой, культурной и социальной адаптации трудовых мигрантов; открыть в каждом районе Москвы общественные приемные по защите прав мигрантов;
– ужесточить ответственность работодателей за нарушение законодательства при приеме на работу мигрантов…
***
– в короткие сроки повысить минимальную заработную плату в Москве в 2 раза (сейчас составляет около 12 тысяч рублей), привязать рост зарплат в бюджетной сфере Москвы к фактическому индексу роста цен, рассчитанному по товарам широкого потребления;
– регулярно индексировать размер городской доплаты к пенсии пропорционально росту средней заработной платы; ввести увеличенные городские доплаты к пенсии начиная с 70 лет; сохранить все городские доплаты и льготы для пенсионеров;
– повысить базовую стипендию до размера минимальной заработной платы в Москве;
– ввести городское пособие на ребенка до трех лет в размере не менее половины минимальной заработной платы в Москве;
– отказаться от ЕГЭ как единственного способа оценки знаний учащихся, внедрить комплексную систему, включающую письменное тестирование и устные экзамены;
– внедрить выборность директоров школ трудовым коллективом, с последующим утверждением профильным департаментом Правительства Москвы.
Автор: Елена ВЛАСЕНКО
Совместно с:
Комментарии