Серые схемы «Открытой России»
Совместно с:
12.09.2016
Почему светлое дело «строительства гражданского общества» в России Михаил Ходорковский финансирует сомнительными деньгами из-за рубежа
В марте 2016 года в ходе расширенной коллегии Генеральной прокуратуры России, где обсуждались итоги работы и ставились новые задачи, среди прочих вопросов была затронута и тема некоммерческих организаций (НКО). Генпрокурор РФ Юрий Чайка обратил внимание, что в предвыборные периоды активизируются неправительственные организации, которые, как показали выборочные проверки, не всегда работают в рамках закона. По словам Юрия Чайки, были вскрыты «многочисленные нарушения закона, обусловленные бесконтрольностью и нежеланием работать прозрачно». Разумеется, некоторые НКО ошиблись при ведении своей документации, такое бывает весьма часто, и после предписаний прокуроров выявленные недочёты исправили, продолжив работать. А вот у «Открытой России» Михаила Ходорковского позиция более чем странная. Финансировать политические и гуманитарные проекты «открытый и прозрачный» Михаил Ходорковский взялся по схемам, которые иначе как теневыми не назовёшь.
«Отрытая Россия – 1»: иллюзия ликвидации
Многие полагали, что созданная в 2001 году «Открытая Россия», через которую Михаил Борисович Ходорковский собирался «строить гражданское общество», ликвидирована. Она оказалась замешана не только в махинациях и нецелевом расходовании средств, но и в 2002–2003 годах выступала заказчиком «коррупционного переворота», когда Нефтяная компания «ЮКОС» вознамерилась банально купить часть депутатов Госдумы РФ с целью поменять конституционный строй, превратив Россию из президентской республики в парламентскую. Замысел, впрочем, был провален, пресловутых «индивидуальных контрактов» с депутатами Ходорковский заключить попросту не успел. И к 2006 году «Открытая Россия» сообщила о приостановке своей работы и финансирования всех программ, намекая на предстоящую ликвидацию.
Деньги, надо сказать, через данный проект проходили огромные. Арбитражный суд, рассматривая в 2007 году дело А40-14050/2007, установил – только за 2004 год сумма расходования денежных средств «Открытой Россией» составила 531,3 млн рублей. И это не считая выплат различным экспертам и правозащитникам. Согласно банковским документам, всплывшим в прессе, на эти цели у «Открытой России» ушло порядка 50 млн рублей. Не будем заострять внимание на том, как общественники отрабатывали эти средства, включая митинги, различные политизированные заявления и гневные открытые письма по разным поводам. Обратим внимание на другое, а именно на то, что платежи в этой части были «белыми».
То есть НК «ЮКОС» зарабатывала и давала деньги «Открытой России». Она их распределяла на «строительство гражданского общества». В любой момент и сам платёж, и происхождение средств по крайней мере были объяснимы, демонстрируя какую-никакую прозрачность в финансовых взаимоотношениях между неправительственными организациями и олигархами. Кстати, «Открытая Россия» образца 2001 года никуда не делась. И хотя пресс-секретарь Ходорковского Ольга (Кюлле) Писпанен и бывший исполнительный директор фонда «Открытая Россия» Михаил Яструбицкий утверждали, что та самая «Открытая Россия» продолжает существовать, сдавая «нулевую отчётность», поскольку «деятельности она не ведёт и в ней никто не работает», обнаружилось обратное. Юрист Илья Ремесло, изучив состояние дел в неработающей «Открытой России», выяснил, что никакой «нулевой отчётности» за период с 2011 по 2015 год в базе Минюста РФ нет и что с момента объявления о приостановке работы «Открытой России» через неё прошло немало денег. Во всяком случае, бухгалтерский баланс, представленный в Росстат, указывал, что на конец 2012 года сумма активов «Открытой России» составляла более 171 млн рублей. Что это за деньги у организации, где давно «никто не работает», ответа, похоже, так никто и не получил. Да и зачем было вводить в заблуждение людей, которые, выходит, напрасно, переживали за «Открытую Россию» много лет, не совсем понятно.
«Открытая Россия – 2»: без официального лица
С освобождением Михаила Ходорковского из мест заключения, где он отсидел десять лет за налоговые аферы и отмывание денег, гражданские активисты вновь заговорили о возрождении «Открытой России», где будут вестись не только дискуссии на разные темы, но и начнётся борьба за «светлое будущее». Сам Ходорковский объявил, что теперь бизнес не его тема, и он будет готовить новых людей для прихода в политику. «Свою задачу я вижу в представлении обществу альтернативы, в помощи людям, готовым стать этой альтернативой, желающим приобрести для этого политический опыт», – заявил Михаил Борисович в ходе общения с прессой в декабре 2015 года. Однако эти светлые планы Ходорковский решил финансировать весьма тёмными путями.
Так, осенью 2015 года депутат ГД РФ Александр Сидякин, заподозрив неладное, направлял депутатский запрос на имя главы Минюста Александра Коновалова. «Прошу Вас направить в мой адрес информацию о том, подавала ли «Открытая Россия» заявление о включении в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. В случае если данное заявление не было подано, прошу Вас провести проверку на предмет наличия оснований для включения «Открытой России» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», – указывалось в запросе депутата Сидякина.
Из Минюста РФ, впрочем, депутат получил весьма пространный ответ: ведомство ничего сообщить не может, так как «Открытая Россия» не имеет юридического лица, хотя это, как уже было сказано выше, не совсем так. Общественности же было объявлено, что «Открытая Россия» отказалась регистрировать себя в органах юстиции России, а пресс-секретарь Ходорковского Ольга (Кюлле) Писпанен без обиняков заявила, что «мы не собираемся играть по их правилам». Это, конечно, позиция. Но она плохо вяжется с теми ценностями и целями, которые декларируют Михаил Ходорковский и другие участники «Открытой России» – от прозрачности и честности до «мирной революции». Последние, к слову, как показывает мировая практика, «мирными» перестают быть довольно быстро, превращаясь в затяжные вооружённые конфликты, сея кровь и хаос. Впрочем, речь сейчас не о революциях ценою в сотни тысяч жизней, а о схемах финансирования, с которых всё начинается, да и по своей сущности эти схемы не очень сильно отличаются от грязных схем нелегального бизнеса или экстремизма.
«Прачечная» Ходорковского
Первый звоночек о том, что «Открытая Россия – 2» финансируется из иностранных источников, прозвенел тогда, когда аналитики Агентства федеральных расследований FLB.ru проверили некоторые детали существования «Открытой России» в виртуальном пространстве. Выяснилось: деятельность общественной организации «Открытая Россия» обслуживается и поддерживается из Лондона фирмой MBK IP UK LIMITED. Эта фирма обеспечивает работу сайта Ходорковского, а также зарегистрировала торговую марку «Открытая Россия»/Open Russia и торговую марку Khodorkovsky в Великобритании и Чехии. Данные сведения подтверждены в английской версии личного сайта Ходорковского, а чуть позже и юристы подтвердили деловому изданию «Коммерсантъ» наличие означенных товарных знаков. Всё это можно было считать забавами отсидевшего олигарха, однако он сам продекларировал задачи «Открытой России». «Мы поддержим всех демократических кандидатов, которые будут иметь шансы на этих выборах», – заявил Ходорковский, не оставляя сомнений в том, что сбежавший от долгов Федеральной службе судебных приставов в размере 117 млрд рублей и от обвинений в убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова Михаил Борисович намерен вмешиваться в политические процессы в России, сидя то в Лондоне, то в Швейцарии.
Финансирование выборов из иностранных источников запрещено законодательством со времён первых выборов после распада Союза. Это признавали и признают все участники выборов всех уровней. Ходорковский же на это поведал, что «он гражданин России», а значит, его деньги – российские. То есть Михаил Борисович считает фирму MBK IP UK LIMITED с регистрацией в юрисдикции Великобритании российской? Ход мысли, конечно, оригинальный, однако опасность такого легкомысленного подхода видят даже самые лояльные к оппозиции эксперты.
Как объяснял журналистам Григорий Мельконьянц из закрытой недавно за нарушения организации «Голос», долгое время существовавшей на американские гранты: «Ещё не зарегистрированный кандидат не ограничен законодательством о выборах и может начинать привлекать к себе внимание избирателей всеми ресурсами, которые ему доступны. А вот после регистрации бесплатная помощь от штаба «Открытой России» может обернуться проблемами». По мнению эксперта, «есть риск того, что такие услуги будут каким-то образом подсчитаны и кандидату скажут, что это незаконное финансирование и на самом деле кандидат пытался уйти от прямых расходов из избирательного фонда». Сюда же следует добавить приход денег из иностранных в полном юридическом смысле источников вроде MBK IP UK LIMITED.
Тайное стало слишком явным
Вообще, под это дело Михаил Ходорковский и его западные сотоварищи начали было строить «обходную схему», однако юридически она вся – иностранная.
Телеканал НТВ однажды рассказал о суммах, которые получают «бесплатные» активисты, связанные с «Открытой Россией». Размеры выплат не слишком-то удивили знающих людей. В договорах с активистами, которые отрицают финансовые связи с МБХ, фигурируют разные суммы: и в 1000 долларов, и в 8000, и в 25 000 долларов. А при более внимательном изучении фрагментов продемонстрированной документации тайная мозаика «Открытой России» способна вызвать вопросы у международной группы FATF, занимающейся борьбой с отмыванием денег и выявлением потоков, идущих на финансирование терроризма. По критериям FATF, кстати, работает большинство финансовых разведок мира, включая Росфинмониторинг, – международные, знаете ли, критерии. И вот здесь мы вновь смотрим на интересную фирму – MBK IP UK Limited, существование которой признали представители Ходорковского
Лондонский кошелёк
Итак. Фирма с регистрационным номером 08447330, г. Лондон, Великобритания. Офис фирмы расположен в Лондоне на Lion House. Почтовый индекс: WC1R 4GB. В данной фирме существует 1 (один) акционер с долей 100,00%, но с неизвестной фамилией. Компания небольшая. В ней работает один директор – г-н Кельвин Марк Хадсон, родившийся в апреле 1961 года, назначенный 15 марта 2013 года. Обслуживание шло секретарской фирмой Rysaffe International Services Limited.
Здесь нам интересен вышеуказанный директор – г-н Кельвин Марк Хадсон. Он показал среди прочих фирм, которые обслуживает, и фирму с названием CORBIERE PRIVATE OFFICE LIMITED (идентификатор 05393387). Адрес: Lion House Red Lion Street WC1R 4GB London. Её история в части финансов более весомая, нежели у MBK IP UK Limited. Она среди прочих бизнес-структур, связанных с Ходорковским, оплачивала в США услуги лоббистов, продвигавших множественные антироссийские заявления и нормативы, включая «акт Магнитского», тратя на это десятки и сотни тысяч долларов. Создано предприятие было в 2005 году, тогда же в марте 2005 года её директором был уже знакомый нам г н Кельвин Марк Хадсон. Секретарское обслуживание всё той же указанной выше фирмы – Rysaffe International Services Limited. Надо сказать, что за годы отсидки Ходорковского CORBIERE PRIVATE OFFICE LIMITED несколько раз сменила директоров, пользуясь услугами разных фирм и лиц. И на первый взгляд устойчивой связи с МБХ, «Открытой Россией» не просматривается. Однако в эфире НТВ был показан документ от 01.01.2015 г., аутентичность которого никто не отрицает. Это оплата услуг в сумме 25 000 долларов по дополнительному соглашению к Договору об оказании услуг № ОР-3 от 12.01.2015. Среди профессионалов такие бумаги именуются «боковиком», где понять назначение выплат без наличия базового договора сложно. Речь в основном договоре, к которому прилагается хитрое «дополнительное соглашение», может идти о чём угодно – от оплаты покупки скрепок и карандашей для офиса до выплат конкретным физическим или юридическим лицам солидных сумм.
То есть связь и перечисление денег «Открытой России» (у которой к тому же нет юридического лица) со счетов британской фирмы очевидны. Ну и само собой, происхождение денег, которыми оперируют британские и российские стороны, туманно. Достаточно сказать, что во времена НК «ЮКОС» руководители компании весьма активно выкачивали деньги из России. В ходе процесса над Ходорковским и Лебедевым в судах звучали свидетельства, что на зарубежных счетах «ЮКОСа» в 2003 году осталось 9,6 млрд долларов нераспределённой прибыли. И эти деньги растворились в неизвестном направлении.
«Прокладка» в Эстонии
Вернёмся, однако, к «Открытой России», с деньгами которой всё оказалось ещё интересней. Среди прочих документов, показанных НТВ, фигурировали не только соглашения между британской фирмой и «Открытой Россией». В поле зрения журналистов угодила и Эстония. Там, среди прочего, была некоммерческая организация MTÜ Free Access HR (регистрационный номер 80376665). Она, так уж совпало, была создана в период реанимации «Открытой России» в 2014 году. Через неё как через «прокладку» получали деньги и активисты партии «Парнас» под лидерством Михаила Касьянова, и собственно активисты «Открытой России».
Так, в октябре 2015 года в сеть угодил документ, связанный с одной из активисток «Открытой России» Марией Бароновой. Дело тут даже не в персоналии, а в содержании документа. Акт сдачи-приёмки оказанных услуг для эстонской НКО MTÜ Free Access HR (регистрационный номер 80376665). Оказанные услуги напомнили мне классику «прачечного жанра» – «налаживание коммуникаций» и прочая деятельность с намёком на общественную, которую проверить довольно затруднительно. И такая деятельность была оплачена. А теперь – внимание: средства за оказанные услуги шли весьма замысловатым путём. Если кратко, то это выглядит так: оплата гражданке России за оказанные эстонской НКО услуги приходит через Германию, на счёт в Латвии. Замысловато, не правда ли? И в этой замысловатости была проблема. Как только MTÜ Free Access HR угодила в поле общественного внимания, то из неё сначала начался исход учредителей, а затем было объявлено о её ликвидации
Кандидат в депутаты Госдумы Мария Баронова «забыла» указать в декларации о доходах 4500 долларов, полученные в 2015 году от эстонской организации MTÜ Free Access HR
Фото: Константин Родиков/«риа новости»
Несколько слов об участниках этой занимательной компании сообщила пресса Эстонии. «НКО MTÜ Free Access HR – типичная однодневка, профессионально созданная под одну конкретную цель – финансирование проекта «Открытая Россия», то есть фактически для организации государственного переворота в России. По формальному адресу её регистрации (бульвар Каарли, 9–11, Таллин) зарегистрировано с десяток других НКО-однодневок и фирмочек. Правление MTÜ Free Access HR представляло собой интернациональную команду профессиональных «отмывателей» капиталов, отвечающих за финансовые переводы из Великобритании в Россию через Германию и Прибалтику: Кристиёнас Альгирдас Кучинскас, Франк Герхард Ридер и Наталья Шачкова. Кристиёнас Альгирдас Кучинскас уже «попалился» у себя на малой литовской родине на нецелевом использовании немалых средств Центра изобразительного искусства Йоно Меко в 2013 году. Немец Франк Герхард Ридер входил в правление аналогичной германской НКО Free Access One со схожими функциями. Наталья Шачкова осуществляла непосредственную связь с британской компанией CORBIERE PRIVATE OFFICE LIMITED Ходорковского», – отмечал эстонский журналист Аллан Хантсом.
Аналогичную структуру под названием Free Acess one, z.u выявили в Чехии, её номер в реестре – 03939332. Опять же с участием уже названной Натальи Шачковой. Цели института – распространение демократии, свободы… и прогон денег по серым схемам. В получении средств «за консультации» вынужден был признаться ветеран всех демократических волн – Михаил Шнейдер. Баллотируясь от партии «Парнас» в Государственную думу РФ, кандидат задекларировал доход в 2015 году и от MTÜ Free Access HR (Эстония), и от Free Acess one, z.u (Чехия). Надеемся, что и Мария Баронова, решившая попытать удачи по одномандатному округу, тоже задекларировала для избирательной комиссии подобные денежные поступления. Если забыла, то ничего страшного – пожурят и попросят исправить. Серые схемы – они такие, долго в памяти не держатся. Вот к ним и вернёмся.
Наталья Шачкова – неизменный финансовый директор «прачечных» Ходорковского
«Открытая Россия – 3»
Лондонскую связь Михаила Ходорковского – Наталью Шачкову журналисты FLB.ru довольно быстро нашли. Хотя, и это стоит отметить, возможно, её фамилия Шашкова, и она, возможно, работала в структурах НК «ЮКОС» под руководством Гитаса Алиниониса, дающего сейчас показания в судах США о «схемах» бывшей нефтяной империи Ходорковского. Трудности написания русских фамилий в зарубежных реестрах, а тем более их обратный перевод могут нести некоторое искажение и ошибки. Однако дело всё же в другом. А именно: в британском реестре выявлена ещё одна «Открытая Россия», учреждённая совершенно недавно – в ноябре 2015 года. Как следует из записи британского реестра, «Открытая Россия» вместо раскрученного и забрендированного на Западе Open Russia названа OR (OTKRYTAYA ROSSIA). И это не ошибка, поскольку такой организации присвоен отдельный регистрационный номер – 09888704. Что де-юре означает отдельное предприятие, не имеющее видимых связей ни с товарными знаками, ни с «той самой «Открытой Россией», точнее двумя.
Зачем OTKRYTAYA ROSSIA понадобилось Ходорковскому? Ответ, в общем-то, очевиден. Во-первых, иное написание, даже замена пары букв в слове затрудняет поиск нужной организации тем, кто интересуется её сомнительной финансовой активностью. Во-вторых, через контору с искажённым названием можно протаскивать сомнительные платежи или платежи, которые надо скрыть, причём сделать это без ущерба основному бренду. Кроме того, всегда можно сказать, что Михаил Борисович всё это «впервые видит». Эту фишку Ходорковский откалывал ещё тогда, когда уходил от налогов в НК «ЮКОС», и ничего нового в этом нет.
Как отрабатываются деньги Ходорковского
Американский сынок
Однако, судя по учредительным бумагам, к организации OTKRYTAYA ROSSIA в Лондоне имеет прямое отношение Institute of Modern Russia (США), где главным числится Павел Ходорковский, сын Михаила Ходорковского. Среди проектов этого института, например, есть сетевое издание Interpreter. Так вот, радиостанция «Свобода», финансируемая Госдепартаментом США, в начале 2016 года заключила партнёрское соглашение с журналом Interpreter. Проще говоря, OTKRYTAYA ROSSIA – лазейка для получения денег того же Госдепартамента США, через различные фонды и структуры, которые питаются из госбюджета США. Затем эти деньги можно сливать в какую-нибудь «прокладку» в Европе, а затем окольными путями финансировать в России всё, что взбредёт в голову, но не Михаилу Ходорковскому, а генеральному заказчику. В данном случае он всего лишь исполнитель, а не лицо, принимающее решение. Тем более что решение участвовать в антироссийских делах он уже принял. Поэтому и понять, почему столь светлое дело «строительства гражданского общества» в России Михаил Ходорковский финансирует сомнительными деньгами, сложно. Однако, если учесть, что человек говорит одно, а делает другое, всё становится на свои места. У «Открытой России» нет проблем возобновить полноценную работу на территории России. Проблема в прозрачности финансирования её деятельности.
Автор: Евгений ДРОЗДОВ
Совместно с:
Комментарии