НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

СЛЕЗНЫЕ ПОДСЧЕТЫ

СЛЕЗНЫЕ ПОДСЧЕТЫ
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
27.01.2015
 
ЕВРОПА НАЧАЛА СЧИТАТЬ СВОИ ПОТЕРИ ОТ САНКЦИЙ
 
Скоро политики будут отмечать год введения экономических санкций против России и полгода, как вступили в силу ответные меры. «Совершенно секретно» решила выяснить, кто больше пострадал от этой «санкционной окопной войны». Судя по тому, что уже не только предприниматели, но и политики Европы осуждают ситуацию, на континенте не были готовы к последствиям санкций, в которые его толкнули США и Брюссель.
 
На прошлой неделе главы МИД 28 стран Евросоюза обсуждали круг вопросов, связанных с санкциями против России и антисанкциями, которые Россия ввела в ответ. Министры готовили заседание так называемой нормандской четверки по Украине, куда входят Германия, Франция, Россия и сама Украина. Кстати, встреча «четверки» в конце недели состоялась, но вопросы санкций на ней не обсуждали – речь шла о соблюдении Минских соглашений. По заявлению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, антироссийские санкции – это проблема тех стран, которые их ввели.
 
СЧИТАЯ ДРУЗЕЙ
 
Сергей Лавров отметил также, что «нормандская четверка» (в ней участвовал сам министр, так как запланированное заседание глав государств в Астане отменили. – Прим. ред.) смогла достигнуть некоторых договоренностей по отводу вооружения на Украине. Кроме того, Сергей Лавров отмечает необходимость возобновления сотрудничества контактной группы.
 
«Была принята рекомендация о том, чтобы контактная группа в составе представителей киевской власти, ополченцев, России и ОБСЕ активизировала свою работу и в целях полного выполнения минских договоренностей сформировала необходимое количество рабочих подгрупп», – заявил глава МИД России.
 
Однако, еще до встречи в Берлине, по возвращении с переговоров 28 министров иностранных дел глава российского МИД Сергей Лавров заявил на пресс-конференции в Москве, что против санкций уже выступают почти половина стран ЕС. По его словам, принятые против Москвы ограничения основаны «американскими партнерами и на круговой поруке». Лавров отметил, что сейчас около половины стран – членов ЕС начинают настойчиво выступать за снятие санкций.
 
«Мы знаем, что в ЕС высказываются разные точки зрения. Нынешняя стадия, когда около половины стран-членов уже начинают настойчиво выступать за снятие санкций, показывает, что когда принимаются вот такие, основанные на круговой поруке решения, инерционные, вслед за американскими партнерами, то потом «отрулить» очень трудно», – заявил Лавров.
 
Нельзя не заметить, что вектор мнений европейских чиновников сменился на противоположный практически сразу после того, как Россия остановила работы по газопроводу «Южный поток».
 
Фото: Сергей Гунеев. РИА «Новости»
 
«Его закрыли из-за дискриминационного отношения Еврокомиссии», – отметил Лавров.
 
Напомним, Россия в начале декабря прошлого года объявила об отказе от «Южного потока». Газопровод должен был пройти по дну Чёрного моря и через Болгарию доставлять топливо в Венгрию, Австрию, Италию и другие страны. Взамен было решено строить трубу в Турцию. Соответственно, перечисленные страны, для которых этот проект был важен не только как обеспечивающий энергетическую безопасность, но и для пополнения бюджета (на транзите газа) на своей шкуре ощутили болезненность политики брюссельских чиновников, которых доходы и потери что Венгрии, что Италии волнуют мало.
 
Министр иностранных дел подчеркнул, что попытки изолировать Россию бессмысленны. 
 
«Мы слышим немало заявлений со стороны наших западных партнеров о том, что Россию необходимо и далее изолировать», – заявил Лавров, комментируя слова Президента США Барака Обамы, сказанные в конгрессе.
 
«Мы проводим активную внешнюю политику, последовательно отстаивая наши национальные интересы, но при этом не ищем конфронтации, всегда готовы к разумным компромиссам, опирающимся на баланс интересов» – протянул Европе «соломинку» помощи глава МИД.
 
ПОСТРАДАВШАЯ ЕВРОПА
 
Брюссельские чиновники неоднократно заявляли, что, мол, европейские сельхозпроизводители не пострадают от санкций против России. И приводили пример: мол, помните, когда русские запретили импорт свинины из-за опасений свиного гриппа, мы вам нашли рынки сбыта на Филиппинах и в Юго-Восточной Азии? Однако 2014 года хватило, чтобы понять: речь идет не только о частном случае со свининой. Страдают многие страны ЕС. Так, уже проведенные подсчеты показали: производители и экспортеры стран Евросоюза потеряли порядка 12 млрд евро.
 
«Европа нуждается в российском рынке куда больше, чем Россия в европейском. Ужесточение санкций – недальновидная политика и экономический мазохизм», – озвучила мнение местного бизнеса итальянская Il Giornale.
 
О том, насколько пострадали европейские производители, предприниматели, свидетельствует даже то, что глава сельхозведомства Германии Кристиан Шмидт решил бороться с санкциями и контрсанкциями «горизонтальной дипломатией». На состоявшейся в январе в Берлине «зеленой неделе» он обратился к своему российскому коллеге Николаю Федорову с предложением рассмотреть вопрос о снятии контрсанкций – для вклада в будущие российко-германские отношения. Ответа министра не последовало, но если канцлер Ангела Меркель и дальше будет главным среди европейских лидеров «двигателем» антироссийских санкций, то Россия вряд ли пойдет навстречу пожеланиям немцев.
 
Глава Минэкономики Франции Эммануэль Макрон призвал своих европейских коллег как-то «оказать давление» на Россию, чтобы санкции и контрсанкции были сняты как можно быстрее. От них, по словам министра, сильно пострадали французские сельскохозяйственные производители и нефтяники.
 
Более всех пострадали Польша, Литва, Финляндия, Нидерланды и Франция (правда, не с сельхозпродукцией, а в истории с «Мистралями», где Париж оказался в очень сложном положении). Выделенные Европейским цент­ральным банком 420 млн евро никак не покрывают убытки стран, которые остались без налаженного рынка сбыта. В Германии под вопросом – под угрозой сокращения – оказались около 25 тыс. рабочих мест именно из-за режима санкций и контрсанкций. Федеративная республика поставляла в Россию сельхозпродукцию и мясо-молочную продукцию, но также и промышленные товары – в том числе для железных дорог, для газовых компрессорных станций, экскаваторов. Сейчас все эти товары готовы поставлять в Россию страны Юго-Восточной Азии и Китай.
 
Тем более что на днях Китай выдвинул России очередное предложение, от которого трудно отказаться, вполне сравнимое с газовым контрактом на 30 лет, подписанным в прошлом году. Наш непростой сосед, ставший теперь первой экономикой мира, предлагает построить скоростную железнодорожную магистраль Пекин – Москва, стоимость такого проекта – порядка 250–300 млрд долларов. Подробности пока неясны, но в том, что во время кризиса рубля такая грандиозная стройка поможет экономике России, а Китаю позволит сбросить лишние средства и рабочие руки, – сомнений нет.
 
От решений брюссельских политиков пострадал не только российский «Аэрофлот». Так, для «Люфтганза», «Эйр Франс-КЛМ» и «Финнэйр» может оказаться фатальным закрытие сибирских авиакоридоров над Россией. Президент франко-российской торгово-промышленной палаты Эмманюэль Киде отмечал, что жесткие санкции повредили Франции, так как около шести тысяч французских предприятий работают с Россией, а выполнением различных российских заказов в этой стране занимались порядка 100 тыс. человек. Член парламента Франции Жак Миар признал, что введение ограничений в отношении Москвы было «крайне непродуманным, ошибочным, самоубийственным решением, принятым под влиянием ЕС».
 
«Нью-Йоркер» привел данные, собранные американским экономистом, о влиянии контрсанкций на экономику Европы. По мнению эксперта, прямое влияние санкционного процесса на европейский ВВП приведет к падению на 0,05 %. Однако, как полагают эксперты, «гораздо большие опасения вызывает тот факт, что продолжающийся конфликт с Россией может негативно сказаться на бизнес-доверии и на таких сферах, как вложение инвестиций или набор нового персонала. Если принять в расчет эти факторы, то ВВП стран Европы может снизиться на две десятых процента, а эта цифра уже настораживает экономистов».
 
ПОТЕРЯЛИ ДОВЕРИЕ… К СВОИМ
 
Санкции обернулись и еще одной проблемой для европейских рынков, которую явно не ждали: недоверие инвесторов к странам проблемного региона – а именно к Восточной Европе и другим странам, энергетически зависимым от России. По данным агентства «Блумберг», в то время как азиатские валюты укрепляются по отношению к доллару (например, тайский бат или индонезийская рупия), валюты Румынии, Венгрии, Польши, Чехии, вслед за рублем показывают не самые лучшие результаты. По подсчетам специалистов агентства, еще с лета биржевые рынки этих стран теряли ежемесячно порядка 10 млрд долларов на падении курсов.
 
Инвесторы из США и Западной Европы не торопятся вкладывать, когда геополитические риски так велики. Собственно, эта картина вполне показывает, чего стоит слово «союз» в конструкции Евросоюза: когда требовалось голосовать и вводить санкции, Брюссель сумел привести к покорности практически всех, а когда появилась необходимость поддерживать свои же экономики – недоверие, пересчет рисков, перестрахование, финансовые потери. Эксперты «Блумберга» убеждены: пока продолжается конфликт, экономики близлежащих стран будут только и делать, что считать недополученную прибыль.
 
Польша пострадала, прежде всего, со своим основным товаром – яблоками. Настолько, что ряд местных газет после введения санкций призывал поляков есть больше фруктов и пить больше сидра. Надо думать, 60 тыс. польских фермеров нашли для этих газет более правильное применение, чем чтение. Экспорт составлял порядка четверти всех польских поставок, так что экономический рост страны только по этому показателю замедлился в результате антироссийских санкций на 0,6 %.
 
Что касается Финляндии, то для этой страны Россия в последнее десятилетие была основным торговым партнером, 40 % всех операций совершались с Россией. И хотя запрет поставок молочной продукции ударил по ряду компаний в Финляндии, сильнее она пострадала из-за технологических запретов – например, поставок оборудования для обработки леса и строительства. По расчетам Банка Финляндии, в 2014 и 2015 годах экономика страны будет падать на 0,5 % ежегодно.
 
Пострадали практически все европейские компании, которые вели бизнес в России. Так, немецкий концерн по производству оптического волокна потерял на антироссийских санкциях 600 млн евро. Британская компания SMD поставляла в Россию роботов для проведения различных работ на морском дне. Потери – 20 % заказов. Туристический бизнес Кипра практически рухнул – в 2015-м он уменьшится (согласно прогнозам) на 50 %. Естественно, компании обвиняют свое правительство в том, что оно прогнулось под брюссельских чиновников.
 
Большие проблемы из-за взаимных санкций и у крупных европейских банков. Особенно пострадают, по заверениям экспертов, Societe Generale и UniCredit. Кроме убытков в 1 млрд рублей, эти банки ждет дефицит финансовых ресурсов, что не может не сказаться на их вкладчиках. Прогнозы по другому банку – Raiffeisen – более благоприятные в части достаточности средств, хотя убытков ему не миновать. Аналитики Deutsche Bank опубликовали варианты развития перспектив иностранных банков России. Самый драматический сценарий заключается в следующем: такие крупнейшие банки, работающие в России, как Aareal Bank, Nordea Bank и Commerzbank, просто закроют свои представительства и уйдут с российского финансового рынка.
 
ОСТРОВ В БЛОКАДЕ
 
Обама не устает повторять, что санкции будут сняты сразу же, как только Россия добьется от ДНР и ЛНР четкого выполнения Минских соглашений, что якобы должно привести к миру на Украине. Однако все это не означает, что с Крыма будут сняты те санкции, которые уже введены. Мало того, полуострову стоит готовиться и к новым неприятным сюрпризам со стороны ЕС и США. Крым уже сейчас практически в блокаде, дальше вряд ли будет лучше. Европе потребуется несколько десятилетий, чтобы смириться с таким перекраиванием карты, а элиты Украины вряд ли вообще простят России этот шаг.
 
 
Санкции против Крыма были введены практически сразу, как только он вернулся под российскую юрисдикцию. Крым не только оказался в энергетической изоляции – предприятия снабжались из Украины, но и стал практически островом. Поезда через Украину ходить перестали, самолеты летают только из России (и то, «Аэрофлоту» пришлось изменить дочернюю компанию, так как против той, что отправляла пассажиров в Симферополь, были введены санкции), машины – только через Керченскую переправу. Когда на море волнение, Крым превращается в остров во всех смыслах этого слова. Международные платежные системы – Swift, Visa, Maestro, Pay Pal заявили о прекращении работы с крымскими банками и физическими лицами.
 
Единственным импортером крымских товаров осталась Россия, так как Европа сразу же заявила (языком премьера Британии), что будет брать только те крымские товары, которые придут из Украины. Вскоре вслед за введением этих санкций, под прицел Евросоюза попали и все политики, чиновники, предприниматели, засветившиеся в процессе перехода Крыма от Украины к России. К ним применили традиционные санкции против физических лиц: запрет на въезд, замораживание счетов, арест недвижимости (если она была).
 
Третий этап антикрымских санкций был введен в конце декабря прошлого года: Брюссель запретил делать любые инвестиции в экономику Крыма, включая покупку предприятий и долей в них, а также вложений в нефтегазовые разработки на шельфе. Кстати, европейские компании были не слишком этим довольны – у них практически из-под носа увели неплохой заработок, особенно с учетом того, что ставки на разработки сланцевой нефти в США не оправдались (там уже начались банкротства).
 
Также европейцам запрещено покупать недвижимость в Крыму и даже приехать туда отдыхать – европейские туркомпании обязали не вести дела с полуостровом, а круизные лайнеры могут заходить в порты Крыма «только в случае чрезвычайной ситуации». Кроме того, Евросоюз ввел ограничения для Крыма в передаче (продаже) товаров и технологий в сферах энергетического сектора, связи, коммуникаций. Причем европейцы не могут даже обслуживать то, что уже было поставлено раньше, – например, поля ветровых станций, на которые делали ставку чиновники из окружения Януковича.
 

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку