Спойлеры против фаворитов
ФОТО: ТАСС
01.08.2021
Главной сенсацией XX съезда правящей партии «Единая Россия» стало оглашение за три месяца до выборов в Думу первой пятерки для федерального списка. В ней не оказалось председателя партии Дмитрия Медведева.
Предложение Президента России Владимира Путина включить в первую «пятерку» министра обороны Сергея Шойгу, министра иностранных дел Сергея Лаврова, главврача клинической больницы № 40 «Коммунарка» Дениса Проценко, принявшего решение участвовать в политике только после личного разговора с главой государства, а так же сопредседателя Общероссийского народного фронта Елену Шмелеву и уполномоченного по правам ребенка Анну Кузнецову было поддержано съездом.
Оппозиционные СМИ связали новую паблик-персонализацию партии с тем, что «Единая Россия» существенно потеряла в рейтингах и вынуждена искать новые пути в преодолении недоверия населения. А недоверия хватает. Оно связано и с поддержкой единороссами непопулярной пенсионной реформы, и снижением реального уровня и качества жизни россиян, да и с затянувшимся локдауном во всех отраслях экономики, включая разрушение мелкого и среднего бизнеса, особенно сферы услуг.
Как бы Дмитрий Медведев ни пытался представить решение партии о не включении его имени в топ федерального списка общим и согласованным с ним, это вовсе не так. Подчеркнуть на какие направления сделан упор в предвыборной программе и после получения парламентского большинства можно было иначе. Оппозиция уже окрестила его зицпредседателем, назвав «унижением» невыдвижение номинального лидера партии в главные «селебрити» партийного списка.
Озвучивание ТОП-5 федерального списка – лишь верхушка айсберга. За его ватерлинией кроется глыба, сдвинуть которую системной оппозиции, да и маргиналам из не представленных в парламенте партий будет весьма нелегко, если не сказать невозможно.
Инфраструктурные преимущества партии заключаются в разветвленной сети партийных организаций и восприятии «Единой России» как «партии Путина». Вот почему специалисты «в социально значимых или социально одобряемых сферах деятельности» выдвинуты на первый план. Гордость и величие страны, имперскость становятся приоритетными чаяниями лоялистов.
Помешать единороссам – победить, с крупным перевесом, может только усталость населения. И не только от безденежья вследствие локдауна и массовых увольнений под видом «удаленки», но и от нереализованного желания перемен.
ИЗДЕРЖКИ НАДПАРТИЙНОГО ИМИДЖА
Надпартийный имидж Владимира Путина помогает ему дистанцироваться от депутатов правящей партии, народ не ассоциирует единороссов с президентом. Технологичный подход в этом смысле цинично отодвигает недовольство от Кремля на громоотвод, коим является теряющая рейтинг партия, для которой каждые парламентские выборы – настоящее испытание.
Вот почему штабам «Единой России» придется прибегать к самым неожиданным технологическим решениям. Это и апробированные подключения так называемых спойлеров, оттягивающих голоса конкурентов, и дискредитация выдвиженцев фаворитов системной оппозиции, и продолжение маргинализации несистемных оппозиционеров.
Их дискредитация не должна быть голословной, обязана опираться на фактчекинг и не выглядеть кондовой работой пропагандисткой машины.
Тут нужен талант, требуется еще и усердие в доказательной базе, вызывающей доверие населения.
Июльские рейтинги Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) дают примерно одни оценки по ожиданиям. «Единая Россия» лидирует в предпочтениях населения, ее рейтинг составляет около 30%. На втором месте — КПРФ – от 11% до 14%, на третьем ЛДПР – 10–11%, «Справедливая Россия», объединившаяся с движением «За родину» Захара Прилепина, по данным социологов, претендует на 7% голосов избирателей.
Данные по всем остальным допущенным к выборам партийных структур разнятся. Им светит от 6% (ФОМ) до 13% (ВЦИОМ). Однако, среди них явные спойлеры, как то РПП «За справедливость» (так называемая «Партия пенсионеров») и Компартия Коммунисты России, которые могут отщипнуть голоса у КПРФ, сыграв на усталости красного электората от Геннадия Зюганова.
КАК ДРОБЯТ ЭЛЕКТОРАТ
Раздробление электората фаворитов (входящих в ТОП-3) гонки обеспечено. Невзирая на заявления Миронова и Прилепина о том, что их партия собирается после выборов войти в межфракционный блок с КПРФ, Зюганов вполне осознает, что этот тандем создан именно для того, чтобы ослабить представительство КПРФ в Госдуме.
Вот почему возглавили федеральный список коммунистов Геннадий Зюганов, Светлана Савицкая и Павел Грудинин, наиболее токсичный для Кремля политик.
Кроме того, партия выдвинет в ряде округов 74 кандидата от союзных с ней политических сил, в том числе 8 человек от «Левого фронта» и 7 от движения «За новый социализм» Николая Платошкина, еще одного раздражителя администрации президента, который по какой-то причине воспринимался ранее лояльным к властям.
При всем этом опытный аппаратчик Зюганов балансирует на грани, давая понять Кремлю, что его лояльность зависит от признания КПРФ – второй политической силы в стране. Косвенно это подтверждает и тот факт, что компартия не стала выдвигать своего кандидата против спикера Госдумы Вячеслава Володина в 163-ем одномандатном округе в Саратовской области.
Усиление или ослабление контр-кампаний по основным спикерам оппозиции будет зависеть, в том числе, от мобилизации симпатизирующего единороссам электората. Инструментарий давления на оппонентов связан не только с административным ресурсом, но, как ни странно, с креативным подходом в методологии. Привлеченные пиарщики и политтехнологи активно используют однофамильцев кандидатов от КПРФ.
К примеру, в Орехово-Борисовском округе Виталий Петров от КПРФ будет соперничать с Василием Петровым от партии-спойлера «Коммунисты России». В четырех округах «Коммунисты России» выставили кандидатов с похожими на оппонентов из КПРФ фамилиями. В Ховрино против Ивана Ульянченко (КПРФ) выдвинут человек с более подходящей фамилией – Илья Ульянов («Коммунисты России»). Спойлеры считают, что симпатии избиратель отдаст, конечно же, Ульянову. Народ запутан, однако, помнит фамилию вождя пролетариата.
Максим Сурайкин, лидер «Коммунистов России», как бы в насмешку над оппонентами утверждает, что «это КПРФ выдвигает спойлеров», так как его кандидаты сильнее, чем у зюгановцев. «Если бы мы знали, что они выставят однофамильцев наших кандидатов, то изменили бы расстановку», – утверждает Сурайкин.
ЧУЙКА ЖИРИНОВСКОГО
Радикализация и маргинализация движения Прилепина сглажена. Писателя раскручивали во всех федеральных СМИ целенаправленно, дали ему площадку и для собственного ТВ-проекта на НТВ, институализировали его структуру. Первым почуял опасность Владимир Жириновский, уверенный, что копают здесь именно под него. Он постарел, но чуйка не подводит.
У ЛДПР нет «блока в федеральных СМИ», Жириновский по-прежнему желанный гость в политических ток-шоу. Однако его выступления зачастую превращаются в «цирк» и кажутся снисходительным отношением власти к пребыванию в политическом поле «заслуженного артиста», которого не воспринимают как реального конкурента.
Однако списывать со счетов предвыборные штабы ЛДПР и КПРФ не стоит. Эти две партии имеют ресурс и представительства в регионах. И так же активно используют технологии.
Исходя из того, что ключевым элементом предвыборной стратегии-2021 становится работа с молодыми избирателями, на результат парламентских выборов впервые сможет повлиять «протестное интернет-поколение».
Их вовлечение в предвыборную активность и привлечение популярных блогеров с близкой идеологической позицией стали для КПРФ одной из стратегических линий кампании.
Суммарная аудитория «красных блогеров» — это несколько миллионов человек. Партия, в отличие от лидеров несистемной оппозиции, кормящихся за счет зарубежных донатов и грантов, воспринимается как «народная», хотя источники ее финансирования тоже весьма сомнительны.
Автор: Владимир ЕРАНОСЯН
Комментарии