НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

СТАВКА НА ХАФТАРА

СТАВКА НА ХАФТАРА

ФОТО: MOHAMMED EL-SHEIKHY/AP/TASS

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
01.11.2023

Российский военно-морской флот готовится обосноваться в Ливии, у берегов недостаточно защищённой в военном плане южной Европы.

Одной из первых об этом сообщила в сентябре известная американская газета Wall Street Journal. По её данным, Россия вот-вот договорится о предоставлении ей военно-морской базы с лидером восточной Ливии маршалом Халифой Хафтаром. С 2014 года он борется за власть в Ливии после свержения в 2011 году Муаммара Каддафи.

Что касается слухов о возможном появлении российского военного объекта, то они вызваны активизацией военных контактов Москвы и Хафтара. Так, за последние два месяца ливийский маршал минимум трижды встречался с российскими высокопоставленными военными и политиками. Среди них министр обороны РФ Сергей Шойгу, его заместитель Юнус-Бек Евкуров и сам Президент РФ Владимир Путин. Причём 26 сентября Хафтар посетил Москву, где, по оценкам западных аналитиков, ему оказывали почести как главе государства. На Западе считают, что официально заявленная причина визита – «обсуждение гуманитарной помощи» после недавнего наводнения в Дерне – лишь прикрытие для переговоров о базе.

Хафтару Россия нужна, чтобы победить конкурента на власть в Ливии – правительство в Триполи, опирающееся на Запад и Турцию. И наша помощь довольно эффективна. Так, российские ЗРПК «Панцирь» избавили Хафтара от воздушного кошмара – турецких ударных беспилотников «Байрактар». А «пророссийские» наёмники позволили в 2019 году ливийскому маршалу подойти к Триполи, оплоту его конкурентов.

Взять ливийскую столицу из-за противодействия Запада и Турции ему тогда не удалось. Однако Хафтар не теряет надежды сделать это с помощью России. Тем более что деньги на ведение войны у него есть: он контролирует три четверти ливийского экспорта нефти и газа, основных источников доходов страны.

Наличие ресурсов привлекает к Хафтару и другие страны, включая ОАЭ и Египет. Они помогают ему в надежде получить доступ к ливийским углеводородам.

Хафтар 5.JPG

Главная задача маршала Хафтара взять под контроль всю Ливию. С кем ему для этого идти на союз, не имеет большого значения.

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ БАЗЫ В БОРЬБЕ ПРОТИВ ЗАПАДА

Немалую часть ливийских «ништяков» может получить и Москва. Особенно если она подкрепит свои амбиции размещением в Ливии военной базы. Это способно изменить не только ход гражданской войны в этой стране, но и поединка за Украину.

Как ранее писала газета «Совершенно Секретно», Евросоюз пытается экстренно «избавиться» от российской нефтегазовой зависимости, расширив поставки углеводородов из других стран, включая Африканские Средиземноморские: Алжир, Египет, Ливия. Москва же, опираясь на ливийскую военно-морскую базу, может перерезать Западу поставки энергоресурсов.

Ливия традиционно обеспечивает европейцев значительными нефтегазовыми объёмами. Сейчас она добывает 1,2 миллиона баррелей «чёрного золота» в день без учёта нефтегазового конденсата. Это 12-е место в мире.

Однако Запад рассчитывает получить ещё больше ливийской нефти. Ведь до гражданской войны Ливия добывала 1,71 миллиона баррелей «чёрного золота» в сутки. А Евросоюз стремится увеличить производство до 2–3 миллиона баррелей. Благо разведанные нефтяные запасы у Ливии составляют 4,8 миллиарда баррелей.

Кроме того, себестоимость добычи ливийского «чёрного золота» в разы ниже, чем во многих других странах, включая Россию. И, наконец, потребители сырья находятся близко к Европе, и затраты на его доставку туда минимальны. Всё это делает ливийскую нефть особенно привлекательной.

Не меньшие надежды Запад питает на ливийский газ. Перед свержением Каддафи в Ливии ежегодно добывали 16,8 миллиарда кубометров голубого топлива (экспортировалось 9,8 миллиарда), тогда как в 2021 году – лишь 12,4 миллиарда. Общие же запасы ливийского газа превышают 2 триллиона кубометров.

В общем, нефти и голубого топлива Ливии хватит ещё на многие десятки лет.

Хафтар 4.JPG

О свергнутом и жестоко убитом главе Ливии полковнике Муаммаре Каддафи сегодня уже мало, что напоминает

Запад рассчитывает заметно увеличить экспорт ливийского газа, серьёзно вложившись в его добычу. Только итальянский энергетический концерн Eni готовится инвестировать в Ливию миллиарды евро. Цель – ещё сильнее ударить по позициям российского «Газпрома» в Европе, который, заметим, за последний год сократил свой экспорт почти на четверть.

Однако западным планам в Ливии угрожает возможное появление здесь российских военных. Ведь на виду у них вкладывать миллиарды и качать нефть и газ будет неудобно и даже опасно.

Также Запад опасается, что, обосновавшись в этой стране, Россия применит против него миграционное оружие, сделав Ливию воротами для проникновения в Евросоюз через Средиземное море всех желающих.

ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ БАЗЫ В ЛИВИИ

Заметим: разговоры относительно желания России разместить базу в Ливии пошли ещё в январе 2009 года при Муаммаре Каддафи. Тогда североафриканские газеты сообщили о намерении Москвы получить военный объект в Триполи. Ливийские СМИ цитировали представителей российских властей: «Политическое решение по этому вопросу принято. Трудно сказать, сколько времени потребуется для создания баз нашего военно-морского флота, но, несомненно, это произойдёт через несколько лет».

Напомним, что военные объекты в Ливии и других североафриканских государствах у нас уже были. В советское время мы пользовались алжирскими портами Мерс-эльКебиром, Шершелем, тунисскими Сфаксом и Бизертой, ливийским Триполи и Тобруком, египетскими Александрией и Мерса-Матрухом.

Но за редким исключением это не были полноценные базы. В основном североафриканские порты использовали для кратковременных стоянок боевых кораблей, совершающих океанские переходы, и отдыха экипажей. Здесь они пополнялись всем необходимым для продолжения их миссий.

Мы лишились североафриканских портов при Горбачёве, который решил продемонстрировать миролюбие и убрать наших военных из Средиземноморья. Но теперь Россия желает исправить это.

Причём на Западе считают, что Путин, желая получить базу в Ливии, стремится не просто «оседлать» местные нефть и газ. Дескать, в условиях обострения отношений США и России Москва хочет создать на заднем дворе НАТО постоянную угрозу. Поэтому Ливия может стать ещё одним местом геополитического соперничества.

МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ПОВЕРИТЬ АГЕНТУ ЦРУ?

Но можно ли верить в столь важном деле, как обустройство военной базы, Хафтару? В связи с этим вспоминается история нашей «дружбы» с ливийским соседом Египтом. СССР вложил колоссальные деньги в египетского союзника, которого вскоре неожиданно перекупили американцы.

Да и у Хафтара явно не лучшее «резюме». Ведь он, предавший своего бывшего хозяина Каддафи, армейский офицер, бежавший в США после проваленной им операции в Чаде. Далее Хафтар получил американское гражданство и стал агентом ЦРУ, боровшимся против Каддафи. Злые языки утверждают, что поддержка США и позволила ему захватить власть на востоке Ливии. Однако за последние годы связи Хафтара с американскими кураторами ослабли, и он сблизился с Россией, помогающей ему бороться за власть. И отнюдь не советами относительно построения «демократии», а «оружием и кровью».

Хафтар 3.JPG

Впрочем, иных вариантов отстаивать свои интересы у России в Ливии, кроме как поддерживать Хафтара, нет. Так, на июльском саммите 2023 года «Россия-Африка» глава Высшего государственного совета Ливии из Триполи Халед аль-Мишри призвал «Москву как можно скорее прекратить присутствие наёмников и иностранных сил на ливийской территории без условий». Иными словами, ни о какой базе при власти прозападного триполитанского правительства нам можно и не мечтать.

Поэтому Москва пытается сорвать западный план объединения Ливии. Так, представитель РФ Дмитрий Полянский на недавнем заседании Совета Безопасности ООН заявил: «Россия готова конструктивно взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами… Но у нас есть опасения по поводу попыток Запада использовать ситуацию в Ливии для достижения своих геополитических и экономических целей, в том числе на углеводородном рынке. Любые инициативы… урегулирования без участия всех влиятельных международных, региональных игроков, и представителей самой Ливии не приведут к желаемым результатам. Конец затянувшейся нестабильности и восстановление ливийского суверенитета положит проведение выборов».

Однако в США и ЕС считают, что именно Россия, поддерживая властные амбиции Хафтара, срывает западные выборные инициативы по объединению Ливии под властью нелояльного ей триполитанского правительства. И потому будут всячески противодействовать укреплению влияния Москвы в Ливии.

БУДЕТ ЛИ РОССИЙСКАЯ БАЗА В ЛИВИИ?

Впрочем, нельзя исключать, что Хафтар попытается вести в Ливии самостоятельную игру, далёкую от желаний Москвы. Ведь «призрак российской базы» – отличный инструмент, чтобы «разводить на ништяки» и Россию, и США, и Европу. И, лавируя между ними, повысить свои международную легитимность и ставки в ливийской борьбе за власть.

Соответствующий пример для подражания показал Судан. Так, о появлении «российской базы на Красном море» говорили много и долго, на подготовку её создания потратили немало ресурсов, но безрезультатно. Впрочем, в Ливии ситуация, кажется, иная. Стороны готовятся к решающей схватке за власть. И без российской помощи Хафтару пока не обойтись. Иначе, не имея её, он долго не протянет. Ведь, кроме того, что Россия снабжает ливийского маршала военной техникой, «пророссийские наёмники» охраняют стратегические нефтегазовые объекты. На кого-то другого положиться в столь важном деле опасно.

Однако, углубляя дружбу с РФ, ливийский маршал рискует поссориться с Вашингтоном. Заметим: до украинских событий США «российский флирт» Хафтару прощали. Однако теперь его могут поставить перед жёстким выбором: или «американский паспорт» или дружба с Москвой. Так, в сентябре 2023 года Вашингтон предостерёг Хафтара от «опоры на Президента России Владимира Путина».

В том же месяце с ним встретился генерал Майкл Лэнгли, командующий Африканским командованием США (AFRICOM). Он оказал ливийцам гуманитарную помощь в связи с недавним наводнением в Дерне. А заодно попытался напомнить Хафтару, «кто его породил» и не допустить перехода в российский стан.

Однако спустя пять дней после визита американского генерала ливийский маршал демонстративно отправился в Россию. Столь вызывающее для США поведение «агента Хафтара» не случайно. Ливийский маршал питает к американцам противоречивое чувство. Ведь во время своего визита в Ливию Лэнгли сначала встретился в Триполи с конкурентом Хафтара премьер-министром Абдель Хамидом Дбейба, и только после этого прилетел в Бенгази к ливийскому маршалу.

Тем самым он продемонстрировал первостепенную значимость для США Триполи. Более того: Лэнгли говорил с Хафтаром о «важности демократически избранного национального правительства (триполитанского. – Прим. ред.), объединения армии и эвакуации иностранных наёмников». Другими словами, призывал маршала подчиниться своим врагам и выгнать помогающих ему россиян.

Ранее, в январе 2023 года Бенгази посетил директор ЦРУ Уильям Бернс, также неудачно пытавшийся разрушить «союз Хафтара и Москвы».

Впрочем, пока никаких письменных гарантий относительно расширения военного сотрудничества ливийский маршал не дал и России. К тому же неизвестно, какой именно порт Хафтар предлагает РФ под «базу» – Дерну, Бенгази, Тобрук или другие.

Таким образом, создаётся впечатление, что до реального создания нашего военного объекта на ливийской территории далеко.

Фото_20_03_Хаф.jpg 

«Хафтар, если и есть с ним договорённости по таким вопросам, вообще не уполномочен их решать, – говорит «Совершенно Секретно» востоковед и эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов. – Ведь по ливийским и международным меркам это нелегитимно. Он, представляя лишь сам себя, не имеет никакого официального статуса для решения вопроса о размещении иностранных военных объектов на территории страны. Одно дело поместить там наёмников ЧВК с их «неофициальным» статусом и совсем другое дело – полноценное присутствие иностранной армии. Причём после проведения намеченных в Ливии выборов положение Хафтара может ещё больше ухудшиться. Соответствующее отношение тогда в этой стране будет и к российскому военному объекту, не имеющему разрешения на его размещение со стороны законных ливийских властей».

«По той же причине пока не решён вопрос и с турецкой базой в Хомсе, так как и у правительства в Триполи нет необходимых для этого полномочий», – указал Кирилл Семёнов. В этой связи важно заметить: на западе Ливии турки имеют военно-морские базы не только в Хомсе, но и в Абу-Ситта (Триполи), а также два авиационных объекта в Эль-Ватыя и Митига.

Причём Митигу турки делят с американцами. В Мисрате находятся британские и итальянские боевые корабли. А в Аль-Виге на юге страны размещены французские военные.

Итак, на семи военных базах, контролируемых триполитанским правительством, находятся войска пяти враждебных Хафтару держав. Такой расклад волей-неволей вынуждает ливийского маршала создавать враждебным иностранцам достойный российский «противовес». Что дополнительно препятствует к устранению русских из Ливии.

Попытками подкупа Хафтара под видом поставок «гуманитарной помощи» и давлением американцы вряд ли смогут сорвать ливийские замыслы России. Помимо денег, требуются явная поддержка со стороны США претензий Хафтара на власть и силовые гарантии его существования. Например, направление в поддержку маршала американских наёмников.

Именно такую схему сейчас Вашингтон пытается реализовать в ЦАР для устранения там российского влияния и демонтажа «наследия наёмнической империи» Евгения Пригожина. Но сейчас Запад не даёт Хафтару никаких гарантий, склоняя лишь к капитуляции и лишая его политического будущего. Во всяком случае, предлагаемый маршалу неофициально Вашингтоном и Брюсселем пост министра обороны не может его удовлетворить. Ведь подобного чиновника всегда можно быстро «задвинуть». Хафтару же нужен не «мираж» власти, а сама власть.

БАЗА ИЛИ ЛИВИЙСКИЙ МИРАЖ?

Однако на пути создания полноценного российского военного объекта в Ливии имеются другие серьёзные препятствия. Ведь, как правило, громкое наименование «база» предполагает размещение на ней многих сотен и даже тысяч военнослужащих. Причём создание такого объекта обойдётся нам очень дорого. Но главное представляется сомнительным, что у нас найдутся для наполнения и функционирования полноценной базы необходимые силы. Ведь сейчас главное направление для России – украинское. Причём даже в советское время, когда наш флот был больше, зарубежные базы обычно долгое время пустовали…

Информационные вбросы относительно появления в Ливии российской базы могут отвлечь внимание Запада на негодный объект, вынуждая его тратить на средиземноморскую активность Москвы дополнительные силы и ресурсы.

В любом случае отсутствие полноценной военно-морской базы РФ в Ливии не будет большой трагедией для Москвы. Ведь официальная база для уже находящихся там наёмников не требуется.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку