НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Суровое лето 2019-го

Суровое лето 2019-го

Суровое лето 2019-го
Автор: Лука НЕСТЕРОВ
24.08.2019

Московские протесты в связи с выборами в Мосгордуму 8 сентября, единственная масштабная в стране митинговая кампания в контексте политических процессов в начале осени. Несмотря на то, что в 18 регионах в сентябре этого года выборы губернаторов, и еще в десятках областей выборы региональных парламентов, нигде не случилось ничего подобного тому, что происходит в Москве. Столичный протест будет шириться и это может внести серьезные коррективы в политическую жизнь страны накануне 2024 года, когда должен случиться «транзит» власти.

Не только в Москве к участию в выборной кампании не допускают независимых и оппозиционных кандидатов. Судебные процессы были в Саратовской, Брянской и многих других областях. Митинговые кампании были в Волгограде и еще дюжине крупных городов. Но только в столице собрались десятки тысяч человек.

КАК ПРОТЕСТУЮТ РЕГИОНЫ?

Примерно в то же время, когда раскручивался маховик столичных протестов, в восьми часах езды от Москвы, в Вологде, стартовала своя и тоже мощная протестная кампания. Связана она была с местными реновациями – власти города и области забетонировали набережную, сделав из зеленой зоны оборонительное сооружение. Протест собрал тысячный митинг, что очень много для небольшого областного центра, серьезно подорвав политические позиции губернатора региона Олега Кувшинникова, которому в начале сентября необходимо бы переизбраться.

Регионы, это мы видим и по Екатеринбургу и Шиесу, по Вологде и еще много раз увидим по свежим протестным сюжетам, восстают в связи с конкретными поводами, подвергая сомнению дееспособность авторитарной и, как правило, не компетентной региональной бюрократии. Но федеральной повестки в региональном протесте нет. И нет ярких лиц, политиков и общественников, которые могли бы зажечь региональную аудиторию федеральной повесткой. Лидеры протестов в регионах – это политические маргиналы, одиночки. Помимо того, что аудитория не видит важности в темах, которые они ставят на повестку дня, у них нет никакой корпоративной поддержки. Все на что могут рассчитывать региональные внесистемные политики – пара публикаций в поддержку в местных СМИ и группа поддержки из 10-15 человек в суде.

ПРОТЕСТ БЕДНЕЮЩИХ МИЛЛИОНОВ

По данным Росстата, средний уровень доходов москвичей сократился на 24% за период с 2014 года. В то же время, как в целом по стране, уровень доходов сократился на 12-14%. Москва тяжелее переживает экономические проблемы, которые для конкретных людей выражаются в возросшей стоимости жизни, увеличении долговой нагрузки, проблемах на рынке труда. Но Москва и столичная агломерация наполнены людьми, ожидавшими вертикального роста доходов, высокой самореализации, динамичных карьер. Все последние десятилетия жить в столице было выгодно, это огромный рынок самореализации и возможностей.

Государственная политика и интересы крупного столичного бизнеса сейчас поддерживают «москвоцентричность», – стремление людей со всей страны к адаптации вокруг Москвы. Но сейчас агломерация набивается людьми в условиях рецессии, сокращения рынков, падения доходов. А новое и прежнее население в надежде на высокие темпы собственного развития продолжает делать, ставшие слишком рискованными, инвестиции в рост качества жизни в условиях турбулентности на рынке труда. Это колоссальный протестный ресурс у стен Кремля. При этом поводы для собирающих десятки тысяч митинговых кампаний, значения не имеют. Просто прозрачность и открытость, общий доступ к политическому процессу, для образованной, общественно-активной публики проблема более животрепещущая, нежели конкретные локальные сюжеты о неурядицах, некомпетентности или беззаконии властей.

Но завтра к этой тематике добавятся ширящиеся мусорные протесты, пенсионная реформа – и еще тысяча и одна тема. Главное сам факт – протестовать против безнадежности и ограниченности ресурсов для развития в единственном в стране регионе, где вроде были все условия для достатка и самореализации.

ВЛАСТЬ В СТОРОНЕ

Почему-то мощная московская волна протестов вызвала у части экспертных кругов очарование, у части – апокалиптические настроения. Хотя политический протест, явление естественное, отражающее, кстати, эволюционный ход развития общественных процессов. Похоже, что на этой платформе строится отношение к столичным митинговым кампаниям и в Кремле. Федеральный центр пока ничем не рискует. Протест разогрели оторванные от реальности московские власти, они выбрали технологии подавления общественной оппозиции, которые работали десятилетие назад, но уже не будут работать сейчас. Если мы определяем, что ключевой модератор политического процесса в России – администрация президента, то в преддверии транзита власти, все игроки, которые находятся под верхним уровнем, их ошибки, провалы и удачи предопределяют их положение непосредственно перед ключевым политическим процессом следующего десятилетия.

Правда сейчас, судя по риторике telegram-каналов, которые небезосновательно считают близкими к руководству АП, в Кремле зреет тезис о том, что протесты стали возможны благодаря целенаправленной политике, способствующей возникновению полноценного гражданского общества вместо имитации общественной жизни – декоративного политического поля, сформированного в свое время Владиславом Сурковым. Это все-таки перебор.

Однако же пока, политический процесс ничем не угрожает Кремлю, а во многом, возможно, помогает. Это мониторит слабые места системы. Пока есть время на то, чтобы удалить проблемные звенья, которые высвечивает протест. Выборы в Госдуму в 2021 году в любом случае пройдут в условиях ощутимого преобладания системной политики. Внесистемный политикум в масштабах всей страны никаким образом не успеет созреть к выборам, несмотря на упадок «Единой России». Предстоящие электоральные циклы в любом случае будут проходить по канонам уходящего десятилетия, все роли и партии в них расписаны.

Но стратегически федеральный центр, оставаясь над бурлящими водами политики, сильно рискует. Социальный протест, если не обеспечить вывод экономики из стагнации, не поднять зарплаты, не разогнать потребление и не обеспечить большие возможности для самореализации активной части общества, сломает стабильность и может иметь непредсказуемые процессы для будущего, вплоть до «украинизации» страны.

МОЛОДЕЖЬ КИПИТ

Сейчас основной проблемой для стабильности становится не системный или внесистемный протест, а не реализованная молодежь. Государство упустило время для полноценной идеологической работы, для работы по социализации и трудовой адаптации уже не одного поколения молодых россиян. С одной стороны распилочная система официальной молодежной политики в структурах типа Росмолодежи, с другой, миллионы молодых людей, талантливых и активных, выросших без внимания и поддержки государства.

С одной стороны, Россия – динамично стареющая страна, молодежь даже не в большинстве, и даже не в определяющем меньшинстве. Это фактор, который должен работать на снижение протестной активности. Но с другой стороны, лишенная эффективного попечительства компетентного государства (а его и не было), молодежь, все последнее десятилетие выходит на рынки труда в сферах, потолки развития в которых либо достигнуты, либо в них наблюдается переизбыток кадров. Связано это опять-таки с отсутствием системы профориентации в современной российской школьной системе образования. Люди выходят в гуманитарные сферы и в сервис, становясь мало конкурентоспособными на трудовом рынке. В итоге, через 10 лет структура рынка труда малочисленной России будет похожа на структуру рынка труда переполненной людьми Турции или других переднеазиатских стран, где миллионы людей с 15 до 60 лет работают не только в одной области, но и на одних и тех же позициях. Только для российского общества, образованного все еще, и амбициозного, такая всеобщая безнадега не закончится ничем хорошим.

Сегодняшний политический протест продвинутой столичной интеллигенции померкнет перед массовым социальным протестом нереализованных миллионов, если в корне не поменять социальную политику и не направить все ресурсы, которые все еще остаются в «заначке» России, на развитие человеческого потенциала в стране. 

Автор:  Лука НЕСТЕРОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку