НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ТОЛЯ ЕЩЕ БУДЕТ

ТОЛЯ ЕЩЕ БУДЕТ
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
19.05.2015
 
АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ: УСПЕШНЫЙ МИНИСТР С ДУРНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ
 
В тени 70-й годовщины Победы завершился скандальный процесс по делу Евгении Васильевой – приближенной бывшего руководителя военного ведомства Анатолия Сердюкова. Пресненский районный суд Москвы назначил главной обвиняемой в деле о хищениях в «Оборонсервисе» наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет в колонии общего режима.
 
Завершение этого процесса дает повод говорить о завершении эпохи самого одиозного министра обороны за всю новейшую историю Российской армии. Газета «Совершенно секретно» подвела итоги деятельности экс-министра обороны и попробовала выяснить, почему, несмотря на множество обвинений, бывший руководитель военного ведомства в результате оказался неподсудным.
 
Напомним, что Евгения Васильева возглавляла аппарат министра обороны с 2010 по 2012 год, а затем руководила имущественным департаментом. В ходе расследования деятельности предприятия «Оборонсервис» чиновница была арестована и заключена под домашний арест на время следствия. Ей вменялись намеренная продажа имущества Минобороны по сниженным ценам, хищения и махинации. Сообщалось, что именно по результатам этого дела был снят министр обороны Анатолий Сердюков. С учетом того, что обвинения Васильевой предъявлялись довольно серьезные (ей вменяли в вину нанесение ущерба до 3 млрд рублей), можно сказать, что она еще легко отделалась, хотя казалось, что фигурантка рассчитывала на оправдательный приговор.
 
ДЕЛО ВАСИЛЬЕВОЙ ОТВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ОТ ЭКС МИНИСТРА ОБОРОНЫ
 
Обращает на себя внимание то, как настраивали против Васильевой общественное мнение: по телевидению показывали изъятые при обыске пачки денег и ювелирные изделия. Многочисленные публикации о роскошном образе жизни подсудимой как будто преследовали цель возбудить настоящую классовую ненависть. Более того, когда интерес к Васильевой стал угасать, его намеренно подогревали рассказами о походах арестантки в дорогие бутики, о ее поэтических и художественных талантах, словно поддерживали угасающую интригу в плохом спектакле.
 
При этом за яркими деталями в тень ушла суть дела, и никто не обращал внимания на то, что обвинение буквально рассыпалось. Началось с того, что дорогая квартира в центре Москвы и ювелирные изделия оказались куплены отцом обвиняемой или ею самой, когда она работала в крупных строительных компаниях. Васильеву обвиняли в хищении путем мошенничества с помощью занижения цен при распродаже недвижимости «Оборонсервиса», но эти обвинения были отвергнуты самим судом, так как экспертиза оценки была признана недостоверной и проведенной вопреки установленному порядку.
 
Кроме того, прямая заинтересованность самой Васильевой в продаже этой недвижимости так и не была доказана. Васильеву обвиняли в злоупотреблении доверием бывшего министра обороны, но сам Сердюков в суде заявил, что никто его в заблуждение не вводил. Фактически приговорена Васильева лишь за выплату агентских фирме «Мира». Выяснилось, что за громкими заявлениями о хищении 3 млрд рублей стояло довольно проблематичное обвинение, и в итоге сумма претензий была снижена в несколько раз.
 
Тем не менее, с учетом сложившегося общественного мнения, не связанный с лишением свободы приговор вряд ли был возможен. Сколько реально ей придется сидеть в колонии, сказать сложно: Васильева провела под домашним арестом примерно половину срока, и непонятно, сколько ей придется отбыть из оставшихся двух с половиной лет после обжалования приговора либо удовлетворения ходатайства об условно-досрочном освобождении.
 
На фоне яркого дела подчиненной судьба бывшего министра обороны решалась как-то серо и буднично. Напомним, в декабре 2013 года Анатолию Сердюкову официально было предъявлено обвинение в халатности, вину он не признал. В 2014 году экс-министра амнистировали, а уголовное дело в отношении него закрыли.
 
Дело Васильевой действительно отвлекает внимание публики от того, что сделал Сердюков, рассказал «Совершенно секретно» один из лидеров Партии дела Максим Калашников.
 
Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что раздутое дело в отношении Васильевой было настоящим отвлекающим маневром, чтобы увести внимание общественности от бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.
 
«Те же коммунисты в Госдуме неоднократно пытались поставить вопрос о возбуждении парламентского расследования, чтобы оценить деятельность бывшего министра но безуспешно. По всей видимости, Анатолий Сердюков вошел в касту неприкасаемых и не будет осужден ни при каких условиях, хотя существуют подозрения, что судить его есть за что».
 
СЕРДЮКОВ ПРИНЯЛ НА СЕБЯ ВЕСЬ НЕГАТИВ НЕПОПУЛЯРНЫХ РЕФОРМ
 
Было ли дело Васильевой организовано специально для прикрытия бывшего министра обороны спонтанно или что-то подобное планировалось заранее, сказать наверняка нельзя. Однако, как можно предположить, инициаторы реформ отдавали себе отчет в том, что кардинальное реформирование армии невозможно без непопулярных и даже жестких мер, а человек, который их претворяет в жизнь, априори должен совершить множество ошибок и в итоге, самое меньшее, пожертвовать своей карьерой. Но чтобы не доводить до крайностей, не сажать бывшего министра обороны в тюрьму, нужен был «громоотвод», роль которого отвели Васильевой.
 
При этом нужно отметить, что Сердюков действительно заслужил право на индульгенцию, со временем становится очевидно, что роль бывшего министра в создании современных вооруженных сил недооценена. Напомним, что в октябре 2008 года, спустя полтора года после назначения Сердюкова на пост министра обороны, было официально заявлено о начале широкомасштабной реформы вооруженных сил.
 
Основными ее задачами стали полная перекройка структуры армии, существенное сокращение численности офицерских должностей, ликвидация института прапорщиков и мичманов, реформа системы военного образования, гуманизация условий службы призывников.
 
Теперь очевидно, что произошла кардинальная ломка закостенелой структуры, которая, вполне естественно, вызвала вал негатива и отторжение. Особенно жестко реагировали генералы, которых во время реформы практически отстранили от руководства. С ключевых постов были смещены практически все влиятельные военачальники, серьезно потрепали и остальной офицерский корпус, сокращения затронули почти 200 тысяч человек. Не каждый начальник решится так радикально и жестко распоряжаться судьбами людей.
 
Такую ответственность не смогли взять на себя и более влиятельные чиновники, например предшественник Сердюкова – нынешний руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов. Сердюков смог, он без тени сомнения увольнял сотни тысяч человек и этим нажил себе сотни влиятельных врагов, которые ждали и ловили каждую ошибку министра-реформатора.
 
Сложно представить, под каким давлением находился чиновник, которого за время его руководства Минобороны чуть ли не в лицо обвиняли во всех грехах и всячески старались скомпрометировать. Критиковались практически все его начинания: говорили о непоследовательности и больших перекосах в кадровой политике, сомневались и называли и однобокий коммерческий подход к вопросам, непосредственно затрагивающим безопасность и обороноспособность страны, и попытки полной коммерциализации вооруженных сил.
 
При этом нужно понимать, что решения, напрямую касающееся обороноспособности страны, Сердюков не мог принимать единолично, можно только догадываться, кто поддерживал министра-реформатора в его начинаниях. Возможно, один из них – Дмитрий Медведев, который неоднократно называл Анатолия Сердюкова «лучшим министром обороны», подчеркивая, что претензий к нему нет и быть не может.
 
ВОЕННЫЕ ГИНЕКОЛОГИ СТАЛИ ГРАЖДАНСКИМИ
 
Пожалуй, главное изменение, которое произошло за годы реформ, коснулось принципов комплектования армии. По сути, сегодня российские вооруженные силы распрощались с мобилизационной формой комплектования войск, проще говоря, отказались от содержания дорогостоящего, но, возможно, необходимого резерва на случай войны. Сейчас считается, что практически все соединения находятся в постоянной готовности и должны вступить в бой без доукомплектования в считаные часы. И эта структура вполне оправдала себя, во время проведения операции в Крыму вышколенные военные в течение нескольких дней были незаметно переброшены на полуостров, где выполнили поставленные перед ними бое­вые задачи. После этого впервые заговорили о возрождении Российской армии.
 
Наверное, самой неоспоримой идеей стал пересмотр структуры вооруженных сил, что привело к кардинальному сокращению управленческих структур, которые без сожаления были уменьшены более чем в два раза. Были беспощадно урезаны в полномочиях и в штатных структурах штабы видов и родов войск. При этом Главный штаб ВМФ был и вовсе переведен из Москвы в Санкт-Петербург. Еще одно кардинальное решение – шесть военных округов были преобразованы в четыре оперативно-стратегических командования, что позволило сэкономить на управленческом аппарате.
 
Кроме того, эта принципиально новая для Российской армии структура должна координировать руководство межвидовыми силами, а ее принципиальное отличие от старых военных округов в том, что под общее командование сведены все рода и виды войск, кроме РВСН.
 
В ходе реформирования самые глубокие изменения затронули Сухопутные войска, которые отказались от привычной дивизионной структуры и переформировались в сотню общевойсковых и специальных бригад, при этом большинство соединений получили статус постоянной готовности. Нужно отметить, что, несмотря на то, что из аппарата нового министра обороны Сергея Шойгу неоднократно намекали, что вернутся к дивизионной структуре, на деле статус дивизии возвращен только Таманской и Кантемировской танковым дивизиям – очевидный популизм, поскольку их структуры больше похожи на бригады.
 
Существенным изменениям подверглась и авиация. Полки и дивизии ВВС были сведены в новые формирования – авиабазы, насчитывающие от нескольких десятков до ста и более боевых машин разных классов. Положительный момент – теперь не приходится нести лишние затраты на содержание сотен аэродромов, главный недостаток – вся авиационная техника собрана в одном месте и во время боевых действий может быть уничтожена одним ракетным или авиаударом.
 
Эксперты говорят, что в то время это было честное решение, исправной техники не хватало, большое количество авиаполков были небоеготовы, и лучшее, что можно было сделать, – собрать исправную технику в одном месте, чтобы летчики могли больше летать и не потеряли навыки. В меньшей степени реформа коснулась Воздушно-десантных войск – и то потому, что интересы ВДВ отстаивал авторитетный генерал Владимир Шаманов.
 
Структурные изменения почти не затронули РВСН. Кроме того, Войска воздушно-космической обороны были сформированы на базе соединений и воинских частей Космических войск, а также войск оперативного стратегического командования воздушно-космической обороны Военно-воздушных сил.
 
В актив команде Сердюкова нужно записать возросшую интенсивность боевой подготовки войск. Количество учений, выходов в море, часов налета у пилотов действительно увеличилось в разы. Это стало возможным из-за того, что военный бюджет вырос более чем в четыре раза. Также средства на обучение войск удалось сэкономить и за счет массового сокращения воинских частей. Заметно выросло чис-ло походов боевых кораблей и полетов дальней авиации.
 
Россия, используя старый советский способ, обозначает свое присутствие в стратегически важных для нее районах мира. При Сердюкове возобновились крупные учения, Шойгу оставалось только поддерживать это начинание. Он принес более яркую «обертку» для этих учений, назвав их внезапными проверками боеготовности.
 
Сердюков первым усомнился в эффективности системы военного образования, доставшейся в наследство от Советской армии. 65 военных высших учебных заведений ужались до 3 учебно-научных центров, 11 академий и 3 военных университетов с 25 филиалами вузов. Реформаторы заявили: что осталось – преобразилось до неузнаваемости, теперь эти учебные заведения с «абсолютно новой технической базой».
 
Много говорили о том, что все военные вузы нужно восстановить, но Шойгу никаких кардинальных изменений за два последних года не произвел, переименования ряда филиалов в военные училища не в счет. Один из самых спорных вопросов – значительное сокращение расходов на военную медицину, закрытие военных поликлиник и госпиталей. 
 
Большинство военных врачей сняли погоны, в том числе и военные гинекологи. Также стали гражданскими военные финансисты, юристы и журналисты, тотально сокращены должности офицеров, которые отвечают за воспитательную работу в войсках.
 
ОТСТАВКИ МИНИСТРА ДОБИЛОСЬ ОБОРОННОЕ ЛОББИ
 
Во время руководства Минобороны Сердюковым впервые с советских времен начались регулярные закупки нового вооружения, процент современной техники в войсках стал увеличиваться. В 2010 году была утверждена новая госпрограмма вооружений до 2020 года – стоимос-тью около 20 трлн рублей. Причем впервые в советской и постсоветской истории армия получила возможность закупать иностранное вооружение.
 
Некоторые эксперты посчитали, что это расчетливый маневр, который позволил впервые уйти от монополии отечественного ОПК и умерить его аппетиты. Команда Сердюкова применяла различные приемы, чтобы сбить цены и получить возможность закупать более качественную продукцию по низким ценам. Минобороны, по сути, вступило в торговую войну с собственным ОПК и добилось результатов.
 
Оборонщикам открыто указывали на недостатки их продукции, военные демонстративно отказывались закупать отечественное вооружение и обещали перейти на иностранные аналоги, если их условия не будут выполнены. Есть мнение, что именно оборонное лобби сыграло ключевую роль в отставке Сердюкова. Сейчас кураторы ОПК, по всей видимости, готовятся к реваншу, даже лояльная к запросам оборонщиков команда Шойгу возмутилась астрономической ценой нового российского танка на платформе «Армата».
 
Удалось добиться прогресса в вопросе гуманизации службы по призыву. Был сокращен до одного года срок обязательной службы, и хотя избавиться от главной проблемы призывной армии – дедовщины так и не удалось, правозащитники отмечают значительное улучшение ситуации. Солдат освободили от несвойственных им функций, возложив хозяйственное обслуживание армии на коммерческие структуры.
 
РЕФОРМЫ СЕРДЮКОВА ДАЛИ ПОВОД ГОВОРИТЬ О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Фото: ANTON PEDKO/EPA/ТАСС
 
ПЕРВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ МИНИСТР ОБОРОНЫ НАУЧИЛ АРМИЮ ЭКОНОМИТЬ
 
Для внедрения аутсорсинга и более эффективного управления было создано ОАО «Оборонсервис», куда были переданы все непрофильные активы Минобороны стоимостью более 200 млрд рублей. Пусть ее работа несовершенна, но очевидно, что ничего нового следующий руководитель военного ведомства так и не придумал, кроме того, чтобы переименовать эту структуру в АО «Гарнизон».
 
Минобороны избавляется от большинства военных городков (из 7,5 тыс. на балансе ведомства осталось около 200), на содержание которых уходила львиная доля военных расходов. Именно в период руководства Сердюкова был совершен значительный прорыв в решении жилищного вопроса для офицеров, экс-глава ведомства сумел найти на решение этого вопроса серьезные суммы, экономисты военного ведомства разрабатывали схемы, чтобы как можно быстрее получать разрешение на строительство жилья, как можно быстрее принимать его для заселения.
 
Команде Шойгу оставалось только контролировать ход строительства, но с этой задачей они справляются плохо, сдача целых районов для военных постоянно откладывается, несмотря на то, что бесквартирными остаются несколько десятков тысяч офицеров.
 
Первый гражданский министр обороны остается единственным, кому удалось значительно поднять денежное довольствие военнослужащим. Во время руководства Сердюкова оно выросло практически в два раза. Была разработана система премий, которая стимулировала офицеров добросовестно служить, повышать свой профессиональный уровень и даже заниматься спортом. Нужно отметить, что эта система работала весьма эффективно, офицеры жалуются, что при Шойгу она теряет значимость.
 
Уйдя с поста министра обороны, Сердюков оставил после себя совершенно новые вооруженные силы. После событий в Крыму стало очевидно, что это устройство работает значительно лучше. Также очевидно, что возврата к прежней армии уже не будет. И нынешний министр обороны Сергей Шойгу нисколько не кривил душой, когда, принимая должность, заявлял, что продолжит начатое его предшественником, а корректироваться будут только «нюансы».
 
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев рассказал «Совершенно секретно», что вряд ли можно говорить о том, что изначально был многоходовой план, который определял Сердюкову выполнить всю грязную работу по реформированию армии, а затем уйти в тень, но в результате так и получилось.
 
«Нужно вспомнить предысторию того, как Сердюков появился в Минобороны. Изначально все его предшественники проявляли нерешительность и требовали на проведение реформы больших средств. Это не устраивало руководство страны, и в итоге было принято радикальное решение – назначить управленца, никак корпоративно не связанного с Минобороны, которому была четко поставлена задача – найти деньги внутри военного ведомства и стремительно действовать. Нужно отметить, что поставленная ему задача была выполнена, Сердюков изыскал средства и провел необходимые реформы.
 
Беда его в том, что, как выяснилось, при таких масштабных преобразованиях возникают масштабные нарушения, которые бросили тень в том числе на самого министра обороны. Когда масштабы коррупции раскрылись, было решено снять Сердюкова, но не привлекать к уголовной ответственности. В итоге его вывели из-под удара, но в назидание привлекли к уголовной ответственности ряд его приближенных. Но это никак не принижает значение проведенных Сердюковым преобразований.
 
Заметьте, что перед командой Сергея Шойгу не ставилась задача свернуть или развернуть вспять радикальную реформу, им поручено провести легкую шлифовку. В итоге, как это ни парадоксально в нынешних условиях звучит, получается, что все положительные изменения, которые произошли с Российской армией и вывели ее на новый уровень, совершил Сердюков, однако об этом уже никто и не вспоминает, а дальше сработал раскрученный имидж нового руководителя Минобороны, который сегодня пожинает лавры».
 

Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку