НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Трибунал ожидает каждого

Трибунал ожидает каждого

Трибунал ожидает каждого
Автор: Ольга МАРТЫНЕНКО
Совместно с:
08.12.2013

 Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

 Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

(А.С.Пушкин)

Владимир Войнович, написавший новую пьесу «Трибунал», остался, как и положено, тверд и спокоен. Последнее прилагательное «угрюм» нам тоже пригодится. Впрочем, «Трибунал» произведение не столько новое, сколько обновленное. Впервые оно появилось в 1985 году и даже шло на сцене Театра Сатиры. Тема его – советское судопроизводство, не знавшее ни правых, ни виноватых. Вернее, виноватых-то оно знало: ими числилось все 200-миллионое население СССР, правда, одни сидели в тюрьмах и лагерях, а остальные пребывали временно у себя дома в ожидании окончательной участи.

Времена изменились. Знаменитый писатель, автор легендарного «Чонкина» и многих других произведений, составивших славу русской литературы (к этой славе отнесем и советскую эпоху), пережил вынужденную затянувшуюся эмиграцию, вернулся на родину, которую, как и многие его соотечественники, считал кардинально изменившейся, то есть избавившейся от большевистского гнета, и решил продолжить свое творчество. Однако, приглядевшись пристальнее к новой действительности, которая все больше напоминала его фантасмагорическую «Москву 2042», он понял, что его сатирический дар не должен пропадать втуне и занялся пересмотром старых черновиков. Больше всего ему пришлась по сердцу комедия «Трибунал», поскольку описанные в ней события наилучшим образом соответствовали реальности. Полуслепая Фемида с дубиной в руках по-прежнему карала наотмашь правых и виноватых.

Войнович взял из старого «Трибунала» сюжетный ход: некая пара приходит в театр, усаживается на свои места и смотрит на сцену, где уже построены декорации для судебного заседания и появились действующие лица: Председатель, Прокурор, Защитник и Секретарь. Но актеры молчат и тогда наш зритель по имени Леонид Подоплеков обращается к ним с вопросом, что они собираются делать. При этом он неудачно цитирует Чехова, говорившего, что если в первом действии висит ружье, в третьем оно непременно выстрелит. Это злополучное ружье Подоплекову еще припомнят, а пока его тащат на сцену и сажают в клетку в роли подсудимого. Заседание начинается.

Войнович возражает против того, что его называют сатириком, считая себя реалистом. Священное право автора. Но от своего таланта не уйдешь, и три действия «Трибунала» дарят пока читателю (а потом, надеемся, и зрителю) давно не виданное, прошу прощения за пафос, «пиршество» русской речи, какой она выглядит в устах современных судей со всей ее казенщиной, канцеляризмами и прочей галиматьей. Читается все удивительно легко, да не совсем: уж очень длинны монологи невежественных служителей постперестроечной кривой Фемиды. Но для будущих исполнителей здесь раздолье: характеры живые как у льстивого завравшегося Защитника, так и у дубинообразных Председателя и Прокурора.

Теперь об эпитете «угрюмый». Взгляд автора на современный суд куда суровее, нежели он был в 1985 году. Тогда в финале пьесы насильно посаженный в  клетку подсудимого Подоплеков обещал бороться до победного конца. Буквально:

«Подоплеков (удаляясь, простирает руки сквозь решетку): — Я продолжаю борьбу до конца! Лучше умереть стоя, чем жить на коленях! Я объявляю смертельную голодовку! Передайте американскому президенту, что Подоплеко погибает, но не сдается. Передайте английскому премьер-министру, германскому канцлеру, японскому императору, тибетскому Далай-ламе, папе римскому и всему прогрессивному человечеству…

Крики. Погасите свет!

- Вызовите милицию!»

Какой финал мы видим сегодня?

Подоплеков занимает кресло Председателя и держит такую речь: «Дальнейшее заседание трибунала будет проведено в закрытом режиме. Зрителей, не имеющих специального допуска, прошу покинуть помещение»… Бывший надзиратель становится генералом.

Боюсь, что я не ошибаюсь, но уважаемый автор доносит до нас мало утешительную мысль: пока мы все (как говорил все тот же провидец Чехов) не выдавим из себя рабов, мы способны извратить любой общественный строй, превратить нынешнюю Москву в пресловутый уродливый город 2042 года. Между прочим, дата уже не горами.

Но пока еще 2013-й – сердечное спасибо Владимиру Николаевичу Войновичу и  газете «Совершенно секретно» за потрясающее приложение с комедией «Трибунал». Не пропустите. Это может коснуться всех и каждого.

 

* * *

 

* * *

Приложение «Совершенно секретно» с пьесой Владимира Войновича «Трибунал» можно купить в редакции газеты – Москва, улица Композиторская, 17 (телефон отдела распространения  8-495-544-30-45, savushkina@sovsekret.ru), а также в московских киосках сети «Горпечать».

По просьбе распространителей на сайте текст «Трибунала» появится через несколько дней.

* * *

Текст пьесы «Трибунал»

* * *

Видеофрагменты интервью с Владимиром Войновичем:


Автор:  Ольга МАРТЫНЕНКО
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку