Трибунал ожидает каждого
Совместно с:
08.12.2013
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
(А.С.Пушкин)
Владимир Войнович, написавший новую пьесу «Трибунал», остался, как и положено, тверд и спокоен. Последнее прилагательное «угрюм» нам тоже пригодится. Впрочем, «Трибунал» произведение не столько новое, сколько обновленное. Впервые оно появилось в 1985 году и даже шло на сцене Театра Сатиры. Тема его – советское судопроизводство, не знавшее ни правых, ни виноватых. Вернее, виноватых-то оно знало: ими числилось все 200-миллионое население СССР, правда, одни сидели в тюрьмах и лагерях, а остальные пребывали временно у себя дома в ожидании окончательной участи.
Времена изменились. Знаменитый писатель, автор легендарного «Чонкина» и многих других произведений, составивших славу русской литературы (к этой славе отнесем и советскую эпоху), пережил вынужденную затянувшуюся эмиграцию, вернулся на родину, которую, как и многие его соотечественники, считал кардинально изменившейся, то есть избавившейся от большевистского гнета, и решил продолжить свое творчество. Однако, приглядевшись пристальнее к новой действительности, которая все больше напоминала его фантасмагорическую «Москву 2042», он понял, что его сатирический дар не должен пропадать втуне и занялся пересмотром старых черновиков. Больше всего ему пришлась по сердцу комедия «Трибунал», поскольку описанные в ней события наилучшим образом соответствовали реальности. Полуслепая Фемида с дубиной в руках по-прежнему карала наотмашь правых и виноватых.
Войнович взял из старого «Трибунала» сюжетный ход: некая пара приходит в театр, усаживается на свои места и смотрит на сцену, где уже построены декорации для судебного заседания и появились действующие лица: Председатель, Прокурор, Защитник и Секретарь. Но актеры молчат и тогда наш зритель по имени Леонид Подоплеков обращается к ним с вопросом, что они собираются делать. При этом он неудачно цитирует Чехова, говорившего, что если в первом действии висит ружье, в третьем оно непременно выстрелит. Это злополучное ружье Подоплекову еще припомнят, а пока его тащат на сцену и сажают в клетку в роли подсудимого. Заседание начинается.
Войнович возражает против того, что его называют сатириком, считая себя реалистом. Священное право автора. Но от своего таланта не уйдешь, и три действия «Трибунала» дарят пока читателю (а потом, надеемся, и зрителю) давно не виданное, прошу прощения за пафос, «пиршество» русской речи, какой она выглядит в устах современных судей со всей ее казенщиной, канцеляризмами и прочей галиматьей. Читается все удивительно легко, да не совсем: уж очень длинны монологи невежественных служителей постперестроечной кривой Фемиды. Но для будущих исполнителей здесь раздолье: характеры живые как у льстивого завравшегося Защитника, так и у дубинообразных Председателя и Прокурора.
Теперь об эпитете «угрюмый». Взгляд автора на современный суд куда суровее, нежели он был в 1985 году. Тогда в финале пьесы насильно посаженный в клетку подсудимого Подоплеков обещал бороться до победного конца. Буквально:
«Подоплеков (удаляясь, простирает руки сквозь решетку): — Я продолжаю борьбу до конца! Лучше умереть стоя, чем жить на коленях! Я объявляю смертельную голодовку! Передайте американскому президенту, что Подоплеко погибает, но не сдается. Передайте английскому премьер-министру, германскому канцлеру, японскому императору, тибетскому Далай-ламе, папе римскому и всему прогрессивному человечеству…
Крики. Погасите свет!
- Вызовите милицию!»
Какой финал мы видим сегодня?
Подоплеков занимает кресло Председателя и держит такую речь: «Дальнейшее заседание трибунала будет проведено в закрытом режиме. Зрителей, не имеющих специального допуска, прошу покинуть помещение»… Бывший надзиратель становится генералом.
Боюсь, что я не ошибаюсь, но уважаемый автор доносит до нас мало утешительную мысль: пока мы все (как говорил все тот же провидец Чехов) не выдавим из себя рабов, мы способны извратить любой общественный строй, превратить нынешнюю Москву в пресловутый уродливый город 2042 года. Между прочим, дата уже не горами.
Но пока еще 2013-й – сердечное спасибо Владимиру Николаевичу Войновичу и газете «Совершенно секретно» за потрясающее приложение с комедией «Трибунал». Не пропустите. Это может коснуться всех и каждого.
* * *
* * *
Приложение «Совершенно секретно» с пьесой Владимира Войновича «Трибунал» можно купить в редакции газеты – Москва, улица Композиторская, 17 (телефон отдела распространения 8-495-544-30-45, savushkina@sovsekret.ru), а также в московских киосках сети «Горпечать».
По просьбе распространителей на сайте текст «Трибунала» появится через несколько дней.
* * *
* * *
Видеофрагменты интервью с Владимиром Войновичем:
Автор: Ольга МАРТЫНЕНКО
Совместно с:
Комментарии