НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Цена реформ

Цена реформ
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
03.12.2012
 
Самое разрушительное оружие Сердюкова – девушки из налоговой: военное дело они не знают,  зато умеют  изымать деньги  
   
 
 Пока ещё замминистра обороны Татьяна Шевцова. В её руках всё «золото» армии  
 

 

Газета «Совершенно секретно» в социальных сетях:

Facebook

Twitter

ВКонтакте

Почему – вернее, перед чем – не устоял «стойкий солдат Путина»

 

Интрига вокруг отставки министра обороны Анатолия Сердюкова закручена не хуже лихого бульварного романа, даже роковые красотки в наличии. Многим уже кажется, что все беды бывшего министра – от женщины.
Утром 25 октября в скромную 13-комнатную квартиру Евгении Васильевой – экс-директора Департамента имущественных отношений Минобороны – с ордером на обыск нагрянули сотрудники Следственного комитета. Как почти моментально – по секрету всему свету, поведали оперативники – в ходе мероприятия они изъяли свыше трёх миллионов рублей, антиквариат, десятки старинных картин, большое количество драгоценностей и ювелирных изделий.
По версии следователей, обыск проведён в рамках расследования мошенничества в ОАО «Оборонсервис». Гражданка Васильева поначалу проходила по делу как свидетель, но тучи над её головой сгустились очень быстро. Самым пикантным оказался факт нахождения в её квартире во время обыска министра обороны Сердюкова. Затем он направился в «Оборонсервис», где тоже шёл обыск. И оттуда, пропустив заседание правительства, прямиком поехал к Путину. Как поведал пресс-секретарь последнего по завершении этой внеплановой аудиенции, Путин поручил министру обороны «обеспечить полное взаимодействие со следствием». Особой полноты «взаимодействие» достигло 6 ноября, когда неожиданно для многих Путин снял Сердюкова, назначив министром обороны Сергея Шойгу.
А ведь ещё буквально накануне информированный и близкий к верхам аналитик выдал пафосный текст с заголовком «Стойкий солдат Путина», уверенно возражая предсказателям отставки Сердюкова: «Не дождётесь!» Ибо секрет его «несгибаемости» в том, что он «является наиболее эффективным и решительным реформатором в российских правящих кругах…». И «результатом сердюковской твёрдости и беспощадности стал тот бесспорный факт, что военная реформа стала самой успешной реформой последних лет». Поэтому именно «достижения» Сердюкова «сейчас один из главных политических капиталов Путина», вещал аналитик, уверенно положа руку на кремлёвский пульс. «Именно в этом залог устойчивого положения министра обороны…»
После «стойкого солдата Путина» в отставку отправили ещё и начальника Генштаба Николая Макарова – вместе с рядом других сердюковских замов. На момент написания этой статьи новый министр обороны обзавёлся уже пятью новыми заместителями.
Тем временем дело собственно «Оборонсервиса» стремительно обросло новыми миллиардами – по версии следствия, их украдено уже пять! Как полагают в Следственном комитете, принадлежащие «Оборонсервису» недвижимость, земельные участки и акции реализовывались по заниженным ценам. Так, в Одинцовском районе за 320 миллионов рублей продан комплекс сооружений, реальная цена которого, мол, не менее 1 миллиарда 320 миллионов рублей.
Попутно шли и аресты. Самый значимый на данный момент арестант – Александр Елькин, гендиректор ОАО «Славянка». Это ОАО – «дочка» «Оборонсервиса», которой передано не просто управление всем жилищно-коммунальным хозяйством Минобороны, а, по сути, весь жилой и казарменный фонд. Так вот Елькин, без отрыва от «Славянки», ещё и учредитель ЗАО «Безопасность и связь», которому, по данным уже МВД, он и выделял деньги на несуществующие работы. И хотя формально уголовное дело возбудили по факту хищения около 53 миллионов рублей, при этом были озвучены поистине фантастические суммы, успешно прокатившиеся через «Славянку» лишь по двум контрактам: 63 миллиарда рублей.
Юлия Ротанова, помощница Елькина, «добровольно» выдала оперативникам из банковских ячеек 4,6 миллиона долларов и около 130 миллионов рублей. Со счетов же самого Елькина было изъято 300 миллионов рублей. Шефа «Славянки» взяли в канун торжества, на который он уже выписал из-за океана Дженнифер Лопес, а гостем №1 в пригласительном списке значился Анатолий Сердюков…
Судя по всему, общения со следствием не избежать и руководству прочих «дочек» «Оборонсервиса»: помимо «Славянки» это ОАО «Авиаремонт», ОАО «Оборонстрой», ОАО «Оборонэнерго», ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт», ЗАО «Оборонторг», ОАО «Агропром», ОАО «Военторг» и ОАО «Красная звезда». В кабинетах генеральных директоров последних трёх ОАО обыски уже проведены.
Правда, понять, кто на самом деле и что там расследует и против кого реально всё это направлено, сложно. Компромат от «компетентных» органов сливается строго дозированно – только через надёжные руки особо доверенных лиц. Очевидно лишь одно: отмашку на такую активность в вотчине «стойкого солдата» мог дать лишь один человек – Путин.
О мотивации этого решения и по сей день гадают на кофейной гуще. Согласно одной из версий, мавр сделал своё дело – военную реформу. «И теперь мавра, – пишет директор Центра анализа стратегии и технологий Руслан Пухов, – никогда не обманывавшегося относительно своей роли, убирают». Как-то слишком просто, тем паче всем ведомо же, что нынешний хозяин Кремля своих не сдаёт.
Много говорится о схватке кланов под ковром, интригах влиятельных лиц путинского окружения. Писали даже о мести Виктора Зубкова своему зятю за порушенную семейную идиллию. Есть даже версия, что ради поднятия рейтинга Путин решил принести Сердюкова в жертву, на потребу публике учинив некий как бы антикоррупционный «новый курс»… Но всё это пока лишь домыслы: делиться с обществом подлинной мотивацией Владимир Путин не собирается.
Однако некая зацепка есть. Напутствуя 9 ноября 2012 года вновь назначенного начальника Генштаба Валерия Герасимова, Владимир Путин выдал любопытный пассаж: «У нас есть проблема, она, в принципе, такая рабочая, но всё-таки хотелось бы минимизировать проблемы. Она заключается в том, что очень часто в последнее время мы сталкиваемся с изменениями требований со стороны Минобороны к промышленности. …Конечно, мы должны ориентироваться на перспективные средства, но всё-таки здесь и стабильность определённая нужна. Я очень рассчитываю на то, что Вам вместе с министром удастся выстроить стабильную, хорошую, партнёрскую работу с нашими ведущими промышленными предприятиями в области оборонной промышленности».
По сути, глава государства открытым текстом дал указание: конфронтацию с военной промышленностью немедленно прекратить, пойдя ей навстречу. Возможно, именно конфликтная ситуация, сложившаяся между Минобороны и ВПК в эпоху «позднего Сердюкова», и стала подлинной причиной того, что Путин всё же решил изъять своего верного паладина из обращения. За последний год даже чисто словесная пикировка между промышленниками и военными зашла в такую плоскость, что дальше уже некуда. Чиновники Минобороны открытым текстом выдают оружейникам: «А всё равно мы с вами работать не будем!»
И как такое стерпеть, ведь задеты такие имущественные интересы хозяев ВПК, что даже подумать страшно: схватка ведётся за кус просто фантастический – те 23 триллиона рублей, что выделяют на перевооружение…
Напомню очень схожую историю 1930-х годов. Единственным тогда изготовителем стволов большого калибра для морской артиллерии и артиллерии особой мощности (резерва Главного командования) был ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский завод). Стволы те стоили безумно дорого, были крайне сложны в обработке, требовали особых сортов стали, малейшее отклонение от технологии – всё в брак. И вот в 1936 году нарком обороны Ворошилов направил в ЦК ВКП(б), то есть Сталину, официальную записку. Нарком доложил: по информации начальника Управления военной приёмки на заводе «Большевик» допускаются массовые случаи отклонения от технических норм, результатом чего стал массовый брак; военная приёмка эти бракованные стволы принимать отказывается.
Можно представить, какого накала достиг конфликт военпреда с заводским руководством, чтобы привести к стычке наркома обороны Ворошилова с наркомом тяжёлой промышленности Орджоникидзе! Фактически, Ворошилов пожаловался Сталину на Орджоникидзе.
Что из этого вышло? Спустя время появляется такой приказ наркома обороны: за неоднократные срывы производственной работы снять с должности и уволить… начальника военной приёмки завода, а начальнику Управления военной приёмки, НКО – выговор! До нового военпреда нарком в неофициальном порядке довёл: с партийно-заводским начальством не ссориться и не обижать рабочий класс – стволы принимать любые!
Разумеется, ни до какого рабочего класса никому и дела не было: эта словесная дымзавеса камуфлировала интересы людей много более значимых. Директор завода назначался решением ЦК ВКП(б), секретарь парткома и секретарь профкома «Большевика» – тоже номенклатура ЦК. И вот им, монополистам и настоящим хозяевам, осмелился вякнуть про плохую работу какой-то военпредишка? – «Да ты кто такой?!» А доблестные рабочие по-прежнему продолжают гнать бракованные стволы – и попробовал бы теперь их не принять новый военпред…

Триумф провала
Главным успехом и, одновременно, провалом Сердюкова считают военную реформу. Генерал-полковник Александр Рукшин, бывший начальник Главного оперативного управления Генштаба, считает, что реформа проводилась без широкого освещения её целей и задач, без обсуждения с научной общественностью. И даже сейчас, после официального её завершения, остаются загадкой «критерии, в соответствии с которыми создавался новый облик Вооружённых cил РФ».
Иными словами, за кадром осталось, что именно хотели получить на выходе и для чего.
 Глядя на нынешнюю армию, особенно в свете учений, проведённых за последние два-три года, невозможно понять, под какого врага она заточена. Особо сокрушительной критике подвергается новая трёхступенчатая организационно-штатная структура «батальон – бригада – оперативное командование», ликвидировавшая традиционные для нашей армии полки, дивизии, корпуса и армии. Фактически, ещё и военные округа.
Но хватает и считающих, что Сердюков сделал массу положительного. Известный политолог Александр Храмчихин в своих публикациях не устаёт повторять, что Анатолий Сердюков «провёл одну из самых масштабных в истории Отечества, начиная с Петровских времён, военных реформ». Одно из основных достижений которой – обуздание аппетитов ВПК: за счёт более жёсткого подхода к заключению контрактов и перехода к импорту вооружений. Уже «поэтому проклинать Сердюкова было бы не вполне справедливо». Тем паче именно Сердюков, как полагает Храмчихин, сделал очень важное: «почти уничтожил остатки Советской армии».
Уже упомянутый выше Руслан Пухов уверен, что «за бульварным антуражем» отставки Сердюкова, сопровождаемой «визгливым злорадством из самых разных углов», нельзя упустить «очевидного факта: со своими задачами экс-министр обороны справился более чем блистательно». По мнению аналитика, Сердюков как раз и был двинут Путиным для разгребания «авгиевых конюшен Министерства обороны и приведения Вооружённых сил России хоть в какое-то вменяемое и минимально боеспособное состояние». Сердюков стал «инструментом по осуществлению этой сложной операции в военном ведомстве. Операции грубой, беспощадной и хладнокровной». Дальше, правда, уже почти чистая лирика: «Сердюкову с самого начала отводилась роль временного исполнителя, призванного безжалостно сделать своё дело и быстро уйти под злобное шипение и улюлюканье в спину. Однако Сердюков неожиданно хорошо начал справляться со своей ролью, и военное реформирование пошло форсированным темпом». И «в невиданно короткие сроки Вооружённые силы РФ были в основном приведены к «новому облику», принципиально отличающемуся во многих аспектах от традиционного облика Красной, Советской, а затем Российской армии».  Это весьма спорно, и уж совсем сложно согласиться с утверждением, что «впервые за весь постсоветский период в России был выработан и реализован действительно цельный и комплексный план радикального реформирования вооружённых сил страны». А Сердюков, мол, «оказался более чем на высоте стоявших перед ним задач и был, вероятно, лучшим военным министром в Москве со времён Троцкого».
Всё это, конечно, красиво звучит, но хотел бы задать трубадурам реформ по-сердюковски простой вопрос: что именно они называют достижениями? Попробуем взвесить, что было сделано позитивного, что – негативного. Вполне легко может статься, что разбили аквариум – и сварили уху из золотых рыбок. А в итоге – и ухи не получилось, и аквариума нет, и рыбки сдохли.

Страшное слово
Когда произносят «аутсорсинг», одни начинают мечтательно закатывать глаза, а у других непроизвольно сжимаются кулаки и из уст рвётся лексика далеко не благородная. Для начала переведём на нормальный язык слово, которое с первого раза и выговорить-то сложно, не сломав язык. Упрощённо говоря, аутсорсингом в нашем случае именуют отдачу в руки гражданских бизнес-структур хозяйственного обслуживания воинских частей и значительной доли их тылового обеспечения. Дабы солдатики занимались боевой подготовкой, а не чисткой картошки, уборкой территории и ремонтом техники.
Главным образом для этого самого аутсорсинга и был создан пресловутый «Оборонсервис» – тот самый, где сейчас уголовных дел выше крыши, а счёт украденного зашкалил за пять миллиардов рублей, хотя считать только начали.
Инициаторы внедрения аутсорсинга уверяли, что так делается во всех цивилизованных армиях, оттого, мол, они и эффективны. Однако в армиях, которые нам ставят в пример, сначала профессионально отладили боевую подготовку, лишь затем занявшись передачей второстепенных функций коммерческим структурам. И нигде в мире военное реформирование точно не начиналось с аутсорсинга. У нас, как водится, всё поставили с ног на голову: профессиональной армии ещё нет, зато аутсорсинг уже есть. На откуп коммерсантам отдали всё – от организации питания до ремонта военной техники и обслуживания служебных помещений.
В теории смотрится чудесно: личный состав занимается своим делом, а картошку чистят и плац метут… гастарбайтеры-таджики: больше никто за те деньги обслуживать военных не хочет. При этом «вдруг» выяснилось, что аутсорсинг порой обходится дороже, чем содержание внутреннего подразделения. Кто бы мог подумать!
Авторы исследования, опубликованного в журнале «Финансовая аналитика. Проблемы и решения», констатируют: из-за доступа на военные объекты «сторонних организаций и их представителей» запросто могут утечь сведения, составляющие гостайну. Ведь уборщики получают доступ в штабные помещения, узлы связи и даже шифровальные комнаты. Дворники, не обременённые допусками, ведь могут не только плац мести, но и закладку запросто установить…
И кто считал, в какую копеечку влетит контрразведывательное обеспечение этого самого аутсорсинга и до каких размеров придётся раздуть штаты особых отделов, чтобы уследить за всеми гастарбайтерами, которых вовсю привлекают наши аутсорсеры? За теми же турецкими строителями, например… Не раз сам видел гастарбайтеров, занимающихся ремонтом в зданиях Генштаба – кто и как их контролирует и сколько закладок они уже успели навтыкать?!
Ещё, внедрив аутсорсинг, в МО «вдруг» узнали, что его практически нереально применить в отдалённых районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, во время учений, выходов кораблей в море. Но самое главное, аутсорсинг невозможен в зоне боевых действий – гражданский персонал живёт по нормальному трудовому законодательству: война войной, а обед по расписанию. И вообще, ни в одном контракте не прописано, что гражданский спец должен чинить технику в боевых условиях. И кто этим будет заниматься, если сейчас это уже отдано аутсорсерам?
В американской армии, уже давно использующей аутсорсинг, сейчас приходят к выводу: содержание собственных подразделений обходится дешевле. «Из-за постепенного увеличения договорной цены контрактов, – цитирую одно из исследований конгресса США, – экономический эффект от передачи на аутсорсинг некоторых функций вооружённых сил за период с 1997 по 2005 гг. снизился с 9,2 млрд долл. США до 2,8 млрд долл.». Финансисты подсчитали, что в ряде случаев собственные подразделения сделали бы работу в два раза дешевле. И с конца 2010 года американские военные стали возвращать выполнение ряда функций собственным подразделениям, отказываясь от услуг частных подрядчиков.
Не на сто процентов оказалось верным и утверждение, что частный сектор более эффективен, чем государственный: массе подрядчиков были нужны лишь армейские деньги и чихать они хотели на качество. Это наглядно проявилось во время кампаний в Ираке и Афганистане. Миллиарды долларов потерял там Пентагон и из-за банального мошенничества аутсорсеров: всех честных подрядчиков оттеснила коррупция, констатировали американские эксперты. Бывший главный юрисконсульт ЦРУ Джеффри Смит назвал позором для Америки частые факты мошенничества и хищения бюджетных средств, выделенных на ведение боевых действий.
В израильской армии опыт аутсорсинга тоже двоякий. Приватизация военных столовых увеличила расходы, качество обслуживания при этом снизилось. Неэффективным вышел и аутсорсинг в сфере военной медицины. Ремонт техники израильская армия аутсорсерам не отдала, сохранив свои ремонтные команды…

Министерство с женским лицом
На тему «дамского спецназа» в коридорах Арбатского военного округа не злословил только ленивый. Но, на мой взгляд, проблема не в половой принадлежности кадров Сердюкова, а в их профессиональной компетентности.
Объективных инсайдерских сведений о приведённых Сердюковым в МО сотрудницах, увы, немного. Много негатива исходит от анонимных офицеров и генералов. Сложный вопрос, можно ли доверять словам обиженных и уволенных.
Однако немало информации можно почерпнуть и из открытых источников – на сайте Минобороны вывешены официальные биографии многих «военных дам». Начну с самой привлекательной – той самой, в квартире которой якобы оказался сам Сердюков. Биография Евгении Васильевой, правда, там уже не висит, но скриншоты страниц в сети остались. Родилась в 1979 году, с отличием окончила юридический факультет Санкт-Петербургского университета, работать начала в 2001 году в качестве юрисконсульта, видимо, коммерческих фирм. В 2007 году Васильева вдруг становится гендиректором, как было скромно обозначено, «строительной компании»: 26-летняя юрисконсульт возглавила питерский филиал одной из самых солидных строительных компаний, СУ-155. Через год, без отрыва от руководства филиалом, она стала ещё и советником первого заместителя мэра Москвы Ресина. Прошёл ещё год – она уже советник замруководителя Администрации Президента России. Не прошло и года, и в феврале 2010-го Васильева – советник министра обороны. Спустя лишь месяц она уже во главе Департамента имущественных отношений Минобороны – в 31 год! В начале 2012 года госпожа Васильева испаряется в неизвестном направлении, установить которое удалось при помощи указа президента: «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность» 10 января 2012 года Евгения Николаевна Васильева награждена орденом Почёта. В указе обозначена должность орденоносицы: руководитель аппарата министра обороны РФ… Пробежка по вертикали государевой службы стремительна, но какой опыт – профессиональный, управленческий – можно обрести при таких скоростях, судите сами…
На посту руководителя Департамента имущественных отношений её сменила не менее обаятельная Олеся Подгорная. Её биографическая справка поражает лаконизмом: родилась 1 сентября 1977 года в г. Южно-Сахалинске, «имеет высшее юридическое образование», трудовую деятельность начала в 1999 году, а «с января 2012 г. приступила к временному исполнению должности директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации». Больше ничего: ни слова, где Олеся Владимировна получала образование и где трудилась 13 лет до назначения на нынешний пост. Так что о профессиональных качествах и компетентности директора департамента остаётся судить лишь по фотографиям, размещённым ею в «Одноклассниках».
Те же сомнения возникают и при изучении официальной биографии Дарьи Морозовой, директора Департамента размещения государственного заказа Минобороны. Там сообщено лишь, что родилась она в 1978-м, а в 2000 году по специальности «юриспруденция» окончила Тамбовский государственный технический университет (в прошлом это Институт химического машиностроения). Затем в биографии следует четырёхлетняя лакуна: чем занимался будущий директор департамента Минобороны, неведомо, но в 2004 году она пришла в налоговые органы. И очень быстро, всего за два года, стала заместителем начальника отдела налогового аудита Управления ФНС по Московской области – хороший взлёт для свежеиспечённой налоговички, практически не имевшей ещё стажа работы в этой системе. Дальше – круче: ещё через два года, в 2008-м, Морозова – начальник отдела налогообложения юридических лиц того же Управления ФНС по Московской области. Два года на этой должности – и новый взлёт: в 2010 году Морозова возглавляет отдел в Правовом департаменте Министерства обороны. Не прошло и года, а госпожа Морозова уже во главе Управления госзаказа. Ещё около года – и она директор департамента. Интересный послужной список, сверхскоростной, будь такой, например, у военного, наверняка шептались бы про мохнатую руку и таинственных покровителей. Но красивая дама, разумеется, вне каких-либо подозрений!
Предельно лаконична официальная биография временно исполняющей должность начальника Управления делами Минобороны Юлии Чемодановой: родилась 22 апреля 1983 года, в 2004 году окончила Московский гуманитарно-экономический институт, получив диплом юриста; в 2007-м получен ещё и диплом Пятигорского государственного технологического университета – по специальности «финансы и кредит». С 27 января 2012 года во главе Управления. На этом все официальные сведения о госпоже Чемодановой исчерпываются. А ведь хотелось бы знать, как всего за пять лет – те самые, что не обозначены в биографии – набрать опыт, позволяющий получить генерал-лейтенантскую должность в 28 лет…
Впрочем, другая дама, Марина Чубкина из Петербурга, в 28 лет исполняла обязанности аж заместителя начальника расквартирования и обустройства Минобороны, а в 29 – руководила Департаментом планирования и координации строительства объектов Министерства обороны. Потом в Спецстрое возглавляла аппарат директора этого крупного оборонного ведомства, и в июле 2012 года, едва перевалив за 30 лет, получила классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 3-го класса – это равнозначно званию генерал-майора или контр-адмирала.
Особое внимание привлёк послужной список директора Департамента образования Минобороны Екатерины Приезжевой. Она отвечает за всю систему военного образования – от военных училищ до академии Генштаба, и в последнее время как раз её деятельность на этом посту попала буквально под шквальный огонь критики. В 1989 году она окончила Ленинградский университет по специальности «прикладная социология». В 2011 году, будучи уже во главе департамента, обрела ещё и диплом прямо подчинённого ей Военного университета Минобороны – по специальности «перевод и переводоведение». Ещё она кандидат социологических наук: защитила диссертацию по теме «Свободное время как мера социального развития». Чем занималась до 2000 года, загадка, но именно в тот год Приезжева сделала рывок по карьерной лестнице – стала начальником отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга. Через три года она уже заместитель руководителя Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Санкт-Петербургу, в 2005–2007 годах – начальник Управления контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности ФНС России (тот же контроль за табаком и алкоголем). Следующие три года – советник министра обороны. В 2010 году возглавила всю систему военного образования. Насколько успешно и компетентно руководит этой системой специалист по «свободному времени» и добыванию денег за табак и алкоголь? Риторический вопрос.
Разумеется, не весь женский состав Минобороны словно выпущен из одного инкубатора – у иных послужной список выглядит прилично. Но это скорее исключение: у большинства «военных дам», из числа приведённых Сердюковым за собой из Питера и налоговой службы, мало что предполагает наличие качеств, позволяющих компетентно руководить серьёзными военными структурами. Впрочем, то же самое нередко можно сказать и относительно немалой части «мужских» кадров, приведённых Сердюковым.

О бедной бригаде замолвите слово
Итогом трудов Сердюкова на ниве творения «нового облика» армии обычно полагают создание новой организационно-штатной структуры. Вооружённые силы «оптимизированы» до миллиона человек, вместо шести военных округов – четыре, они же – оперативно-стратегические командования. Вместо дивизий и полков (попутно ликвидированы и корпуса) – бригады, состоящие из батальонов…
Этих бригад постоянной боевой готовности и стопроцентной укомплектованности, как нам вещают, от Калининграда до Владивостока у нас 85 или 87. И все могут уже через час выступить и даже вступить в бой…
На деле, по данным генерал-лейтенанта В. Соболева, бывшего командующего 58-й армией, бригад всего 39. А об их реальной боеспособности красноречивее всего говорит документ Генштаба, цитировавшийся этой осенью целым рядом СМИ. Согласно распоряжению, предписано до конца октября 2012 года создать в военных округах усиленные батальоны… постоянной готовности – со стопроцентной укомплектованностью. Точнее, речь шла о создании батальонных тактических групп, причём не на штатной основе, а сводных. В переводе на обычный язык это звучало как эпитафия военной реформе: оказалось, что этим бригадам постоянной боевой готовности до этой самой готовности, как до Луны. Их главная немощь – некомплект личного состава, доходящий до 50 процентов. Причём больше всего не хватает квалифицированных  специалистов по основным боевым специальностям: операторов-наводчиков, гранатомётчиков, механиков-водителей. С мобильностью тоже оказалось не так, как хотели: хорошо, если получится организовать выдвижение тех бригад за неделю!
Такие усиленные батальонные тактические группы «до Сердюкова», как поведал в одном из интервью генерал-лейтенант Виктор Соболев, были в каждом полку или бригаде. И возврат к этой идее, прямо скажем, не новой, может означать лишь одно: полный провал пресловутого реформирования: строили-строили – и даже батальонов постоянной готовности не настроили!
Впрочем, даже полноценная мотострелковая бригада, утверждают военные, по своим боевым возможностям не превосходит расформированные полки, сильно уступая дивизии – особенно в части организации ПВО. Да ещё и структура их громоздка…
И даже полноценные бригады, бьют в колокола военные эксперты, не в состоянии противостоять, например, дивизиям Народно-освободительной армии Китая – нашего потенциального и главного оппонента на Дальнем Востоке. Да и бригад наших там кот наплакал: генерал Соболев утверждает, что на всю территорию от Улан-Удэ до Белогорска Амурской области – это около 3000 км – одна бригада. Справедливости ради отметим, что эта бригада всё же представляет серьёзную проблему для китайцев: как горько заметил генерал Соболев, в случае вооружённого конфликта китайцам «будет очень трудно её найти, чтобы пленить или уничтожить…».
Один из важнейших критериев состоятельности реформирования – учения: как ещё апробировать новую структуру, убедившись в её боеспособности? С этим, казалось, порядок, ведь после начала реформирования учений провели массу: «Кавказ-2009», «Запад-2009», «Ладога-2009», «Восток-2010», «Кавказ-2011», «Центр-2011», «Щит Союза-2011», «Кавказ-2012», «Взаимодействие-2012»…
Все эти учения с помпой именовали оперативно-стратегическими, а то и вовсе стратегическими. Но, скажем, в учениях «Запад-2009» на территории Белоруссии участвовало около чуть больше 200 танков, 470 бронемашин, 230 орудий и миномётов, 60 самолётов и 40 вертолётов, примерно 7 тысяч белорусских солдат и 6 тысяч российских. На оперативно-стратегический масштаб это ну никак не тянет, от силы – банальное дивизионное. В советское время таких учений проводили по 150–200 «штук» в год!
Сами военные считают «Запад-2009» откровенной показухой: войска действовали не по обстановке, а по строго расписанным ролям, как актёры в театре. Мобильность же новых бригад оказалась ниже всякой критики. Как написал в своей статье генерал Рукшин, «перегруппировка одной бригады… на расстояние до 1000 км заняла пять суток. И это без воздействия противника». На территории, замечу, с превосходными коммуникациями. Переброска же одной бригады на Дальний Восток, грустно калькулирует генерал Рукшин, и вовсе «может занять до 2,5 месяцев». Да и то если противник по-джентльменски не будет совершать диверсий и воздержится от воздушных налётов и ракетных ударов…
Учения «Кавказ-2009» реально можно записать лишь в разряд тактических: при заявленной численности войск в 8,5 тысяч человек одновременно маневрировало не более двух тысяч и до 80 танков. И, главное, так и не сумели задействовать новейшую автоматизированную систему управления войсками, ради обкатки которой всё и затеяли. Столь же несерьёзно в глазах профессионалов выглядели «Ладога-2009», где три бригады – 13 тысяч человек, при поддержке 220 единиц техники и сотни летательных аппаратов изображали противодействие… полумиллионной группировке НАТО.
«Стратегические» учения «Центр-2011» (12 тысяч военнослужащих) примечательны тем, что войска отправили туда аж за 1,5 месяца до начала. «Кавказ-2012» нередко называют показушным спектаклем, устроенным ради одного-единственного зрителя – Владимира Путина. Генерал-майор Сергей Канчуков, бывший начальник разведки Сибирского военного округа, написал про «Кавказ-2012» в своём блоге: «Каждый руководитель, от простого колхоза до командира дивизии… знает, что 2 тыс. солдат, две сотни единиц техники и сотня стволов артиллерии – это обыкновенный немного усиленный… ПОЛК старой, ещё советской организации. …Где же здесь новый облик? …Учения объявлены как командно-штабные с использованием АСУВ, но ни в одном комментарии, ни в работе Верховного главнокомандующего нам это не показали, за исключением бинокля и пары телевизоров». Ещё более резко профессионал прошёлся по замыслу учений: «Противник у нас такой хилый, что, развязав войну с ядерной державой, через пару километров уже выдыхается в наступлении и просит перемирия или убегает так, что даже пятки не успеваем лицезреть». Особо ехидно военный разведчик прошёлся по частностям: «Особенно красиво разворачиваются на видео установки «Мста», скученные специально, чтобы одной К[рылатой] Р[акетой] уничтожить всё стадо».
Собственно, по чисто военной части добавить уже и нечего. Разве лишь вспомнить ещё ликвидацию нескольких бригад спецназа. Да ещё «оптимизацию» системы подготовки военных кадров, итогом которой стала гибель целого ряда уникальных академических военно-научных школ мирового уровня.
О жилищной проблеме совсем кратко. Когда министром стал Сердюков, в жилье нуждалось порядка 170 тысяч военнослужащих. В прошлом году торжественно отрапортовали: очередь снижена почти до 60 тысяч. Только вот ныне без жилья снова около 170 тысяч офицеров…
Вот и всё, что можно сказать о «реформе». Итогом которой фактически стала полная дискредитация офицерской службы. И любой юноша, желающий надеть офицерские погоны, знает: жилья для основной массы кадровых военных как нет, так и не будет, хорошего образования – нет, перспектив по службе – тоже нет. Да и вообще уже впору говорить про развал всей существовавшей системы обороноспособности.

Газета «Совершенно секретно» в социальных сетях:

Facebook

Twitter

ВКонтакте

 


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку