НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ТУРЦИЯ, ГАЗУЙ!

ТУРЦИЯ, ГАЗУЙ!

ФОТО: АЛЕКСЕЙ ДРУЖИНИН/ТАСС

Автор: Андрей БЕРЕЦ
16.11.2022

В середине октября Президент России Владимир Путин, выступая на форуме «Российская энергетическая неделя», предложил создать в Турции газовый хаб. Это заявление прозвучало вскоре после диверсий на газопроводах «Северный поток». При помощи хаба в Турции глава Российского государства планирует восполнить объемы газа, поставляемого из РФ в Европу. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган поддержал идею. В Турции уже началась проработка проекта. Какие перспективы у турецкого газового хаба?

Начать повествование о газовом хабе в Турции надо с небольшой предыстории, которая и стала основанием для появления инициативы. 26 сентября оператор Nord Stream AG в течение нескольких часов сообщил о «беспрецедентных разрушениях», произошедших на трех нитках морских газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2». Вскоре после этого шведские сейсмологи информировали, что они зафиксировали два взрыва на маршруте пролегания трубопроводов. Тогда стало очевидно, что речь идет о намеренной диверсии. Факт диверсионных действий подтверждают все стороны, связанные с газопроводами – и поставщики, и получатели. Спустя три дня после первых сообщений об инциденте Путин в разговоре с Эрдоганом назвал произошедшее на «Северных потоках» «актом международного терроризма». Вскоре глава Российского государства указал и на виновников, которыми оказались «англосаксы». «Англосаксам мало санкций, они перешли к диверсиям, организовав взрывы на международных газовых магистралях «Северного потока». Фактически начали уничтожение европейской энергетической инфраструктуры», – сказал Путин.

НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

В Москве указывают, что Вашингтону, дескать, выгодно лишить Европу российского голубого топлива и заменить его дорогостоящим американским СПГ, который заокеанские партнеры давно и не очень успешно, предлагают европейцам.

Потребители газа тоже согласны, что речь идет именно о диверсии. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель спустя два дня после инцидентов констатировал, что имеющаяся информация указывает, что разрушение газопровода стало «результатом преднамеренных действий». Виновных при этом он называть не стал и призвал к объективному расследованию.

Из стран Запада даже были версии о том, что диверсии организовала сама Россия, чтобы нанести удар по европейской энергетике. Звучит, откровенно говоря, странновато.

Потом в СМИ появилась информация, что занимавшая тогда пост премьер-министра Великобритании Лиз Трасс, после диверсий отправила Госсекретарю США Энтони Блинкену сообщение со словами it’s done, что можно перевести как «дело сделано» или «с этим покончено». Сообщение было истолковано, как отчет о проделанной диверсионной работе. Правда, глава СВР Сергей Нарышкин давеча заявил, что у него есть лишь косвенные основания полагать, что это сообщение относится к делу.

К тому же, стало известно, что сотовый телефон бывшего премьер-министра Трасс, с которого, якобы была послана печально известная СМС, задолго до ЧП на «Северных потоках» заменили, а старый был убран в специальный сейф.

Однако, по всей видимости, у России есть более весомые аргументы, которые были доведены до посла Великобритании в Москве Деборы Броннерт, вызванной в МИД РФ 3 ноября. В российском дипведомстве за день до визита главы британского диппредставительства заявили, что Броннерт будут представлены доказательства причастности королевства не только к диверсиям на газопроводах, но и к атаке российского Черноморского флота дронами. Сама Броннерт после посещения высотки на Смоленской площади, как часто бывает в таких случаях, от комментариев отказалась.

Западные партнеры какое-то время не хотели допускать «Газпром» до обследования места происшествия, что также вызывало подозрения у российской стороны. Однако 1 ноября Путин рассказал, что специалистам российского газового гиганта все-таки позволили совершить осмотр и его результаты вновь подтвердили, что произошедшее было терактом.

В сухом остатке мы имеем поврежденную, возможно, фатально, инфраструктуру. Представители российской стороны выражают надежду, что удастся восстановить газопровод, однако даже приблизительные сроки назвать не берутся. Кроме того, помимо разрушенных газопроводов произошел окончательный подрыв доверия между многолетними торговыми партнерами в области энергетики – Россией и Европейским союзом. Эти факторы и продиктовали необходимость создания альтернативных маршрутов транзита российских энергоносителей.

Отметим, что на момент подрыва трубопроводов газ по ним не поставлялся. Подача углеводородов по «Северному потоку» перестала осуществляться с начала сентября из-за утечки масла на российской компрессорной станции «Портовая». «Северный поток – 2» же не прошел полную процедуру сертификации и так и не был запущен.

ЛЮДИ СЛОВА

Выдвигая инициативу о создании газового хаба именно в Турции, Путин указал на то, что с Анкарой Москве работать легче, чем с западными столицами. Российский и турецкий лидеры в последние годы тесно взаимодействовали по целому ряду направлений и международных кризисов – Сирия, Ливия, Нагорный Карабах, Украина. Партнеры не раз комплементарно отзывались друг о друге, называя контрагента человеком слова. Договориться им, мол, бывает непросто ввиду разных исходных позиций и интересов, но если уж договорились, то можно быть уверенным, что коллега не подставит.

После того как Путин 12 октября высказал предложение о создании в Турции газового хаба, уже 13 числа лидеры имели возможность обсудить инициативы лично на встрече в Астане.

Турция отреагировала на инициативу положительно, что можно понять. Создание газового хаба еще больше повысит на международной арене значимость Турции. За счет равноудаленной позиции в конфликте на Украине, позволяющей Анкаре пользоваться доверием и Москвы и Киева, Турция активнейшим образом участвует в вывозе украинского зерна на мировые рынки. Теперь республика может стать еще и важнейшим игроком на энергетическом рынке. В Кремле высоко ценят не только личные качества турецкого лидера, но и в целом независимую позицию Турции в международных делах. Этот подход, по мнению Москвы, позволяет Анкаре выступать и посредником при разрешении противоречий различных сторон и торговым партнером с множеством контрагентов, что в условиях возведения обоюдных экономических барьеров опять-таки повышает значимость страны на международной арене.

Глава турецкого Минэнерго в тот же день, когда прозвучали предложения Путина, заявил, что считает проект весьма реалистичным. Однако добавил, что требуется его более детальная проработка, поскольку для Турции эта идея новая. Тогда же прошла встреча турецкого министра с российским коллегой Александром Новаком. Вероятно, главы ведомств могли обменяться мнениями по поводу создания хаба.

Лидеры России и Турции продемонстрировали совпадение позиций и заявили, что проект является вполне реалистичным и может быть запущен в кратчайшие сроки. Эрдоган, выступая в парламенте 2 ноября, подтвердил планы республики по созданию узла по распределению газа. «В то время как многие страны, в том числе в Европе, с приходом зимы готовятся к ограничению себя в энергии, мы в этом отношении спокойны. Турция становится хабом по газу, хабом в энергетике. Экспорт в Европу энергоносителей будет осуществляться через нашу территорию. Пусть все, кто критикует нас за взвешенную политику в период кризиса между Россией и Украиной, возьмет с нас пример», – сказал Президент Турции.

В этом заявлении читаются нотки, которые демонстрируют, что распределение энергоносителей тоже становится одним из направлений, в которых он может чувствовать себя хозяином положения и важнейшим международным игроком.

Директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в разговоре с «Совершенно секретно» подчеркнул, что у России и Турции есть богатый опыт успешной реализации энергетических проектов. И охватывают эти проекты не только сферу углеводородов, напомнил он. «Функционирует трубопровод «Голубой поток», по которому газ из РФ идет на нужды Турции и газопровод «Турецкий поток» по которому энергоносители поступают дальше в Европу, – сказал собеседник газеты. – Мы видим, как активно и позитивно Россия и Турция работают в рамках других энергетических проектов, в частности, в Турции совместно возводится АЭС «Аккую».

А РЕСУРСОВ ТО ХВАТИТ?

Правда информация относительно технической возможности Турции поставлять необходимые европейским потребителям объемы газа разнится. 12 октября, после выступления Путина, ТАСС со ссылкой на неназванный источник в дипломатических кругах сообщил, что Анкара обладает достаточными мощностями для реализации инициативы. Затем ТАСС привел альтернативную точку зрения. В разговоре с агентством турецкий специалист в области энергетики, бывший представитель Турции во Всемирном энергетическом совете Недждет Памир отметил, что газопроводных мощностей страны хватает разве что для удовлетворения внутренних потребностей в голубом топливе. При этом он отметил, что жизнеспособность проекта зависит от того, смогут ли Москва и Анкара договориться о реэкспорте российских углеводородов в Евросоюз и будут ли вообще европейцы готовы покупать российское топливо.

Фото_21_15_Тур.jpg 

Однако если европейцы от российского топлива откажутся, хаб в Турции все равно может пригодиться. Республика импортирует и выступает транзитером газа из целого ряда государств. Ряд экспертов предполагает, что, если европейцы никаким образом не захотят закупать российские углеводороды, Турция может использовать их для внутренних потребностей, а в Европу перенаправить импортируемое из других стран голубое топливо.

Гаджиев также указывает на то, что имеющихся мощностей у Турции на сегодняшний день недостаточно для превращения в газовый суперхаб. «Я думаю, что в настоящее время для того, чтобы полностью перевести объемы газа, которые шли из РФ в Европу через Балтийское море в Чёрное море, инфраструктуры в Турции нет. Ее нужно будет расширять, дорабатывать и строить новые объекты. Здесь правильнее говорить не о том, что Турция совместно с Россией будет создавать этот суперхаб на базе существующей инфраструктуры. Скорее речь будет идти о строительстве новых объектов для транспортировки необходимых объемов природного газа, – сказал он. – Здесь предусматривается не только транзит, поэтому потребуется создавать и новые хранилища и распределительные сооружения. Работа предстоит очень большая. Опыт сооружения таких объектов и у российской, и у турецкой стороны имеется».

Фото_21_16_Тур.jpg 

В Турции не видят проблемы в технических ограничениях и уже строят планы по развитию инфраструктуры. Официальный представитель Президента Турции Ибрагим Калын в начале ноября в эфире турецкого телевидения заявил, что республика готова к расширению возможностей трубопровода «Турецкий поток». «Сейчас существует «Турецкий поток», его можно еще немного усилить и сделать еще один трубопровод, и тогда может возникнуть совершенно новая энергетическая карта с востока на запад, с севера на юг. Это не является невозможным. Подумайте об этом с перспективой на ближайшие 5–10 лет. Если это произойдет, то, другими словами, Турция станет не просто страной-транзитером газа, она фактически движется к тому, чтобы стать страной, где определяется рынок газа, где определяются газовые поставки», – поделился Калын амбициозными планами.

НЕТ ВРЕМЕНИ НА РАСКАЧКУ

Кроме того, Гаджиев указал на то, что у инициативы есть и важное внутриполитическое измерение. В следующем году в Турции 18 июня в один день состоятся президентские и парламентские выборы. По этой причине действующее руководство страны может приложить усилия для ускорения реализации важного с экономической и имиджевой точки зрения проекта. «Превращение Турции в такой логистический суперхаб по продовольствию, энергетике и еще ряду направлений является одной из основных задач Эрдогана. И он ее пока успешно претворяет в жизнь, – добавил специалист. – Не исключено, что руководство Турции в связи с этим создаст все условия для ускоренной реализации процесса, кое-где даже, возможно, облегчат процесс с точки зрения принятия необходимых нормативно-правовых актов и технологических каких-то вещей. То есть сделают все необходимое для того, чтобы процесс был запущен в кратчайшие сроки».

Дела действительно не заставили себя долго ждать и последовали вскоре за громкими заявлениями. По словам посла РФ в Анкаре Алексея Ерхова, создание газового хаба уже в двустороннем порядке обсуждается на экспертном уровне. Крупнейшее информационное агентство Турции «Анадолу» сообщило, что до конца года планируется разработать предметную дорожную карту по созданию газового распределительного центра. Внешнеполитическое ведомство республики уже активно ведет работу по исследованию рынка и поиску покупателей. «Проводится работа, по результатам которой станут понятны потребности. Это будет международный центр, к которому могут быть подключены международные газопроводы. В настоящее время по этому вопросу министерства двух стран проводят техническую работу. Наш МИД со своей стороны выясняет потребности в газе в Европе», – заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

Кстати, уже определен и регион, где будет создаваться хаб. Распределительный центр, по словам главы Минэнерго Турции, планируется разместить во Фракии, куда тянутся многие газопроводы.

ЧТО ИМЕЕМ?

Всего в настоящий момент в Турцию тянутся семь газопроводов. Помимо трубопроводов, из России можно выделить также идущий из Азербайджана Трансанатолийский газопровод (TANAP). На первом этапе его мощность составит 16 млрд кубометров, из которых 10 млрд пойдут дальше в Европу. Предусмотрено увеличение пропускной мощности трубы до 32 млрд кубометров.

«Кроме того, в Турцию поступает иранский газ. Сейчас прорабатывается вопрос по поставкам в Турцию и, возможно, дальше в Европу катарского и туркменского газа. Ведется также работа по казахстанским углеводородам, – констатировал Гаджиев. – Таким образом, если смотреть на географию, Турция будет получать газ и с северо-востока и с юго-востока. Кроме того, сеть поставщиков расширяется».

Помимо импорта топлива, Турция ведет разведку газовых месторождений в Восточном Средиземноморье. Турецкие официальные лица уже заявляли, что в случае успеха предприятия газ из Средиземноморских месторождений также может отправиться на экспорт в Европу.

Пока проект развивается быстрыми темпами и имеет все шансы на успех. Его будущее во многом будет зависеть как от экономических факторов, так и от упоминавшихся внутриполитических процессов в Турции. Кроме того, в какой-то момент может встать вопрос собственно спроса на энергоносители в Европе. Европейцы давно стремятся перейти на альтернативные источники энергии и разворачивающиеся на глобальной арене события лишь подталкивают их к ускорению процесса. Таким образом, они смогут снизить зависимость от внешних поставщиков энергоресурсов. Предстоящая зима в какой-то степени станет индикатором того, насколько страны Евросоюза готовы к этому переходу. Однако, несмотря на заявляемые цели по замене энергоносителей на альтернативные, высокий спрос на газ в Европе в среднесрочной перспективе, вероятно, сохранится.


Автор:  Андрей БЕРЕЦ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку