Тяжёлый рок от Джины Хаспел
Совместно с:
07.06.2018
Джина Чери Хаспел /GinaCheriHaspel стала новым директором ЦРУ не без скандала. Обсуждение в американском Сенате её кандидатуры, предложенной президентом Трампом, вызвало внутреннее содрогание у многих, причём как у демократов, так и у республиканцев.
Сначала против назначения выступили все без исключения влиятельные издания США. И «Нью-Йорк таймс», и «Вашингтон пост» уже полтора года ведут свою собственную войну против Дональда Трампа, но неприязнь к обитателю Белого дома тут оказалась ни при чём. Как выяснилось, 61-летняя Джина Хаспел, больше похожая на учительницу средней школы, чем на заместителя главы одной из самых серьёзных разведок мира, в течение нескольких лет курировала тайную программу секретных тюрем ЦРУ и даже лично возглавляла одну из них – изолятор «Кошачий глаз» в Таиланде.
В тюрьмах, открытых американской разведкой после вторжения в Афганистан в 2001 году – от Литвы, Польши и Венгрии до стран Юго-Восточной Азии, – содержали исламских террористов, захваченных в ходе боевых действий и подозреваемых в причастности к запрещённой в России «Аль-Каиде». Показания из арестантов «вытягивали» в прямом смысле этого слова – лишая на несколько суток сна, устраивая пытки водой, электричеством или круглосуточно включённой громкой музыкой.
Из документов, переданных в Сенат США, следует, что Джина Хаспел не только отвечала в ЦРУ за применение пыток в одном из регионов, но и, после того как эта история получила широкую известность, постаралась избавиться от улик. В 2005 году она лично контролировала выполнение приказа об уничтожении видеозаписей допросов: видеокассеты, на которых были запечатлены пытки, сотрудники ЦРУ измельчили в пыль.
Из-за этой истории позицию самых влиятельных газет Америки поддержали и бывшие дипломаты. Более 100 бывших послов США в разных странах, в числе которых оказались и экс-главы посольства в Москве Джеймс Мэтлок, Томас Пикеринг и Александр Вершбоу, подписали открытое письмо, потребовав от сената отклонить кандидатуру Хаспел.
Накануне голосования собственное открытое письмо коллегам направил и сенатор Джон Маккейн, проходящий дома, в Аризоне, курс лечения от рака головного мозга. Бывший лётчик, попавший в плен во Вьетнаме и лично перенёсший пытки, попросил законодателей проголосовать против назначения Джины Хаспел. К протестам присоединились все без исключения правозащитные организации в США.
Все эти усилия, впрочем, ни к чему не привели, и 17 мая Джина Чери Хаспел стала первой женщиной в истории, возглавившей Центральное разведывательное управление США. В ходе слушаний на Капитолийском холме, продолжавшихся более шести часов, Хаспел коротко заметила, что большую часть своей 33-летней карьеры в ЦРУ она занималась вовсе не «секретными тюрьмами», а «борьбой с действиями России». Более того, представляя претендентку в самом начале слушаний, бывший сенатор-демократ Эван Бай характеризовал её как «эксперта по России с широко открытыми глазами и отличным нюхом». Сенаторы на это сообщение почти не обратили внимания.
Президент Дональд Трамп принял присягу у нового директора Центрального разведывательного управления. 21 мая 2018
EVAN VUCCI/TACC
МОСКВА, БАКУ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ
Джина Чери Уолкер (Хаспел она стала после недолгого замужества) родилась в 1956 году в городке Ашланд, штат Кентукки. Её отец, служивший в ВВС США, часто переезжал, так что школу она закончила в Великобритании. Потом училась в университете Кентукки, и в мае 1978 года закончила университет Луисвилль, получив степень бакалавра по филологии и журналистике. В короткой официальной биографии, переданной ЦРУ в Сенат США накануне слушаний, говорится, что перед поступлением на службу Хаспел «владела разговорными испанским и французским языками».
После университета она успела недолго поработать библиотекарем и клерком в суде, выйти замуж за Джеффа Хаспела, служившего в американской армии, и развестись с ним. Детей у пары не было, и с тех пор Джина Хаспел так и не обзавелась семьёй. Вскоре после развода, в 1985 году, когда ей было 28 лет, Джину приняли на работу в ЦРУ. Вопреки существовавшим тогда правилам она отказалась от традиционной для женщин работы аналитика. Вместо изучения докладов и документов резидентур, Хаспел предпочла «работать в поле», выбрав оперативный отдел, занимающийся непосредственными контактами с тайными агентами. В ходе слушаний в сенате она вспомнила своё первое задание.
– Это было поздно ночью в одной из стран, – сказала Джина сенаторам. – Я вышла на улицу, села в машину неизвестного мне человека, передала ему деньги и получила в ответ собранную нашим агентом информацию. Это была работа моей мечты
Сама Джина Хаспел так и не назвала страну, в которой тогда работала, но телекомпания CBS позднее утверждала, что речь шла об Эфиопии. После поступления на работу в ЦРУ Хаспел определили в отдел, занимавшийся слежкой за советской разведкой, а спустя два года отправили в Адис-Абебу. Именно Эфиопия была в 1987 году одним из «главных» получателей советской помощи.
– Она начинала как обычный оперативник в поле, – пояснил газете «Совершенно секретно» один из бывших сотрудников ЦРУ, попросивший не называть его имени. – Джина закладывала тайники, передавала деньги агентам и разрабатывала тайные коды для связи с ними.
Проведя два года в Эфиопии, Хаспел вернулась в США и начала усиленно изучать турецкий и русский языки. В 1990 году она получила назначение в Анкару. Работа в Турции, являющейся членом НАТО и союзником США, считалась не слишком престижной, но в Вашингтоне усилия сотрудницы оценили.
– Если вы решаетесь выучить трудный язык и соглашаетесь работать там, куда вас посылают, ваш авторитет в ЦРУ немедленно растёт, – пояснил агентству AP бывший сотрудник спецслужбы Генри (Хэнк) Крамптон, впоследствии взявший Хаспел заместителем в свой отдел, занимавшийся в ЦРУ сбором информации о странах, куда американцам было сложно попасть.
В Анкаре Джина Хаспел продолжила изучение русского языка, совмещая это с заучиванием методов и средств, которые применяла советская разведка для вербовки иностранных граждан. Один из её давних знакомых рассказал журналистам, что любимым её телесериалом до сих пор является цикл «Американцы», главные герои которого – семья советских разведчиков, работающих в Америке в 1980-е.
– Там очень точно показано, как именно работали шпионы из СССР, – пояснил он.
Возвращение Джины Хаспел из Турции в США произошло уже после того, как президентом стал Билл Клинтон. Отношения между Вашингтоном и Москвой теплели на глазах, а главы двух стран публично обменивались шутками, как «друг Билл» и «друг Борис». При этом спецслужбы и России, и США ни на минуту не прекращали работу.
«Советский Союз развалился, но советские спецслужбы никуда не делись, – пояснил газете «Совершенно секретно» бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ Дан Хоффман. – Они продолжили работу в США и по-прежнему пытались вести вербовку».
СОВЕТСКИЙ «КРОТ» И ДРУГИЕ НЕПРИЯТНОСТИ
По неподтверждённой официально информации, Джина Хаспел работала в группе, «разрабатывавшей» самого ценного агента советской и российской внешней разведки в США Олдрича Эймса. В конце 1980-х, уже после согласия работать на Москву, он возглавил так называемый советский отдел американской спецслужбы и за почти 10 лет работы передал кураторам имена нескольких десятков офицеров Первого главного управления КГБ СССР, решивших работать на американцев. Некоторые из них впоследствии были приговорены к высшей мере наказания. Олдрича Эймса арестовали в 1994 году. Сейчас он отбывает пожизненный срок в тюрьме «Алленвуд», штат Пенсильвания.
Роль Джины Хаспел в его деле до сих пор не раскрывается, но после ареста «крота» её назначили заместителем руководителя группы в «русском отделе» департамента Центральной Евразии ЦРУ. Главной задачей группы было отслеживание действий российской разведки в мире и вербовка агентов. По словам бывшего сотрудника ЦРУ Джона Сифера, сменившего Хаспел в этой должности, «с работой она справлялась блестяще». По информации телеканала CBS, в 1990-х она не менее семи раз ездила в долгосрочные командировки в Москву.
Задания, которые выполняла Хаспел, хранятся в тайне, но, по словам экс-сотрудника ЦРУ Майкла Келтона, главной «целью» американских спецслужб в это время стал бывший подполковник КГБ Владимир Путин, сначала неожиданно возглавивший ФСБ, а затем занявший кресло премьер-министра Российской Федерации. В 1999-м стало понятно, что именно он сменит на посту президента стареющего Бориса Ельцина.
– Россия считается постоянной угрозой в Вашингтоне, поэтому в (американских) спецслужбах основную роль играют люди, которые понимают, кем именно являются главные игроки на российской политической сцене, откуда они пришли и что они могут сделать, – говорит Майл Келтон. – Российские спецслужбы до сих пор являются для нас главным противником.
Всего Джина Хаспел провела в зарубежных командировках 17 из 33 лет своей службы в ЦРУ. В 1998 году, в должности заместителя резидента ЦРУ в Азербайджане, она курировала операцию по поимке двух боевиков «Аль-Каиды», причастных к организации взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании, в результате которых погибло 158 человек.
Одна из акций протеста против назначения Кровавой Джины. 9 мая 2018
J.SCOTT APPLEWHITE/TACC
«ИНФОРМАЦИЯ ВАЖНЕЕ МОРАЛИ»
После терактов в США 11 сентября 2011 года Джину Хаспел перевели на работу в Контртеррористический центр ЦРУ. Одним из заданий и стало кураторство секретной тюрьмы в Таиланде, где содержались боевики, подозреваемые в терроризме.
Одним из них был гражданин Саудовской Аравии Абд аль-Рахим аль-Нашири, который участвовал в подготовке подрыва американского эсминца Cole в Йемене в 1997 году. В результате взрыва на корабле погибли 17 военнослужащих ВМФ США. Аль-Нашири попал в плен в Афганистане и провёл несколько лет в секретной тюрьме ЦРУ «Кошачий глаз» в Таиланде. Его перевели в Гуантанамо в 2006-м, через несколько лет после появления в тайском изоляторе Джины Хаспел.
По словам боевика, пытка водой – больше известная как waterboarding, – когда заключённому, чья голова накрыта тряпкой, блокирующей свет, льют в рот сотни литров воды, имитируя утопление, была самой «гуманной» из пыток. Заключённых оставляли без сна на несколько суток, пытали электричеством. В некоторых камерах, где круглосуточно горел свет, громко включали музыку, в основном тяжёлый рок.
Кроме того, ровно год назад Европейский центр по конституционным правам и правам человека (ECCHR) обратился к прокурору Германии с требованием выписать ордер на арест Джины Чери Хаспел по делу о пытках подозреваемых в терроризме. По данным немецких правозащитников, она непосредственно участвовала в допросах террориста Абу Зубайды в секретной тюрьме «Кошачий глаз». Его не менее 83 раз топили в воде, фиксируя пытки на плёнку. Кроме того, Джина упоминалась в связи с делом Абд аль-Рахима аль-Нашири. По большому счёту только эти два реальных дела инкриминируются Хаспел на данный момент. При этом утверждают, что в самом цээрушном ведомстве за ней закрепилось прозвище Кровавая Джина (BloodyGina).
Программа применения жестоких методов дознания «Перемещение, задержание, допрос» была одобрена и утверждена администрацией США и руководством ЦРУ, так что Джине Хаспел, как она говорила, пришлось выполнять приказы начальства. По свидетельству её бывших коллег, сама Хаспел не отдавала распоряжений о применении пыток до приезда в Таиланд. Тем не менее бывшие сотрудники американских спецслужб уверены, что она не только использовала в работе полученную в результате жестоких допросов информацию, но и «с энтузиазмом поддерживала» эту программу. По мнению экс-коллег Хаспел, она считала, что полученная в результате пыток информация куда важнее, чем вопросы морали.
«Стоп пытки. Стоп Джина». 9 мая 2018
JACQUELYN MARTIN/TACC
– Она не была создателем этой программы и вряд ли лично в ней участвовала, – говорит Майкл Салик, возглавлявший Национальную секретную службу ЦРУ с 2007 по 2010 год.
А вот бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден считает иначе. В своём блоге он написал: «Джина Хаспел участвовала в программе пыток, которая включает избиение (невиновной) беременной женщины по животу, анальное изнасилование мужчины пищей, которую он отказался есть, и замораживание прикованного заключённого до смерти. Она лично написала приказ уничтожить 92 кассеты с записями пыток ЦРУ».
Впрочем, достоверно известно лишь, что Джина Хаспел с энтузиазмом взялась за уничтожение улик, свидетельствовавших о применении пыток. В 2005 году она лично написала письмо главе службы Хосе Родригесу, посоветовав ему отдать приказ оперативным службам об уничтожении всех видеозаписей допросов. Несколько месяцев спустя кассеты были уничтожены.
Доктор Сондра Кросби, посетившая 20 заключённых тюрьмы Гуантанамо, утверждает, что те из них, кто прошёл через пытки ЦРУ, «почти потеряли человеческий облик».
– Из них Аль-Нашири, наверное, находится в самом худшем состоянии, – считает она, добавляя, что все без исключения заключённые до сих пор страдают от ночных кошмаров и «вряд ли смогут вернуться к нормальной жизни».
И разумеется, сейчас в Службе внешней разведки России внимательно изучают архивы, восстанавливая подробности всех визитов Джины Хаспел в Россию: под каким прикрытием приезжала, что делала, с кем встречалась…
Автор: Константин КУРБАТОВ
Совместно с:
Комментарии