УКРАИНА И ЗАПАД ГОТОВЯТ ЗАМЕНУ ЛУКАШЕНКО
ФОТО: СЕРГЕЙ БОБЫЛЕВ/ТАСС
03.01.2023
На фоне российской спецоперации на Украине крайне интересные события происходят вокруг соседней Белоруссии. Так, на стороне Киева воюют «белорусские добровольцы». Самые известные – «полк Калиновского». Они стремятся, «раскрутившись» на Украине, свергнуть президента Александра Лукашенко, ключевого для России союзника.
Название «полка Калиновского» говорит само за себя. Викентий (Кастусь) Калиновский – польский шляхтич-дворянин, один из руководителей восстания 1863 – 1864 гг. в Западной Белоруссии против российских властей и за это был повешен.
Соответственно, белорусская оппозиция не скрывает, на кого она равняется, и кто стоит за ее спиной. Не случайно, что этнических поляков в «полку» из нескольких сотен бойцов едва ли не больше, чем белорусов. Само по себе появление этого подразделения – крайне неприятно для белорусского Батьки. Ведь на Украине обкатывают «калиновцев» для будущей борьбы в Белоруссии.
УКРАИНСКИЕ «ТЕРНИИ» «КАЛИНОВЦЕВ»
Однако к «белорусской» помощи в Киеве относятся настороженно. Так, белорусская оппозиция «из Варшавы», пытающаяся с ее подачи получить лидерство среди противников Лукашенко и даже избравшая там теневое «правительство», не признается Киевом. В частности, прибывшему в ноябре на Украину его «министру обороны в изгнании» руководить батальоном «добровольцев», там «показали на дверь».
И дело даже не в том, что пока у «белорусов» серьезных побед нет, как, впрочем, и сокрушительных разгромов. Просто в этом отражаются непростые отношения между украинскими властями и Польшей, опекающей «калиновцев». Ведь Варшава не согласовала это с президентом Владимиром Зеленским, которому не нравятся «автономные» действия белорусов на его территории.
Польша ведет свою игру на Украине. Ее цель – получение контроля над Западной Украиной и Белоруссией, так называемые Восточные кресы, которые до 1939 года входили в состав Польши, территории были потеряны в результате конфликта с СССР.
В свою очередь, у Зеленского имеются свои виды на Белоруссию, отличные от Варшавы. Во всяком случае, он не намерен содействовать созданию Польши «от моря до моря». Поэтому Киев стремится жестко контролировать таких добровольцев на своей территории.
Это касается и базирующегося в Варшаве правозащитного «союза» Bypol (некоторые расшифровывают его «польская Беларусь»), активно взаимодействовавшего с «калиновцами». Он появился в октябре 2020 г. после неудачной попытки оппозиции перехватить власть у Лукашенко, которого она обвинила в «фальсификации». После жесткого подавления ее протестов группа Bypol при руководстве Александра Азарова пыталась с польской помощью стать оппозиционным «флагманом», и за два года она переросла в структурированную организацию, ставшую настоящей «занозой» в «боку» Батьки.
Также ее члены собирают информацию в Белоруссии под правозащитным прикрытием не только об усилении там арестов, но и прочие интересующие Варшаву данные.
На Украине к Bypol также отнеслись с подозрением. Там опасаются, что она инфильтрована агентами спецслужб – не только польских, но и белорусских. Этому способствует и нездоровая ситуация в самой оппозиции, о чем свидетельствуют быстрые аресты ее членов, работавших в Белоруссии.
С этим, в том числе, связаны августовские отставки в руководстве польских спецслужб, «проколовшихся» при их использовании, и оказавшихся неспособными вовремя вычислить среди нее «кротов».
Польско-украинские трения проявились и в ликвидации Киевом в начале ноября «белорусского добровольческого ополчения «Пагония», представители которого «надеялись оказаться на передовой против российских войск в Украине».
Прибыв туда, они стремились развить с ее территории борьбу против властей Беларуси. Но эти попытки купировала украинская военная разведка ГУР, ликвидировавшая «Пагонию» под предлогом сохранения контроля над иностранными «добровольцами», и недопущения проявлений с их стороны «вольницы».
ОППОЗИЦИЯ ПРОМЕЖ МОЛОТА БАТЬКИ И НАКОВАЛЬНИ ЗЕЛЕНСКОГО
Причина – их действия осложняли и без того проблемные отношения Минска и Киева, находящиеся на грани военного конфликта.
Так, Белоруссия стала плацдармом для действий на Украине российских войск, хотя она воздержалась от непосредственного участия в них. Однако наличие по «ту сторону границы» вооруженных формирований, угрожающих режиму Лукашенко, провоцировало Минск. Киев же заподозрил белорусскую оппозицию в «подыгрывании» Кремлю.
УКРАИНСКОЕ ВНИМАНИЕ К «БЕЛОРУССКОМУ ФРОНТУ»
И хотя сейчас в НАТО считают, что осенняя концентрация враждебных Украине сил на ее северной границе была «демонстрацией-обманом», президент Зеленский опасается против себя «сепаратных» действий Лукашенко. Их могут спровоцировать противники Батьки на украинской территории, несмотря на наличие в его окружении противников вступления в конфликт с «Незалежной». И это вынуждает его отвлекать значительную часть сил и средств от операции на Донбассе.
Одновременно на Украине с учетом «белорусского фактора» реформируются спецслужбы СБУ и ГУР. Президент В. Зеленский меняет векторы их работы, поставив перед ними в сентябре приоритеты – деятельность в районе Херсона, Донецка с белорусской границей стали для них важнейшими направлениями, включая сбор «разведданных о Минске».
«МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОСТИТУЦИЯ» БАТЬКИ
В свою очередь, затягивание кризиса на Украине и создание вооруженной оппозиции вызывает опасения Лукашенко за свое будущее. Он явно рассчитывал на менее длительный конфликт и еще 5 мая высказывал свой скептис иностранным ресурсам по поводу «затянувшейся» там операции.
Его опасения усиливаются и в связи с концентрацией сил НАТО и Украины на границах Беларуси и неопределенности для союзников ситуации на поле боя.
Пока Лукашенко осторожничает, колеблясь одновременно с линией фронта. Однако он знает, что Киев не забудет ему оказанной помощи России ни предоставление территории для ударов по Украине, ни поставок России боеприпасов, согласно данным иностранных источников.
И длительное сохранение неопределенности вынуждает Лукашенко прибегнуть к своему излюбленному способу – «многовекторности» в политике, называемой левыми классиками «политической проституцией».
А именно, по данным французских источников, он пытается тайно вести переговоры с Западом, в частности с Парижем, выступив с секретными дипломатическими инициативами для Европы. Цель – получить гарантии своего «существования» на случай, если дело, за которое ему пришлось «вписаться», «пойдет не так». Подобные сообщения появились сразу после сентябрьской перегруппировки российских войск из Харьковской области.
Напомним, что и раньше, в трудные для России времена он, несмотря на получение от нее многомиллиардных нефтегазовых и просто долларовых «ништяков», не признавал независимость Абхазии, Южной Осетии, присоединения к России Крыма.
Для ведения секретных контактов у него имеются неофициальные каналы, чтобы не привлекать внимание своих «опекунов». Речь может идти о прежде связанных с Лукашенко лицах, в том числе и бывших оружейных «баронов» из компании BelTech, до 2012 года выполнявших для него работу за рубежом в тесном сотрудничестве с теми же представителями американского разведсообщества, которые, заработав достаточно денег для безбедной жизни на Западе, живут там и практически считаются «своими».
Показательно, что на фоне обрушенных, на российских и белорусских олигархов санкций, они избежали их, если не считать некоторых канадских ограничений. Во многом это достигнуто благодаря небескорыстной дружбе с влиятельными американскими лоббистами. В свою очередь, при необходимости они и играют роль «экстренного телефона» между Западом и Лукашенко.
Есть у Минска и другие каналы тайной связи с Западом. Например, через американских лоббистов из компании APCO, с которыми он уже работал в 2021 году. Также у него имеются и более скрытые военно-дипломатические каналы, налаженные в бывшей африканской колонии Парижа Кот-д`Ивуаре. Вести оружейный бизнес в этой стране, плотно находящейся в орбите влияния Франции, без его разрешения невозможно.
Причем в начале 2022 года французские спецслужбы, узнав о предстоящих событиях на Украине, провели под прикрытием МИДа операцию «Алисия», убедив Лукашенко воздержаться от участия в атаке на Украину. В обмен ему предположительно дали гарантии возможности восстановления отношений. В противном случае обещали создать реальные проблемы на его границах.
Его колебания к середине февраля «подкорректировали» ликвидацией в Киеве важных каналов информирования КГБ Беларуси о ситуации там, данными которых Минск делился с союзниками.
Возможно, поэтому Киев, имеющий договоренности со странами НАТО, купирует активность оппозиции против Минска.
ЧТО ТАКОЕ БЕЛОРУССКАЯ ОППОЗИЦИЯ?
Почему же белорусская оппозиция, обладающая столь мощной поддержкой, не добилась успехов? Своими мыслями с «Совершенно Секретно» поделился специалист по странам Восточной и Центральной Европы доцента РГГУ Вадим Трухачёв: «Разнобой в рядах оппозиции вызван грызней за контроль над денежными потоками и из-за идеологии. Там есть консервативные змагары-русофобы, либералы-безнационалы и «промежуточные». Ключевую роль в работе с ними играют Польша, и далее – США, Германия. На втором плане – Чехия, Австрия и Швеция».
Отчасти на результативность работы оппозиции повлияли и действия внутри нее агентов КГБ, провоцирующих там конфликты и взаимные обвинения в работе на белорусские спецслужбы. Во многом, поэтому ее представители так и не смогли объединиться. Так, почти никто не признает там лидером Светлану Тихановскую, бывшую кандидатуру на президентский пост 2020 года. Возможно, что разочаровался в ней и Запад. Например, вышеупомянутая американская лоббистская компания APCO в ноябре 2022 года расторгла с ней контракт. Впрочем, это может объясняться контрдействиями Лукашенко, также нанимавшего эту компанию на работу.
Видя это, польские спецслужбы концентрируются на работе с радикальной «фронтовой» оппозицией, пытаясь превратить находившийся под их патронажем «полк Калиновского» в военно-политическую организацию.
ЧТО РЕШИЛ ЗАПАД?
Между тем на Западе, пристально следящем за ситуацией в Беларуси, все больше считают, что страна движется к гражданской войне. И противники Лукашенко полагают, что близится время бросить ему вызов, когда его союзники скованы Украиной. Соответственно, «французские договоренности» могут и не сработать.
Это подталкивает спецслужбы США, Великобритании, Турции и Украины готовить возможное военное вмешательство в Белоруссию. Один из вероятных сценариев – использование параллельно украинскому конфликту под личиной «оппозиции» подразделений стран НАТО, особенно польских. Иными словами, может быть открыт еще один, «Белорусский» фронт. Причем им могут содействовать их сообщники изнутри этой страны «в партизанском стиле». Так, в 2022 году было несколько нападений на железнодорожные объекты. Возможно, речь шла о «разведке боем», выявившая высокую степень готовности к этому КГБ. Который, впрочем, не везде успевал предотвращать сами нападения и нередко действовал не на упреждение, а по «факту».
Поэтому такой удар может быть нанесен одновременно по многим объектам, и чтобы не дать успеть среагировать белорусским чекистам.
ОТВЕТ ЛУКАШЕНКО
Поскольку риск политических беспорядков в Беларуси растет, Лукашенко, по данным западных источников, увеличивает мощь КГБ и МВД, «милитаризируя» их и усиливая технически и надежными кадрами для получения более оперативной и надежной информации. Также Лукашенко «чистит» их от недовольных размещением в Белоруссии российских войск и «утраты Белоруссией суверенитета».
Одновременно Варшава пытается столкнуть «лбами» Минск и Москву, делая вбросы через свою «оппозицию» относительно ее «оккупации» и работая против их интеграции. Ее же источники указывают на российские попытки создать «свою» оппозицию на основе группы соперника Светланы Тихановской на лидерство в оппозиции, Валерия Цепкало для возможной замены Лукашенко, если он «пойдет не туда» или его власть «зашатается».
ПЕРСПЕКТИВЫ «ПОСЛЕДНЕГО ДИКТАТОРА ЕВРОПЫ»
Между тем игра на белорусском направлении крайне важна для исхода украинского конфликта. В том числе с ее помощью Запад пытается выбивать у противника слабые «звенья» в безопасности – дружественные режимы по периметру его границ. И не факт, что в случае неблагоприятного развития событий для Лукашенко, Запад будет соблюдать взятые им в феврале 2022 года правила игры.
По мнению Вадима Трухачёва, «альтернативы лучше Лукашенко для нас там нет, поскольку мы там оппозицию не взращиваем, и вся она прозападная, и по нам это рано или поздно ударит.
Конечная цель ее западных кураторов – свержение Лукашенко и превращение Белоруссии во вторую Украину с последующим замыканием вокруг России «санитарного кордона» а-ля 1920 годы».
Бывший сотрудник посольства РФ в Минске на условиях анонимности поясняет: «В Белоруссии действительно много недовольных Лукашенко – он увел ее в Таможенный союз, чем поставил крест на Евросоюзе, куда мечтают попасть многие белорусы, особенно молодые. И основа там для протестов имеется.
До сих пор один из секретов устойчивости Батьки объяснялся тем, что оппозиция представляла из себя фриков, причем традиционно из троих оппозиционеров двое были чекистами. Лукашенко взращивал такую оппозицию, неспособную бросить ему реальный вызов.
С другой стороны, это было вызвано и неразборчивостью иностранных спецслужб, дававших деньги всем, называвшими себя противниками Лукашенко, лишь бы нагадить ему. В результате она состояла в основном из мажоров, в перерывах между обсуждениями о том, какие плакаты писать против Батьки, предававшихся мечтаниям о подарке папой новой машины. Когда желающих стало много, они сократили их финансирование, что опять негативно сказалось на результате.
Так продолжалось, пока в августе 2020 года белорусы массово не вышли на улицы, вступая в схватки с силовиками, что стало для многих сюрпризом. Это свидетельство смены иностранными спецслужбами стратегии и тактики действий в сторону подготовки вооруженного мятежа. Особенно это заметно сейчас, с появлением «полка Калиновского».
Однако шансы на власть у оппозиции «за речкой» даже сейчас, я бы оценил в один процент. Если, конечно, не будет масштабного внешнего вмешательства. Впрочем, попытки тех же «калиновцев» перенести боевую активность в Белоруссию у нас расценят как внешнее вторжение со всеми вытекающими.
Что касается дальнейшего поведения Батьки, то многое здесь зависит от нас. Если мы сами проявим слабость, у него есть шанс договориться с Западом. Он знает, что альтернативы ему нет ни у нас, ни у него: за четверть века он построил страну под свое ручное управление и в случае его «выпадения» оттуда там все «посыплется», и мало не покажется никому из соседей».
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии