НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

В ТЫЛУ ВРАГА

В ТЫЛУ ВРАГА
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
22.09.2015
 
КАК ПУТИН БУДЕТ ПРОДВИГАТЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ ПОЛИТИКУ РОССИИ
 
Первая половина осени для Президента России Владимира Путина и российского МИДа будет напряженной. Их ждут десятки встреч, где сплетается все: Сирия и Украина, санкции и выборы, морпехи и беженцы. Центральным событием станет выступление Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Обозреватель «Совершенно секретно» разбирался в том, какие карты готова выложить на стол Россия и чем их будут бить «партнеры» по ООН, США и ЕС.
 
Всю первую половину сентября на Россию оказывалось беспрецедентное информационное давление. Причем по всем правилам современной войны: сразу из многих точек, со ссылками на источники в разведках США и на местах. Посыл был общим: «Россия не ограничилась тем, что она уже делает для Сирии, она вводит на ее территорию части морской пехоты, а также строит в Латакии (приморский город недалеко от базы Тартус. – Прим. ред.) инфраструктуру для приема тяжелой авиационной техники, в том числе транспортной авиации с танками и БТР-БМП внутри». То есть американцы прямо показывают: Россия готова к наземной операции в Сирии в поддержку Асада, и не только к наземной, но и к гибридной, с поддержкой техникой, фронтовой авиацией, артиллерией.
 
Причем все это Россия делает по собственному усмотрению, не присоединяясь к международной коалиции, которая вяло бомбит позиции исламистов ИГИЛ на коммуникациях от Пальмиры до Дамаска. То есть, опираясь на договор, по которому мы поддерживаем Башара Асада. Что, естественно, не нравится ни США, ни всей коалиции, которые имеют установку на свержение режима Асада и смену его «демократической оппозицией». Вот только пока «демократы» будут делить власть, раковое пятно «черного халифата» распространится на сам Дамаск и нефтеносные районы Сирии.
 
КРЕМЛЬ ЗАХВАТИЛ ОБАМУ ВРАСПЛОХ
 
Западные СМИ косвенно, путем сложных выкладок, обвиняют Россию в том, что это она устроила нашествие мигрантов в Европу, проложив им путь от турецких лагерей до Германии. Доказательства якобы таковы: кто-то уговорил турок и греков дать «зеленый коридор», морская охрана Греции пропускает все эти лодчонки и плотики с беженцами, вдобавок – два-три года эти люди сидели в лагерях на границе с Турцией и вдруг всей массой пришли в движение. Кто стоит за этим? Конечно, Россия, полагают местные эксперты.
 
Причины американские специалисты называют разные  –  от желания России разорвать единство Европы до стремления вызвать у «мультикультуралистов»-европейцев острую ксенофобию. Но на самом деле для администрации Обамы, по словам американских экспертов, сейчас наиболее сложным представляется просчитать мотивы кремлевской политики.
 
Если свести все к сухому остатку, остается два варианта: Путин прагматично разыгрывает карту Ближнего Востока ради снятия с России всего комплекса санкций либо он принял решение сохранить Сирию как русскую базу и союзника на Ближнем Востоке. Учитывая позиции России в Иране и Турции, все это в комплексе создает для планов США в регионе заметную проблему.
 
«Сейчас становится ясно, что Кремль захватил Обаму врасплох, когда нарастил присутствие в Сирии. Путин знает, когда играть в геополитические игры и выбирает место для удара, – рассказал «Совершенно секретно» Теодор Карасик, ближневосточный аналитик из США. – Для любого серьезного наблюдателя было ясно, что Россия собиралась начать действия в Сирии для борьбы с ИГИЛ. Пока администрация Обамы еще раздумывает, начать ли наземную операцию, Путин и его силы опередили их. В этом есть разительный контраст между Обамой и Путиным, так как российский президент действует более результативно, чем его американский коллега. Однако США вряд ли согласятся с позицией России».
 
«ОНИ ПРИШЛИ НАДОЛГО»
 
Вот что, например, пишет Рива Балла, ведущий аналитик частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (США): «В последние недели значительно выросло присутствие российских военных в прибережном анклаве Сирии Латакии. Судя по всему, они намерены остаться там надолго. Так как посредством переговоров ситуацию, скорее всего, не урегулировать, российский план заключается в том, чтобы помочь сирийским алавитам сформировать свое государство».
 
По мнению аналитиков Stratfor, России нужны общие сферы интереса с США для того, чтобы выстраивать конструктивный диалог. А поскольку США заинтересованы в борьбе с ИГИЛ, Россия, поддерживающая режим Башара Асада в Сирии, оказалась той силой, которая может двинуть к концу гражданскую войну.
 
«США хотят добиться прекращения боевых действий, а для этого нужно садиться за стол переговоров. В том числе с Россией и Ираном. Чем больше США зависят от России в проведении переговоров, тем больше уступок Москва может требовать по странам бывшего СССР», – отмечает Рива Балла.
 
В Stratfor считают, что одновременно с созданием основы для переговоров, Путин готовится и к худшему варианту – переговоры ни к чему не приведут, и война в стране продолжится. Увеличение количества российских военных в сирийских портах Латакии и Тартусе соответствует обоим сценариям.
 
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В МОСКВУ
 
В администрации Президента США «изучают возможность переговоров» Барака Обамы с Президентом России Владимиром Путиным в рамках юбилейной, 70-й сессии Генассамблеи ООН. Об этом сообщила газета The New York Times. В американской администрации «выбирают, пойти ли на взаимодействие с Россией или же пытаться и дальше изолировать ее», полагает издание.
 
«Если Сирия и Украина являются самыми значимыми в мире зонами конфликта, то, как говорят одни официальные лица, путь разрешения обеих проблем, в конце концов, лежит через Москву. И это говорит о необходимости переговоров. Другие в администрации США, однако, обеспокоены тем, что согласие на такую встречу только сыграет на руку» руководству РФ, пояснила газета. По ее оценке, «Обама инстинктивно склоняется в пользу скорее переговоров, как это происходило ранее по вопросам Ирана и Кубы».
 
Вызвано это, в первую очередь, тем, что сама администрация США, как и ее советники и эксперты, не могут определиться, чего хотят. Понятно, что пути решения как сирийского конфликта, так и украинского, лежат через Москву. Соблазнительно для демократов успеть до выборов – с помощью Путина – выйти на ясное решение по обоим вопросам: это серьезно поднимет рейтинг кандидата от партии демократов, станет достойным завершением восьми лет президентства Обамы, заткнет смешки об «авансовой» Нобелевской премии мира. И это только политические последствия, экономических – гораздо больше.
 
РАУНД ЗА РАУНДОМ
 
Для достижения успеха Америке придется пойти на ряд разменов с Москвой, что неприемлемо для большинства республиканцев в конгрессе. В то же время республиканцы (точнее, кандидаты в президенты от этой партии) показали широкий спектр взглядов на Россию. Единой позиции у них нет, и это, возможно, сейчас для Кремля самое лучшее. Так, Дональд Трамп выразил уверенность в том, что сумел бы договориться с Президентом России Путиным не только относительно Сирии, но и по поводу Украины.
 
Марко Рубио отметил, что Вашингтон постепенно уступает Москве роль ведущего игрока на Ближнем Востоке. В наиболее агрессивном ключе высказалась Карли Фиорина. Она указала, что вообще не намерена вступать в диалог с Россией по Сирии. Ее ответ – Шестой флот, усиление НАТО в Германии, ПРО в Польше, постоянные маневры. То есть Фиорина прямо заявила, что готова говорить с Россией только с битой в руках.
 
Президент России начал осень с череды внешнеполитических встреч. Пользуясь четким пониманием изменения мирового баланса сил, он занялся классической «челночной дипломатией». Но при этом демонстрирует США иллюстрацию их же поговорки: «Доброе слово и «кольт» гораздо лучше, чем просто доброе слово». В качестве «кольта» может быть все, что угодно: от идущих полным ходом поставок ПРО для Ирана до новых истребительных полков в Калининградской области и авиабазы в соседней Белоруссии.
 
Только что завершился саммит ОДКБ, на котором обсуждался вопрос угроз Средней Азии и Закавказью. И, наверное, неслучайно разоблачение мятежного таджикского генерала Нозарзода и охота на него пришлись именно на саммит ОДКБ. Напомним, сейчас в ОДКБ шесть стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. И от таджикской границы до самой России – всего-то три сотни километров.
 
Практически сразу после саммита ОДКБ последовали двусторонние встречи Путина с лидером Белоруссии Лукашенко, а также казахстанским лидером Назарбаевым. С Лукашенко обсуждались, по данным источников «Совершенно секретно», вопросы военной базы в республике и связанные финансовые вопросы – экспорта-импорта внутри Союзного государства. У Лукашенко накануне выборов серьезно улучшаются отношения с Европой: за выпуск политических заключенных с него готовы снять часть персональных санкций, в том числе и санкции на передвижение по Европе.
 
Накануне саммита ООН президента Путина посетили (по очереди) ближневосточные лидеры – глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху и глава Палестинской автономии Махмуд Аббас.
 
После этих встреч Владимир Путин (вместе с главой МИД Лавровым и представителем в ООН Виталием Чуркиным) направляется в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где под флагом торжеств в честь 70-летия создания ООН (как органа технического надзора за выполнением Ялтинского мира 1945 года) его ждет масса встреч и переговоров. В том числе и с председателем КНР  Си Цзиньпином. Будет ли встреча с Обамой, вероятно, решится в последний момент.
 
А уже 2 октября Путин возвращается к Украине. Пройдет личная встреча Путина, Меркель, Олланда и Порошенко в Париже. Все в рамках обсуждения выполнения решений Минско-нормандского формата. Правда, на Европу сейчас повесили совсем иную проблему и вряд ли они готовы предложить что-то новое, кроме расширения участников-гарантов за счет Польши и США. Соответственно, с продлением «дорожной карты» еще на несколько месяцев.
 
Фото: Miso Lisanin/ZUMA/ТАСС
 
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БЕЗ «ПОСРЕДНИКОВ»
 
Впрочем, ряд политологов, представляющих расклад политических сил в США и ООН, а также американскую картину политического мира, предрекают России провал миротворческих усилий. Например, президент Center on Global interests в Вашингтоне Николай Злобин.
 
«Если Россия займет оборонительную позицию, начав излагать свои соображения по деталям этой глобальной картины мира – Украине, Сирии, то большого интереса это не вызовет, – заявил американский эксперт. – Если Россия будет говорить об этих деталях, то тогда она опустится на этот уровень и сама себя регионализирует. Не это хотят услышать от руководителя супердержавы. С Россией в коалиции против ИГИЛ, конечно, будет проще решить все вопросы, поэтому что если Путин в ООН сумеет объяснить, чего там добивается Россия, то, наверное, Западу будет легче принять ее и, может быть, даже начать сотрудничать с нею».
 
Путину есть что предложить и что потребовать взамен. В первую очередь – снятия экономических санкций, хотя бы частичного.
 
Глава Международного института новейших государств Алексей Мартынов пояснил «Совершенно секретно», что новая (после Крыма. – Прим. ред.) внешняя политика России заключается в том, чтобы везде, где можно, избегать бюрократии Нью-Йорка или Брюсселя. Решать вопросы без посредников. Россия на деле все больше ведет себя в соответствии с меняющимся миром. Причем впервые это было опробовано еще в августе 2008 года. Тогда Россия поступила с Грузией «по-американски», не дожидаясь решений и голосований ООН.
 
«Последний гвоздь в Ялтинскую систему забил бывший тогда Президентом России Дмитрий Медведев», – убежден Злобин.
 
ЕВРОПА РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ К РОССИИ?
 
Из Нью-Йорка не видно, как в Европе происходит медленный и мучительный разворот в сторону России. До сих пор недовольство высказывали бизнесмены и главы саморегулируемых организаций, которые видели миллиарды убытков и разорение производителей, ложащееся на плечи госбюджетов и налоговое бремя граждан.
 
Теперь, кажется, разворачиваться начинают и политики, которых толкает в спину не только общественность, но и мертвящие цифры падения экспорта. Так, результаты выборов нового лидера лейбористов стали шоком для Великобритании. Крупнейшую оппозиционную партию страны возглавил ярый социалист. Джереми Корбин не раз высказывался за нормализацию отношений с Россией.
 
Таким же маргиналом еще недавно была Марин Ле Пен, лидер французского «Национального фронта» и сторонница всяческих контактов с Россией. Но теперь не только она, но и глава французского МИД Лоран Фабиус заявил, что Франция желает, чтобы антироссийские санкции были отменены. Фабиус отметил, что они также вредят и Парижу, так как на территории России построено множество французских компаний.
 
«Мы загнаны в угол европейской солидарностью. И у нас нет возможности маневрирования», – сказал глава МИД. Единственное условие – реализовать минский формат.
 
Ему вторит глава Минэкономики Польши и вице-премьер Януш Пехочиньский. Он заявил итальянскому изданию Il Sole 24 Ore, что «необходимо найти политический выход из сложившейся ситуации. Нужны совместные усилия, причем нужно больше усилий со стороны российской власти».
 
Так что недальновидное давление США на Европу в вопросе санкций, вкупе с ответными контрсанкциями и демонстративным уничтожением еды, кажется, начинают расширять новую трещину в европейском единстве. И это станет еще одним козырем Владимира Путина на переговорах и торгах наступающей горячей осени.
 

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку