НОВОСТИ
24.11.2024 17:05
Водитель иномарки расстрелял двоих мужчин, ехавших поздравлять своих мам с Днем матери
139
24.11.2024 09:25
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
539
23.11.2024 10:50
Совладелец ТЦ «Зимняя вишня», где заживо сгорели 64 человека, вышел на свободу по УДО, отсидев всего 2 года
705
23.11.2024 09:35
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
657
22.11.2024 13:25
На петербургском оборонном заводе мигранты организовали производство жевательного табака
1139
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ВИРАЖИ РАМАЗАНА АБДУЛАТИПОВА
Совместно с:
24.06.2014
ПОЧЕМУ ДАГЕСТАН ОКАЗАЛСЯ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА?
Новый глава республики Рамазан Абдулатипов всего за год привел Дагестан к настоящей финансовой катастрофе – судя по официальным цифрам исполнения бюджета, уже в 2015 году республику ждет полное банкротство. Причем не только экономическое. Например, по официальным данным, активность бандподполья в республике возросла настолько, что уже впору говорить о настоящей войне на этом южном рубеже нашей родины. Подробнее об этом – в материале журналиста Марата Хайруллина.
Рейтинги вместо работы
Сегодня в официальной прессе Дагестана одно из самых популярных утверждений: Рамазан Абдулатипов очень многое успел сделать за полтора года у «руля» республики. При этом до перечисления того, что именно было сделано, как-то и не доходит. Может быть, потому что особо похвастаться и не чем. Наиболее реальными и показательными итогами прошедшего года правления стали прежде всего попытки приватизировать единственное прибыльное в республике предприятие – Кизлярский коньячный завод. Причем по цене в 10 раз ниже его реальной стоимости, что вызвало настоящие народные волнения в Кизляре – трудовой коллектив и жители города поднялись на защиту своего предприятия. Кроме того, случился громкий скандал вокруг денег, украденных в прямом смысле у детей, – бюджетных средств, выделенных на модернизацию школ и детское питание. Речь идет почти о 600 млн рублей. Причем в скандале оказался замешан зять главы региона, исполнительный директор Стратегического совета при главе Дагестана Магомед Мусаев.
Интересно, что этот родственник Абдулатипова сохранил свой пост даже после разразившегося скандала и продолжает как ни в чем не бывало руководить «стратегическим развитием республики». Более того, спустя месяц после этих разоблачений Абдулатипов вновь пошел, что называется, в атаку, опубликовав «программное интервью» «За пять лет я изменю Дагестан», где и перечислил свои основные заслуги на посту руководителя.
Привожу дословно:
«…Ведь уже есть серьезные положительные изменения. Например, Дагестан в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов находился на 72-м месте. В течение года мы переместились на 17-е место. По показателям эффективности государственного управления мы были на 68-м месте, сейчас мы на 19–20-м месте среди высокоэффективных субъектов. По темпам сборов налогов от 80-х мест мы переместились на четвертое место. И это все в течение одного года. Ведь это серьезные показатели».
Если следовать логике Рамазана Абдулатипова, указанные безымянные рейтинги и есть показатель его работы. Возможно, кому-то это действительно покажется достаточным, но я хочу напомнить, что новый глава региона руководит Дагестаном с января 2013-го, и, учитывая, сколько обещаний в местных и федеральных СМИ давал при вступлении в должность этот политик, я все же попытаюсь сам подвести некоторые, наиболее очевидные итоги его деятельности. Тем более что, с моей точки зрения, эти итоги прямо говорят о том, что Дагестан катится в пропасть. Причем во всех смыслах. Если там не произойдет в скором времени финансового коллапса, то наверняка начнутся социальные волнения. Если к этому времени, конечно, в Дагестане открыто не выйдут из подполья террористы. Эта ситуация, если говорить народным языком, называется «куда ни кинь – всюду клин». Но все по порядку, и начну я с так уважаемых Рамазаном Абдулатиповым рейтингов.
Начну с уже упомянутого рейтинга эффективности управления регионов, в котором, как утверждает Абдулатипов, он занял почетное 20-е место. Да, действительно, в мае был представлен традиционный доклад Минэкономразвития об оценке эффективности управления субъектами федерации по итогам 2013 года.
Так вот, Дагестан в этом докладе назван одним из худших регионов, потерявшим наибольшее число позиций в рейтинге, скатившись по сравнению с предыдущим годом почти на 11 позиций – с 68-го на 79-е место! Более того, в том же докладе Дагестан назван регионом, где население меньше, чем во всех других, доверяет руководству! Еще год назад, в 2012 году, республика была крепким середняком по этому показателю – 56-е место! Ныне – почетное 83-е! Согласно официальным данным доклада, администрации Абдулатипова доверяют в республике менее… 0,4 процента населения! Извините, это ведь не просто какой-то рейтинг – это министерский доклад, который составляется на основе анализа большого числа социальных и экономических факторов по специальному указу президента!
Но идем дальше.
Вот еще одно официально опубликованное исследование: «Рейтинг коррупции» в государственных закупках по регионам РФ, проведенное общественной организацией «Безопасное Отечество», которую некоторые СМИ называют «рейтинговым подразделением» Объединенного народного фронта.
Так вот, в этом рейтинге коррупции Дагестан занимает третье место с конца, при том что год назад был всего лишь в двадцатке. Более того, по ряду показателей Дагестан лидирует, например, по числу так называемых обоснованных жалоб: 122 – на сумму более 5 млрд рублей. Или по абсолютной сумме так называемых «сомнительных» закупок, например, когда была подана и победила одна единственная заявка – это почти 20 млрд рублей из общих 38 млрд, потраченных на госзакупки. В процентном отношении это абсолютный рекорд!
Здесь я тоже хочу по примеру Абдулатипова заявить, что это очень авторитетный рейтинг, потому что его авторы в подтверждение своих слов приводят прямые ссылки на сайт Закупки.гов.ру и поэтому их очень трудно опровергнуть. Действительно, как ни бери, а в Дагестане за последний год резко выросло количество «сомнительных», то есть с явным коррупционным душком, госзакупок. Более того, сам объем этих закупок резко вырос: предыдущая дагестанская администрация тратила на госзакупки 26 млрд рублей, а администрация Абдулатипова уже 38!
Не бюджет, а сплошная дыра
Но это, что называется, оценки, а вот как выглядят реальные цифры. Считается, что главная «болезнь» Дагестана – его дотационность. Институт проблем рынка РАН выпустил специальный доклад, посвященный проблемам Дагестана. Доклад выпущен ровно год назад, и в нем указывается, что одна из главных проблем республики – как раз то, что она привыкла жить не по средствам. В последние 10 лет в среднем 70 процентов бюджета республики составляли безвозвратные дотации из федерального бюджета – это, мягко говоря, не стимулировало экономику искать внутренние резервы и открыто развращало правящую элиту. Зачем зарабатывать, когда проще украсть? При этом, обращает внимание ученый, расходы бюджета всегда росли быстрее доходов и в среднем всегда наблюдался годовой дефицит бюджета в полтора-два миллиарда рублей. И до поры до времени федеральный бюджет также увеличивал сумму дотаций, но в последние два-три года центр стал, наоборот, их сокращать. И более того, делается прогноз, что из-за общего ухудшения конъюнктуры на международных рынках федеральный центр будет еще более радикально резать дотации (обратите внимание, что это было написано еще до украинских событий).
И, собственно, в этом плане авторы доклада даже хвалят Рамазана Абдулатипова, потому что – внимание! – в начале 2013 года новый глава региона заявил, что секвестрирует бюджет республики на 2,5 млрд рублей и впервые выйдет на бездефицитный бюджет!
А вот как вышло на самом деле. Буквально на днях стали известны цифры исполнения бюджета республики за прошлый год. Реальные расходы бюджета при запланированных 69 млрд рублей составили почти 81 млрд! А реальные доходы при запланированных 68 млрд – семьдесят (без взятых в прошлом году кредитов)! И это учитывая, что более 50 млрд рублей из этих доходов – так называемые безвозмездные поступления из федерального бюджета. То есть непосредственно сама республика в свою копилку собрала всего около 20 млрд рублей. Причем официально декларируется, что собираемость налогов в 2013 году возросла до 24 млрд рублей, но при этом реально в бюджет было зачислено всего 19 млрд. То есть даже по этому показателю наблюдаются ухудшения. Но тем не менее у внимательного читателя остается вопрос: а откуда тогда взялись еще 20 с лишним миллиардов рублей, которые умудрились потратить чиновники из команды Абдулатипова?
Ответ очень простой – взяли в долг. Госдолг вырос почти в два раза – с 7 млрд рублей до почти 14! Причем по этому показателю – росту госдолга – Дагестан вновь вышел в лидеры своего округа! А дефицит бюджета составил вместо запланированных 2 млрд – шесть с лишним. То есть вырос более чем в три раза! Иными словами, если учитывать этот долг и неисполненные обязательства (дефицит бюджета), то получается, что уровень дотационности Дагестана при Абдулатипове вырос всего за один год до ста процентов! И еще при этом дагестанские чиновники умудрились потратить на неэффективные и сомнительные госзакупки почти 28 млрд рублей! Знаете, от такой арифметики волосы дыбом встают!
Трудно сказать, куда смотрит центр, но если дальше все будет продолжаться такими темпами, то посчитайте сами: уже в следующем году республика станет абсолютным банкротом! В бюджете 2014 года при уровне собственных доходов в 20 млрд рублей 6 млрд предусмотрено только на… обслуживание республиканского долга! И эксперты уже сегодня предрекают: чтобы заплатить эти проценты, Дагестан вновь пойдет просить кредиты. Иными словами, существует очень большая вероятность, что к концу года госдолг Дагестана превысит отметку в 20 млрд (и не факт, что банки продолжат давать администрации Абдулатипова в долг, вспомните упомянутый мною «рейтинг доверия» – 83-е место!). А это уже означает неизбежный дефолт, так как из федеральных трансферов платить за долги согласно закону нельзя! Хорошенькая перспектива!
При этом я здесь даже не задаюсь вопросом, а на что собственно при Абдулатипове были потрачены эти 20 с лишним миллиардов рублей? Этому, возможно, я посвящу отдельную часть своего расследования. А пока я просто приведу несколько примеров того, к чему привела подобная финансовая политика.
Уголовные виражи кадровой политики
Одним из самых тяжелых последствий такого чудовищного дефицита бюджета стал обвальный рост задолженности по зарплате перед госслужащими. Если в начале этого года он составлял меньше 50 млн рублей, то на первое июня – уже 80 млн! Это больше половины всех долгов по зарплате перед бюджетниками всего Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)! Подсчитано, что на сегодняшний день бюджет должен в Дагестане почти 17 тысячам госслужащих! Наверное, здесь даже упоминать не надо, что невыплата заработной платы в России – это вообще-то уголовное преступление! И это при том, что деньги на зарплату бюджетникам как раз и поступают в республику из федерального бюджета!
А вот еще один пример того, как расходуются федеральные деньги в республике. В прошлой статье, посвященной Дагестану, я писал о многочисленных родственниках Абдулатипова, которые вцепились во власть буквально в первые же недели его назначения. И в частности, о скандале вокруг зятя Магомеда Мусаева. Но это далеко не единственный случай, вот еще один скандал, который только начал разгораться в республике. Буквально в первые же дни своего вступления в должность и.о. главы республики Абдулатипов назначает на должность заместителя министра труда и социального развития своего племянника – сына родной сестры Абдусалима Ханипова.
Прежде этот человек трудился в Свердловской области начальником транспортно-логистического направления Корпорации «ВСМПО-АВИСМА». Однако стоило Абдулатипову возглавить Дагестан, как его племянник сразу же открыл в себе талант социального работника, бросил все и примчался в республику на помощь дяде.
В министерстве Ханипов замкнул на себя центры занятости населения (ЦЗН) городов и районов республики. Почему? Ответ очевиден – потому что именно в эти центры идут основные ассигнования из федерального бюджета. И с приходом Ханипова в территориальных структурах центров занятости начинается бурная кадровая деятельность – Ханипов активно смещает и назначает руководителей ЦЗН. Однако ровно год спустя появляются, как говорится, первые результаты этой работы – в виде уголовного дела № 4037 в отношении руководителя ЦЗН по Буйнакскому району Дагестана Темирханова.
Как считает следствие, этот человек по предварительному сговору с сотрудниками Министерства труда и социальной занятости подготовил фиктивные документы о трудоустройстве 400 граждан из других регионов и присвоил почти 45 млн рублей.
Третьего марта 2014 года было возбуждено еще одно уголовное дело, № 46930, в отношении руководителя ЦЗН по Акушинскому району Омаргаджиева. Схема та же самая – по предварительному сговору с чиновниками министерства были подделаны документы о трудоустройстве 56 человек в некое ООО «Ровер-Клан» в Волгоградской области. Соответственно из бюджета исчезло 7 млн рублей.
28 февраля 2014 возбудили уголовное дело № 46927 в отношении директора ЦЗН по Бабаюртовскому району Пашаеву по фактам хищения 6 млн рублей, выделенных на снижение напряженности на рынке труда.
Самое интересное: мало того что речь идет о назначенцах господина Ханипова, так еще на первых же допросах все замешанные в этих делах начали показывать пальцами в строго определенную сторону и говорить, что вынуждены были это делать, так как от них требовали от 20 до 30 процентов «отката» от каждого перечисления денег на социальные цели. Знаете, вот мне лично очень трудно поверить, что в этих делах как-то обошлось без профильного заместителя министра, непосредственно курирующего эти центры занятости. Как минимум он должен был знать об этом – это ведь были все его назначенцы. И даже больше, насколько известно, уже несколько месяцев, что называется, «висит» вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении самого племянника Ханипова. Извините, я еще раз подчеркну – речь идет о дотационной на 100 процентов республике! И в ней вот такими темпами разворовываются эти самые дотации!
Проблемы растут как снежный ком
Заканчивая этот материал, необходимо добавить еще несколько штрихов к общей ситуации. Например, в 2013 году Дагестан неожиданно поразил банковский кризис – лицензий были лишены сразу несколько региональных банков. И дело даже не в том, что до сих пор в республике спорят, произошло это с подачи нового главы или нет. Дело в том, что, по оценкам Института проблем рынка РАН, в этих банках зависло около 60 млрд рублей сбережений граждан республики. Проблема в том, что Агентство по страхованию вкладов по тем или иным причинам в основном не собирается компенсировать эти вклады. Понятно, что социальная напряженность от этого в республике выросла в разы, так как пострадали десятки тысяч вкладчиков. А глава региона просто игнорирует произошедшее – вообще никак себя не обозначил в этой ситуации.
Или еще один пример. Помимо социальных и государственных долгов, в республике существуют крупные долги населения. Причем некоторые из них можно уже назвать стратегическими и ключевыми – Абдулатипов при своем назначении получил прямой наказ от федеральных властей решить эту проблему. Более того, можно сказать, его и назначили на данный пост с условием, что он сдвинет этот застрявший воз с места. Речь идет, конечно, прежде всего о долгах за электричество и газ, они в республике самые большие не только в СКФО, но и вообще в масштабах России.
И Абдулатипов, что называется, как мог, начал решать эти вопросы. В республике существует организация Дагестанская энергосбытовая компания («Дагэнергосбыт»), она является в республике фактическим монополистом в сфере продажи электроэнергии потребителям. Так вот, когда Абдулатипов пришел в республику, она уже находилась в предбанкротном состоянии – с долгом перед поставщиками электроэнергии почти в 9 млрд рублей. При том что население республики в общем-то исправно платит за электроэнергию.
Обратите внимание, как решается эта проблема. На должность заместителя генерального директора «Дагэнергосбыта» назначается еще один племянник Рамазана Абдулатипова – сын брата Раджаба (который, кстати, руководит республиканским УФМС), Осман. В результате за год работы долг «Дагэнергосбыта» перед поставщиками подрос до 12 млрд рублей! А теперь, внимание, сенсация: буквально на днях эта компания приняла заявление о собственном банкротстве (оно размещено на странице раскрытия информации в Интерфаксе). Объявила, потому что крупнейшие кредиторы компании – ОГК-2, Мосэнерго и МРСК Юга России, Росатом – подали соответствующие иски в суд. Более того, руководители этих структур открыто критикуют руководство Дагестана за то, что оно еще более усугубило ситуацию за время своей работы.
Здесь я хочу сказать, что вообще-то банкротство «Дагэнергосбыта» – это уникальное событие, так как такого еще не было, чтобы гарантирующий поставщик электроэнергии, да еще монополист региона, обанкротился! Это прецедент, и еще неизвестно, какие последствия он будет иметь для Дагестана! И это еще один грандиозный скандал!
Хотя, впрочем, что, казалось бы, здесь такого: одним суперскандалом больше, одним меньше. С долгами за газ ситуация получилась еще хлеще: общая сумма долга населения республики перед Газпромом (вернее, его дочкой – Межрегионгазом) в начале 2013 года перевалила за астрономическую отметку в 20 млрд рублей. Едва вступив в должность, Абдулатипов назначает для решения проблемы профильного вице-премьера по фамилии Насрутдинов. Это можно было бы назвать если не вопиющей халатностью, то настоящей пощечиной Газпрому. Так как ровно через несколько недель «профильного» вице-премьера арестовывают в Москве по подозрению в мошенничестве с «национальным достоянием» – еще в бытность председателем совета директоров «Даггаза». Из-за этого уголовного скандала кресел лишились еще два «профильных» министра в правительстве Абдулатипова.
Удивительно, но после такого скандала абсолютно ничего не изменилось – долг республики перед Межрегионгазом вырос до 22 млрд, собираемость платы за газ как была на уровне двадцати с небольшим процентов, так и осталась. Как обещали власти Дагестана Межрегиону передать газовые сети (это ключевое требование Газпрома по решению проблемы), так до сих пор и обещают. При этом Межрегионгаз каждый месяц (начиная с весны) грозится отключить республику от газа. И пока не отключает. Вот так.
И здесь я хочу обратить внимание читателя на тот простой факт, что, с моей точки зрения, исходя из всего вышеизложенного, главный итог работы команды Абдулатипова за полтора года – это фатальная неспособность решить хоть какие-то проблемы. Вообще повлиять на них в каком-либо положительном ключе. Это, что называется, первый итог. А второй, как мне кажется, заключается в том, что все старые проблемы усугубляются со страшной скоростью и при этом администрация нового главы плодит все новые и новые – с какой-то пугающей быстротой.
И вот здесь у меня вопрос к людям, которые принимают решения в Кремле, – неужели они этого не видят? Зачем нам новые проблемы на юге, когда такие события происходят на западе?
Источник информации: электронное издание «Век.ру»
Автор: Марат ХАЙРУЛЛИН
Совместно с:
Комментарии