ЗА ЧТО ВОЮЮТ РОССИЯ И ФРАНЦИЯ В АФРИКЕ?
ФОТО: ABACA PRESS/TASS
19.08.2022
Россия вытесняет Францию из зоны ее стратегических интересов в Африке, свергая лояльные ей режимы и захватывая ее ресурсы. Париж пытается этому противодействовать, ведь для него ресурсы Чёрного континента жизненно важны, однако шансов у него переломить ситуацию, когда против него выступают и другие влиятельные государства, включая Китай, Турцию и даже союзные, вроде США, немного.
Между Россией и Францией в Африке идет война. Так комментируют африканские источники результаты состоявшегося в последнюю неделю июля визита в страны Чёрного континента французского президента Эмманюэля Макрона. Напомним, что он, прибыв 26 июля в столицу Камеруна Яунде, обрушился на Россию, заявив, что ее «присутствие в Африке, вызывает у него растущее беспокойство».
Макрон обещал дать полноценный ответ на такое «вторжение», хотя, по его признанию, он еще не определился с ним, а пока призвал африканские государства ориентироваться на Евросоюз вообще и Францию в частности.
РОССИЯ «ОТПИХИВАЕТ» ФРАНЦИЮ ОТ АФРИКАНСКИХ ЗОЛОТА И АЛМАЗОВ
Французские источники конкретизировали эти обвинения – дескать, Россия массово распространяет «фейки» для мобилизации против лояльных Парижу властей повстанцев, а также их свержения при помощи наемников. В результате она «грубо выпихивает Париж из зоны ее стратегически важных интересов в его бывших колониях».
Например, отмечается, что за последние два года в Африке произошло аж пять переворотов (Гвинея, Судан, Мали, Гвинея-Бисау и Буркина-Фасо). В результате к власти здесь пришли лояльные Москве режимы.
Этому предшествовали минимум четыре года «активности Москвы» в Мозамбике и ЦАР, в результате чего, по данным Парижа, пострадали французские интересы. В первом золото и алмазодобыча, в последнем – газодобыча.
Французское руководство уверено, что Россия осуществляет целенаправленный захват золотых и алмазных рудников с помощью наемников (включая сирийских и «местных»). Тем самым она минимизирует западные санкции, противодействуя давлению на нее по Украине. Далее драгоценное сырье по данным французских источников вывозится в Россию по каналам компании Meroe Gold.
Схожая ситуация наблюдается и по выдавливанию французских золотодобытчиков и в Буркина-Фасо, где недавно также произошел удачный путч, после которого власть здесь взяли пророссийские военные.
В связи с этим британо-канадская компания Endeavour Mining в марте предусмотрительно продала за бесценок (25 млн долларов) золотой рудник компании Karma Nere Mining с участием французских акционеров. Однако последняя, согласно жалобам Парижа стала подвергаться атакам пророссийских сил, пытающихся «отжать» его, комбинирующих применение грубой силы с распространением «фейков», и о том, что отведенная под рудник территория является почитаемым древним кладбищем, что и вызвало негодования местного населения.
Подобное Париж фиксировал также в Мали, Чаде, Буркина-Фасо и Судане, где власть также захватили пророссийские военные и откуда Москва-де также изгоняет французских, канадских и прочих добытчиков алмазов и золота.
Ее действия в Судане особенно тревожат страны Европы: местная хунта обещала России военную базу на Красном море, опираясь на которую, она сможет «держать их за горло». Ведь они получают значительную часть поставок нефти и газа через «соседний» Суэцкий канал, который в этом случае будет находиться под ее ударом.
РОССИЯ ВЫТЕСНЯЕТ ФРАНЦУЗСКОЕ ОРУЖИЕ ИЗ АФРИКИ
Однако Париж беспокоит не только принадлежность золота и алмазов, а и активизация военно-технического сотрудничества России с бывшими колониями Франции, являвшейся гарантом их безопасности. Ведь речь здесь идет не только о поставках дорогостоящей боевой техники, а о политическом влиянии. В результате элита африканских государств (обычно тесно связанная с местными военными) все больше привязывается к их поставщику, то есть Москве, и они автоматически входят в ее орбиту влияния, уходя все дальше от Франции.
Так, для одного только Камеруна Россия ежегодно готовит до 150 офицеров и унтер-офицеров.
На соответствующие упреки у африканцев есть ответ: «где вы были, когда мы истекали кровью в борьбе против «Боко Харам» (филиал запрещенного в РФ «Исламского государства»)?
Заметим, что многие бывшие африканские колонии Франции ведут отчаянную, но не очень удачную борьбу не на жизнь, а на смерть против исламистов – они утратили контроль над огромной территорией региона Сахель (между северной и тропической Африкой) и неконтролируемая ими огромная «серая зона» неуклонно расширялась. Париж «проспал» это и в результате образовавшийся «вакуум» стали заполнять россияне.
Кроме того, на желании африканцев развивать военные связи с Москвой в пику Франции влияет и то, что она в отличие от Парижа, не поучает их при ведении боевых действий соблюдать права человека.
И, чтобы как-то вернуть расположение к себе местных элит, Франция обещала поставить в ближайшее время государствам региона более 100 вооруженных пикапов, «заточенных» под ведение антиповстанческой борьбы. Но «разовые» акции не спасут положения, и Парижу требуется более постоянная серьезная работа.
Об этом ясно свидетельствует «заход» пророссийских сил в Мали, откуда после почти 10 лет интервенции (с января 1913 г. – Прим. ред.) бесславно ушли французы, не справившись с выступившими там исламистами и туарегскими сепаратистами.
Толчком к действиям последних послужило уничтожение в 2011 году ливийского режима Каддафи, и открывшим африканский ящик Пандоры. Далее, в условиях французской немощи в Мали, отразившей общее ослабление Парижа на Чёрном континенте, туда и зашли «россияне». Макрон лихорадочно пытается доказать обратное – в Камеруне, Конго, и ряде других стран экстренно меняет «пассивных» гражданских послов на генералов, поручив им развернуть их в сторону Франции. Впрочем, усиление африканской политики будет означать более серьезные, чем прежде, денежные затраты на поддержание ее ставленников. Готов ли к этому Макрон?..
ВЛИЯНИЕ АФРИКАНСКОЙ НЕФТИ, ГАЗА И УРАНА
Впрочем, гораздо большее значение в этой борьбе имеют африканские энергоресурсы. Ведь что объединяет Гвинею-Бисау, Бенин и Камерун, которые только что посетил Макрон? Газ. Только разведанные его запасы там исчисляются триллионами кубометров. Годовое же потребление ЕС российского голубого топлива – не более 160 млрд кубометров.
Разумеется, по щелчку пальцев перебросить в Европу африканский газ невозможно и на расширение его добычи и транспортировки уйдут многие миллиарды евро и… годы. Однако в будущем такая альтернатива реальна, если, конечно, ее не отнимет Москва. Также французов пугает «русская угроза» для Нигера, занимающего 5-е место в мире по добыче урана. Стратегически важного сырья, используемого в гражданской и военной отраслях. Особую значимость он имеет для Франции, опасающейся, что завтра Россия «вытеснит» ее по малийскому сценарию и отсюда.
Французские тревоги усиливаются из-за участившихся здесь антифранцузских выступлений, подготовленных, по мнению Макрона, «российскими фейками», после чего в интересующие Францию страны заходят «русские».
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ АНТИФРАНЦУЗСКИЕ НАСТРОЕНИЯ?
Сами африканцы утверждают, что их нежелание «дружить» с Францией вызвано усталостью от нее. Во-первых, у них накопилось много исторических претензий к Парижу за совершение здесь «колониальных преступлений».
Во-вторых, страны Сахеля являются одними из беднейших на планете – годовой доход населения колеблется в пределах одной тысячи долларов на человека. В условиях неразвитой местной экономики при высочайшем уровнем деторождения в мире (5–7 на женщину) это автоматически программирует бедность, голод и нестабильность, что рикошетом бьет по Франции.
Она, добывая здесь полезные ископаемые, «не делится доходами от них с местным населением, применяя для их добычи «варварские методы и токсичные химические вещества, разрушают африканскую экологию, убивая жизни и здоровье африканцев». Часть их заявляет, что закроют на это глаза, если французы будут пожизненно обеспечивать их деньгами. Другие желают работать на знаменитых компаниях вроде Total и Areva. Однако их туда берут неохотно из-за отсутствия необходимой для этого квалификации. Африканцы же воспринимают это «дискриминацией» и «расизмом».
В-третьих, многие африканцы видят в происходящем в Сахеле разгуле террористов реализацию «секретного плана Запада и Франции по «наводнению» уходящей от них Африки своими войсками, чтобы вернуть колониализм».
А пока Чёрный континент продолжает погружаться в пучину кровавого хаоса: радикальные исламисты, опирающиеся на определенные национальные группы, при власти профранцузских режимов подвергавшиеся угнетению, бьют по ним и поддерживающим их представителям других народностей. При этом сами они враждуют между собой и борются против сепаратистов… А прибытие сюда иностранных войск делает «такое» горение еще более ярким.
В этих условиях многие африканцы хватаются за «русскую помощь». В качестве главного лозунга служит то, что они «навели порядок» в ЦАР и жизнь там простого африканца улучшилась. Порядок этот на огромной территории этой страны (площадь одной только ЦАР превышает Украину) относительный, но «местные тролли Путина», как называют французы сторонников российской ориентации, имеют успех в своей агитации. Во всяком случае, сравнение с соседями, где еще сохранилось влияние Франции, не в ее пользу.
Напомним, что недавно сама Франция, во время холодной войны и позднее, успешно применяла методы, в коих теперь она обвиняет Россию – а именно организацию переворотов и использование наемников для защиты своих интересов. Так, африканцы напоминают, что Париж для этого использовал своих «солдат удачи» из Иностранного легиона и группу легендарного Боба Денара. Этого он уже практически не делает по причине собственного ослабления, предпочитая давить на «ослушников» прежде всего экономически. Однако это работает плохо.
РОССИЯ, КИТАЙ И ТУРЦИЯ ПРОТИВ «ПОДЫХАЮЩЕГО ФРАНЦУЗСКОГО ЛЬВА»
Напомним, что, предоставляя в 1960-е годы независимость своим африканским колониям, Париж сохранил здесь влияние в экономике, политике, военной сфере, гарантируя им безопасность. Но как показала ситуация в Мали, он уже не в состоянии ее обеспечить.
Поэтому многие африканцы считают Францию «подыхающим львом». Что же случилось с этой ядерной державой, прежде успешно защищавшей свое влияние в бывших колониях, например, в Чаде, где она била куда более сильного противника, обученного в СССР?
Но за последние десятилетия ситуация сильно изменилась. С начала «нулевых» французскую армию сократили почти в полтора раза и ее физически не хватает для контроля интересующих Париж точек земного шара от Гвианы до Полинезии.
Кроме того, за это время «выросли» и другие мировые игроки, вступившие в борьбу за Африку, вытесняющие отсюда Францию экономически – Китай, Турция и другие. Так, если в том же Камеруне с начала 1990-х гг.
Париж контролировал 40 процентов его товарооборота, то теперь лишь 10 процентов.
В этих условиях Макрону, «проспавшему» сахельское обострение и выход конфликта за пределы Мали, нужна веская причина для объяснения своих неудач в борьбе с плохо вооруженными повстанцами. И на эту роль идеально подходит Россия.
Однако именно Турция и Китай представляют реальную опасность для Франции в Африке. Так, зачастую по данным самих же французских источников, местные радикалы нередко поддерживаются турецкими спецслужбами.
Министр иностранных дел Сергей Лавров и президент Мозамбика Фелипе Ньюси (слева направо). Фото: Александр Щербак/ТАСС
Китай же предпочитает давить экономически, завоевывая Африку своими дешевыми товарами, стоимость коих является главным аргументом для выбора бедным местным населением. И пока Макрон опасается «русского вторжения», на практике наблюдается куда более опасное для Парижа китайское проникновение в стратегически значимые отрасли вроде добычи урана.
«УДАР В СПИНУ ОТ ЗАПАДНЫХ СОЮЗНИКОВ»
Важную роль в уничтожении влияния Франции играют и США путем «языковой интервенции» и вытеснения французского языка английским на франкофонной части Африки. Сфера его применения во многом и отражает могущество той или иной страны, влияя через культуру на многие другие аспекты, включая политический и экономический. Так, выбор африканцами в качестве «делового» того или иного языка отражает их ориентацию на конкретное государство.
Заметим, что этим открыто занимаются «союзники» Парижа под лозунгом продвижения английского языка с целью повышения профессиональной востребованности местного населения в мире, осуществляя подобную «интервенцию» через американские и британские посольства от Алжира и до Габона.
И в результате США и их ближайшие союзники расширяют свое влияние, перехватывая его у ослабевших сателлитов, чем еще больше усугубляют их положение.
СМОЖЕТ ЛИ ФРАНЦИЯ ВЕРНУТЬ БЫЛУЮ СЛАВУ?
Иными словами, ситуация для Франции складывается безотрадная, и она под натиском внешних игроков, среди которых Россия занимает далеко не первое место, рискует повторить ситуацию Индокитая, откуда она с позором ушла в середине 1950-х гг.
Степень утраты Францией позиций в Африке наглядно рисуется по произошедшему в ходе последнего африканского турне Макрона инциденту, когда он пытался потрогать министра иностранных дел Бенина Орельена Агбенонси, а тот довольно грубо сбросил его руку со своего плеча и долго оттирал место прикосновения. Эта реакция во многом отражает общее настроение африканцев к Франции. Причем такая брезгливость появилась весьма недавно. Трудно себе представить, к примеру, чтобы подобное произошло, к примеру, с предшественниками Макрона Жаком Шираком или Миттераном. В их времена, напротив, именно за ними бегали различные африканские вожди, настойчиво домогаясь встречи с ними. Во всяком случае, Макрону нужно очень сильно постараться, чтобы переломить такие настроения.
Что же касается перспектив «африканской войны» с Россией, то Франция находится в трагикомичной ситуации. С одной стороны, она желает «остановить Москву», идущую по развалинам ее колониальной империи, а с другой ей важно помнить, что в случае изгнания ее оттуда, неизбежно встает вопрос относительно контроля огромных африканских пространств. Это во всех отношениях ляжет тяжким грузом на Париж наряду с необходимостью обеспечения всем необходимым местного населения и борьбы с многочисленными повстанцами уже не в рамках Мали, откуда он ушел, а в куда больших масштабах.
И не лучше ли было бы Франции договариваться с «плохими русскими парнями» о разделении региона, а не враждовать?
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии