НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Запрещённый удар по мозгам

Запрещённый удар по мозгам

Автор: Виктория СОКОЛОВА
Совместно с:
01.03.2012

 
Школа-интернат «Интеллектуал», Москва  
   
   
Блицкриг-реформаторы: министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и помощник президента РФ Аркадий Дворкович
 
   
   
 Быть наставником одаренного ребенка – особый дар. Игорь Рубанов со своими учениками  
   

Правила «грантоедства» имени Аркадия Дворковича и Ярослава Кузьминова

В начале апреля родители могут быть поставлены перед фактом, что волей очередного постановления Минобразования их детей вскоре поделят на умных-избранных и на бездарных-среднестатистических. 30 марта уходящий президент Дмитрий Медведев запланировал напоследок утвердить проект «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Звучит привлекательно, но что она из себя представляет?
Концепция предлагает выявлять одарённых детей с самого раннего возраста и поддерживать их, в том числе материально, с помощью грантов. Вроде бы и неплохо, но вот по каким критериям такого ребёнка будут выделять и что с ним будут делать дальше – совершенно не понятно. Никаких научных методик поиска и стимулирования одарённости указанный проект не предлагает.
Педагоги и психологи, ознакомившиеся с документом, предполагают следующее развитие событий. С помощью тестов на IQ в какой-нибудь районной школе Чебоксар или Ярославля выявят ребёнка с высоким коэффициентом. «Одарённому» будет выделен грант, и вокруг него поднимется ажиотаж. Ведь это –«цыплёнок», который будет высиживать для взрослых золотые яйца.
Родители быстро освоят основные правила «грантоедства». Армия учителей и психологов начнёт биться за одарённых, поскольку за них будут обещаны надбавки. Чиновники начнут рапортовать об успехах по работе с одарёнными и также от них кормиться. Отобранных умников и умниц начнут тренировать, словно будущих олимпийских чемпионов, и натаскивать на новые тесты, пытаясь выжать всё более блестящие результаты. Остальные (надо полагать, бездарные) дети будут тихо их ненавидеть. А сами «одарённые» быстро дойдут до нервного срыва в непрестанной борьбе за свой ярлычок и сопутствующее ему материальное вознаграждение.
Откуда взялись эти странные и даже опасные по своим далеко идущим последствиям идеи выявления одарённых? «Научный фундамент» у этой истории следующий. В 2009г. доктор психологических наук Д.В. Ушаков разработал модель зависимости роста ВВП от уровня IQ населения. Дмитрию Анатольевичу Медведеву было обещано, что прирост IQ после внедрения концепции сразу повысит внутренний валовой продукт на 7-10% (а это означает экономический эффект в миллиарды рублей в год). Математики не поверили своим ушам, зато уходящий президент, судя по всему, поверил и дал команду как можно быстрее эту модель внедрить.
Была создана специальная комиссия по развитию системы выявления, поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи, а также группа, взявшаяся разработать соответствующую национальную систему. Руководство группой было возложено на помощника президента Аркадия Дворковича, а курировали проект специалисты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Профессиональное сообщество успешных педагогов и психологов от работы по традиции было отстранено.
Год назад газета «Совершенно секретно» уже писала об особой роли НИУ ВШЭ в определении судеб нашего образования (см. статью «Серые кардиналы образования» № 4, 2011 г. http://sovsekretno.ru/magazines/article/2758 ). Тогда родителей и учителей привёл в ужас проект образовательных стандартов для старшеклассников (напомним лишь одну деталь: среди обязательных предметов школьной программы в новых стандартах числились только «Россия в мире», физкультура и ОБЖ). Открытое письмо учителя Сергея Волкова президенту, подписанное десятками тысяч учителей, а также массовые протесты родителей сумели приостановить этот безответственный и разрушительный документ. Стандарты отправили на доработку. Правда, переписывают его сейчас те же разработчики, и потому на лучшее надеяться не приходится.
А сегодня те же самые чиновники, вдохновляемые, как и прежде, ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и его коллегами, так же скрытно пытаются провести в жизнь другую масштабную реформу. И приостановить её на этот раз, кажется, не удастся: в апреле концепция поиска и поддержки талантов должна лежать на столе у Дмитрия Медведева.
Правда, в последний момент в процесс вмешались известные учёные и педагоги – проректор МГУ академик Алексей Хохлов, академик Виктор Васильев, член-кор. РАО Александр Абрамов, знаменитый преподаватель Сергей Рукшин, воспитавший многих одарённых математиков, включая признанных гениев Станислава Смирнова и Григория Перельмана, основатель «Вятского математического чуда» Игорь Рубанов, директор уникальной «Лиги Школ» Сергей Бебчук, профессор психологического общества Диана Богоявленская, научный руководитель лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи, всё тот же учитель словесности Сергей Волков и другие. Есть микрошанс, что их неимоверными усилиями в концепцию будут внесены некоторые исправления и худшее снова удастся предотвратить.

«Закрыть лицеи и гимназии»
Чем ещё опасна эта концепция? Её разработчикам не даёт покоя особый статус лицеев и гимназий, в которых сейчас учатся наиболее способные и мотивированные дети. Когда-то в одном из интервью известный филолог Галина Белая недоумевала:
«…от нас Всемирный банк требует (я читала подготовленный им доклад о проблемах образования в России), чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это якобы недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что для такой нищей страны, как Россия, это непозволительная роскошь. И, представьте себе, наше Министерство образования и науки идёт на поводу у этих советчиков».
В статье «Серые кардиналы образования» было показано, что многие разработки реформаторов ведутся по лекалам Всемирного банка, направившего в своё время потоки внешних займов на финансирование проекта «Реформа российского образования». Сегодня реформаторский каток дошёл и до специализированных школ.
В конце 2011 года в недрах той же Высшей школы экономики родился доклад, представленный экспертной группой под руководством И.Д. Фрумина и А.Г. Каспржака. Напомним, что Исак Давидович Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, является также координатором проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка. Доклад вносит ряд предложений по вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года. В числе прочего его авторы призывали закрыть лицеи и гимназии как структуры, наиболее опасные для развития образования и демократии в нашей стране.
После острой критики, в том числе руководителя лицея Александра Ковальджи, этот тезис завуалировали, но это не помешало «реформаторам» внести в проект закона об образовании уравнивание всех школ по своему статусу и возможностям, за исключением возможности зарабатывать деньги на дополнительных образовательных услугах.
Перспектива проста. Если государство закроет лицеи и гимназии, то этим самым одарённым детям, о которых так печётся Высшая школа экономики, детям, которые любят и хотят учиться, – деться будет просто некуда… Но чтоб уж наверняка исключить отбор способных и мотивированных детей в школы повышенного уровня, г-да Фрумин и Каспржак предложили законодательно закрепить принцип зачисления в школы исключительно по месту жительства.
В президентской концепции напрямую о судьбе лицеев и гимназий не говорится – она попросту игнорирует их существование и бесценный опыт, однако это и подозрительно. Представители профессионального сообщества напомнили разработчикам концепции о том, что уже несколько лет лежит под сукном Колмогоровский проект, аккумулировавший этот опыт. Он создан группой известных учителей и учёных и включает важнейшие идеи по выстраиванию работы с одарёнными детьми, а также подъёму уровня массовой школы. Будут ли они учтены в президентской концепции? Сомневаемся.
Оппоненты кулуарного проекта Дворковича-Кузьминова – педагоги и психологи, известные своими заслугами в работе со способными, одарёнными детьми, – убеждены, что он не только игнорирует ту работу, которая уже давно и успешно ведётся во многих специализированных школах России, но ставит её под удар. В том виде, в каком концепция представлена разработчиками, она не просто по определению не может помочь одарённым детям, но угрожает интеллектуальному и психическому здоровью как одарённых, так и всех наших детей.

Предоставим слово тем учителям, наставникам одарённых детей, которых чиновники от образования не допускают до разработки стандартов, законов и концепций.
Сергей Рукшин: «Эта концепция порочна изначально»
(Заслуженный учитель РФ, канд. физ.-мат. наук, основатель и директор Санкт-Петербургского городского математического центра для одарённых школьников, педагог двух Филдсовских лауреатов –  Г. Перельмана и С. Смирнова. Ученики Рукшина завоевали более 80 медалей Международных олимпиад, из них более 40 золотых, причём пять юных математиков стали трёхкратными олимпийскими чемпионами).
– Мы получили проект совершенно противоречивый и непонятный. Ну, что это, скажите, за концепция, в которой на первой странице лукаво говорится о том, что все дети талантливы, а через страничку – что нужны особые меры по поддержке талантливых детей? То есть поддерживаем всё-таки не всех? Понимаете, у меня, может быть, не так много личных амбиций, но профессиональные полностью удовлетворены. И, мне кажется, я заслуживаю того, чтобы при разработке национальной концепции, посвящённой работе с одарёнными детьми, её авторы спросили и моего мнения. Но от чиновников я узнаю, что у них всё давно уже «согласовано» с общественностью – они учли, как утверждают, мнения представителей регионов, спортсменов, музыкантов, художников, артистов балета…
Уверен, не может называться концепцией набор логически не связанных фраз и благих пожеланий, даже согласованный со спортсменами и поп-музыкантами.
Концепция порочна изначально. Вместо того, чтобы поддерживать образовательную среду, в которой растут талантливые дети – а только среда может их продуцировать, – мы спускаем ситуацию на индивидуальный уровень ребёнка… Что мы будем измерять – его генетическую одарённость?
И главное, ведь это очень опасно! Работа с одарённым ребёнком – необычайно тонкая материя. Если бы я не умел снимать у детей стрессы от неизбежных неудач, необходимости постоянного соревнования с другими и, что ещё хуже, с самими собой, я просто воспитал бы огромное количество неврастеников, которые бы ни в чём не смогли реализоваться.
Понимаете, в нас, специалистах, сейчас говорит не личная обида. Нас волнует то, что экспертизу судьбоносных для страны проектов опять доверяют непрофессионалам. Вопиющая некомпетентность возводится в ранг государственной политики.
В результате идёт реформа за реформой, а общеобразовательный уровень школьников катастрофически падает. Безусловно, мне ещё удаётся поддерживать на уровне интеллектуальные способности моих учеников и их развитие в математической, профессиональной области, но культурного давления среды уже нет. Вот результат того, что сегодня усилиями того же г-на Кузьминова школы низводятся в ранг «социального института лёгкого поведения». Как это назвать иначе, если мы должны продавать свои образовательные услуги?
Сфера образования – это не сфера услуг. Это – системообразующий институт нации и государства. Мы учим и воспитываем гражданина, патриота и специалиста, а вовсе не продаём ему кусочки толерантности, веротерпимости и знания по предметам. А сейчас некомпетентным вмешательством этот институт низведён в ранг уставшей от жизни проститутки, которая готова пойти с кем угодно, лишь бы её оставили в покое и хоть немножко заплатили, потому что больше она ничего в жизни делать не умеет…
Знаете, про некоторые начинания мне кажется, что лучше бы уж все выделенные на них деньги разворовали без остатка, а то вдруг ещё что-нибудь делать начнут – это совсем опасно!

Игорь Рубанов: «Важно бережно сохранять достигнутое»
(Знаменитый математик-педагог, руководитель первого в России областного Центра дополнительного образования одарённых школьников в г. Кирове. Организатор всероссийских конкурсов «Кубок памяти А.Н. Колмогорова», Кировской Летней многопредметной школы, Уральских турниров юных математиков; Всероссийской математической олимпиады имени Эйлера, в которой участвуют тысячи восьмиклассников; Международного конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», насчитывающего миллионы участников.)
– Работа с математически одарёнными детьми – одно из немногих направлений, где Россия занимает передовые позиции в мире. Это, прежде всего, заслуга нескольких поколений энтузиастов – наставников и организаторов. Сейчас в стране сложилось уникальное неформальное сообщество наставников математически одарённых детей, способное, например, без всякой господдержки ежегодно проводить Всероссийскую математическую олимпиаду имени Эйлера с финалом на 200 участников.
Сегодня (вместо того, чтобы разрушать) необходимо пристально изучать деятельность педагогов и организаций, успешно работающих с одарёнными детьми. Их достижения нужно распространять вширь, в регионы, и вглубь, в школы, постепенно создавая  условия для подобной работы. Эта работа потребует немало времени, и её нельзя искусственно форсировать. В Кировской области только на её начальный этап ушло 8 лет, а сегодня мы занимаем первое место в России по числу дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников на душу населения за последние 10 лет.
Будем честно смотреть на вещи: учителя массовой школы в большинстве своём не готовы к таким усилиям. Необходим общий подъём педагогического образования и статуса педагогической профессии. Сообщество наставников математически одарённых детей готово включиться в эту работу.

Алексей Бунчук: «Судьба одарённых детей для них – вопрос второстепенный»
(Учитель физики высшей категории, Соросовский учитель, доктор физ.-мат. наук, соавтор учебников физики для 7-х–9-х классов, вошедших в федеральный комплект учебников.)
– Для меня очевидно, что поддерживать в первую очередь нужно тех учителей, которые давно и успешно работают с мотивированными детьми, и те школы, в которых усилиями педагогического коллектива детей окружает особая творческая атмосфера.
Но когда дело пахнет деньгами, обязательно найдутся люди, заинтересованные в том, чтобы их получить – независимо от того, каков будет результат реализации денег. Судьба одарённых детей для таких людей – вопрос второстепенный, декларативный. Они могут быть даже вполне компетентными, но из политических или материальных соображений занимать неадекватную позицию. В результате может быть развернута широкая система выявления детских талантов с участием непонятно кого, по не вполне понятным критериям. Не могу представить, как можно научить обычного учителя обычной школы работать с талантливыми детьми, если он никогда этого не делал. Талантливого педагога учить нечему (к сожалению, таких становится всё меньше и меньше), а остальных – что, на курсы посылать? Вряд ли это поможет делу.

Михаил Поваляев: «Появится масса изготовителей «фиктивно-демонстративного продукта»
(Основатель, директор, учитель истории Филипповской школы. Учитель истории и обществознания школы-интерната «Интеллектуал».)
 – Раньше одарённые дети не получали пряников из госбюджета, но зато никто не мешал их опытным наставникам разумно выстраивать с ними работу. Боюсь, что сейчас ситуация может измениться. Разумеется, прекрасно, что на одарённых детей вообще обратили внимание – это уже большой шаг вперёд. Ведь в последнее время все реформы в нашем образовании были направлены на обратное – на «уравниловку», тестирование и стандартизацию. Хорошо, что партия и правительство сами догадались, что одарённые дети есть и к ним нужен особый подход – не нужно упускать этот шанс…Неизвестное число одарённых детей гибнет в массовой школе – это факт.
Но представим, что государство введёт сейчас такой официальный титул: «одарённый ребёнок». Конечно, появится масса изготовителей «фиктивно-демонстративного продукта», говоря словами Георгия Петровича Щедровицкого. Начнётся социалистическое соревнование: «Мы выдвинули 50 одарённых детей!», «А у нас уже 55!». Будут давать взятку за признание одарённым. Всё это можно уже сейчас видеть на олимпиадах, дающих право поступления в вуз.
Проблема в том, что авторы концепции – не педагоги и по определению не владеют никакими специальными образовательными технологиями, даже если бы таковые и существовали. Я думаю, что никаких методик в этом деле нет: главный принцип состоит в том, что для обучения одарённых детей нужны одарённые учителя. (Оговорюсь: есть коллеги, думающие иначе.)
 Но главная беда в другом. Нужны ли вообще стране одарённые дети – даже те, кто уже явно таков? То, что мы их так или иначе воспитаем – с концепцией Дворковича или без неё – несомненно. Так было, так будет. Но куда они двигаются дальше – в Гарвард, в Принстон? Умные люди не находят себе места в нашем Отечестве, и в этом главная проблема: в России трудно найти применение талантливому взрослому человеку. Россия требует от человека подвига, если он не подлец. А воспитание подвижника – совсем особый жанр.

Мария Богоявленская: «Страшно, что этот проект направлен на селекцию наших детей»
(Старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, канд. псих. наук. Имеет более 50 научных работ по психологии детской одарённости.)
– Определения одарённости путем тестов и рейтингов подвергаются жесточайшей критике во всем мире, обнаружив свою невалидность и неэффективность. Страшно вообще то, что этот проект направлен на селекцию наших детей. Их поделят на одарённых и бездарных! Ведь есть просто дети, которые хотят учиться, пусть они и не вундеркинды. И их не 5%, а куда больше! И всем им нужно дать возможность развиваться.
Президентская концепция вообще ничего не говорит о рисках. Надо знать, что среди групп, склонных к подростковой депрессии и суицидальным настроениям, – дети с высокими способностями. Когда на ребёнка накладывают ответственность за результат, лишают его права на ошибку, это может привести к страшным последствиям…
Опытный педагог знает: если ребёнок рвётся занять какое-то место в конкурсе, если для него важен именно статус – он сгорит. А мода на раннее развитие вообще приводит к страшным искажениям личности. Детская нервная система нестабильна, её очень легко сорвать. И в какую сторону пойдёт этот срыв – в девиантное поведение, психосоматику или развитие психической патологии, прогнозировать трудно.
Вспомним Нику Турбину или мальчика – «бывшего» вундеркинда, выбросившегося из окна в запорожском студенческом общежитии! Это цена гонки за детскими «незаурядными результатами».

Александр Ковальджи: «Стратегически это хуже любой диверсии»
(Зам. директора московского лицея «Вторая школа», директор Вечерней многопредметной школы.)
– У нас много говорят о великой России и подъёме экономики. Под эти лозунги лепят федеральные целевые программы и масштабные реформы, на которые отпускают огромные деньги. Государственный аппарат, как белка в колесе, изо всех сил гонится за всё новыми миражами. Но мы продолжаем отставать, как по уровню образования, так и по технологиям. У нас нет своих компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и т.д. Наши ракеты часто падают. Наших лучших специалистов, как на конвейере, отсасывают для работы за рубежом. При этом, стандартизируя наше образование по западным образцам, мы перенимаем худший опыт, а свой опыт готовы «разрушить до основанья, а затем…». Стратегически это хуже любой диверсии.
Сейчас механизм разработки и принятия законов и программ таков, что он имитирует демократические процедуры. А на самом деле продавливаются заранее принятые установки в интересах определённых лоббистских групп, в особенности Высшей школы экономики, которая монополизировала разработку всех проектов, кооперируясь для отвода глаз с другими академиями и вузами.
До тех пор, пока деньги на «инновации» просто уходили «в песок», можно было терпеть, пока их «пилили» – ещё можно было жить, но когда в «концепции» закладывается прямой вред нашим детям, тут уже молчать нельзя. Наших детей, начиная с дошкольного возраста, собираются прогнать через узаконенные методики определения одарённости, поделить их на две статусные группы: «одарённых», которым будут платить гранты, и «неодарённых», которым – «пшик». Задумайтесь, к каким личностным и социальным деформациям приведёт такая дифференциация, сколько исков будет подано на несправедливое тестирование, сколько стрессов испытают дети, которых будут заставлять «лезть из кожи» ради ярлычка «одарённый», гранта учителю и престижа школы. Страшно подумать.


Автор:  Виктория СОКОЛОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку