НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
БУНКЕРНАЯ ВОЙНА

БУНКЕРНАЯ ВОЙНА

БУНКЕРНАЯ ВОЙНА

ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Автор: Сергей МАНУКОВ
13.11.2023

В последних числах октября Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала третью фазу военной операции «Железные мечи» против палестинской организации ХАМАС в секторе Газа. Её главной задачей, как неоднократно заявляли премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и высшее руководство еврейского государства, является уничтожение ХАМАС, боевики которого напали 7 октября на Израиль. Для того чтобы выполнить эту сложную задачу, необходимо уничтожить разветвлённую сеть подземных тоннелей, которыми хамасовцы пользуются для проникновения на территорию Израиля и где они прячутся от обстрелов и хранят свои ракеты и оружие. Израильские военные называют подземный город, раскинувшийся под Газой, просто – «метро».

Тоннели в Газе используются не только для военных целей, но и для контрабанды. Это не значит, что тоннелями контрабандистов не могут пользоваться боевики ХАМАС и наоборот, но тем не менее, «метро» – это в основном «военные» подземные тоннели, которые в подавляющем большинстве лучше укреплены, чем «гражданские», и располагаются на большей глубине.

ТОННЕЛИ ЖИЗНИ

Невольными союзниками Израиля после смещения Мухаммеда Мурси с поста Президента Египта в 2013 году стали египтяне, начавшие после прихода к власти в Египте военных затапливать подземные тоннели, которые связывали сектор Газа с Синаем. Дело здесь даже не столько в политике, хотя сменившие Мурси генералы во главе с Абдул-Фатахом ас-Сиси выступали против «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ), ставленником которых был экс-президент и ближайшим союзником которых является ХАМАС. Просто новые египетские власти хотели взять под контроль Синайский полуостров, который «Братья-мусульмане» (организация запрещена в РФ) сделали своим плацдармом и с которого они нападали на полицейские участки и армейские казармы и посты. Тоннели работали в обоих направлениях: газанцы получали с Синая всё, включая предметы первой необходимости, а на полуостров исламистам шло оружие. Уничтожение египетскими военными более 80% тоннелей, которые жители Газы называли «тоннелями жизни», закрыло чёрный рынок Газы, лишило ХАМАС «налогов», которые они взимали с контрабандистов, и поставили сектор на грань экономического кризиса. Налоги с контрабандистов составляли почти 40% бюджета палестинской организации. В условиях израильской блокады в секторе начался всеобщий дефицит. Особенно это было заметно на примере энергетического и строительного секторов. Израиль не препятствовал ввозу в Газу бытовых товаров, но не разрешал ввозить топливо и строительные материалы. После затопления тоннелей мгновенно выросли очереди у бензозаправок, потому что ввозимое из Израиля горючее, во-первых, стоило вдвое дороже контрабандного, а во-вторых, его было очень мало. На строительных площадках сектора воцарилась необычная тишина. Без работы остались свыше 20 тысяч строителей.

Палестинцы не зря называли подземные тоннели «тоннелями жизни». В самый разгар контрабандной торговли между Газой и Египтом более тысячи тоннелей обслуживала целая армия контрабандистов численностью 7 тыс. человек.

«Газа потеряла в июне порядка 225 млн долларов из-за остановки импорта, – сообщил летом 2014 года журналистам министр экономики ХАМАС Алаа аль-Рафати. – В первую очередь, топлива и строительных материалов. Таких, как цемент, щебень и сталь».

До переворота в Египте и начала тоннельной войны подземные тоннели обеспечивали почти 60% потребностей Газы. Доля контрабандной муки в городе доходила до 65%, сахара – 98%, а риса – 52%. Через подземные тоннели на границе проходило всё, включая угнанные в Египте автомобили (говорят, что по тоннелям в Газу только в 2011 году доставили до 13 тыс. авто) и украденных коров и прочую живность. Да что там живность! Через тоннели вели под венец невест на египетско-палестинские свадьбы.

«Тоннельная» экономика впечатляла. Как писали арабские и палестинские СМИ, стоимость строительства тоннеля длиной 1–2 км на глубине 10–20 м составляла порядка 70 тыс. долларов. Однако эти огромные для Газы деньги мгновенно окупались, потому что день работы тоннеля приносил влиятельным палестинским семьям, контролировавшим их, до 170 тыс. долларов.

Интересно сравнить стоимость контрабанды: доставить в Газу автомобиль стоило в 20–25 раз дороже, чем человека – 500 и 20–27 долларов соответственно.

«МЕТРО» ГАЗЫ НА 100 КИЛОМЕТРОВ ДЛИННЕЕ ЛОНДОНСКОГО МЕТРО

Сложность операции «Железные мечи» заключается в том, что израильским военным придётся зачистить не один, а два города: тот, что находится на поверхности и известен всем как Газа, и тот, что располагается под ним и состоит из приблизительно полутысячи километров подземных тоннелей, прорытых на разной глубине. Зачистка подземной Газы осложняется тем, что значительная часть тоннелей проходит под жилыми домами, мечетями, больницами, школами и другими объектами инфраструктуры. В ЦАХАЛ, к примеру, уже 15 лет утверждают, что тоннели проходят даже под крупнейшей больницей сектора Газа – «Аль Шифа».

«Метро» всегда считалось одной из главных целей военных Израиля, потому что это главное оборонительное сооружение Газы, препятствующее полномасштабному вторжению в него. Лидер ХАМАС в Газе и один из основателей его военного крыла Яхья Синвар заявил в мае 2021 года, что протяжённость тоннелей превышает 500 километров. Он также рассказал, что израильтяне повредили в ходе 11-дневных столкновений два года назад менее 5% тоннелей и что они были восстановлены в течение нескольких дней. ЦАХАЛ, кстати, тогда утверждал, что полностью разрушены свыше 100 км подземных тоннелей в Газе, Хан-Юнисе и Римале.

Если верить Синвару, то по протяжённости «метро» Газы сильно уступает шанхайскому и пекинскому, совсем немного уступает нью-йоркскому и московскому метро и на 100 км длиннее старейшего метро на планете – лондонского.

«Тоннели очень узкие, в них темно, очень влажно и очень быстро теряется ориентация во времени и пространстве, – делится впечатлениями от посещения одного из таких тоннелей под Газой профессор Израильского университета имени Райхмана Дафна Ричмонд-Барак. – Когда спускаешься в тоннель, охватывает страх неизвестности: кто прячется там за углом? Там засада? Такое впечатление, что спасения ждать неоткуда. Но без этого (зачистки тоннелей) не обойтись. Это очень трудная работа, но её необходимо сделать, и она будет сделана».

По её мнению, кстати, эффективнее всего уничтожать подземные тоннели бомбардировками с воздуха, хотя при этом высок риск больших потерь среди гражданского населения.

«С тоннелями трудно бороться везде, но в городах всё намного сложнее, – уверена она. – В городах имеется много тактических, стратегических и операционных тонкостей. Кроме этого, конечно, необходимо как-то защитить (многочисленное) мирное население. Средства, гарантирующего уничтожение подземных тоннелей, нет. Для тоннелей не существует «Железного купола».


Член политбюро ХАМАС Муса Абу Марзук в интервью агентству Russia Today заявил, что подземные туннели в Газе построены для защиты боевиков организации, а не мирных жителей. 

«Многие люди спрашивают, почему мы построили 500 км туннелей и не построили бомбоубежища, где гражданские лица могут прятаться во время ракетных атак. Мы построили туннели потому, что у нас нет другого способа защитить себя, чтобы не стать мишенью и не быть убитым. Эти туннели предназначены для защиты нас от израильских самолетов. Мы сражаемся изнутри этих туннелей», — сказал он. 


85-летняя заложница по имени Йохевед Лифшиц, взятая 7 октября в плен, после освобождения рассказала о том, что её держали под землёй. В сектор Газа её доставили на мотоцикле, некоторое время держали в Хан Юнисе, после чего перевезли в Газу.

«Потом мы спустились под землю и 2 или 3 часа шли по влажным тоннелям, похожим на паутину, – рассказала она на пресс-конференции. – Мы шли по тоннелям, пока не добрались до большого помещения. Всего нас было 25 человек. Они разделили нас по кибуцам. Из кибуца Нир-Оз нас было пятеро… Я прошла через ад».

Йохевед, кстати, на жестокое обращение не жалуется и утверждает, что их осматривал врач, и им давали воду не только пить, но даже для того, чтобы умываться. Правда, в отношении удобств подземные тоннели сильно оставляют желать лучшего. К примеру, спать пришлось на матрацах, лежащих на бетонном полу. Можно ли доверять словам пожилой женщины, у которой в плену остался муж и каждое её слово может отразиться на его судьбе – каждый решает сам.

БОИ С ПРИВИДЕНИЯМИ

Хамасовские тоннели отличаются от всех остальных тем, что большинство из них узкие (не более 1 метра, хотя имеются и такие, по которым можно проехать на мотоцикле), в высоту они могут достигать двух метров. Узкие они, главным образом, потому что стены и потолок хамасовцы часто укрепляют бетоном. Тель-Авив давно обвиняет ХАМАС в использовании поставляемых из Израиля для мирных целей строительных материалов, главным образом, бетона в строительстве подземных тоннелей. Отсюда и запрет на поставки стройматериалов из Египта.

Речь, кстати, идёт о многих тысячах тонн. Взять, к примеру, тоннель, ведущий из сектора Газа на территорию Израиля и обнаруженный израильтянами 10 лет назад. На строительство тоннеля длиной 2,7 километра на глубине 10 метров ушло 800 тонн бетона.

Фото_21_03_Бун.jpg 

Второе отличие заключается в том, что стремясь сделать «метро» как можно более безопасным, хамасовцы всё глубже зарываются в землю. Рекордсменом считается найденный солдатами ЦАХАЛ в Газе в 2020 г. тоннель на глубине 70 метров. Хотя, конечно, не исключено, что есть ещё более глубокие тоннели.

Подземные тоннели изобрёл не ХАМАС. Они существовали задолго до 2007 года, когда эта организация захватила власть в секторе Газа. Тоннельные войны появились, наверное, с началом войн вообще. Одну из первых войн под землёй – осаду римлянами греческого города Амбрация – древнегреческий историк Полибий описал в своей «Всеобщей истории». Использовались подземные тоннели в военных целях и в других странах античного мира. Не потеряли своей значимости они и в наше время. Ими активно пользовались, например, вьетнамцы во время войны во Вьетнаме.

Американские военные так и не смогли уничтожить 150-километровую систему тоннелей Кути на юге Вьетнама. Сначала они пытались бороться с ними, распыляя дефолианты. После того, как стало ясно, что специалисты по тоннельным войнам, так называемые «тоннельные крысы», несут большие потери, американцы применили ковровые бомбардировки. Сейчас, кстати, тоннели Кути являются туристической достопримечательностью.

В XX веке тоннели широко использовались во время Афганской войны. Можно вспомнить систему тоннелей и под заводом «Азовсталь» в Мариуполе протяжённостью 24 километра. Доказательством трудности уничтожения подземных тоннелей может служить подрыв подземного комплекса ИГ (организация запрещена в РФ)в Афганистане в апреле 2017 года. Для того чтобы уничтожить его, пришлось воспользоваться «матерью бомб», авиационной бомбой GBU-43 весом 9,5 тонн, самым мощным неядерным оружием в арсенале ВС США. Тогда погибло около 100 джихадистов.

Израильтяне знали о существовании подземных тоннелей в Газе как минимум с 2001 года, когда хамасовцы воспользовались подземным тоннелем для подрыва КПП на границе с Израилем. С 2004 г. поисками и уничтожением тоннелей занималось специальное подразделение ЦАХАЛ «Самур».

Во время войны 2014 года боевики ХАМАС убили как минимум 11 израильских солдат, проникнув на территорию Израиля по тоннелям. Они похитили лейтенанта Адара Голдина, спрятали его в тоннеле и убили. Несмотря на все усилия израильтяне до сих пор не получили его останки.

Бывший спецназовец Ариэль Бернштейн, воевавший под землёй в 2014 году, рассказывает, что ему и его товарищам пришлось иметь дело с множеством засад, ловушек, тайников, снайперов и тому подобного. Он до сих пор помнит сюрреалистичный эффект боёв в тоннелях, дезориентацию… Хамасовцы, по его словам, появлялись неизвестно откуда и исчезали неизвестно куда.

«Это было похоже на бой с привидениями», – вспоминает он.

Фото_21_04_Бун.jpg 

Не скрывал, что речь идёт главным образом о боях в подземных тоннелях и министр обороны Израиля Йоав Галант, когда говорил, что наземная фаза войны будет трудной и долгой.

ЕДВА ЛИ ИЗРАИЛЬТЯНАМ ПОМОГУТ СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫЕ СОБАКИ

ЦАХАЛ, по мнению многих военных экспертов, самая подготовленная сейчас для тоннельных войн армия в мире. Операциями под землёй в ней занимаются специальные части. Одна из наиболее известных, кроме уже упомянутого «Самур» – спецподразделение инженерных войск «Яхалом», на эмблеме которого изображён бриллиант (так с иврита переводится его название). В Армии обороны Израиля имеется даже специальное кинологическое спецподразделение «Окец», собаки которого выдрессированы действовать под землёй. Имеются спецподразделения для тоннельных войн и в других силовых подразделениях Израиля: «Сайерет Маткаль» (Управление разведки Генштаба), «ЯМАМ» (пограничная полиция) и другие.

У «Яхалома» и других армейских частей, специализирующихся на поиске и уничтожении подземных тоннелей ХАМАС и «Хезболлы», имеется специальное оборудование. У разведывательных подразделений это всевозможные наземные и воздушные датчики, способные заглянуть через толщу земли радары, мощная бурильная техника, но больше всего бульдозеров. В Израиле разработаны радио- и навигационные технологии для работы под землёй: очки ночного видения, в основе работы которых лежат самые современные тепловые технологии, способные видеть в абсолютной темноте; целая армия работающих удалённо или управляемых посредством проводов роботов как лётных, так и ползающих по земле, позволяющих сберечь жизни солдат. Для тренировки военных, которым предстоит спуститься под землю, а таких сейчас особенно много, используются виртуальные симуляторы. В ЦАХАЛ разработана специальная тактика ведения боёв в тоннелях, на вооружении находятся специальные боеприпасы, например, способные пробивать до 30 метров земли или 6 метров бетона, американские управляемые авиационные бомбы GBU-28 весом 2,3 тонны, оснащённые лазерной системой наведения.

Тактика обнаружения тоннелей и ведения боёв под землёй неоднократно проверялась и совершенствовалась на практике как в секторе Газа, так и на границе с Ливаном, где действует «Хезболла». В 2018 году, например, во время проведения операции «Северный щит», ЦАХАЛ залил тоннели «Хезболлы» на ливано-израильской границе несколькими десятками грузовиков цементного раствора.

Несмотря на немалый опыт, израильскую армию ждёт сейчас в тоннелях под Газой отнюдь не лёгкая прогулка. Палестинские «землекопы» добились такого совершенства, работая обычными лопатами, кирками и другим нехитрым ручным инструментом, что созданное ими «метро» Газы является крайне сложной проблемой.

Найти и уничтожить хамасовские тоннели будет крайне трудно по нескольким причинам. Газа – это не горный малонаселённый Афганистан. Какой бы ни была подготовка солдат ЦАХАЛ, боевики ХАМАС подготовлены для боёв под землёй значительно лучше. Их главное преимущество – знание местности. При подготовке к нынешней войне они наверняка создали под землёй склады оружия, ракет и взрывчатых веществ. Израильтян ждёт в тоннелях великое множество засад, ловушек, мин и прочих неприятных сюрпризов, предусмотреть которые не способен никакой даже самый мощный компьютер. Главной, пожалуй, проблемой, с которой придётся столкнуться в тоннелях израильским спецподразделениям, будет использование ХАМАС живого щита из мирного населения Газы и заложников.

ЦАХАЛ утверждает, что ХАМАС использует одну из крупнейших больниц Газы Аль-Шифа для прикрытия. Под ней есть тоннели, ведущие в штаб движения, а персонал выполняет роль живого щита

О трудностях, ждущих израильских военных под землёй, недавно рассказал майор ВС США в отставке Джон Спенсер, работающий сейчас в аналитическом центре Института современной войны в Вест-Пойнте: «Проникновение в тоннели – уникальный тактический вызов. Попасть туда без наличия специального оборудования невозможно. Большие проблемы с воздухом: в отдельных тоннелях, в зависимости от их глубины и наличия систем вентиляции, невозможно находиться без кислородных баллонов. Большинство очков ночного видения работает при наличии минимального света, они бесполезны при его полном отсутствии. Проблемы и со связью: она под землёй не работает. Выстрел в таком замкнутом пространстве даже из простого ружья легко может травмировать стрелка. Одному человеку по силам долго сдерживать натиск многократно превосходящих сил противника».

Универсального решения проблемы подземных тоннелей, скорее всего, просто не существует. С учётом протяжённости и разветвлённости «метро» Газы, а также опыта палестинских инженеров, без особого риска можно утверждать, что если уничтожение всех тоннелей ХАМАС и возможно, то на это уйдёт много времени и ресурсов, включая жизни израильских солдат.


Автор:  Сергей МАНУКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку