Долгострой по-немецки
ФОТО: DW.COM
26.05.2021
От закладки первого камня аэропорта Берлин-Бранденбург (BER) до ввода в эксплуатацию прошло больше 14 лет. Сроки открытия переносились несколько раз, а смета строительства выросла втрое. «Кладбище миллиардов» – так нарекла его местная пресса. 31 октября 2020 года, за день до общенационального локдауна заветную ленточку, наконец, перерезали. И произошло это в стране, которую привыкли считать образцом качества и порядка.
После падения Берлинской стены в начале 90-х годов прошлого столетия все отчетливее формировалось понимание того, что столице единой Германии нужен новый аэропорт. Он должен был заменить три существующих и уже тогда стремительно устаревающих воздушных гавани: Тегель, Темпельхоф (самый старый в Берлине) и Шёнефельд. Попутно и Мюнхену нос утереть, а заодно Франкфурту, Лондону и далее по списку. Запредельные амбиции проекту на пользу не пошли. Но обо всем по порядку.
ИМИДЖЕВЫЙ ПРОЕКТ
Место для нового аэропорта выбирали пять лет. В итоге площадка под аэродром была зарезервирована в муниципалитете Шёнефельд в непосредственной близости от границы города, к тому же рядом с одноименным аэропортом. Определенная логика в этом, конечно, есть. Территориально привычно для пассажиров плюс воздушные маршруты кардинально менять не придется.
Тем не менее, вариант оказался очень проблемным. Во-первых, не делающая простой процесс строительства холмистая местность, на которой к тому же расположилось кладбище. Во-вторых, 350 человек из двух деревень нужно было переселить, поскольку по проекту их жилье попадало в зону будущего аэропорта. Пытались учитывать каждую мелочь вплоть до решения проблемы с редким видом лягушек: этим пресмыкающимся тоже нужно было сменить место обитания.
Не упрощали ситуацию и местные жители, которые выступили против строительства аэропорта: шум, дополнительные пробки на дорогах, да и сама стройка комфорта жизни не прибавила бы. Поскольку земля была государственная, предполагалось, что ее вместе с будущим аэропортом выкупят немецкие концерны IVG и Hochtief. И случись все так, 15-летней эпопеи, скорее всего, не было бы. Однако новый мэр Берлина Клаус Воверайт, возглавлявший коалицию из социал-демократов и выходцев из Социалистической партии ГДР, выступил против приватизации. Градоначальник не захотел уступать корпорациям в этом вопросе.
В итоге противостояние властей и бизнеса обернулось тем, что лишенным контрактов инвесторам пришлось выплатить по 50 млн евро. Строительство еще не началось, а в убытки по проекту записали 100 млн евро. А тут еще местные жители не просто возмущались новому аэропорту, но и подавали в суд. Иски были далеко не единичные. Однако все, чего поначалу удалось добиться в суде – это решения, что сначала должны закрыться старые аэропорты, а потом можно будет открыть новый. Это позволило бы сохранить статус-кво в численности недовольных жителей Берлина.
Отсчет времени строительства аэропорта Берлин-Бранденбург (BER) формально ведется с 2006 года. Именно тогда была выделена первая сумма – 2,8 млрд евро, хотя изначально предполагалось уложиться в два миллиарда. А в сентябре состоялась церемония закладки первого камня. Аэропорту присвоили имя четвертого канцлера Германии, лауреата Нобелевской премии мира Вилли Брандта. Впоследствии родственники потребуют лишить BER этого названия.
Забегая вперед, скажем, что спустя 6 лет бюджет вырос до 4,3 млрд евро. В начале пятого миллиарда суды внезапно решили, что необходимо в жилищах 25 тысяч истцов заменить окна на более современные пластиковые, что способствовало бы дополнительной шумоизоляции. Потом, одна за другой в проекте вылезали ошибки, на устранение которых понадобилось еще два с лишним миллиарда евро. Власти Берлина, понимая, что бросать недостроенный аэропорт нельзя, выделили и эти деньги. Итого – 6,5 млрд.
ПЕРВЫЙ ПЕРЕНОС СРОКОВ
В июле 2008 года началось возведение пассажирского терминала, а осенью того же года был закрыт аэропорт Темпельхоф. Противники прекращения его работы добились референдума по этому вопросу, но он был признан несостоявшимся. Аэропорт Берлин-Бранденбург должны были открыть 30 октября 2011 года.
Первый настораживающий сигнал прозвучал в июне 2010 года – компания-проектировщик обанкротилась, и в то же самое время Евросоюз ужесточил правила безопасности. Таким образом, открытие аэропорта перенесли в первый раз – на 3 июня 2012 года. Вроде бы ничего страшного, и такое бывает, тем более что факторы, по крайней мере, отчасти можно отнести к форс-мажорным. В общем, никто особо не насторожился.
А в 2011 году специалисты технадзора обнаружили критичные недостатки в работе автоматизированной системы противопожарной защиты аэропорта. Последующие проверки показали, что система не работает как нужно, и ее необходимо полностью переделать. Когда в 2012 году инспекторы решили смоделировать настоящий пожар, тревожная сигнализация не сработала, а некоторые датчики вообще показывали, что возгорание произошло в другой части терминала.
Чувствуя давление властей, подрядчики и субподрядчики активно импровизировали, однако аэропорт оказался «тришкиным кафтаном». В какой-то момент пришлось вскрывать сотни тысяч квадратных метров облицовки. Вопросы вызывали системы прокладки кабелей, пожарная сигнализация и системы удаления дыма в случае пожара. Только вдумайтесь, чтобы «не портить внешний вид здания», дым от пожара предполагалось отводить не через крышу, а в подвал. Все это нужно было переделывать.
ПОКАЗУХА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
А ведь мэр Берлина за новую дату (июнь 2012) ручался. Тегель должен был закрыться одновременно с запуском нового аэропорта, поэтому к дате X была разработана настоящая спецоперация – в течение одной ночи хотели перевезти все требуемое оборудование в Берлин-Бранденбург. Было решено обеспечить беспрепятственный маршрут за счет временного перекрытия дорог. Позвали телевизионщиков, чтобы вести прямую трансляцию этого действа.
Тысячи гостей получили приглашения, открывать новый аэропорт пригласили саму Ангелу Меркель, а первым взлетевшим из нового аэропорта должен был быть Airbus A380 авиакомпании Lufthansa. Ответственные за происходящее делали вид, что все идет как надо. Теперь в это невозможно поверить, но в апреле 2012 года расположенные в новом аэропорту магазины Duty Free тоже готовились к открытию, расставляя по полкам предназначенные для пассажиров товары. Кафе и рестораны завозили оборудование, расставляли столы. Все это было имитацией готовности аэропорта, ведь его территорию периодически посещали разные министры, политики – надо же им было что-то показывать.
В общем, все были «готовы» к открытию, только не сам аэропорт. Хотя в апреле 2012 года чиновники уверяли, что все будет сделано в срок. А через месяц (7 мая) уже объявляли о переносе церемонии открытия на март 2013 года. В пресс-релизе говорилось о прекращении сотрудничества с консорциумом PG-BBI, в том числе, со знаменитым архитектурным бюро Майнхарда фон Геркана, который и разработал проект аэропорта. Официально озвученная причина – недостаточная координация строительного надзора. Однако за это сухой формулировкой, как вы успели понять, скрывалось намного больше.
Интересно, что фон Геркан в своей книге Blackbox BER впоследствии утверждал, что дата введения аэропорта в эксплуатацию (речь об июне 2012) была установлена «в соответствии с политическим календарем», несмотря на возражения компании, возводившей аэропорт. А вы думали, что такое возможно только у нас?
ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ НАРУШЕНИЙ
Следующий дедлайн – март 2013 года, но и он не был соблюден. Потом сентябрь 2013 года, но и в этот срок строители не уложились. Проблемы возникали лавинообразно. Пока решались одни, следом накатывали все новые и новые. В 2014 году мелочиться не стали и передвинули дату открытия сразу на два года. Вот теперь точно все будет готово, заверяли чиновники.
Инвентаризация в 2013 году насчитала 120 тыс. различных нарушений. Например, работа автоматических дверей не была синхронизирована, на парковке провисал потолок, а километры кабелей были проложены абсолютно беспорядочно. То есть, найти нужный по схеме было нереально – только по маркировке самого кабеля.
Годы шли, и выяснилось, что проект аэропорта с точки зрения потенциального пассажиропотока оказался слишком мал. Это означало, что даже после окончания строительства понадобится расширение, а значит, и новые траты, напомним, денег налогоплательщиков. Кстати, Deutsche Welle подсчитала, что каждый день простоя недостроенного аэропорта Берлин-Бранденбург обходился в 1 млн евро. Для утопающей в долгах столицы Германии сумма просто огромная.
Как вообще в суперпродвинутой стране, флагмане Евросоюза могло такое произойти? Почему аэропорт, который должен был стать гордостью объединенной страны, на деле оказался «кладбищем миллиардов»?
ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО
В 2012 году Сенат Берлина создал комитет для расследования причин задержки запуска аэропорта. Первые же слушания показали, что неразбериха при строительстве началась практически сразу, и руководство аэропорта было в курсе происходящего.
Уже в 2010 году отставание от намеченного графика составляло почти полтора года. Разумеется, это автоматически означало, что работы не могут быть закончены в отведенные для них сроки, и сдвиг по времени должен быть значительный. Однако руководство аэропорта все время уверяло власти, что контролирует ситуацию. Фон Геркан в упомянутой книге писал, что компания-оператор не просто скрывала трудности от властей, но и фальсифицировала отчеты о ходе работ.
В начале 2013 года сменилось руководство управляющей компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB). На смену гендиректору Райнеру Шварцу пришел экс-глава авиакомпании Air Berlin Хартмут Медорн. В декабре 2014 года он объявил новую дату запуска аэропорта – 2017 год. Вскоре после этого и Медорн лишился своей должности, причиной тому якобы стали разногласия с наблюдательным советом FBB. Достраивать многострадальную воздушную гавань позвали в прошлом топ-менеджера Rolls-Royce Holdings plc Карстена Мюленфельда.
НАКАЗАНИЯ? ДА ПОЧТИ НИКАКИХ
Вскоре Клаус Воверайт объявил о том, что покидает пост председателя наблюдательного совета нового аэропорта, вместо него его возглавил Маттиас Платцек, премьер-министр Бранденбурга. Позднее Воверайт, который метил на пост канцлера Германии, признался, что именно эта неудача поставила крест на его политической карьере. В кресле бургомистра после этого фиаско он долго тоже не просидел. Именно ему принадлежит слоган о Берлине Arm, aber sexy (Бедный, но сексуальный).
В 2014 году технического директора аэропорта Йохена Гроссманна приговорили к условному сроку и штрафу в размере 200 тыс. евро за коррупцию (он признался в вымогательстве взятки в размере около полумиллиона евро от одной из строительных компаний). Ответственный за разработку системы противопожарной безопасности инженер Альфредо ди Мауро был уволен. И только после этого выяснилось, что профильного образования у него нет, а по профессии он вообще чертежник.
Все чаще в статьях того времени высказывалась уверенность, что аэропорт Берлин-Бранденбург никогда не откроется. В руководстве авиакомпании Lufthansa вообще шутили, что надо просто все сровнять с землей и построить заново. А вот Air Berlin было не до шуток. Для этого авиаперевозчика BER должен был стать хабом, новым домом. Однако компания не дожила до его открытия. В конце 2017 после прохождения процедуры банкротства она перестала существовать.
НОВАЯ МЕТЛА НАВЕЛА ПОРЯДОК
Не спасло ее и то, что в начале того же года FBB возглавил Энгельберт Лютке Дальдруп, который ранее заведовал городским планированием Берлина. Только с его приходом ситуация начала выправляться к лучшему. Впрочем, сначала ему пришлось потратить несколько месяцев, чтобы, по его собственным словам, «разобрать этот бардак».
80% дверей, являвшихся частью системы дымоудаления, по-прежнему не работали из-за неполадок в электронном управлении. Водопроводные трубы в спринклерных системах оказались слишком тонкими, их пришлось полностью менять. Потом выяснилось, что крыша, масса которой сопоставима с массой двух Эйфелевых башен, может «внезапно» рухнуть. Вентиляционные отверстия были смонтированы так, что во время дождя в них постоянно оказывалась вода.
К 2018 году оказалось, что у 750 информационных ЖК-экранов, смонтированных в 2011 году и все это время работавших, закончился срок эксплуатации. Касалось это и многих других видов техники и даже мебели. В среде компьютерщиков особенно потешались над тем, что системы аэропорта работали на устаревшей операционной системе Windows XP. Изначально она, безусловно, надежная, но Microsoft прекратила ее поддержку, что означало определенные риски, поскольку все связано сетью. Учитывая всю предысторию аэропорта к тому моменту, рисковать уже не хотели – и это под замену.
И все же именно под руководством Дальдрупа BER начал постепенно продвигаться к открытию, во всяком случае, именно установленная в ноябре 2019 года дата – 31 октября 2020 года – оказалась окончательной. Пытаясь сгладить углы, опытный менеджер отметил, что часть сложностей все-таки была связана с «чрезмерным регулированием» в Евросоюзе. Зато, по его мнению, Берлин получил «самый безопасный аэропорт в мире».
СМАЗАННОЕ ОТКРЫТИЕ
С июля 2020 года проводилось детальное тестирование нового аэропорта, в нем приняли участие почти 10 тыс. добровольцев.
31 октября открыли терминал 1, еще одним стал расположенный по соседству с новым аэропортом старый Шёнефельд – его благоразумно закрывать не стали. Запуск BER прошел без помпы, наложила отпечаток пандемия коронавируса. Более неподходящего времени для открытия придумать было невозможно.
В аэропорту должны были одновременно приземлиться два лайнера – авиакомпаний Lufthansa и EasyJet – и для пущего эффекта встретиться на полосе нос к носу. Однако из-за погодных условий осуществить задуманное не получилось. А у главы Бранденбурга Дитмара Войдке через несколько дней после церемонии выявили коронавирус, и все контактировавшие с ним политики тут же оказались на карантине.
Любопытно, что по большому счету никто к ответственности за всю эту историю привлечен не был. Стройка была настолько долгой, что политики свои посты давно покинули, а власти явно не горели желанием «закапывать» своих, поскольку это могло подорвать авторитет политических сил. Более того, руководившие реализацией проекта BER менеджеры тоже избежали уголовного преследования. К тому же один из директоров компании-оператора, уволенных еще в 2012 году, даже смог выиграть в суде дело, по итогам которого получил компенсацию за потерю доходов в размере 1,4 млн евро.
ЯРКИЕ ЦИТАТЫ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
«Тот, в честь кого назван аэропорт, переворачивается в гробу: аэропорт имени Вилли Брандта – это отлитый в бетоне памятник расточительству, коррупции, неэффективности и политической близорукости», – берлинский журнал Focus.
«Китайцы задаются вопросом: что, черт возьми, происходит в Берлине, что они даже не могут построить аэропорт с двумя взлетно-посадочными полосами?» – Ангела Меркель, 2018 год.
«Я до сих пор не могу в это поверить», – Шеф Lufthansa Карстен Шпор за несколько дней до открытия BER.
«Чтобы вернуть жителям Берлина чувство нормальности, открытие уже готового аэропорта переносят на три года. Было бы неправильно именно сейчас отнимать у людей их долгострой, который долгие годы оставался надежной константой в непростые времена», – немецкий сатирический журнал Postillion.
В 2014 году, когда из-за забракованной системы пожарной безопасности аэропорт в очередной раз решили не открывать, руководство предложило расставить 800 сотрудников с телефонами по всей площади аэропорта, чтобы в случае ЧП они могли бы сообщить о дыме или возгорании.
В течение некоторого времени ленты с надписью аэропорта Берлин-Бранденбург, которыми обычно огораживают зону регистрации, использовались в соседнем Шёнефельде.
На шуточное мероприятие под названием «Вечеринка по случаю открытия аэропорта 1 апреля 2025 года» в Facebook записались более 100 тыс. человек.
В течение десятка лет аэропорт оставался «самым экологичным» в мире, поскольку на нем полностью отсутствовал воздушный трафик и сопутствующие ему загрязнения.
* * *
В нашей стране тоже достаточно долгостроев и сверхсметных расходов, но пунктуальные честные немцы, безусловно, побили российских коррупционеров по всем параметрам.
Автор: Дмитрий КУРГАНОВ
Комментарии