НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Эдвард Сноуден и его 22 родины

Эдвард Сноуден и его 22 родины

Эдвард Сноуден и его 22 родины
Автор: Владимир АБАРИНОВ
Совместно с:
29.07.2013

23 июля исполнился ровно месяц, как Эдвард Сноуден прилетел в Москву и исчез в транзитной зоне аэропорта Шереметьево

Биография Эдварда Сноудена – довольно типичный случай романтика, разочаровавшегося в идеалах своей юности. 19 лет отроду, не окончив среднюю школу (аттестат он получил позднее), он записался добровольцем в спецназ Сухопутных войск США и мечтал воевать в Ираке: «Я считал, что у меня как у человека есть долг помочь этому народу освободиться от гнета». Но иллюзии развеялись уже во время обучения солдатскому ремеслу: «Нас натаскивали убивать арабов, а не кому-то там помогать». Ни в какой Ирак он не попал: произошел несчастный случай, Сноуден сломал обе ноги и был комиссован спустя пять месяцев после зачисления.

Когда кости срослись, он устроился охранником на секретный объект – комплекс зданий Агентства национальной безопасности США. Когда выяснилось, что Сноуден виртуозно обращается с компьютером и владеет технологиями кибербезопасности, он получил работу в ЦРУ. В этом качестве его направили в Швейцарию. Наблюдая за приемами профессиональных шпионов, он испытал еще большее разочарование: «Я осознал, что был частью силы, приносящей больше вреда, чем пользы».

После разочарования

На президентских выборах 2008 года он внес 500 долларов в избирательный фонд Рона Пола – республиканца с радикальной либертарианской программой, но тот сошел с дистанции. Сноуден голосовал за кандидата третьей партии. Тем не менее он с воодушевлением воспринял избрание Барака Обамы. Но вскоре выяснилось, что в подходе к безопасности и секретности новоизбранный президент ничем не отличается от своего предшественника. В 2009-м Сноуден уволился из ЦРУ и поступил на работу в частную компанию, выполняющую подряды Агентства национальной безопасности (АНБ). Работал в Японии, затем был переведен на Гавайи. Он достиг высокого уровня благосостояния и одновременно стал законченным ренегатом разведсообщества: «Нельзя ждать, пока кто-то начнет действовать. Я искал лидеров, но понял, что надо действовать самому – это и будет лидерство».

Следующие три года он потратил на изучение системы глобальной слежки и копирование секретных документов. В мае он завершил работу над своим досье, взял отпуск по состоянию здоровья – в прошлом году у него диагностировали эпилепсию – и улетел с Гавайев в Гонконг.

Бег

Там он и угодил в какой-то кафкианский лабиринт. Наивный романтик, молодой и неопытный, возможно, социопат и «компьютерный фрик», он явно не мог предвидеть последствий своего поступка.

Сноуден вылетел с Гавайев и прибыл в Гонконг 20 мая. Оттуда он связался с британской газетой Guardian и, вероятно, послал в ее редакцию некоторые документы своего досье. 1 июня журналисты Guardian Гленн Гринвальд, Юэн Макаскил и кинодокументалист Лора Пойтрас прилетели из Нью-Йорка в Гонконг и встретились со Сноуденом в отеле Kowloon, опознав его, как было условлено, по кубику Рубика. Они интервьюировали его в течение недели. 5 июня Guardian начала публикацию документов, предоставленных Сноуденом. Источник информации поначалу не назывался, но 9 июня Сноуден решил выйти из тени. Журналисты быстро установили, в каком отеле он остановился, но 10 июня он оттуда съехал. Публикация досье Сноудена продолжалась. 16 июня Guardian напечатала материалы о прослушке американцами иностранных лидеров, включая Дмитрия Медведева, на лондонском саммите «двадцатки» в 2009 году.
Параллельно юристы WikiLeaks во главе с испанским судьей Бальтазаром Гарсоном, выдавшим в свое время международный ордер на арест Аугусто Пиночета и безуспешно добивавшимся его выдачи от правительства Маргарет Тэтчер, вели переговоры с Исландией, которая известна своей принципиальной позицией в защите свободы слова. Но премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлаугссон заявил, что для подачи прошения об убежище Сноуден должен лично прибыть в страну.

Однако прибыть в Исландию из Гонконга Сноудену было затруднительно: прямого рейса нет, а в любом из пунктов пересадки ему грозила экстрадиция. 21 июня Министерство юстиции США направило в федеральный окружной суд заявление о возбуждении уголовного дела. Эдвард Сноуден обвиняется в шпионаже, за который теоретически можно приговорить к смерти. Последний раз шпионов казнили 60 лет назад – это были Юлиус и Этель Розенберги. С тех пор смертная казнь используется в делах о шпионаже как предмет досудебной сделки – прокуроры отказываются от требования смертного приговора в обмен на признание обвиняемым своей вины. Обвиняемый обычно приговаривается к пожизненному заключению. Это произошло, в частности, с Олдричем Эймсом и Робертом Ханссеном.

Сноуден оказался в ловушке – у Гонконга тоже есть договор об экстрадиции с США. Правда, решение о выдаче зависит от множества факторов.
21 июня, то есть в тот же день, когда документы были направлены в суд,  Вашингтон направил гонконгским властям временный ордер на арест Сноудена. Но Гонконг эта бумага не устроила, он потребовал дополнительных материалов. Тем временем Сноуден передал гонконгской газете South China Morning Post материалы, свидетельствующие о том, что Агентство национальной безопасности США взломало серверы крупнейших китайских провайдеров сотовой связи и пекинского университета Цинхуа, где ведется разработка информационных технологий нового поколения. Эта информация появилась на сайте газеты вечером 22 июня

Вполне вероятно, что эти сведения повлияли на решение правительства специального автономного района не препятствовать отъезду Сноудена. Еще до отлета Сноудена Государственный департамент США аннулировал его паспорт, однако сами же чиновники Госдепа признавали, что это слабая мера: паспорт, даже просроченный или аннулированный, по-прежнему удостоверяет личность, перевозить ли пассажира с таким документом – решает авиакомпания.
Сноуден вылетел рейсом «Аэрофлота» в Москву в 10:55 по местному времени (в 6:55 по Москве). Гонконгские власти опубликовали сообщение об этом спустя пять часов. В нем говорится, что Сноуден покинул Гонконг по своему собственному почину совершенно легальным путем, что документы, полученные из Вашингтона, не вполне удовлетворяют требованиям гонконгского законодательства, а потому правительство Гонконга не имело никаких оснований чинить препятствия Сноудену. Знал ли «Аэрофлот» об аннуляции паспорта Сноудена – неизвестно.

По прилете в Шереметьево началась фантасмагория. Он растворился в транзитной зоне. Никто его там не видел, за исключением участников специально организованной встречи с правозащитниками. Тем не менее невидимка продолжал действовать.

Сноуден обратился с прошением об убежище к 21 стране, из которых четыре (Бразилия, Индия, Норвегия и Польша) отказали, пять (Австрия, Ирландия, Испания, Нидерланды и Финляндия) ответили, что проситель должен сначала прибыть на территорию страны, еще восемь (Германия, Италия, Исландия, Китай, Куба, Никарагуа, Франция и Швейцария) промолчали и только две обнадежили неприкаянного беглеца – Боливия и Венесуэла. Что касается Эквадора, в чьем лондонском посольстве нашел приют Ассанж и на который особенно надеялся Сноуден, то он на этот раз подкачал: президенту страны Рафаэлю Карреа позвонил вице-президент США Джо Байден, после чего Карреа заявил, что решение выдать Сноудену временное эквадорское удостоверение личности было бы ошибкой и что он не сможет прибыть в Эквадор без паспорта.

Двадцать первая страна в списке – Россия. В консульский отдел аэропорта Шереметьево обратилась адвокат WikiLeaks Сара Харрисон, сопровождавшая Сноудена из Гонконга в Москву. От его имени она подала прошение об убежище. Бумагу отправили по назначению, но уже на следующий день президент Путин сформулировал условие, при котором Сноудену будет предоставлено убежище в России: «Он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам».

После этого Сноуден свое прошение отозвал. Но время шло, а вопрос с убежищем никак не решался.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, Сноуден решил принять условие Путина, о чем и заявил на встрече с правозащитниками.

За что?

Какой секрет разгласил Сноуден? Почему его обвиняют в шпионаже, если он не шпионил ни на какую страну и никакой не передавал свои сведения, а публиковал их в газете?

Еще полтора десятка лет назад само существование Агентства национальной безопасности США было государственной тайной. Должностные лица администрации отказывались отвечать на вопросы, связанные с его деятельностью. Журналисты расшифровывали английскую аббревиатуру NSA как No Such Agency – «Нет такого ведомства».

Возникновение АНБ – следствие неколебимой веры американцев в могущество научно-технического прогресса. Человек-шпион может ошибиться, провалиться, утомиться; добытые им сведения всегда носят ограниченный характер. Спутник-шпион, снабженный фотокамерой, неутомим; он проникает в любые закрытые для иностранцев зоны. Американцы изобретали скоростные камеры все большего разрешения. Дошло до того, что спутники видели футбольный мяч на поле и читали цифры и буквы на номерных знаках автомобилей. Но оказалось, что переизбыток информации ничуть не лучше ее нехватки. Поток данных захлестывал аналитиков. Они не успевали не то что проанализировать их, но даже бегло просмотреть.

С объявлением войны международному терроризму АНБ получило новые полномочия. Но эффективности они ему не прибавили. В фильме Кэтрин Бигелоу Zero Dark Thirty (в российском прокате – «Цель номер один») показано, что обнаружение Усамы бен Ладена, при всей целеустремленности сотрудников группы по его поискам, стало результатом удачного стечения обстоятельств.

А в декабре 2005 года выяснилось, что АНБ прослушивает телефоны американцев, точнее – их международные звонки. Четвертая поправка к Конституции гарантирует гражданам неприкосновенность частной жизни, защищает от необоснованных обысков и арестов. Электронное прослушивание приравнивается к обыску. О программе прослушки рассказала газета New York Times. Высшие должностные лица, включая президента Буша, сначала растерялись и засуетились, но быстро взяли себя в руки. Оправдываться перед журналистами пришлось тогда первому заместителю директора национальной разведки, в прошлом директору АНБ генералу Майклу Хейдену. Его система аргументации сводилась, по сути, к двум риторическим вопросам: как же вы можете нам не верить? разве мы можем причинить зло?

Буш 5 лет как в отставке, главари «Аль-Каиды» ликвидированы, президент объявил войну с террором законченной. Но программа слежки за собственными гражданами не только не свернута, но и расширена. Либеральная общественность старательно не замечала этого, хотя ни для кого не было секретом, что президент каждые полгода продлевает санкцию на прослушку.

На это грязное пятно на репутации Барака Обамы и указал Эдвард Сноуден. Давид замахнулся на Голиафа. И опубликовал документ – постановление суда, обязывающее крупнейших провайдеров мобильной связи предоставить АНБ данные о телефонных звонках своих абонентов. Этот суд – тайный. Он учрежден по закону о наблюдении за иностранными разведками (FISA), принятому после Уотергейта. Его состав – тоже тайна. Его решения – тем более. К запросам правительства этот суд относится более чем снисходительно. Это скорее ширма, нежели полноценный суд.

За раскрытие этих сведений Сноуден теперь и отвечает.

О своих мотивах он говорит так: «Я делаю это в своих собственных интересах. Я не хочу жить в мире, где нет права на частную жизнь и потому нет места интеллектуальным поискам и созиданию».

В США у него много сторонников. Нет сомнения, что если ему все же придется предстать перед судом, то защищать его будут лучшие адвокаты Америки. У широкой публики отношение к нему смешанное. Согласно опросу социологической службы Rasmussen Report, 12% американцев считают Сноудена героем, 21 – предателем, 34 – чем-то средним, а 29% говорят, что пока слишком рано делать выводы. Таковы были данные на середину июня, а в начале июля 52% опрошенных говорили, что Сноуден сделал полезное дело для страны, и только 23 – что он причинил вред Америке. Наконец, лишь 15% одобряют уголовное преследование Сноудена, а 68 – придерживаются противоположного мнения.


Автор:  Владимир АБАРИНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку