Египет: есть шанс у армии?
Совместно с:
19.08.2013
События, происходящие в Египте, вновь приковывают внимание всего мира. В стране произошел военный переворот, армия отстранила от власти избранного всего год назад президента Мохаммеда Мурси, в столкновениях военных и радикальных исламистов погибли сотни людей. Что происходит? Что ждет Египет в ближайшем будущем?
На эти и другие вопросы отвечает директору Центра гуманитарного сотрудничества, политолог Мона Халиль:
— Прежде всего, я бы напомнила о том, что военные отстранили бывшего президента Мурси от власти после многомиллионных демонстраций по всей стране. Миллионы выходят на улицу не просто так. Политика исламистов зашла в тупик. Страна столкнулась с жесточайшим экономическим и социальным кризисом. Перед лицом таких вызовов бывший президент неоднократно пытался нарушать конституцию, стремясь к абсолютной власти. Египтянам еще можно было вскружить голову на первых свободных выборах, в результате которых лучше всех организованные «Братья-мусульмане» получили относительное большинство в парламенте и смогли сформировать правительство. Но – победить на выборах — одно, а управлять страной – совершенно другое. И добавлю, — управлять страной в ситуации перманентного кризиса, без внятной программы реформ – третье. Мурси и его окружение не смогли предложить Египту внятной программы перемен. А тот, кто не справился – должен уйти в отставку. К сожалению, «Братья-мусульмане» так долго добивались власти, что сейчас им очень трудно от нее отказаться. Они не верят в то, что потеряли кредит доверия со стороны народа, поддержку армии, которая всегда играла в обществе особую роль. По сути – они утратили чувство реальности и сейчас пытаются превратить Египет в Сомали.
14 августа в Египте произошло, не побоюсь этого слова, историческое событие. После почти месячного противостояния, властями было принято решение о разгоне сборищ, именно так – сборищ, которые принято называть во многих западных СМИ «демонстрациями в поддержку президента Мурси». Большинство западных и российских журналистов и редакторов мыслят штампами: раз вышли какие-то люди на площадь — значит это «демонстрация». Но тот, кто живет в Каире, уже слишком хорошо знает, что речь идет не о «мирных демонстрациях», а о скоплениях агрессивно настроенных людей, людей с оружием, автоматами и гранатами в центре огромного мегаполиса.
Переговоры с исламистами шли несколько недель. К сожалению, лидеры «Братьев-мусульман» отказались сесть за «круглый стол» ради национального согласия, в котором так нуждается сегодня Египет.
— Похоже, Каир разделился. Его жители оказались по разные стороны баррикад и от этого ожесточение все нарастает.
— Жители Каира, те самые, кто добился отстранения от власти Мурси, в подавляющем большинстве поддерживают действия армии и правительства республики.
Еще раз подчеркну: в отличие от тех людей, кто приходил на площадь Тахрир и добился отстранения сначала Мубарака, а затем Мурси, сборища исламистов носили совсем не мирный характер. Они пытались укрепиться на «своих» площадях, разобрали асфальт. В городе и так не особо благоустроенном появились зловонные клоаки.
В огромном мегаполисе приверженцы «Братьев» создали невыносимую обстановку. Поджоги, грабежи и насилие – и все это – во имя бывшего президента Мурси!
14 августа полиция и армия, наконец, решили взять ситуацию под контроль. Для разгона был применен слезоточивый газ. В ответ сторонники Мурси открыли огонь из автоматов и начали поджигать город. К сожалению, погибли несколько сот человек. Будет расследование, которое даст ответы на вопросы – кто стрелял, кто виноват в том, что было применено автоматическое оружие.
Сейчас по Каиру бродят боевики из палестинского движения Хамас, «недовоевавшие» из Ливии, «отдыхающие» после боев против режима Башара Асада сирийцы, есть афганцы, йеменцы, выходцы из Судана и Сомали. Страшно подумать – что было бы в некогда самом светском городе Ближнего Востока, если бы эти люди победили.
— Как после переворота работает пресса? Есть ли цензура?
— Пресса работает свободно, и даже у «Братьев» продолжает выходить их журналы и газеты. То есть агитация идет нон-стоп. Режим чрезвычайного положения не распространяется на туристов и журналистов.
— Как вы оцениваете отставку Эль Барадея с поста вице-президента?
— Большинство египтян расценили его решение как предательство родины, потому что он позиционировал себя человеком совести.
После отстранения Мурси Эль Барадей настаивал на том, что с «Братьями-мусульманами» нужно вести переговоры. Он занимал, если так можно выразиться, экстремально гуманистическую позицию, позицию невозможную в той ситуации, в которой оказалась его страна. Его отставка фактически явилась предательством египетских интересов, предательством армии, предательством МВД, предательством силовых структур. Сам он, вероятно, захотел остаться «чистым» и не брать на себя ответственность за какие-либо жесткие решения египетских властей. Но это является очень большой ошибкой. Я думаю, что после отставки у Эль Барадея нет и не может быть политического будущего.
Автор: Игорь ИВАНОВ
Совместно с:
Комментарии