Экзамен на прочность
17.03.2020
О коронавирусе, новой напасти на человечество, от которого умирают люди, писали все, начиная от блогеров в социальных сетях, заканчивая уважаемыми иностранными и российскими СМИ. Кажется, что может быть еще нового? Мы представляем на суд читателя репортаж нашей коллеги Светланы Селиваной, которая сейчас находится в Китае, о том, что на самом деле происходит в стране, как начиналась эпидемия и как с ней борются.
7 февраля этого года вечером жители Уханя на пять минут погасили свет в своих домах, включили фонарики на телефонах и направили их лучи в небо, в следующие пять минут город огласили траурные звуки самодельных свистков. Уханьцы провожали в последний путь врача Ли Вэньляна. Это прощание, как написали китайские СМИ, стало в истории Поднебесной одним из величайших массовых выражений народной скорби.
ДЕСЯТЬ ТРАУРНЫХ МИНУТ
Ли Вэньлян, 34-летний офтальмолог из центральной больницы Уханя, первым забил тревогу. 30 декабря 2019 года он поделился в социальной сети WeChat со своими коллегами по медицинской школе подозрениями на появление пациентов c вирусной инфекцией. Сначала решил, что речь идет о вирусе, вызвавшем эпидемию атипичной пневмонии (SARS) в Китае и других странах в начале 2000-х годов: «Атипичная пневмония подтверждена в семи случаях». Чуть позже уточнил, что тип вируса еще не определен.
А дальше начались бюрократические препоны. Чиновники из органов здравоохранения Уханя сделали Ли Вэньляну выговор за то, что сеет панику, а в полиции, куда его дважды вызывали, заставили подписать бумагу о нераспространении будоражащей общество информации.
И только, спустя почти месяц, 28 января текущего года, после того как новый коронавирус обнаружили у тысяч человек, Верховный суд КНР подверг резкой критике уханьских чиновников и полицию за то, что не прислушались к предупреждениям доктора Ли и других его коллег.
Хотя, надо отдать должное медикам, в той же больнице, где работал доктор Ли, сведения проверили и тут же начали собирать информацию о заболевших и типичных симптомах, то есть о масштабах происходившего. А уже 31 декабря 2019 года власти страны проинформировали Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о вспышке заболевания.
К сожалению, жертвой нового коронавируса стал и сам доктор Ли Вэньлян, первый почувствовавший его опасность. 8 января 2020 года к нему на прием пришла пациентка, которую он лечил от глаукомы, оказавшаяся носительницей коварного коронавируса. 10 января у Ли Вэньляна появились такие симптомы, как кашель и лихорадка, состояние стало резко ухудшаться. Он был госпитализирован, но спасти его не удалось. 6 февраля, вечером, Ли Вэньляна не стало.
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ СИ ЦЗИНЬПИН
Руководство Китая, озабоченное стремительным распространением коронавируса, приняло меры по борьбе с эпидемией. Председатель КНР Си Цзиньпин информировал и информирует общественность и мировое сообщество о шагах, которые предпринимают китайские власти, для нормализации ситуации. Вот несколько примеров:
«7 января, председательствуя на заседании Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, я выдвинул требования о работе по профилактике и контролю за распространением пневмонии, вызванной новым типом коронавируса.
20 января, дал специальные указания по борьбе со вспышкой заболевания, где отметил, что следует уделять повышенное внимание эпидемической ситуации, делать все возможное для профилактики и контроля, требовать от парткомов и правительств всех ступеней, а также соответствующих ведомств, чтобы превыше всего ставили безопасность жизни и здоровье народа, принимали надлежащие эффективные меры для сдерживания распространения эпидемии.
22 января, в условиях быстрого распространения заболевания, направил четкие указания напрямую в провинцию Хубэй о срочной необходимости ввести всеобъемлющий и строгий контроль за выездом людей.
25 января, в первый день китайского Нового года, вновь провел заседание Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
БОРЬБА С ЭПИДЕМИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кроме того, за медленное реагирование на вспышку заболевания серьезной критике подверглись многие официальные лица в Хубэе и Ухане. В итоге своих постов лишились секретарь горкома Уханя Ма Гоцян, секретарь парткома провинции Хубэй Цзян Чаолян, секретарь партийной группы Комитета здравоохранения провинции Чжан Цзиня и председатель комитета Лю Инцзы».
Поражает слаженность и высочайшая организованность действий руководства страны.
УХАНЬСКИЕ ХРОНИКИ
22 января текущего года Ухань был закрыт, чуть позже жесткий карантин, вплоть до запрещения жителям выходить из квартир, был введен еще в 13 городах провинции Хубэй, население которой вместе с его центром Уханем составляет в общей сложности около 60 млн человек, – беспрецедентные в мировой практике меры для столь огромной конгломерации.
Казалось бы, жизнь должна была остановиться, народ впасть в панику. Но ничего этого не случилось. Ни на секунду жители не почувствовали себя брошенными. Никаких перебоев с продуктами, службы доставки работают, как часы, подвозя все необходимое к подъездам жилых домов, работают сотни волонтеров, облаченных в красные защитные костюмы – «красные ангелы», как называют их благодарные уханьцы, состояние людей мониторится регулярно, даже совсем уж фантастическим образом – с помощью дронов, измеряющих температуру прямо через открытые окна, улицы и все общественные пространства дезинфицируются ежечасно, в работу включены и машины-роботы, даже бывшие в употреблении денежные купюры подвергаются специальной двухнедельной карантинной обработке, в город завозятся новые. Но самое поразительное – это организация медицинских и профилактических служб. Мир уже изумлялся рекордным сроком, за которые с нуля были построены в Ухане две новых больницы на 2600 мест, теперь возводится третья.
Вот только несколько последних, февральских, фактов из жизни оказавшегося сегодня в вынужденной блокаде места.
12 февраля этого года, в штабе по предотвращению и контролю над болезнью в Ухане, сообщили, что для обуздания распространения коронавируса в городе провели крупномасштабную поквартирную проверку. По состоянию на 11 февраля проверили 4,226 млн квартир, охватив примерно 10,58 млн человек (почти 100% населения. – Прим. ред.).
ДЕЗИНФЕКЦИЯ УХАНЬСКИХ УЛИЦ
В городе прилагаются все усилия к тому, чтобы «четыре категории людей», а именно: пациенты с подтвержденным заражением коронавирусом, лица с предполагаемыми случаями инфицирования, лица, находившиеся в тесном контакте с больными, а также пациенты с повышенной температурой – своевременно получили лечение или были помещены в карантин.
На данный момент в городе начали работать 7 временных госпиталей. Более 40 специализированных медицинских учреждений принимают больных коронавирусом. Общее количество коек, включая две недавно открывшиеся больницы «Хошэньшань» и «Лэйшэньшань», увеличилось до 12 тысяч. Значительно повысился уровень диагностики и лечения пациентов.
В семи временных медицинских центрах сейчас работают почти 5 тыс. медработников.
В настоящее время в городе действуют 38 медицинских организаций, способных выполнять тесты на подтверждение заболевания. Если раньше за сутки можно было выполнить 200 таких тестов, то теперь этот показатель превышает 8 тыс., что позволяет значительно сократить сроки выявления заболевания.
К настоящему моменту уже 217 медицинских бригад, в составе которых 25633 медицинских работника, приехали в провинцию Хубэй для оказания медицинской помощи. Эта цифра не включает военных врачей, присланных армией.
Из общего числа медиков в город Ухань направлены 20374 медработника в составе 181 медицинских бригад.
И трагическая новость: по сообщению от 11 февраля, 1716 китайских медицинских сотрудников заразились коронавирусом, что составляет 3,8% от общего числа зараженных, шестеро из них, к несчастью, скончались.
«Ангелы в белых халатах» – так назвал народ этих подвижников и жертвенников.
ИЗ ПЕКИНСКОГО ДНЕВНИКА
Я как журналист старой школы веду дневник. Да и вообще когда живешь в другой стране надо, как говорят писатели, делать пометки на полях. А от Китая очень много впечатлений: культура древняя, для нас европейцев своеобразная, страна интересная и самобытная. Вот хроника событий, записанная мною:
«24.01.2020. Увы, не получится в этом году у китайцев полноценного праздника. И погода стоит отличная – солнечная, сухая, предвесенняя, а настроение не то. Уже и пекинцы надели маски, хотя случаев заражения вирусом в городе с гулькин нос. И, тем не менее, беспокойство чувствуется. Власти посылают предупреждение за предупреждением. Уже запрещены массовые гуляния в парках, традиционные храмовые ярмарки, закрываются рестораны, тем, кто заранее заказал семейные праздничные банкеты, возвращаются деньги. А какой Праздник весны, Чуньцзе, без общих посиделок с родственниками, без драконьих танцев, без криков зазывал, без песен и плясок?
Но великую праздничную миграцию все-таки не остановить. Вот и сейчас уже перевезено около миллиарда пассажиров. Не повезло только уханьцам и тем, кто живет в его окрестностях. Город закрыт.
25.01.2020. Пекин пустынен и прекрасен, вечером захлебывается от огней, светятся деревья, сверкают фонарики, сияют гирлянды, но... любоваться этим праздничным чудом некому. Китай словно застегнули на все пуговицы, да еще и капюшоном сверху прикрыли. Смотрю на все это и думаю, а какая еще страна в мире могла бы принять столь беспрецедентные меры по борьбе с вирусом?
Но мир напрягся, Интернет перегрет угрожающей информацией, вот и в Штатах кто-то вирус подцепил, – и тут же: какой кошмар, китайцы всех заразят! Ну, что в таком враждебном поле должен делать Китай? Весь мир на него сейчас смотрит, и любой чих с его стороны будет истолкован как очередная китайская угроза.
3.02.2020. Сегодня опять дела погнали на улицу. Первое впечатление – Пекин будто весь продезинфицирован. А, скорее всего, так и есть. Чистота, как в больничном изоляторе. Народу почти не прибавилось, в метро опять пустота, в вагоне нас было двое – я и дежурный с красной повязкой на руке. Пока ехала, смотрела ролики о том, как защититься от вируса, крутили на небольших ТВ-экранах, которых в каждом вагоне штук по десять.
Заметила на улице много развозчиков на мотобайках с коробками из интернет-магазинов. Вот кому тоже надо воздать должное: работают на износ. Количество интернет-заказов в дни эпидемии увеличилось многократно. Люди, вынужденные сейчас сидеть дома, предпочитают все получать онлайн: продукты, готовую еду, насущные бытовые мелочи.
На улицах, чуть ли не через десять метров друг от друга, стоят дежурные контролеры, наблюдают за порядком. За два часа моего похода шесть раз измерили температуру. Мелькала мысль: а вдруг повышенная? Контрольный градус – 37,3, потом берут на заметку (вносят в кондуит) и сажают на домашний карантин, а если что посерьезнее, так сразу и в больницу.
Вошла в лифт, на стене висит объявление о том, что лифт сегодня продезинфицирован. И так каждый день! Лифты, лестницы, площадки, все общественные пространства, водопровод, канализация обрабатываются постоянно, запах дезинфицирующих веществ иногда и в квартире ощущается.
Ну, что на это сказать? Кто-то считает подобные меры избыточными, а по мне, так только восхищение вызывают.
Думаю, когда зараза будет побеждена, китайский опыт борьбы с вирусной опасностью станет предметом изучения мировых эпидемиологических служб и, возможно, даже войдет специальным разделом в медицинские учебники.
А на улице уже в полную мощь вошла весна. Когда ехала обратно, в проеме между домов вдруг сверкнуло заходящее солнце – огромное, почти в полнеба и какого-то необычного яркого оранжевого цвета. И, показалось, совершенно отдельного от остального мира. Что ему до сегодняшних людских бед? За свои миллиарды лет еще и не то видело!
13.02.2020. На днях пришлось часа два ходить в маске. Честно скажу: совсем не просто. Дышать трудновато, очки запотевают и вообще чувствуешь себя, как в капкане. И вот подумала: а как же там врачи, медсестры, весь больничный персонал? Особенно в Ухане? Ведь они-то маски не снимают сутками, да не такие, как у меня, облегченные, а самые что ни на есть серьезные, герметичные, да плюс еще защитные очки и костюмы. Читала, что даже есть и пить стараются поменьше, чтобы в туалет бегать реже, – попробуй снять–надеть такую амуницию. Женщины добровольно остригают волосы – так легче голове под массивным защитным шлемом, на спине, на спецкостюмах, пишут свои имена, чтобы узнавать друг друга в униформе.
Увидела их фотографии, без масок, после окончания дежурств: изборожденные чуть ли не кровавыми рубцами лица, воспаленные круги под глазами... Сердце сжалось.
И на фоне этого ежедневного и ежечасного подвига контрастом выглядят действия гонконгских медработников, презревших когда-то данную ими клятву Гиппократа и объявивших недельную забастовку, требуя полностью перекрыть границы Гонконга с континентальным Китаем.
30.02.2020. Прочла только что в Ленте.ру интервью с какой-то туристкой из России, внеурочно залетевшей в Китай. Плачется, что китайцы скрывают информацию о вирусе, никто ничего не сообщает, вынуждена довольствоваться исключительно сообщениями в соцсетях (по большей части фейковыми). А у меня как раз включен телевизор, где по китайскому центральному каналу транслируется ЕЖЕДНЕВНАЯ 45-минутная (в 8 утра и в 3 часа дня) пресс-конференция для прессы, организованная Китайским национальным комитетом по здравоохранению. Информация дается исчерпывающая, никто ничего не скрывает, что, кстати, подтверждает и ВОЗ, с которым Китай работает в тесном контакте».
СЛУХИ И ФЕЙКИ
Однако фейковая информация переполняет западные СМИ и социальные сети, да и наши отечественные от них не отстают. Одни заголовки некоторых публикаций чего стоят: «Чума XXI века», «Пандемия неизбежна?», «Мы все умрем» и все в таком же алармистском духе. Или нелепые слухи о том, что можно заразиться от китайских бананов или от посылок с AliExpress, или что контакт с любым человеком, приехавшим из Китая, чреват опасностью, и уж совсем запредельное – все китайцы несут потенциальную угрозу заражения (тут уже расизмом попахивает). Захлебываются соцсети и от конспирологии – плодятся версии, начиная от тайных биологических лабораторий, выпустивших коварный вирус на свободу, дабы проредить человечество, вплоть до эпидемии как механизм китайской внутрипартийной борьбы.
Народ, которому изобилие подобной информации давно поприжало мозги и лишило способности к трезвому анализу, паникует.
ПЕКИНСКИЕ УЛИЦЫ
Справка
По состоянию на 24 февраля 2020 года число жертв вируса COVID-19 достигло 78993 человек в 33 странах мира, 2470 умерло, 11569 – в тяжелом и критическом состоянии, 23418 – выздоровело. Коронавирусная инфекция – острое вирусное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей. Этиология: РНК-вирус рода Betacoronavirus семейства Coronaviridae. Природный резервуар: Неизвестен. Вероятно, дикие животные (летучие мыши и др.) Источник инфекции: Животные или больной человек. Пути передачи: воздушно-капельный (выделение вируса при кашле, чихании, разговоре), воздушно-пылевой, контактный. Факторы передачи: воздух, пищевые продукты, предметы обихода. Инкубационный период: от 2 до 14 суток, чаще 2– 7 суток (точных данных нет на текущий момент). Лечение: патогенетическое, симптоматическое. Восприимчивость и особенности клинического течения: естественная восприимчивость людей высокая, к возбудителю восприимчивы все возрастные группы населения. Наиболее тяжелое течение наблюдает у лиц старше 50 лет, имеющих хронические сопутствующие заболевания. Это ключевой момент: на данный период времени смертность составляют люди, которые имели уже серьезные хронические и другие заболевания (т.е. сниженный иммунитет).
Среди же китайцев особой паники, по моим наблюдениям, нет. Вообще, надо сказать, чем зловещее ведет себя вирус, чем больше фейковых слухов распускают зарубежные СМИ, чем жестче критикуют «партнеры-враги» китайские власти (особенно в этом преуспевают американцы, которым Китай как кость в горле: и вытащить не могут, и проглотить страшно), тем теснее сплачивается поднебесный народ. Эту его особенность к солидарности в трудные моменты я заметила еще в дни Сычуаньского землятресения. Тогда все китайцы объединились в едином порыве одолеть, победить несчастье. Вот и сейчас происходит что-то подобное.
Что же касается смертоносности нового коронавируса и глобальной интоксикации от него, то сравните эти «страшилки» с данными об эпидемии в текущем сезоне (2019–2020 годов) американского гриппа, опубликованными в Twitter Национального института аллергии и инфекционных болезней США (National Institute of Allergy and Infectious Diseases – NIAID. – Прим. ред.): заболели около 6,4 млн человек, госпитализированы 55 тыс. человек, умерли 2,9 тыс. человек, из них 27 – дети. Однако, в отличие от Китая, американцы в ВОЗ никаких сведений не предоставляют.
ВИРУС И ЭКОНОМИКА
Очень много алармистских прогнозов, особенно в западных, да и в наших отечественных СМИ, насчет обрушения китайской экономики в связи с масштабной эпидемией. Но китайцы, хотя и подсчитывают возможные убытки, тем не менее, смотрят на ситуацию более оптимистично. А, главное, уже разрабатывают и принимают действенные меры для их возмещения.
Несмотря на продолжающееся распространение коронавируса, к 10 февраля текущего года работу возобновили уже 94,6% предприятий национального пищепрома, что обеспечит достаточное предложение на рынке продовольствия. Активизируется деятельность в главных экономических центрах страны. По сообщениям из Шанхая, к настоящему времени в мегаполисе снова встали в строй уже более 80% предприятий промышленного сектора. Причем, многие из них начали разрабатывать более гибкие и актуальные бизнес-стратегии. Правительство включило регулирующие экономические рычаги – от дешевых кредитов производителям до снижения налогов и сборов. Принимаются и более радикальные меры. Так, Китайский комитет содействия развитию международной торговли в связи с эпидемией как обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажора) выдал крупным компаниям 1615 сертификатов на общую сумму контрактов в 109,9 млрд юаней (~$15,7 млрд). Теперь компании могут предоставлять их в виде гарантии своим клиентам для переноса сроков выполнения заказов с освобождением от юридической ответственности.
Как видим, запас прочности у Китая мощный и мудрости хватает. И, тем не менее, окончательные выводы делать пока рано. Оставим их до времени полной победы над эпидемией.
* * *
И, в заключение, скажу то, что, возможно, некоторым покажется странным: я рада, что нахожусь в эти дни в Китае. То, что наблюдаю сейчас, дает возможность глубже понять жизнь, в которую волею судьбы была вовлечена полтора десятка лет назад. И вот какой вывод сделала: в лице Китая, мир имеет дело с высоко организованной государственной системой и в высшей степени консолидированным обществом. Эпидемия явилась для Китая своего рода экзаменом на прочность. И он, не паникуя, не мечась из стороны в стороны, не взывая о помощи, уверенно его сдает.
Фото из архива автора
Автор: Светлана СЕЛИВАНОВА
Комментарии