НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЕВРООРКЕСТР ИГРАЕТ ВРАЗНОБОЙ

ЕВРООРКЕСТР ИГРАЕТ ВРАЗНОБОЙ

ЕВРООРКЕСТР ИГРАЕТ ВРАЗНОБОЙ
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
10.09.2014
 
САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ ПРИВЕДУТ К РАЗРУШЕНИЮ ЕДИНСТВА ЕВРОПЫ?
 
Брюссельские чиновники под давлением США приступили к введению третьего раунда санкций против России. Безусловно, Москва не замедлит с «ассиметричным», но от того не менее болезненным ответом. Уже сейчас Словакия, Венгрия, Чехия выступают против новых санкций, озабочены Финляндия и Франция. «Совершенно cекретно» выясняет, что происходит с позицией стран ЕС и что склоняет их к затормаживанию антироссийских санкций.
 
После состоявшегося в конце августа внеочередного саммита ЕС члены Cоюза впервые не достигли консенсуса по принятию санкций против России в связи с якобы имевшим место «вторжением российских войск» на Украину 27 августа. «Несмотря на растущую очевидность того, что российская регулярная армия действует на востоке Украины, ЕС остается разделенным в вопросе внедрения более жестких санкций», – говорится в коммюнике, опубликованном по итогам саммита ЕС.
 
МАЛЕНЬКАЯ КОСТЬ В БРЮССЕЛЬСКОМ ГОРЛЕ
 
На этот раз – в данном раунде внутриевропейских споров – особенно жесткую позицию занял премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
 
«Я считаю, что санкции стали бессмысленными и контрпродуктивными. Словакия может использовать свое право вето», – сказал Фицо.
 
«Мы сделаем это, если сочтем, что новые антироссийские санкции ведут к замедлению экономического роста страны, – добавил премьер-министр Словакии. – Похоже, что существующие санкции вообще не изменили отношения Российской Федерации к проблеме, наоборот. Еще большие санкции могут ухудшить ситуацию с безопасностью на Украине».
 
Премьер Словакии находится в тесном контакте с премьером Чехии Богуславом Соботкой, который по данному вопросу имеет точно такую же позицию.
 
«Мы будем координировать свои действия», — цитирует Фицо словацкий портал Aktuality.
 
Словакия – страна с четкой внешнеполитической линией. Заявление следует расценивать как знак наметившейся тенденции борьбы маленьких европейских государств за отстаивание своего суверенитета и, по крайней мере, как попытку проведения независимого экономического курса. Это просто здравый смысл. В этом плане не только Словакия, но и Чехия отличаются здравым смыслом. Чехия тоже старается занимать взвешенную позицию, поэтому здесь может иметь место начало раскола в ЕС.
 
Кстати, Роберт Фицо впервые обозначил свою позицию еще в июле и довольно оригинально обосновал ее: он обвинил крупных игроков Западной Европы в лицемерии.
 
«Западноевропейские страны продолжают заключать сделки с российскими компаниями, хотя угрожают РФ новыми санкциями, и это «лицемерно» – так, по данным Bloomberg, заявил Фицо во время конференции в Братиславе. «Мы говорим о сплоченности, но Франция собирается продавать России военные корабли. Мы говорим о том, как обеспечить Украине безопасность, и принимаем ключевые решения в Совете ЕС, в то время как Газпром подписывает контракты по «Южному потоку» с немецкими, французскими и итальянскими компаниями», – говорил тогда премьер Словакии.
 
Озабоченность Фицо вполне понятна и диктуется не только обидой за интересы маленькой Словакии по сравнению с Германией или Францией, но и прямыми экономическими убытками. Так, как заявлял словацкий премьер, третий раунд санкций ЕС против России сократит рост экономики Словакии до 1 % в 2015 году с прогнозируемых 3,1 %. В то же время Словакия заинтересована в стабильности экономического сотрудничества с Россией. Через эту страну идет дальше в Европу транзит российского газа объемом порядка 35 млрд кубометров в год и 6 млн тонн нефти. Кроме того, у Словакии имеются две атомные электростанции, которые она хочет модернизировать и расширить при помощи «Росатома», который к тому же поставляет туда ядерное топливо.
 
НЕ ПИВОМ ЕДИНЫМ
 
О том, что определенная координация между членами ЕС, недовольными антироссийскими санкциями, существует, свидетельствует и премьер-министр Чехии Богуслав Соботка.
 
«Санкции против России в условиях кризиса на Украине мало что дали», – заявил чешский премьер-министр, выступая на национальном телевидении.
 
Соботка заметил, что Чехия оставляет за собой право не соглашаться с новыми предложениями чиновников ЕС по санкциям, если, например, они принесут большой экономический ущерб Чехии. Премьер-министр заявил, что не даст карт-бланш на новые санкции против РФ, пока не узнает, какой эффект принесли наложенные ранее.
 
Озабоченность Соботки обусловлена (в отличие от словацкого премьера) вовсе не тем, что через Чехию идет транспорт газа далее в Европу. Наоборот, Прага – постоянный реципиент российских энергоносителей, порядка 75 % ее энергетики зависит от российских поставок. При этом в Россию до начала санкций поставлялась и пятая часть всего чешского экспорта.
 
Новые санкции, которые ЕС разослал своим членам для рассмотрения и обсуждения, уже вызвали озабоченность премьера Соботки.
 
«Я сейчас на основе первого прочтения проекта Еврокомиссии о санкциях могу констатировать, что мы как Чешская Республика будем по нему иметь возражения. Мы в этот момент не в состоянии угадать, какие результаты окажет следующая волна санкций, которые Россия может адресовать в направлении стран – членов Евросоюза. В этом главная проблема», — цитирует высказывания премьер-министра интернет-издание Novinky.
 
Впрочем, премьер Чехии находится в несколько ослабленной позиции: сильное правое крыло парламента страны уже обвиняет левоцентристское правительство Соботки в «антиевропейском» поведении. Правая оппозиция даже грозит ему созывом специального заседания парламента, которое будет полностью посвящено практически ленинскому вопросу «как нам реорганизовать правительство?». И такая напряженность в политической элите Чехии будет усугубляться, по оценкам экспертов «Совершенно секретно», до тех пор, пока не будут обнародованы очередные провальные цифры по третьему кварталу текущего года, которые покажут оппозиции падение ВНП Чехии на очередные болезненные доли процента.
 
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
 
Словакия и Чехия вовсе не одиноки в своем сопротивлении антироссийским санкциям. Самым первым – еще в конце марта – против санкций выступил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Тогда в интервью газете «Хети вилаггаздшаг» премьер Орбан заявил, что Будапешт выступает против тогда еще разрабатывавшихся антироссийских санкций. «Мы не заинтересованы в новых возможных экономических санкциях. Они будут не в интересах Евросоюза, и тем более не в наших интересах», – прямо заявил глава правительства.
 
Эксперты считают, что речь идет не о внезапной «любви» к РФ, которой воспылали в Центральной Европе, а о попытке вести прагматичную внешнюю политику. Для государств – членов ЕС санкции против России являются в буквальном смысле ударом против их собственных экономик. Он наносится Брюсселем, без учета их мнения.
 
«Конечно, трудно говорить о расколе среди членов ЕС, – полагает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Но дифференциация позиций очевидна: Чехия, Словакия, Венгрия, в какой-то мере Финляндия, стремятся заморозить санкции, как-то их приостановить, даже отменить, либо ослабить. Это диктуется только экономическими интересами каждой из этих стран».
 
Венгрия на 70 % зависит от поставок российского природного газа. Помимо этого, Будапешт также недавно подписал договор с Россией о предоставлении правительству Венг­рии госкредита для финансирования строительства АЭС «Пакш» в размере до 10 млрд евро с погашением через 21 год. Атомная электростанция «Пакш» – единственная действующая атомная электростанция в Венгрии, построена по советскому проекту, все четыре реактора – типа ВВЭР-440. АЭС производит свыше 40 % всей электроэнергии, вырабатываемой в стране.
 
ВОЗМОЖНЫЕ СОЮЗНИКИ
 
Чем больше под давлением США Брюссель ужесточает режим антироссийских санкций, тем больше стран ЕС ощущают падение валового продукта, что называется, на собственной шкуре. Близкий сосед России, Финляндия с самого начала настороженно относилась к идее санкций, ее руководители еще весной (а затем и летом) высказывали опасения. В сентябре в Хельсинки поняли – новый виток санкций затронет ведущие сектора финской экономики непосредственно. И это уже не запрет на поставки сыра или молока – речь идет о, можно сказать, основе финской промышленности.
 
Так, по оценке эксперта Центрального союза деловой жизни Финляндии (EK) Кая Мюккянена, если ЕС введет новые санкции, которые затронут оборудование нефтедобычи и ледоколов, то их последствия для экономики Финляндии «могут быть ощутимыми». По его подсчетам, речь пойдет о миллиардных убытках, то есть Финляндия недосчитается уже в следующем году не менее 1 % своего ВВП. Эксперт Мюккянен сообщил, что недавно финская судоверфь Arctech Helsinki Shipyard получила заказ на строительство многофункциональных ледоколов для обслуживания нефтегазовых месторож­дений на Сахалине на сумму 300 млн евро. Он отметил, что в случае новых санкций выполнение этих заказов может сорваться. А ведь третий раунд, по мысли зачинщиков всей эпопеи с санкциями, наверняка не последний. 
 
Возможно, Финляндии придется отказаться от экспорта в Россию своих телефонов и автомобильных шин. Что останется? Заманивать туристов на чистые озера Суоми? Такие санкции могут оставить Финляндию более опустошенной, чем она была в 1940-х после заключения мира с СССР.
 
По мнению ряда экспертов, в ситуации с антироссийскими санкциями (и ответом России на них) совершенно четко проявилась относительно новая тенденция. Евробюрократы Брюсселя, по сути, своими решениями разрушают экономики делегировавших их стран. Они четко и ясно заявляют, что ни с чьими интересами, кроме как с интересами США, считаться не намерены. А значит, резкое неприятие европейским обществом «войны санкций» – не более чем вопрос времени.
 
ЧЕМ ЕВРОПА «НАПУГАЛА» РОССИЮ?
 
Имеет смысл кратко напомнить, что именно «наворочали» американские и европейские политики начиная с марта 2014 года, напуганные «российской экспансией». Прежде всего санкции ввели ряд международных организаций. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приостановила прием РФ в свои члены. НАТО полностью прекратила сотрудничество с РФ, начиная с участия в ликвидации химического оружия Сирии и вплоть до доступа в штаб-квартиру Альянса сотрудников российской миссии. То же самое сделала Парламентская ассамблея НАТО в отношении Госдумы и Совфеда ФС РФ.
 
Евросоюз (ЕС) приостановил переговоры с МИД РФ по облегчению визового режима и разработке нового базового соглашения РФ-ЕС, отменил совместный саммит, ввел санкции и заморозил счета ряда юридических и физических лиц (преимущественно чиновников РФ, и в частности Крыма, а также руководства российских телеканалов и госинформагентств). Жители Крыма стали «невъездными» в страны Европы.
 
Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование всех проектов в России. Введен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг.
 
Установлен запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды. Европейским финансовым структурам запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями. Наконец, ЕС ввел эмбарго на импорт и экспорт вооружений, военной продукции, изделий двойного назначения и поставки сложного оборудования для добычи углеводородов в Арктике и на глубоководном шельфе.
 
Совет Европы отменил все запланированные в России мероприятия, а также лишил российскую делегацию в ПАСЕ права голоса и права занятия руководящих должностей. Европейская организация по безопасности аэронавигации сделала воздушное пространство Крыма закрытым для полетов. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заморозил принятие решений по любым проектам в России.
 
Свои санкции под давлением Брюсселя ввели и отдельные европейские страны. Так, Болгария приостановила работы над газопроводом «Южный поток». Британия приостановила все поставки оружия и военной продукции, отказалась от участия в совместных мероприятиях, таких как Год культуры. ФРГ прекратила уже исполнявшиеся военные и строительные контракты, отказалась от участия в ежегодном «Санкт-петербургском диалоге».
 
Латвия запретила въезд на свою территорию ряду российских чиновников, а также Иосифу Кобзону, Валерии и Олегу Газманову, а кроме того, прекратила вещание ТВ-канала «Россия РТР». Молдова прекратила вещание российских каналов. Норвегия приостановила участие в переговорах по созданию зоны свободной торговли между странами Европейской ассоциации свободной торговли и Таможенным союзом. Польша отменила Год Польши в России (2015) и форум польских регионов в России, а также ввела почтовое эмбарго для жителей Крыма.
 
Франция приостановила большую часть военного сотрудничества с РФ, в том числе проведение совместных учений. Швеция прекратила военное сотрудничество. Эстония ввела персональные санкции против мэра Севастополя Чалого. Стоит учитывать, что подавляющее большинство стран ЕС присоединились к секторальным санкциям Брюсселя против российской экономики, а также свои санкции ввели ряд стран, к ЕС не относящихся – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Япония. Если суммировать санкции, то получается, что большинство из них касаются либо военного сотрудничества, либо экспорта-импорта продукции ряда компаний, а также ограничений в банковской сфере.
 
КАК ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ В СОВЕТЕ ЕВРОПЫ
 
Угрозы премьера Словакии наложить вето на очередное голосование по новым антироссийским санкциям вполне могут оказаться действенными. Совет Европы, исполнительный и законодательный (частью) орган Евросоюза, сформировал свою современную схему принятия решений далеко не сразу. До 1986 года все голосования должны были утверждаться единогласно. Однако после этого вступил в силу принцип квалифицированного большинства.
 
Когда Совет принимает решения квалифицированным большинством, его члены обладают неодинаковым числом голосов. Чем больше численность населения в государстве-члене, тем большее число голосов в Совете имеет его министр. Начиная с 2007 года общее число голосов в СЕ – 345. Распределены они следующим образом: четыре крупнейших государства – члена СЕ (Великобритания, Германия, Италия, Франция) имеют в настоящее время по 29 голосов каждое. За ними следуют Испания и Польша, каждая из которых имеет по 27 голосов, далее – Румыния и Нидерланды с 14 и 13 голосами соответственно. За ними идут Бельгия, Греция, Венгрия, Португалия и Чехия – по 12 голосов у каждой из стран. Австрия, Швеция и Болгария имеют по 10 голосов каждая, Дания, Литва, Ирландия, Словакия и Финляндия – по семь голосов. У Кипра, Эстонии, Латвии, Люксембурга и Словении – по четыре голоса. Мальта распоряжается тремя голосами в Совете.
 
Для принятия решения в СЕ квалифицированным большинством сейчас необходимо: минимум 255 голосов за (то есть 73,9 % участников). Обычно большинство стран голосует за, но любой член Совета может потребовать проведения проверки того, что государства-члены, составляющие это квалифицированное большинство, представляют по меньшей мере 62 % всего населения Евросоюза. Таким образом, даже вместе Словакия и Чехия контролируют только 19 голосов. Даже если к ним присоединятся Финляндия, Болгария и Греция (что крайне маловероятно. – Прим. ред.), то и совместные 48 голосов ничего не изменят в общем раскладе голосования.
 
Однако словацкий премьер Фицо знает, о чем говорит: процедуры голосования в Совете определяются Маастрихстским, Амстердамским и Ниццским договорами. Согласно последнему, начиная с 2004 года все голосования по ряду самых важных вопросов должны быть единогласными. Это вопросы международных отношений, обороны, налогов, а также совместной деятельности правоохранительных органов и судебных систем. Так как тема антироссийских санкций относится сразу к двум аспектам – международному и оборонительному – наложение вето на любое решение СЕ вполне возможно.

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку