Казахстан-Майдан: версии
10.01.2022
Вряд ли еще месяц назад кому-то могло прийти в голову, что в Казахстане возможен майдан. Казалось, бессменный лидер Елбасы — отец нации Нурсултан Назарбаев, вот уже тридцать лет стоящий у руля и все это время решительно пресекавший любое инакомыслие и претензию на власть, контролирует ситуацию в стране.
Конечно, эксцессы случались и раньше — тот же Жанаозен, где 2 января 2022 года вспыхнула искра недовольства, десять лет назад уже проявлял свой норов. Тогда во время протестов нефтяников, недовольных зарплатой и увольнениями, от пуль полицейских погибло 16 человек.
В этот раз причиной недовольства стали цены на газ на местных автозаправочных станциях — они с 2022 года выросли вдвое. Протесты были поддержаны жителями других городов, включая Алматы, старую столицу и крупнейший город республики, и в течение буквально пары дней вспыхнул весь Казахстан.
Особенно досталось бывшей столице: там началось мародерство, боевики нападали на госучреждения, забирали оружие. В ответ власти ввели чрезвычайное положение по всей стране до 19 января и начали контртеррористическую операцию. Утром 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство, затем сместил Нурсултана Назарбаева с поста председателя Совета безопасности и сам его возглавил.
На первом заседании Совбеза под своим руководством Токаев охарактеризовал ситуацию в Казахстане как подрыв целостности государства и сообщил, что обратился за помощью в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «в преодолении террористической угрозы». Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки в стране. 7 января Токаев заявил, что террористы, в том числе прибывшие из-за рубежа, продолжают сопротивление, и пообещал уничтожить тех, кто не сложит оружие. Кроме того, президент отметил, что все требования граждан, выражавшиеся в мирных формах, были услышаны.
По данным ООН, в ходе протестов в Казахстане получили ранения около 1 тысячи человек. По данным МВД республики, погибли 16 силовиков.
Как это часто бывает, энергию стихийного протеста используют другие силы, которые хотели бы смены элит в государстве. Поэтому газета «Совершенно секретно» задалась вопросом: кто может стоять за бесчинствами. Не теми мирными, хотя и многочисленными акциями, что возникли в Жанаозене и, кстати, довольно быстро сошли на нет — лидеры объявили, что все их требования выполнены, и призвали горожан разойтись по домам.
Нет, нас интересует, кто, оседлав волну справедливого негодования, привез явных бандитов во все другие города Казахстана и организовал массовые и вовсе не мирные акции.
Версия первая: криминальная
Мы не можем обойти вниманием эту версию, хотя сразу должны предупредить, что считаем ее скорее экзотической, чем реальной. И вот почему.
Главный криминальный авторитет Казахстана — 37-летний Арман Джумагельдиев по кличке Дикий Арман (на фото). В СМИ и Telegram-каналах обсуждается информация, что беспорядки в Казахстане организовал именно он, более десяти лет назад фактически подмявший под себя все группировки на севере и в центре страны. Тогда Дикому Арману помог его покровитель — известный вор в законе Надир Салифов по кличке Лоту Гули, ныне покойный.
Многое говорит за то, что Джумагельдиев действительно причастен к беспорядкам, во всяком случае, в Алма-Ате. Поговаривают, что он поставлял для протестных акций «пехоту» — тех, кто, собственно, и устраивал бои с силовиками. А также, по слухам, пытался организовать нечто вроде «добровольческих батальонов». Ходили слухи, что его патронируют турецкие спецслужбы, которые заинтересованы в продвижении пантюркистских настроений в Казахстане, в том числе и руками местных «теневых» авторитетов.
Тем не менее, если Дикий Арман и приложил руку к беспорядкам, то лишь отчасти. Ибо криминальные авторитеты всегда находятся в поле зрения полиции и даже спецслужб (необязательно иностранных), поэтому слабо верится, что «крестный отец» действовал самостоятельно — скорее всего, он выполнял чей-то заказ.
Серик Джамалбеков, предприниматель:
«Ситуацию можно описать одним словом: жесть. Такое ощущение, что война началась, Апокалипсис. Все сидят дома, к окнам не подходят, свет не включают и мечтают, чтобы все скорее закончилось. Мирных граждан в своем уме сейчас на улице нет.
В центре города хуже всего, а вот, например, в районе Бурундая под Алматы все тихо, даже базар работал.
Мы сами выходим только за хлебом, за которым огромные очереди. Вчера два часа стояли за батонами в хлебный в нашем дворе. Еще можно купить самое необходимое — молоко, муку. Хорошо, что дома были запасы — макароны, консервы, овощи. Карточки не принимают — только наличные, а многие банкоматы разгромлены. Повсюду следы погромов — разбитые витрины, фонари, сожженный акимат, сгоревшие машины. Нам рассылают смски, чтобы не выходили на улицу, идет антитеррористическая операция. Очень страшно, на самом деле. Особенно за детей. Моя шестилетняя дочка спросила меня: «Пап, а мы жить будем?». До слез просто. И неизвестно, что будет дальше. Дозвониться в Алматы каким-то чудом можно только на мобилку по «Скайпу», мы отрезаны от мира.
Когда стало известно, что Россия и другие страны ОДКБ направляют войска, я и все мои знакомые вздохнули с облегчением: слава Аллаху. Наконец-то появилась надежда, что город избавят от этой орды, громящей и грабящей все на своем пути.
Ходит несколько версий того, что произошло. Одни говорят, что это дворцовый переворот, в котором якобы замешан племянник Назарбаева, чекист (вероятно речь идет о Самате Абише, слухи об аресте которого прошли вчера — Прим. ред.). Что в комитете безопасности засели предатели, и все это заранее готовилось, возможно, при поддержке внешних сил (называют и Америку, и Турцию). Другие уверены, что Токаев и Назарбаев договорились сделать вид, что «папу» отстраняют, слишком им были недовольны. А на самом деле его клан по-прежнему будет рулить. Хотя есть мнение, что после зачистки Токаев объявит внеочередные парламентские выборы и попытается провести реформы, иначе могут начаться новые беспорядки.
А непосредственно город разгромили банды молодых «мамбетов» 20–25-ти лет — так у нас называют малообразованных селюков, которые за пару тысяч тенге и горстку анаши мать родную зарежут. Они выросли в степи, в многодетных семьях. Живут общинами, поэтому даже без интернета легко собираются. А вот кто их организовал и платил им, другой вопрос».
Версия вторая: во всем виноват Запад
Эту версию вполне можно было бы назвать рабочей, в конце концов, технология организации «цветных революций» хорошо изучена. Но не в этом случае. Хотя бы потому, что все произошло слишком быстро, не было явных лидеров протеста, а также потому, что власти оперативно вырубили Интернет и даже мобильную связь — главные средства коммуникации и «двигатели» госпереворотов.
Однако протесты все равно продолжались. Более того, кажется, отсутствие «Фейсбука» и «Телеграма», наоборот, подлило масла в огонь и вывело на авансцену настоящих беспредельщиков. Именно они грабили магазины, банкоматы, жгли машины (не только полицейские), стреляли по силовикам из невесть откуда взявшегося оружия.
Если бы Запад и хотел провернуть нечто подобное в Казахстане, то подключился бы на последнем этапе, когда стихийное недовольство из экономического переросло в политическое. Но Запад явно не хотел и не хочет менять власть в этой стране, где он уже добился всего, что намечал — многие нефтегазодобывающие компании принадлежат британцам и американцам. Впрочем, россиянам и китайцам тоже.
Разумеется, некоторые политологи и эксперты поддались искушению увязать «Казахстан-Майдан» с российскими переговорами с США и НАТО, однако эта версия была обречена изначально. Возможно, Запад не прочь организовать очаги нестабильности по периметру российских границ, но взрывать Казахстан совсем не в его интересах.
Так получилось, что всем внешним игрокам требуется стабильный Казахстан, пусть даже авторитарный. Запад мало интересует, чем недовольны жители тех стран, в которые он инвестировал огромные капиталы и теперь получает прибыль. Режим должен обеспечить защиту этих инвестиций, но к Нурсултану Назарбаеву и его преемнику Касым-Жомарту Токаеву никогда никаких претензий не возникало.
А вот если бы «цветная революция» удалась, к власти пришли бы новые люди, с которыми надо было бы выстраивать новые отношения с неясным результатом.
Альмира Турсын, актриса, сценарист:
«Понимаю: накипело, проблем много. Но, не понимаю, зачем крушить свои же города, жечь чужое имущество, калечить друг друга? Такими поступками и до гражданской войны недалеко. Опять же, народ страдать еще больше будет.
В первые дни на улицы вышли мирные митингующие. Позже среди них, в толпе, начали орудовать мародеры, воры и грабители. Потом их стало так много, что они, как ураган, стали уничтожать магазины, рестораны. Грабить. Это уже не мирный митинг, это грабеж мародеров, который нужно остановить».
Версия третья: российский след
Как ни странно, эта версия тоже обсуждается, особенно на Украине. Но с геополитической точки зрения она тоже относится к разряду экзотических. Россия совсем не заинтересована в дестабилизации Казахстана. Более того, за последние двадцать лет Владимиру Путину удалось наладить доверительные отношения с Нурсултаном Назарбаевым и пока рабочие, но готовые перерасти в дружеские отношения с Касым-Жомартом Токаевым.
Тем не менее в пользу этой версии, кажется, говорит ввод сил ОДКБ численностью 2500 человек, в основном состоящих из российских военных. Что некоторыми аналитиками было странным образом интерпретировано как оккупация Казахстана.
Другое дело, что благодаря этой первой спецоперации ОДКБ за всю историю ее существования авторитет России на территории постсоветского пространства, безусловно, вырос. Но такой результат — скорее следствие, чем причина массовых беспорядков в Казахстане.
Нурман Саскибаев, пиарщик:
«В голове не укладывается, в какой ад превратился мирный, суперспокойный город за пару дней. Как саранча по городу прошла. Говорят, в центре трупы валяются. Сам я не видел, на улицу уже пару дней выхожу только за хлебом.
Магазины — и продовольственные и бытовые — или разграбленные, или пустые. Банки, торговые центры — тоже.
Племянница живет в центре города, у нее истерика. Там повсюду стрельба, грохот. Рассказывает, что из окон видно, как одинаково одетые мужчины молятся прямо на улице, коврики стелют под колени и молятся. Страшнее всего, говорит, ночью, каждого шороха боятся и ждут рассвета. Хорошо хоть свет-вода-газ есть.
А еще на Новый год Алматы был совершенно мирным городом, где ездили машины, были открыты магазины, текла нормальная жизнь, все соблюдали законы. Была связь, интернет, все как обычно. Никаких предпосылок к тому, что всего через три дня тут будут настоящие бои, гражданская война, грабежи и практически гуманитарная катастрофа.
Осуждаю любое кровопролитие, насильников, мародеров и вандалов. Грабят и бесчинствуют одни, а стыдно мне. Народ вломился в акимат и не знают, что делать дальше. Сразу вспоминаются уроки истории в школе, когда революции не приводили ни к чему, не было четких планов, решений, а были только атаки. К сожалению, мы даже не видим реальных лидеров в стране, кто бы мог повлиять на толпу и успокоить, а это хаос, который приведет к полному краху и банкротству Казахстана. Наши друзья даже не могут вернуться в Казахстан с новогодних каникул. Подруга жены говорит, что ей обидно возвращаться в разгромленную Алматушечку. Многие знакомые потеряли бизнес из-за мародеров, у кого-то машины сгорели.
Мирные люди сидели дома, а нелюди грабили страну, говоря, что устали от коррупции и воровства власти, и сами делали еще хуже. Кто-то вчера разворовывал все магазины, а кто-то теперь стоит в очереди за хлебом.
В городе дефицит продуктов и очереди на заправках. Интернет глушат, но сотовая связь в разных районах есть, слышны выстрелы.
Непонятно, как силовики это проморгали. Они же в штатном режиме должны отслеживать всякие такие приготовления. О том, что это все могло быть подготовлено, говорит то, что хотя связь была отключена по всей стране, а сценарий был один и тот же. То есть явно работала целая организация. Причем они везде шли к центрам силы, просто классика по Ленину (взять почту, телеграф, телефон, мосты и вокзалы). Посмотрим, когда все устаканится. Это счастье, что пришли войска ОДКБ, надеюсь, скоро наведут порядок. Ведь пару дней город был предоставлен сам себе, не было ни полиции, ни представителей власти».
Версия четвертая, непротиворечивая
Пожалуй, самой непротиворечивой и реалистичной выглядит версия о причастности к беспорядкам (а о протестах говорить уже не приходится) людей, засевших в высших эшелонах власти. В самом деле, одновременное выступление «спящих ячеек» по всей стране требует и подготовки, и организации, и координации. Арест Карима Масимова, главы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана и экс-премьера, о котором сообщала газета «Совершенно секретно», говорит в пользу именно этой версии.
То есть КНБ вовсе не проморгал, не проспал атаку экстремистов на республику, а сам же был инициатором этих бесчинств. И готовил акцию устрашения или госпереворот, о чем говорят в Казахстане, давно и планомерно.
Одно из стандартных обвинений, которые предъявляют Кариму Масимову в соцсетях и газетных публикациях, — попытка благодаря хаосу сместить действующего президента и самому возглавить Казахстан. Якобы в нем говорит зависть, ведь именно его, такого авторитетного и опытного политика, Нурсултан Назарбаев должен был сделать своим преемником, а не Касым-Жомарта Токаева.
Возможно, так оно и есть. Но отсутствие в информационном поле Елбасы приводит нас к выводу, что взаимоотношения в казахских элитах гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Невольно возникает ощущение, что между Токаевым и Назарбаевым возникли настолько серьезные осложнения, что разрешить их путем переговоров было уже невозможно. И Кариму Масимову было приказано начать действовать.
Его арест говорит в пользу версии о том, что приказ был отдан самим Елбасы. А Токаев, узнав о предательстве, предпринял контрмеры — изолировал Назарбаева, арестовал приближенного к нему всемогущего вельможу Масимова, тем самым оборвав силовые линии влияния на боевиков. И обезопасив прежде всего самого себя. То есть действовал на упреждение.
Но это, разумеется, лишь наша версия, реальность может оказаться куда более изощренной и неожиданной. Как и многое на востоке.
Рустам Хуснутдинов, гроссмейстер по шахматам, тренер:
«Еще несколько дней назад все было спокойно. Про волнения на западе страны я слышал — но, казалось, что это событие локального масштаба.
Когда начали стали поступать сообщения о беспорядках в Алматы тоже поначалу не было больших переживаний — такое уже бывало, и не раз. Но события носили локальный масштаб и быстро гасились. Позже ситуация обострилась — появились видео о стрельбе слезоточивым газом и шумовыми гранатами. Тут я понял, что это серьезно, раньше до такого не доходило.
Утром первым делом — проверка новостей и первый шок от ощущения, что все только начинается. Мобильный Интернет уже не работал, домашний вай-фай — только через VPN. Сразу решили выйти за продуктами, и снять денег — налом давно не пользуемся, есть какой-то НЗ, но совсем немного. Во всех магазинах возле дома висят объявления, что не продают алкоголь и принимают только нал. Пошли искать работающий банкомат, но увы, он либо не работал, при нажатии «снять деньги» — зависал. Дошли до Меги — это крупнейший торговый центр в городе, он заглухо закрыт, двери начинают защивать деревянными щитами. Наивно спросив: «Что это?» получил ответ: «Через пару часов здесь буду мародеры. Готовимся». Вот тут стало совсем не по себе. Слышал, что в работающих банкоматах огромные очереди и лимит на снятие 10 тысяч тенге (около 25 долларов). Но это лишь слухи, сам этого не видел.
Кое-как купив продукты, пришлось звонить маме в Караганду, чтобы она из дома (по wi-fi) сделала перевод по Каспи-банку (это самый популярный банк в Казахстане).
В итоге вернулись домой, и где-то в 17.00 наступила полная цифровая изоляция — вырубили домашний интернет, звонки доходили только внутри связи Билайн (и то не всем).
Решил позаниматься шахматами, раз ничего сделать сейчас не могу. Но как-то слабо получалось сконцентрироваться, мысли были в духе — «А что сейчас вообще происходит?», «А Токаев еще президент?». Было полное неведение ситуации.
Интернет дали в полночь. Сразу кинулись читать новости. И ох...вать от того, что происходит — горит акимат (мэрия), захвачен аэропорт... И совершенно непонятно, что будет дальше.
На моих глазах рабочие закрывали вход в ТРЦ. Одни говорят, что его в итоге полностью разграбили, другие — что охрана сдержала нападающих. Проверять лично, хоть и это находится в пяти минутах от моего дома — откровенно страшно
Сейчас со своего балкона вижу, что ничего не происходит, просто тишина. Но я живу не в самом центре, где идет основной замес. Это примерно минут 15 езды (если нет пробок). Выстрелов и взрывов не слышно. Еще у нас сильный туман, полный Сайлент-Хилл, который усиливает ощущение изоляции от остального мира».
Алия Ахетова, учитель:
«Над Алматы навис тревожный смрад, запах гари и копоти, который не дает дышать. Ощущение гражданской войны усиливают колонны бронетехники. И при этом прохожим раздают воду и лепешки — в городе дефицит продуктов. Баррикады не пропускают авто, они разворачиваются и отъезжают».
Данияр Адилбеков, журналист:
«Позавчера мародеры застрелили моего друга — Битаева Сакена. Пуля попала в легкое Сакен умер мгновенно, не дождавшись скорой помощи. По словам друга, который был с ним, у них хотели забрать автомобиль в котором они сидели и разговаривали. Толпа подошла сзади и начала вскрывать двери. Пацаны дали по газам, а мародеры начали стрелять в след уезжающей машине. Одна пуля пробила Сакену легкое, и Сакена больше нет с нами. Сакен был одним из талантливейших режиссеров. Отец казахского хип-хопа. Режиссер от Бога. Родители Сакена не могут его забрать домой, потому что не хватает полицейских чтобы запротоколировать смерть. Виновных тоже не нашли, и думаю уже вряд ли найдут».
Интервью с жителями Алма-Аты провела интернет-газета «Страна.news».
Автор: Павел ШИПИЛИН
Комментарии