КОНСТАНТИН ЯРОШЕНКО: ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ
ФОТО: ВАЛЕРИЙ МАТЫЦИН/ТАСС
18.04.2023
27 апреля 2022 года русский летчик, незаконно схваченный в Либерии и переправленный в США, а затем признанный американским судом виновным в преступном сговоре с целью транспортировки крупной партии наркотиков и приговоренный к 20 годам лишения свободы, наконец-то вернулся на родину.
Константин Ярошенко родился 13 октября 1968 года в Ростове-на-Дону. В 1991 году он окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации, после чего работал в родном городе пилотом на самолетах Ан-12, Ан-24, Ан-26 и Ан-32.
РАБОТА В АФРИКЕ
В 1999 году авиапарк Ростовского производственного объединения, где он работал, был расформирован, и самолет Ан-32, на котором летал Константин, был продан коммерческой фирме, отправившей машину и ее экипаж на работу в Африку.
Там, в Африке, Константин Ярошенко все 2000-е годы занимался перевозкой по контракту пассажиров и грузов, а когда возвращался в Россию – жил в Ростове-на-Дону.
То есть, по сути, он вынужден был начать карьеру частного летчика, работающего за рубежом. Преимущественно в Африке.
И что характерно, Ан-32 – это хороший советский самолет, транспортник-универсал. На его борту можно перевозить до 50 человек или до 6,7 т груза. Такие самолеты еще остались в развивающихся странах, и для их обслуживания там традиционно нанимают российских летчиков.
ПЕРЕГОВОРЫ В КИЕВЕ
В 2009 году Константин Ярошенко находился в Конакри (Гвинея), и там на него «вышел» некий господин Пэдди Маккей, гражданин Великобритании, и он предложил русскому летчику работу с возможной покупкой старого советского самолета, находившегося в Африке. В марте 2010 года Пэдди Маккей прилетел в Киев, и Константину Ярошенко предложили приехать туда для «конкретных переговоров». Как потом выяснилось, в переговорах участвовали не только Пэдди Маккей, но еще и подставные сотрудники Агентства по борьбе с наркотиками США, которые выдавали себя за латиноамериканских наркобаронов, и с которыми русский летчик якобы договорился о перевозке нескольких тонн кокаина из Венесуэлы в Либерию.
Было сделано множество записей разговоров, которые проходили в номере киевского отеля InterContinental. При этом сам Ярошенко, плохо говоривший по-английски, потом утверждал, что его интерес состоял исключительно в том, что ему предложили дешево купить старый советский самолет Ан-12, находившийся в Либерии, а речи ни о каких наркотиках вообще не шло.
Да, ему нужен был свой самолет, чтобы зарабатывать деньги, но оказалось, что этот Ан-12 пребывает в таком состоянии, что в его ремонт надо было бы вложить, как минимум 700000 долларов, чтобы он мог подняться в воздух.
Но, повторим это еще раз, ни о каком кокаине и речи не шло. Да и самолет Ан-12, разработанный в 1950-х годах, был надежен и неприхотлив в обслуживании, но его дальность полета составляла 3600 км, а от Венесуэлы до Либерии – более 5000 км.
На самом деле, «мнимые предприниматели» предложили Константину Ярошенко в Киеве контракт пилота на авиаперевозки рыбы, и лететь в Либерию смотреть самолет Ан-12 ему не очень хотелось, учитывая не самую хорошую славу этой страны, но что было делать, если других перспектив выгодной работы просто не просматривалось.
Как потом выяснилось, провокаторы из Агентства по борьбе с наркотиками США специально в разговорах иногда называли объект потенциальных перевозок не рыбой, а неким «ценным грузом», но тогда Ярошенко не придал этому значения. Точно так же не придал он значения вопросу: «Знаешь ли ты Виктора Бута?»
На этот вопрос Ярошенко ответил, что знает его. Но что значит – знает? Знать лично или знать из средств массовой информации – это совершенно разные вещи. Этого человека Ярошенко знал только по СМИ, но не более того. Безусловно, русский летчик повел себя слишком доверчиво, но ведь он просто хотел получить работу, которую он всегда делал хорошо. Как он потом сам сказал, «одни говорили, что им нужен летчик и самолет, другие говорили, что самолет есть, но его еще надо будет посмотреть, и я был не против посмотреть, так как мне очень нужна была работа». Но слова «наркотики» и «кокаин» не звучали – это «все выдумки и фантазии, все это дело специально планировалось».
ПРОВОКАЦИЯ В СТОЛИЦЕ ЛИБЕРИИ
В мае 2010 года Константин Ярошенко оказался в Либерии, чтобы посмотреть самолет, который ему обещали продать по низкой цене, но тот оказался абсолютно непригоден к полетам: весь прогнил и был без двигателей. После этого он купил билет в Россию, заподозрив неладное. И уже тогда он заметил, что охрана чрезмерно внимательно его опекает: после того, как он сказал матери, что уезжает, «опекуны» не отходили от него ни на шаг.
А 28 мая 2010 года русского летчика похитили из отеля Royal Hotel: шестеро мужчин, среди которых были как темнокожие, так и европейцы, ворвались в его гостиничный номер, заковали его в наручники, накинули на голову мешок и перевезли в какое-то помещение.
Константина Ярошенко арестовали сотрудники Национального агентства безопасности Либерии. Позднее либерийские власти передали его в руки сотрудников американского Агентства по борьбе с наркотиками, входящего в структуру Минюста США – на основании ордера, выданного окружным судом США по Южному округу Нью-Йорка.
В итоге Константина Ярошенко обвинили в сговоре с целью транспортировки 4,5 тонн кокаина из Южной Америки в Африку с последующей доставкой части кокаина в США.
Три дня его допрашивали… Ему не давали спать, пить, держали на цепи и все время били. Ему отбили почки и печень, выбили почти все зубы. Это было похоже на какой-то фильм ужасов…
Русский летчик круглосуточно находился под наблюдением трех агентов, и от него требовали сотрудничества со следствием. И, естественно, ему не давали возможности связаться ни с семьей, ни с российскими дипломатами.
ПЕРЕПРАВКА В США
Он не совершил никакого преступления против Соединенных Штатов. Более того, он вообще не имел проблем с законом, не имел судимости. Однако власти США посчитали себя вправе схватить его в Либерии и тайком от российских властей переправить в цепях, как раба, на военном транспортном самолете в Нью-Йорк. Там он оказался в следственной тюрьме Манхэттен. Точнее – в следственной тюрьме Прокуратуры Южного округа Нью-Йорка.
По сути, это было похищение российского гражданина спецслужбами США.
Константина Ярошенко американские спецслужбы доставили из Либерии в США в наручниках
Константину Ярошенко никто толком не объяснял произошедшее. Его просьбы предоставить возможность связаться с Консульством РФ в США или сообщить о случившемся российским властям были отклонены.
При этом в тюрьме к Ярошенко под видом адвокатов неоднократно приходили люди, которые требовали дать показания против Виктора Бута. В обмен на нужные показания ему обещали освобождение от уголовного преследования, вид на жительство (лично ему и всем членам его семьи), хорошую работу и радужные перспективы проживания в Америке.
Получается, Ярошенко должен был стать небольшим звеном в большой цепи по дискредитации Бута.
Сообщение информационного агентства «Интерфакс» от 20 июля 2010 года
«Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на генконсула РФ в Нью-Йорке Андрея Юшманова <…> то, что российскую сторону не информировали должным образом о задержании летчика Константина Ярошенко, противоречит Венской конвенции по консульским сношениям и двусторонней (российско-американской) консульской конвенции. А то, в какие условия он был помещен после задержания, противоречит всем этическим нормам.
Юшманов подчеркнул, что о задержании Ярошенко российская сторона узнала от родственников летчика. «По получении информации были предприняты меры по проверке информации. Константин Ярошенко рассказал, что был арестован в конце мая неизвестными людьми в гражданской одежде. У него были изъяты все личные вещи, в том числе российский загранпаспорт. Он содержался несколько дней в наручниках».
По данным российского дипломата, официального ответа от американской стороны на ноты пока не последовало.
Он рассказал также, что американцы предоставили Ярошенко адвоката, но работа защитников россиянина не удовлетворила. Генконсульство предоставило несколько кандидатур других адвокатов самому Ярошенко и его родственникам в России. В настоящее время в непосредственном контакте они решают, как организовать защиту.
Дипломат добавил, что уже состоялось не менее пяти консульских встреч с обвиняемым, и что тому предоставлены необходимые финансовые средства, чтобы он мог связываться не только с родственниками в России, но и с сотрудниками генконсульства».
Сообщение ИТАР-ТАСС от 22 июля 2010 года
«Если верить попавшей в распоряжение ИТАР-ТАСС копии обвинения, датированной 1 июля 2010 года, Ярошенко «в качестве пилота и специалиста по авиатранспортным перевозкам перевозил партии кокаина, измеряемые тысячами килограммов, по Южной Америке, Африке и Европе».
Для этих целей им были якобы «использованы, по меньшей мере, пять самолетов». «В качестве пилота и бизнесмена он согласился поставлять самолеты, пилотов и экипажи, которые должны были использоваться для перевозки кокаина из Южной Америки в Либерию, а из Либерии – в другие места в Западной Африке, – говорится в документе. – Ярошенко отдавал себе отчет в том, что из Либерии часть кокаина, в конечном счете, будет ввезена в США».
Между тем из обвинения отнюдь не следует, что это намерение им было осуществлено. В документе подробно описывается, как Ярошенко вступил в сговор с группой лиц, которые, в свою очередь, «действовали от лица крупных торговцев кокаином в Колумбии и Венесуэле, стремившихся создать новую базу операций в Западной Африке».
Так, в начале марта 2010 года Ярошенко якобы встретился на Украине с одним из членов международной кокаиновой банды и «согласился предоставить самолет и экипаж для перевозки 4 тысяч килограммов кокаина из Южной Америки в Либерию».
Замысел этой далеко идущей акции, раскрытой агентами американского управления по борьбе с распространением наркотиков, состоял в том, что из Либерии «по крайней мере, часть этой партии будет переброшена в Гану, а оттуда уже часть этой партии – прямым рейсом в Нью-Йорк».
Для этой цели, говорится в обвинении, Ярошенко якобы «предложил использовать самолеты Ан-12 и Ил-76, подробные описания которых он направил организаторам контрабандной операции по электронной почте».
11 мая он прибыл в либерийскую столицу Монровию, где на протяжении нескольких дней шло согласование всех деталей трансатлантической операции. В документе утверждается, что за свои услуги российский пилот запросил почти 6 миллионов долларов.
Предполагалось, что самолет с грузом кокаина должен был вылететь из Венесуэлы 26 мая и прибыть в Либерию ранним утром 27 мая. Этого не произошло. 29 мая стало известно, что венесуэльские власти захватили самолет и приказали одному из контрабандистов покинуть страну.
Между тем, если верить официальному представителю Управления по борьбе с распространением наркотиков Доуну Дирдену, «Ярошенко был задержан либерийскими властями 28 мая и через два дня был передан в ведение американского Минюста в соответствии с ордером на арест, выданным федеральным судом Южного округа США в Нью-Йорке».
Американский адвокат Ярошенко Сэм Шмидт заявил журналистам: «Очевидно, что в действительности моим клиентом ничего не было совершено».
Тем не менее, он и другие фигуранты данного дела обвиняются в том, что «с июня 2007 года по май 2010 года они находились в преступном сговоре с целью нарушить антинаркотические законы США». В соответствии с американской судебной практикой, предъявление официального обвинения федеральным большим жюри означает, что оно считает доводы Федеральной прокуратуры США достаточными для начала судебного разбирательства».
АМЕРИКАНСКИЙ СУД И ПРИГОВОР
Состоялся суд, и официальные обвинения были предъявлены пятерым, включая Ярошенко. Обвинения были крайне серьезные.
«Обвиняемый Константин Ярошенко, пилот самолета и эксперт по авиаперевозкам, переправлял тысячи килограммов кокаина. Ярошенко показал, что в его управлении находилось пять самолетов, с помощью которых доставлялся кокаин», – следовало из документа обвинения. Но это русский летчик сразу же отверг. Он не мог на своем самолете летать между континентами: класс самолета этого не позволял.
Ярошенко заявил, что не виновен и вообще никогда не был вовлечен в наркотрафик.
Но судья Джедд Рэйкофф отверг все эти аргументы. По его словам, главным было то, что обвиняемые знали, что наркотики в конечном итоге окажутся на территории США. Выступивший в качестве свидетеля представитель Агентства по борьбе с наркотиками США также отметил: «При общении с участниками сговора задача агентов заключалась в том, чтобы дать обвиняемым понять – часть этого груза будет отправлена в Нью-Йорк».
По заявлению прокуратуры, преступная схема сговора предполагала переправку около 200 кг кокаина в мешках с дипломатической почтой из Ганы в Нью-Йорк самолетом авиакомпании Delta. Транспортировку из Венесуэлы в Либерию, а затем в Гану должен был обеспечить, в том числе и Ярошенко. Утверждалось, что он дал на это согласие в Киеве на встрече с тайным осведомителем американского Агентства по борьбе с наркотиками.
В реальности же не было никаких наркотиков, и даже самолета не было, на котором он якобы должен был все это делать.
А 28 апреля 2011 года суд присяжных вынес обвинительный вердикт, причем решение о том, что Ярошенко виновен, было принято единогласно всеми двенадцатью присяжными. И что характерно, в этот момент Виктор Бут находился еще в Таиланде, то есть это произошло до его экстрадиции в США.
Представители американской стороны долго склоняли Ярошенко дать показания на Виктора Бута
По этому поводу независимый журналист из США Майкл Васюра дал такой комментарий: «Скорее всего, Пэдди Маккей, один из информаторов, сказал американцам, что Ярошенко – значимая фигура. Но они ошиблись. Думаю, они это поняли. Я нашел человека, который был в жюри присяжных. Она раскаивается в том, что согласилась голосовать против Ярошенко. Она считала, что все было неправильно сделано против него, но как юристы, прокуроры и суд объяснили закон, она поняла, что у них нет выбора».
Судья постановил, что окончательный приговор будет вынесен 28 июля.
Константин Ярошенко никакой вины за собой не признал. Его адвокаты Ли Гинсберг и Анна Браун заявили, что он действительно вел переговоры о возможной транспортировке груза, однако не располагал на момент ареста никакой техникой для этого и окончательного согласия не давал.
Потом вынесение окончательного приговора было перенесено на 7 сентября.
И вот 7 сентября 2011 года суд признал Ярошенко виновным в преступном сговоре с целью транспортировки крупной партии наркотиков, часть из которых была предназначена для продажи в США. Он был приговорен к 20 годам лишения свободы.
Приговор огласил федеральный судья Джед Рэйкофф.
Уже после освобождения в одном из интервью Константин Ярошенко сказал: «Как оказалось, само понятие «правосудие» в США отсутствует. Одна ложь, фабрикация, фальсификация фактов. Прокурор и судья использовали слова we are believe или looks like. То есть «мы верим, что Ярошенко что-то там сделал» <…> Сейчас для меня все американское является вражеским. Я возненавидел все, что связано с Америкой».
ОБМЕН НА ТРЕВОРА РИДА
Прошло много лет, во время которых Константин Ярошенко побывал в нескольких американских тюрьмах. Как он потом сказал, «в отношении меня США сделали много, я это простить не могу. У меня забрали двенадцать лет моей жизни и сделали меня инвалидом».
Мотаясь по американским тюрьмам, он не знал, какая работа ведется по его освобождению. Точнее, что-то он знал. Но его адвокаты постоянно менялись, любые разговоры по телефону, которые ему разрешались, стоили немалых денег.
И вот 27 апреля 2022 года его обменяли на американца Тревора Рида. Этот бывший морпех был осужден в России за нападение на полицейских во время пьяного дебоша. Американец был приговорен в июле 2020 года Головинским судом города Москвы к девяти годам лишения свободы. То есть прошло менее двух лет после приговора суда. А потом этот гражданин США был этапирован в Москву из Мордовии, где отбывал свой срок.
Тревора Рида привезли российской колонии для обмена на Константина Ярошенко
Константин Ярошенко до последнего не верил, что его освободят. Поверил, лишь когда оказался в самолете. Путь домой был безумно долгий, много времени он провел со скованными руками и ногами. Уже оказавшись на территории России, он сказал: «Обращение со мной все эти годы было нечеловеческим. Теперь буду пытаться привлечь к ответственности всех, кто причастен к моему делу. И буду, чего бы это ни стоило, добиваться справедливости. Я потерял двенадцать лет жизни, здоровье, близких. Я не видел, как взрослела дочь. Разве у всего этого есть цена?»
По словам Ярошенко, он разрешил своей жене Виктории начать жизнь с чистого листа и оформить развод, однако мужественная женщина отвергла это предложение. На встрече с мужем при обмене год назад она не сдерживала эмоций: «Полжизни потеряно. Сейчас все сначала. Все как в молодости. Опять привыкать друг к другу, опять притираться – разные мировоззрения, тем более он немножко отстал от этой жизни. Я на все готова. Главное, что он здесь».
Прошел год. Константин Ярошенко немного поправил здоровье и теперь работает по специальности, хотя летать уже теперь вряд ли сможет. И при этом у него есть мечта: написать книгу о том, что с ним приключилось. Он подчеркивает: «Я хочу донести до мира всю правду о том, что такое на самом деле американская власть и весь западный мир. Это основное. Хочу рассказать, что у них существуют двойные стандарты, что ни о каких правах человека в западном мире и речи быть не может. Хочу показать фактами, чем является на самом деле вся американская пропагандистская лживая машина».
Автор: Леонид МАКСИМОВ
Комментарии