Новый этап геноцида сербов
Совместно с:
14.03.2019
В последние несколько месяцев обстановка как внутри Балкан, так и вокруг региона опасно накалилась. Виной тому – неоднозначные решения нынешнего руководства Косова. Так, в декабре прошлого года парламент самопровозглашенной республики объявил курс на создание армии Косова, что, само собой, вызвало немалую озабоченность не только правительств Сербии, России, но и даже генсека НАТО Йенса Столтенберга, который назвал это решение несвоевременным. Спустя месяц пришла еще одна пугающая новость: президент Республики Косово Хашим Тачи утвердил к исполнению требование депутатов городского парламента Южной Митровицы о том, что бы объединить в один муниципалитет Южную Митровицу (которая населена преимущественно албанцами) с Северной, населенной в большей степени сербами. О том, к чему может привести безответственная политика косовских властей в балканском регионе и какими последствиями чреваты эти решения для России, «Совершенно секретно» рассказал автор книги «Косово горе», полковник запаса Главного управления Генерального штаба Сергей ИЩЕНКО. В 1999–2000 годы он был офицером связи при штабе многонациональной миротворческой бригады «Восток» и курировал 13-ю тактическую батальонную группу российских десантников в Косове.
ТЕРРОРИСТЫ ВО ВЛАСТИ
– Сергей Иванович, по вашему мнению, провокационное решение властей Косова создать собственную армию вопреки соответствующей Резолюции СБ ООН способно привести к дестабилизации всего Балканского региона?
– Безусловно, данное решение не только не предусмотрено Резолюцией СБ ООН 1244, но и прямо противоречит ее духу и букве. Однако с точки зрения албанских сепаратистов, чье мнение представляет сейчас руководство частично признанной Республики Косово, формирование собственных вооруженных сил является логическим продолжением процесса легитимизации формирований бывшей Освободительной армии Косова, проведение демилитаризации которой требует упомянутая выше Резолюция СБ ООН. И здесь необходим небольшой экскурс в историю.
Освободительная армия Косова (Ushtria Clirimtare e Kosoves – UCK, алб. – Прим. ред.) известна косовским сербам с середины 90-х годов прошлого века под аббревиатурой УЧК (в народе ее называли «учка»). Одно это слово вызывало ужас среди местного населения: бандиты из «учки» совершали террористические акты против армейских, полицейских и административных структур бывшей Югославии, по ночам врывались в сербские дома, убивали и похищали людей, сжигали их жилища, вынуждая оставшихся в живых под страхом смерти и расправ покидать родные земли.
Более 200 тысяч косовских сербов и представителей других (неалбанских) национальностей вынуждены были стать беженцами в период «горячей» фазы Косовского кризиса. Не случайно среди местного населения закрепилось и другое название «учки» – «гестапо».
Сегодня доподлинно известно, что в составе УЧК активно действовали также моджахеды из Афганистана, Алжира, Чечни, Египта, Саудовской Аравии и Судана. Штаб этой криминальной структуры находился на территории Албании. Там же в четырех базовых лагерях в 1998–1999 годы боевиков УЧК тренировали инструкторы из ЦРУ и SAS (спецназ ВВС Великобритании). Сейчас представители Вашингтона и Лондона об этом скромно умалчивают. Финансировались боевики-националисты на пожертвования албанских диаспор в США и странах Европы, а также с доходов от торговли наркотиками и человеческими органами.
Собраны доказательства того, что, например, один из авторитетных полевых командиров УЧК Хашим Тачи непосредственно организовал более 300 похищений молодых и здоровых сербов, цыган и косовских албанцев, не проявивших должной лояльности бандитам из УЧК. Впоследствии у похищенных были изъяты органы и проданы в клиники Израиля и Германии.
Эти сведения явились основой специального расследования преступлений, совершенных членами УЧК в 1999–2000 годы в Косове. Однако суд в рамках Гаагского трибунала не состоялся ввиду серии загадочных смертей основных свидетелей, которые должны были выступить перед международными судьями.
В 1999 году УЧК формально прошла процедуру демилитаризации, но фактически была легализована под новым названием – Корпус защиты Косова. При этом она сохранила свою прежнюю структуру, костяк рядового и командного состава, форму, символику и, конечно, националистическую идеологию.
И вот сегодня мы наблюдаем очередной «ребрендинг» этой структуры в виде создаваемых вооруженных сил Косова. Не будем при этом забывать, что нынешний президент частично признанной Республики Косово Хашим Тачи, активно продвигавший идею создания вооруженных сил края, – тот самый авторитетный полевой командир УЧК, подряжавшийся похищать людей и торговавший их органами. А нынешний премьер-министр республики, безоговорочно поддержавший идею бывшего боевика – сам экс-начальник штаба УЧК, обвинявшийся Гаагским трибуналом по 37 пунктам в совершении массовых убийств косовских сербов в ходе этнических зачисток. Но удивительным образом он был оправдан по всем эпизодам обвинения
И вот теперь для «бывших» наступает праздник: их детище, взращенное на терроре и массовых убийствах, при попустительстве западных покровителей обретает образ вполне себе легитимных вооруженных сил.
– На ваш взгляд, для решения каких задач создается эта армия?
– Задачи эти вполне очевидны. Хашим Тачи, горячо поддержавший идею своего подельника по УЧК по объединению в один муниципалитет Южной и Северной Митровицы, на своей странице в «Фейсбуке» откровенно написал, что по данному вопросу «теперь должны действовать государственные институты, правительство, парламент и президент».
Понятно, что к «государственным институтам» отныне относятся и вооруженные силы республики. Именно они, по замыслу бывших боевиков, призваны нейтрализовать крайне негативное отношение сербского населения Северной Митровицы к задуманному объединению, которое на практике призвано окончательно зафиксировать отторжение северной части Косова от Республики Сербской.
Таким образом, создание собственных вооруженных сил края позволяет Приштине получить дополнительные военные и военно-политические инструменты давления на Белград в вопросах Косовского урегулирования.
Бывшие боевики уже наметили и дальнейший вектор этого движения – присоединение республики к блоку НАТО, что позволит им окончательно закрепить автономию Косова на условиях албанских сепаратистов и легализовать военные структуры, изначально формировавшиеся как преступные.
На Совете Безопасности ООН, который состоялся 18 декабря 2018 года, политический координатор постоянного представительства США при ООН Родни Хантер раскрыл позицию Вашингтона, который поддерживает позицию властей самопровозглашенной Республики Косово. Также он отметил, что данные шаги «полностью согласуются с резолюцией 1244».
В тоже время сообщением о принятии такого решения парламентом самопровозглашенного Косова встревожен Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш.
С МОЛЧАЛИВОГО СОГЛАСИЯ ЗАПАДА
– Почему США поддерживают очевидно неправомерные решения руководства Косова?
– Лидеры так называемого «западного мира» во главе с США выполнили свою главную текущую задачу на Балканах: ликвидировали мощного экономического конкурента – Югославию – и получили прямой доступ к рынкам и ресурсам в регионе.
Сопутствующие этому процессу проблемы, в том числе Косовская, по большому счету никого на Западе не волнует. В самом деле, кому в Вашингтоне или Лондоне, в Париже или Берлине интересна судьба каких-то сербов или цыган, пострадавших или продолжающих страдать в результате геноцида со стороны албанских боевиков? Пусть там все само собой как-нибудь побыстрее рассосется и уляжется, – полагают они. А если в регионе существуют и активно действуют силы (в виде нынешнего руководства Косова), которые способствуют затушевыванию отдельных проблем (в том числе связанных с недовольством косовских сербов) – так это отлично, нужно предоставить им полную свободу действий вне зависимости от того, насколько легитимны и правомерны эти действия.
БОЕВИКИ UCK В ПРИШТИНЕ С ХАШИМОМ ТАЧИ И АГИМОМ ЧЕКУ
Множество событий по всему миру на протяжении ряда последних месяцев и даже лет демонстрируют полное игнорирование Западом как международных правовых норм, так и законных интересов целых народов и стран. Косовский конфликт – лишь один из многих примеров в таком ряду.
Британская газета The Guardian опубликовала выдержки из выступления в Париже докладчика Комиссии по правам человека Дика Марти о ситуации в Косовском крае. Значительная часть этого документа посвящена деятельности Хашима Тачи – президента Косова. По данным, полученным в результате расследования, он много лет возглавлял преступную группировку, которая занималась продажей человеческих органов, оружия и наркотиков. Эти данные уже есть на официальном сайте ПАСЕ. Но европейские лидеры продолжают старательно не замечать эти факты.
– Тем не менее, известно, что в Евросоюзе до сих пор идут суды против командиров Освободительной армии Косова за военные преступления против сербов.
– Преступников из Освободительной армии Косова многократно, но безуспешно пытались привлечь к ответственности суды различных уровней и юрисдикций.
В этом плане показателен пример бывшего прокурора Международного трибунала по Югославии Карлы Дель Понте. В течение восьми лет (с 1999 по 2007 гг.) по обвинениям этого прокурора подозреваемых в военных преступлениях сербов ловили по всему миру. И это устраивало всех официальных представителей Запада от Вашингтона до Берна. Но стоило Карле Дель Понте поднять вопрос о причастности к военным преступлениям представителей косовских албанцев и руководителей УЧК, как тут же сработал рефлекс самосохранения покровителей этих преступников. И, как следствие, прокурор Международного трибунала была смещена со своего поста
ПРОКУРОР МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА ПО ЮГОСЛАВИИ КАРЛА ДЕЛЬ ПОНТЕ
В марте 2008 года в свет вышла ее книга «Охота. Я и военные преступники», в которой Карла Дель Понте все же поведала о преступлениях тех, кто сегодня занимает кресла президента и премьер-министра частично признанного Косова. Но предметом судебного разбирательства эти деяния так и не стали.
В 2016 году в Гааге был создан специальный суд по расследованию военных преступлений, совершенных руководителями и членами УЧК в Косово. Но, как уже упоминалось выше, несмотря на множество собранных доказательств, судебные заседания не были доведены до логического завершения вследствие запугивания и исчезновения (в том числе убийств) основных свидетелей обвинения.
У меня отсутствуют иллюзии относительно объективного следствия и справедливых приговоров в отношении военных преступников из состава УЧК. В этом не заинтересованы нынешние западные политики, в очередной раз избравшие тактику «умиротворения агрессора». На данном историческом этапе албанские сепаратисты в Косове одержали военную и политическую победу. Их западным покровителям проще признать данный факт, чем добиваться справедливости.
– Вам доводилось лично встречаться с Хашимом Тачи?
– Во время моего пребывания в Косове встречи с представителями УЧК случались довольно часто. В том числе и встреча в 1999 году с тогда еще полевым командиром УЧК Хашимом Тачи в расположении штаба 13-й тактической батальонной группы в Косовской Каменице. Главарь албанских боевиков прибыл туда для переговоров с представителями командования российского воинского контингента в Косове.
В 2000 году я неоднократно участвовал в переговорах по предотвращению столкновений сербской и албанской общин в расположении базы УЧК близ города Гнилане. В каждом случае переговоры проходили крайне сложно, представители УЧК демонстрировали нежелание и неспособность к компромиссам и договоренностям, открыто демонстрировали свою враждебность при появлении российского офицера, вплоть до передергивания затвора автомата. От общения с ними у меня сложилось стойкое ощущение, что эти люди признают только власть силы или денег. И то, и другое они в итоге получили от своих западных покровителей и теперь отрабатывают этот аванс, стремясь закрепить в Косове сложившееся положение.
РОССИЯ ОТВЕТИТ АССИМЕТРИЧНО
– Создание регулярной армии Косова на такой основе вполне возможно может вылиться в очередной этап геноцида сербов. Какие меры должна предпринять Россия для стабилизации обстановки в регионе?
– Думаю, что в условиях нового, искусственно созданного албанской стороной обострения в Косове Россия не может оставаться безучастным наблюдателем и не оставит без поддержки свои надежного союзника – Республику Сербия и косовских сербов.
Предположу, что несмотря на то, что в решении политических вопросов албанские сепаратисты рассчитывают на военный инструмент в виде собственных вооруженных сил, они все же не решатся на открытое применение силы в Митровице, поскольку нынешнее руководство Республики Косово старается обелить прошлое и окончательно легитимировать свое положение.
Дипломатические усилия России, на мой взгляд, сегодня должны быть гораздо изощреннее. Зарекомендовавшие себя ранее варианты реагирования в виде заявлений, обращений в СБ ООН и т. п. в настоящее время, к сожалению, не работают из-за полного игнорирования ведущими странами Запада любых международных норм и дипломатических приличий.
Возможно, сдерживающим сепаратистов фактором могло бы послужить напоминание пункта 6 Приложения 2 Резолюции СБ ООН 1244, который предусматривает возможность возвращения в Косово сербских военнослужащих, например, для охраны сербских святынь.
Возможно, более ощутимым для покровителей сепаратистов стали бы ассиметричные ответы России и ее союзников в других «горячих» регионах, такие, как официальное признание Донецкой и Луганской Народных Республик, легитимности их вооруженных сил с вытекающей отсюда координацией конструктивных международных усилий славянских государств, в том числе, в политической, экономической и военной сферах.
Давид АРУТЮНЯН, специально для «Совершенно секретно»
Автор: Давид АРУТЮНЯН
Совместно с:
Комментарии