Обама открывает секреты «прослушки»
Совместно с:
20.06.2013
В США — громкий скандал, связанный с работой американских спецслужб. Выяснилось, что они отслеживают звонки абонентов трех крупнейших сотовых операторов страны. Кроме того, у них есть прямой доступ к центральным серверам девяти ведущих интернет-компаний. С помощью этого работники спецслужб могут собирать личную информацию о пользователях соцсетей и поисковых сервисов. В связи с этим президент Барак Обама заявил, что намерен раскрыть некоторые материалы, «связанные с «прослушкой» телефонных переговоров граждан».
Ранее американские СМИ сообщили, что спецслужбы Соединенных Шатов имеют прямой доступ к серверам девяти крупнейших Интернет-компаний, включая Apple, Facebook, Google и Microsoft. Секретная программа спецслужб носит название PRISM.
Эту утечку информации организовал бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Американские власти назвали «прослушку» законным методом, который используется для борьбы с терроризмом. При этом Сноудена обвинили в раскрытии секретной информации. Сейчас он находится в Гонконге.
Кроме того Сноуден заявил о том, что в 2009 году перед саммитом G20 американские спецслужбы пытались прослушать телефонные переговоры бывшего президента России Дмитрия Медведева.
Главный редактор сайта «Агентура.ру», эксперт в области безопасности Андрей Солдатов сказал в интервью газете «Совершенно секретно»:
— «Прослушка» лидеров других стран во время переговоров считается достаточно обычной практикой, очень многие спецслужбы пытаются это делать. Правда, не у всех получается. Понятно, что многие хотят получить преимущества при ведении переговоров. Осведомленность, безусловно, является в таких ситуациях, основным преимуществом.
— Почему тогда в «прослушке» уличили американцев?
— Именно в США свобода слова соблюдается наиболее жестко. Кроме того, это часть жизни разведывательного сообщества США – во многих внутренних и внешних скандалах используются утечки, в отличие от других стран. То есть это произошло по двум причинам. Первая – общество и СМИ в США более активно себя ведут в этой области. И вторая, американские спецслужбы проявляют наибольшую активность в проведении таких операций.
— Зависит ли это от каких-либо технологических или географических факторов?
— Если мы говорим о глобальной системе прослушки, то американцы в этой области играют главную роль, наверное, последние 60 лет. Ранее США вместе с несколькими другими странами создали первую систему глобальной «прослушки», основанную на спутниковой передаче сигнала. В результате появились первые контуры системы, которая позволяла перехватывать радиотрафик, телефонные переговоры практически по всей планете. Потом спутниковая связь перестала быть главным источником транспортировки сигналов, сейчас в основном большинство сигналов передаются с помощью оптоволоконных кабелей. Американцы и здесь постарались оставить за собой лидерские позиции. Им это удалось, потому что многие оптоволоконные кабели проходят через территорию США, они проложены по дну Атлантического, а потом Тихого океана. Кроме того, у американцев есть масса технологических преимуществ.
— То есть переход от спутника к оптоволокну облегчил задачу американским спецслужбам?
— Это был определенный технологический вызов. Когда вы хотите прослушать радиоэфир, вам достаточно построить станцию, которая будет стоять, например, в Новой Зеландии или в Австралии, в Англии, в Германии и она сможет мониторить все происходящее, в том числе и за пределами конкретной страны. То есть, например, со станции в Германии можно было спокойно прослушивать то, что происходит в Советском Союзе. А в случае с оптоволокном для прослушки необходим непосредственный доступ к проводу. Поэтому необходимо иметь доступ или в узлы международного трафика, которые находятся в Европе, в Азии или в Америке. Или нужно иметь специальные группы, которые могут скрыто проникать и устанавливать устройства, которые зеркалируют трафик. Это делается на тех узлах или на тех кабелях оптоволокна, которые находятся в странах, где американское присутствие не так очевидно. Во-первых, учитывая натовские и ненатовские соглашения, американцы имеют доступ ко многим таким точкам в Европе. А во-вторых, им сильно помогает то, что эти точки физически находятся на территории США, или на территории Мексики. А американцы являются главными партнерами мексиканских спецслужб.
— Как вы оцениваете роль Эдварда Сноудена в этой истории с «прослушкой»?
— «Прослушки» уже долгое время являются в США средством внутренней, карьерной, подковерной борьбы за посты, за перераспределение бюджетов и так далее. Это считалось допустимым долгие годы. В принципе с утечками стали бороться только недавно. Системно это начала делать только администрация президента Обамы. Но понятно, что внутренняя культура работы с утечками не успела измениться. Ведь существует многолетняя традиция использования «прослушек». Кроме того, американские СМИ многое могут писать о работе спецслужб, они достаточно свободны.
Но все-таки основная проблема не в том, что американские спецслужбы хотят глобально прослушивать то, что происходит во всем мире. Тут большой новости нет. А новость заключается в том, что глобальные продукты, созданные в Америке, которыми пользуются люди за пределами Соединенных Штатов, являются в том или ином виде прозрачными для американских спецслужб.
Автор: Ирина ЧЕВТАЕВА
Совместно с:
Комментарии