НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Поднебесные записки-4. Как нажить себе врага

Поднебесные записки-4. Как нажить себе врага

Поднебесные записки-4. Как нажить себе врага
Автор: Светлана СЕЛИВАНОВА
02.05.2021

Помню, когда первый раз оказалась в Китае (более 30 лет назад приезжала в командировку, на конференцию), все люди европейской внешности были для китайцев на одно лицо, причем американское. Мальчишки клянчили «доллар, доллар», кули (тогдашние привокзальные и припортовые носильщики) подобострастно кланялись, «новые китайцы» (и с такими встречалась) заискивали...

Все решительным образом изменилось после атаки США на Югославию. Бомба, сброшенная на китайское посольство в Белграде, рикошетом ударила по Америке. 7 мая 1999 года стало черным днем в китайском календаре. С этого момента и началось противостояние, духовное в первую очередь. Тогда китайцы бросили клич о блокировке всех американских товаров – от сигарет до гамбургеров, европейцы выходили на улицы с двумя табличками – на груди и на спине – с надписью «Я не американец!»

Мне могут возразить, и справедливо: ну, и что, китайцы повязаны с Америкой накрепко – торговыми отношениями в первую очередь. Скажу даже больше, американская и китайская экономики взаимозависимы и взаимопроницаемы. И, несмотря на все претензии друг к другу, на противоречия, достигшие в последнее время уровня жесткой конфронтации, уверена, проблемы материальные они разрешат – никто не захочет быть в убытке. А вот в духовном, ценностном смысле, вряд ли когда-нибудь договорятся. И это становится все очевиднее. Хотя в духовном плане общности никогда и не было, да и вряд ли она могла быть, но межличностные отношения сохранялись на вполне приемлемом, уважительном уровне. Сегодня и это разрушено, причем руками самих американцев. Пелена очарования и даже восхищения «градом на холме» давно спала с глаз рядового китайца, более того, теперь почти в каждом его представителе он видит чуть ли не врага. Впрочем, как и рядовые американцы в любом китайце. Показатели недавнего опроса на эту тему, проведенного компанией Gallup, побили все негативные исторические рекорды: из 1028 респондентов только 20% положительно отозвались о Китае и китайцах. А это уже серьезно.

ОТКУДА ВИРУС

Пик напряжения китайско-американских отношений пришелся на прошлый 2020-й – год начала эпидемии. Именно тогда в Китай полетели ядовитые американские стрелы, нанося болезненные раны попавшей в беду стране и каждому китайцу, воспринимавшему как личное оскорбление несправедливые инсинуации в свой адрес со стороны еще вчерашних заокеанских «партнеров». Но справились, путем неимоверного напряжения одолели заразу, чего тем более американцы не могут простить китайцам.

На комиссию ВОЗ, работавшую в Китае по выявлению происхождения вируса, США оказывали беспрецедентное давление, очень уж хотелось подтверждения его утечки из уханьской лаборатории, чтобы еще раз заявить «китайцы заразили весь мир». Но не вышло. Вероятность этой версии комиссия сочла «крайне низкой». Тут же из Вашингтона последовали обвинения в необъективности расследования, в китайском давлении на членов комиссии (кстати, напомню, в ее составе было 17 зарубежных специалистов).

Китай ответил на эти американские окрики незамедлительно. 31 марта текущего года официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что правительство Китая готово на дальнейшее сотрудничество с ВОЗ в рамках исследований происхождения коронавируса, подчеркнув, что «оно (исследование) должно носить глобальный характер и не ограничиваться каким-либо регионом мира». И напрямую обратилась к американским властям: «Если США уважают правду, пожалуйста, откройте Форт-Детрик и обнародуйте больше информации о 200 или более военных биолабораториях за пределами США. А также позвольте экспертной группе ВОЗ отправиться в США для расследования происхождения COVID-19».

Интрига набирает обороты.

А началось все ровно год назад. Напомню, как это было.

Уже с самого начала эпидемии в комментариях китайских вирусологов проскальзывал намек, что, возможно, вирус возник совсем в другой стране. Во всяком случае, источник его до сих пор не выявлен. Это не опровергала и ВОЗ. Но американцы продолжали упорно метать свои стрелы. И вдруг такая проговорка: директор Федеральных центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) Роберт Редфилд 11 марта прошлого года на слушаниях в палате представителей Конгресса США по COVID-19 заявляет, что в стране некоторые случаи заболевания коронавирусной пневмонией с летальным исходом, по всей вероятности, были ошибочно приняты за случаи заражения гриппом. В ответ на соответствующие вопросы депутатов он прямо ответил: «В настоящее время в США действительно существуют такие случаи».

Согласно заявлению, опубликованному CDC в конце февраля 2020 года, после начала сезона гриппа в США было зарегистрировано, по меньшей мере, 32 млн случаев заболевания, 18 тыс. пациентов погибло. Вот тут и задумаешься, что же это за грипп такой, от которого люди мрут как мухи. Кстати, интересное совпадение: эта масштабная эпидемия вспыхнула сразу же после аварийного закрытия в августе 2019 года американским Центром по контролю и профилактике заболеваний главной биолаборатории в Форт-Детрике по причине отсутствия гарантий от Пентагона по предотвращению возможных утечек.

А потом начинается самое интересное. Китайский дипломат Чжао Лицзянь в Twitter требует от США объяснений и публикации полных данных о заболевших: «Кто был нулевой пациент, когда и где он появился?»

Надо знать китайцев, чтобы понять, – ни один их дипломат просто так, от себя, без должного согласования никогда ничего не скажет. Скорее всего, это был пробный шар. Конечно, официальный Пекин устами представителя своего МИДа на следующий день смягчил формулировки, но, заметим, не опроверг их, а дипломатично заявил, что источник возникновения вируса может быть выявлен только с помощью научных исследований, и они должны быть продолжены.

А до этого, что тоже интересно, в китайской прессе появилась ранее не разглашенная информация о том, что первые заболевшие появились в Ухане не в декабре, как сообщалось, а уже в ноябре. Но поскольку природа вируса тогда не была выявлена, о них умолчали. А в Японии первые зараженные были обнаружены еще раньше, в сентябре, сразу после возвращения группы японцев с Гавайских островов, где китайцев и в помине не было.

И еще весьма любопытный факт. Чжао Лицзянь в своем «нашумевшем «Твиттере» упомянул американских военных, которые, возможно, могли занести вирус в Ухань. Каких военных, и как они там появились? Дело в том, что в конце октября в Ухане проходили Всемирные военные игры, в которых принимали участие около 200 представителей армии США.

Конечно, утверждать с полной уверенностью, что именно американский Форт-Детрик стал источником распространения коронавируса COVID-19, пока нет достаточных оснований – для этого необходимо будет, как минимум, получить информацию из недр этой американской базы. Но вопросов появляется много. И их уже начинают задавать не только в Китае, но и в других охваченных «пандемией» странах, в том числе, и в самих США.

Как заметил мой китайский друг Victor Hao (Виктор Хао?): «...пусть Правительство США объяснит, почему они допустили у себя в стране более 30 млн случаев заражения ковидом и полмиллиона смертей... Если бы Китай, не дай Бог, умудрился хотя бы на 1/10 такого, то мне даже страшно представить, как бы США и прочие западные страны среагировали на это... Теперь пусть ради справедливости и США примут экспертов ВОЗ у себя в стране».

Не примут, конечно. А если бы в Китае такое случилось, думаю, против него крестовый поход объявили бы – в современном варианте, с попыткой смести с лица земли этот «вирусный очаг».

Ну, что тут сказать? Только одно: США потерпели колоссальное моральное поражение в своем вирусном противостоянии с Китаем.

И китайцы это отметили. Недавно в самой крупной китайской соцсети на платформе Weibo ими был запущен хештег American’s Ft. Detrick, уже набравший почти 1,4 млрд просмотров.

«ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПОДАРКИ»

И такую силу солидарности китайцы демонстрируют на любое действие, которое они посчитают оскорбительным по отношению к их стране. Официальный ответ – это одно, и он, естественно, незамедлительно следует со стороны китайских властей на все обвинения и санкции. Но и общество в целом не дремлет, и свое возмущение демонстрирует действиями. В последнее время это становится особенно заметно. Чем сильнее давление США, чем конфронтационнее их политика, чем жестче санкции, тем мощнее общекитайское сопротивление.

 Фото_03_19.JPG

Так было с реакцией китайцев на недавнюю китайско-американскую встречу на Аляске в Анкоридже, где намеченный стратегический диалог между высокопоставленными представителями двух стран с самого начала принял скандальный оборот. Госсекретарь США Энтони Блинкен не преминул с первых же слов бросить в лицо китайской делегации дежурные обвинения в нарушении их страной «прав человека», на что тут же получил жесткий ответ своего визави – главы канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи: «Мы были о вас слишком хорошего мнения. Мы полагали, что вы будете соблюдать дипломатический этикет. Однако теперь мы вынуждены четко обозначить свою позицию: мы хотим напомнить, что вы не имеете права вести переговоры с Китаем с позиции силы. С нами это не пройдет».

В Поднебесной были настолько воодушевлены такой бескомпромиссной реакцией своего высокопоставленного дипломата на унизительное американское давление, что тут же в продажу была выброшена масса продукции – от футболок до мелких сувениров с этой отповедью. И с соответствующим названием – «патриотические подарки».

БОЙКОТОМ НА БОЙКОТ

Эта интригующая история с синьцзянским хлопком разворачивалась буквально на глазах. Тоже с «партнерами», но уже европейскими. Хотя понятно, что без американского указующего перста тут не обошлось. Но об этом чуть позже. Для начала – мартовская хроника событий.

Шведская розничная сеть по торговле одеждой H&M заявляет об отказе от хлопка из Синьцзяна, мотивируя это якобы нарушением там «прав человека» и использованием «принудительного труда». Китайцы тут же начинают бойкот ее товаров. Крупнейшие китайские интернет-магазины снимают их с продаж или вообще удаляют приложение H&M. Китайская элита из общего строя не выбивается, в патриотическом порыве к бойкоту подключаются медийные личности. Известные артисты, ранее сотрудничавшие с компанией H&M, заявляют о расторжении контрактов с ней. Протестная волна прокатывается и по китайским соцсетям. В самой популярной из них Weibo набирают обороты хештеги: «Этот трюк с синьцзянским хлопком не пройдет», «Я поддерживаю хлопок из Синьцзяна».

 Фото_03_20.JPG

А что же H&M? С перепуга буквально на следующий день после начала блокировки их товаров публикует в Weibo извинительное заявление с заверениями, что всегда уважала китайских потребителей, стремится к долгосрочным инвестициям и развитию в Китае. Но китайцы обид так быстро не прощают. Так что миллиардный бизнес у шведов теперь под угрозой.

В этом и сама убедилась. Дошла до ближайшего от меня магазина H&M, а их по всему Китаю более пяти сотен. И что увидела? С центрального входа магазин на замке, на дверях – тяжелая цепь. Зашла с внутренней стороны (магазин расположен в огромном торговом молле). Пустыня, ни одного покупателя. Только бедный охранник растерянно бродит среди сиротливых вешалок.

Конечно, подсчитав убытки, скоро опомнятся. Но вот захотят ли китайцы снова покупать их товары? Не факт.

А вот компания Hugo Boss оказалась осмотрительнее. Со страхом наблюдая, как за считанные дни на корню была подрублена торговая империя их собратьев, решила опередить события и в той же соцсети Weibo отвесила китайцам поклоны: «На протяжении многих лет мы соблюдаем принцип единого Китая, решительно защищая национальный суверенитет и территориальную целостность. Мы наладили долгосрочное сотрудничество со многими выдающимися китайскими предприятиями и продолжим партнерство. «Длинноволокнистый хлопок Синьцзяна – один из лучших в мире... Мы продолжим закупку...» И далее в том же комплиментарном духе. Так что этому осмотрительному и по-немецки прагматичному бренду, может, и удастся сохранить свои китайские доходы.

А вот японский производитель спортивной одежды ASICS, затеяв с китайцами двойную игру, то клянясь в любви к синьцзянскому хлопку, то по окрику из Австралии, для которой он шьет из него олимпийскую форму, тут же отказался от своих слов, просчитался и попал под раздачу. Как итог, аккаунт ASICS в Weibo зашкаливает от скриншотов с возвратом их товаров. А известный китайский актер Ли Ифэн, у которого более 60 млн подписчиков, незамедлительно объявил о расторжении контракта с компанией по продвижению знаменитого бренда в Китае.

Так что время и японцам подсчитывать убытки.

Примерно то же произошло и с рядом других известных зарубежных производителей – Adidas, Nike, New Balance.

Напрашивается вопрос, а что побудило эти компании вступить в игры с китайцами с заведомо проигрышным результатом? Ларчик открывается просто. Дело в том, что председателем организации «Инициатива за лучший хлопок» (BCI), запустившей в марте 2019 года кампанию по расследованию «принудительного труда» уйгуров – производителей китайского хлопка, в то время стал глава американской корпорации Supima. Той самой, которая производит хлопок Pima, составляющий конкуренцию синьцзянскому хлопку. Так что, как говорится, ничего личного, просто конкуренция, но своеобычная – с «американской спецификой».

* * *

Судя по всему, сегодня американцы готовят новую антикитайскую провокацию. Теперь уже связанную с пекинской зимней Олимпиадой–2022. Правда, назвать ее новой можно только условно. Примерно такая же ситуация складывалась и вокруг летней Олимпиады в Пекине в 2008 году. Только тогда американская пропаганда разворачивалась не вокруг Синьцзяна, как сейчас, а вокруг Тибета. Но жупел был тем же: «Попирание прав человека». В те дни я была в Тибете и своими глазами наблюдала, как отрабатываются американские провокационные технологии. Тогда не сработало. Но в 2008 году отношения между Китаем и США были не столь горячими. Скорее всего, не сработает и на этот раз, но нервы китайцам их заокеанские «партнеры» явно попортят. Старт уже дан.

6 апреля этого года на очередном брифинге для прессы представитель Госдепартамента США Нед Прайс на вопрос о возможном бойкоте зимней Олимпиады в Пекине в 2022 году подтвердил, что он (этот вопрос) стоит в повестке дня, и американцы намерены обсудить его со своими союзниками. А на вопрос журналиста, насколько сложной станет американо-китайская дипломатия, если США решат бойкотировать Олимпийские игры, заявил без обиняков: «В нашем подходе к Пекину мы продолжим руководствоваться только двумя вещами. Это наши интересы... И наши ценности».

Интересно, чем и как ответят китайцы на подобный выпад? Одно очевидно, симпатии к американцам он не прибавит.

Именно так США наживают себе врагов. А иметь во врагах 1,5-миллиардный Китай даже и мировому «гегемону» вряд ли кто рискнет пожелать.

Фото из архива автора


Автор:  Светлана СЕЛИВАНОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку