Покаяние редактора
Совместно с:
25.03.2013
Почти 20 лет назад в газету «Московские новости», где я работала, пришел никому не известный автор, который принес статью о финансовых махинациях. Материал был набит информацией – названия фирм, адреса регистрации, имена адвокатов, суммы прописью. К тому же он содержал массу редких по тем временам терминов; «офшоры», «трасты», «бенефициары» были самыми незамысловатыми из них. Я поняла, что текст написан специалистом. Больше не поняла ничего. Уже собиралась сказать автору «большое спасибо за внимание к нашей газете» и забыть о его тексте, как о кошмарном сне, но почему-то не сделала этого. Чему рада. С тех пор мы сотрудничаем.
Со временем разгадывать смысл его статей стало, конечно, проще, но врать не буду: получая очередное расследование, я каждый раз чувствую себя полной дурой. До тех пор пока не продерусь сквозь подробности к мысли автора. Иногда это занимает пару часов, иногда пару месяцев: задаю вопросы, вязну в переписке, раздражаюсь, бросаю, снова берусь.
Делаю это с профессиональным удовольствием: мысль автора стоит этих усилий.
И с профессиональным отчаянием: все, что написано за эти годы, никого из тех, к кому обращался автор, ничему не научило.
Сквозная тема его материалов – грязные деньги и все, что им сопутствует: невнятные собственники, втянутые в коммерцию власти, коррумпированные спецслужбы. И главное – спрятанные в зарубежных банках миллиарды, украденные из бюджета, которые никто в России не умеет и не хочет искать, чтобы законным путем – через западные суды – возвратить на родину.
История, которая происходит с экономикой Кипра, была им предсказана много лет назад. Еще тогда, когда через офшоры острова, к примеру, компания «Мабетекс» с энтузиазмом перестраивала Кремль. Все эти годы мой автор пытался донести до всех заинтересованных сторон одно: грязные деньги, утекающие в том числе из России, рано или поздно приведут к катастрофе. И это не будет бедой и ответственностью отдельно взятой страны. Криминальные капиталы не знают границ, у их бенефициаров разные паспорта, а не слишком щепетильные банки работают не в одной юрисдикции.
Уже очевидно, что от кипрского кризиса пострадают в той или иной степени миллионы добропорядочных граждан. Но российские налогоплательщики, похоже, пострадают больше прочих. Это у них крали деньги через офшоры, а теперь их же налоги могут пойти на многомиллиардный кредит Кипру – слишком мало сомнений в том, что этот новый кредит (как и смягчение условий по старому) поддержит прежде всего офшорных воров, а не кипрскую экономику.
Не говорю о том, что российские власти и после кипрского кризиса не спешат в западные суды, чтобы найти украденное и вернуть деньги в Россию.
Так что пока мой автор не останется без новых тем, а я без редакторской каторги.
Да, его зовут Андрей Сотник. И его очередной материал – на странице 6 («Прецедент имени Владимира Кехмана»).
Разговор о других аспектах кипрского кризиса будет продолжен в майском номере газеты.
Автор: Людмила ТЕЛЕНЬ
Совместно с:
Комментарии